Самостоятельная работа студентов техникума

Самостоятельная работа студентов как фактор развития их познавательной деятельности Преподаватель                                                                               Суходол Т.В.       Самостоятельная работа, как составная неотъемлемая часть педагогического процесса, многофункциональна. Участие в ней развивает личность, формирует ее познавательные процессы и познавательные потребности, вводит студента в мир науки, научного творчества, способствует формированию его субъективных перспект...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа студентов как фактор развития их познавательной деятельности

Преподаватель Суходол Т.В.

Самостоятельная работа, как составная неотъемлемая часть педагогического процесса, многофункциональна. Участие в ней развивает личность, формирует ее познавательные процессы и познавательные потребности, вводит студента в мир науки, научного творчества, способствует формированию его субъективных перспектив и устремлений.

Личностная значимость различных видов самостоятельной работы студентов проявляется прежде всего в том, что знания, умения, навыки, приобретенные в ходе ее, затрагивают всю его познавательную сферу: мышление, память, воображение, чувства, волю. Этот интеллектуальный багаж становится индивидуально-личностным приобретением студента, его собственностью, влияющей на проектирование и реализацию его субъектных социальных, гражданственных, профессиональных предпочтений и навыков.

Можно выделить следующие уровни самостоятельной работы:

  1. Репродуктивно-алгоритмический - самостоятельная работа выполняется согласно предложенной схеме, образца. Дидактическая задача самостоятельной работы этого уровня: выработка умений и освоение первоначальных предметных знаний.

  2. Личностно-ролевой - студент делает самостоятельный выбор учебного задания, определяет свою роль при демонстрации результатов самостоятельной учебной работы: он - активный исполнитель (докладчик) или пассивный исполнитель (зритель, слушатель). Дидактическая задача этого уровня: развитие и совершенствование познавательных, интеллектуальных, коммуникативных умений; развитие познавательного интереса, формирование активных умений пользоваться языком науки, символами, кодами.

  3. Личностно-продуктивный - студент показывает свои предпочтения в выборе самостоятельного задания по критериям: сложность-легкость, теоретический-практический характер, творчество-эксперимент. Дидактическая задача: коррекция и развитие научно-практической компетенции студента в практической и научно-теоретической реализации, в оценке собственных знаний и практических умений.

  4. Личностно-креативный - студент проявляет активный интерес к участию в научно-исследовательской работе, включается в работу проблемной группы, демонстрирует свои креативные познавательные способности, участвуя в конкурсах, олимпиадах, конференциях, выполняет работу учебно-научного характера по индивидуальному графику.

Традиционно основное внимание на уроках русского языка сосредоточено на развитии устной и письменной речи. Для формирования коммуникативной компетенции, для развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом сомосовершенствовании необходимы речевая практика, речевой опыт. Как их приобрести, используя внеаудиторную самостоятельную работу? Одним из удачных примеров овладения речевой ситуацией может служить задание, ориентированное на изучение стилей речи. Так, при изучении публицистического стиля, студентам дается задание, при выполнении которого группа делится на подгруппы и, составив вопросы на различные темы, проводит интервью прохожих. Необходимо было опросить десять-двенадцать человек на определенную тему, провести анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы. Такого рода задание позволило развивать у студентов умение воспринимать устную речь, обучать правилам эффективного слушания в ситуации диалога, формировать умение вступать в речевое общение. Студенты использовали в речи особенности публицистики, формулировали вопросы и реплики, ориентируясь на поставленную задачу - получение информации различного характера. Эффективность такого способа формирования коммуникативных умений и навыков обусловлена именно естественностью речевых ситуаций, мотивированностью речевой деятельности, осознанием студентами необходимости решения коммуникативных задач для успешного осуществления данного вида деятельности.

Также большой интерес вызывает задание по определению выразительных средств художественного стиля в современной поэзии. Известно, что наиболее эффективным будет обучение, ориентированное на личный опыт обучающихся. Большинство студентов увлекаются современными музыкальными произведениями и это увлечение можно использовать при формировании заданий для самостоятельной работы. Так как нахождение заданных элементов структуры в их любимых произведениях, с одной стороны, вызывает несомненный интерес у студентов, с другой стороны, позволяет освоить учебный материал.

Активное участие в дискуссиях по проблемам литературного языка достигается предварительным заданием - изучить особенности жаргонов: молодежного, компьютерного, диалектов местности. Такие задания помогают определить пласты языка и выявить особенности каждого, при преобладании литературного. Творческая коллективная работа формирует коммуникативные умения: умение общаться с преподавателями, людьми разных возрастов, умения вести диалог, выслушивать мнение других и отстаивать свою точку зрения.

Самостоятельная работа студентов - это деятельность, являющаяся результатом как обучения, научения (то есть деятельности преподавателей), так и учения, индивидуального сознательно-волевого действия субъекта обучения (студента). Успешность выполнения самостоятельной работы, ее характера, уровня личностно-деятельностного, а особенно - научного, личностно-креативного порождает потребность в самообразовании, в стремлении к непрерывному образованию. Внеурочная деятельность открывает большие возможности для развития коммуникативной компетентности студентов.


© 2010-2022