Работа с текстом как одна из форм подготовки учащихся к ЕГЭ

В ряде документов последних лет неоднократно указывалось на необходимость последовательной реализации сознательно-коммуникативного принципа обучения языку, внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений, использование разнообразных видов деятельности, нацеленных на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение. Выполнение этих требований на всех ступенях обучения  фактически и способно стать основой для успешного овладения обучающимися навыка... Формой работы, идеально отвечающей всем этим требованиям, является   комплексная работа с текстом. Именно такая форма организации учебной деятельности, как показывает практика, наиболее целесообразна и результативна: комплексный анализ текста позволяет объединить ранее полученные лингвистические знания, обобщить их, увидеть возможность их использования в практической деятельности. Важно и то, что  данный вид упражнений особенно значим в плане совершенствования общеучебных умений школьников: восп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с текстом как одна из форм подготовки учащихся к ЕГЭ


Чикрина В.А.

МБОУ «Гимназия №3», г. Чистополь

В ряде документов последних лет неоднократно указывалось на необходимость последовательной реализации сознательно-коммуникативного принципа обучения языку, внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений, использование разнообразных видов деятельности, нацеленных на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение. Выполнение этих требований на всех ступенях обучения фактически и способно стать основой для успешного овладения обучающимися навыками, необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ в выпускном классе.

Формой работы на уроке, идеально отвечающей всем этим требованиям, я считаю комплексную работу с текстом. Именно такая форма организации учебной деятельности, как показывает практика, наиболее целесообразна и результативна: комплексный анализ текста позволяет объединить ранее полученные лингвистические знания, обобщить их, увидеть возможность их использования в практической деятельности. Важно и то, что данный вид упражнений особенно значим в плане совершенствования общеучебных умений школьников: воспринимать информацию различного содержания, видеть проблему и определять пути ее решения и т. д., так как изучение всех предметных областей предполагает умение работать с текстом.

Особое значение комплексный анализ текста имеет в системе подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена, в частности выполнения заданий по речеведению, содержащихся во второй части экзаменационной работы. Возможно, это самый эффективный путь решения проблемы, ежегодно выявляемой при анализе результатов ЕГЭ: недостаточно усвоенные разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста и комментарием проблематики текста, несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений.

Реализация межпредметных связей и использование регионального компонента в практической деятельности привело меня к разработке системы уроков комплексного анализа текста краеведческого содержания, которая способствует выработке наглядных представлений у учащихся, созданию эмоционального настроя на восприятие произведения, предоставляет возможность формирования нового подхода к интерпретации художественного текста как технологии общения с искусством. Немаловажно и то, что используемые мной тексты освещают военные годы жизни нашего города и писательской колонии, знакомят учащихся с той эпохой, восполняют пробел их литературного образования.

Систематическая работа с текстом, выполнение заданий, составленных в формате ЕГЭ, дают возможность учителю формировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции учащихся, знакомят их с формулировками и содержанием соответствующих заданий КИМов, психологически подготавливают к работе с текстом в режиме ЕГЭ.

К одному тексту предлагаются разнообразные задания речеведческого и языкового характера. Принцип тематического единства, на котором происходит организация работы, важен для создания развивающей речевой среды, приобщающей к культуре.

Комплексный анализ текста - исследовательская, творческая работа, поэтому единого плана проведения урока быть не может: каждый художественный текст неповторим, своеобразен. Важно, чтобы учитель уделил достаточно времени и внимания разработке заданий, направляющих деятельность школьников, подошел к этому творчески. Работа кропотливая, но активность ребят на таких уроках, их интерес и активная познавательная деятельность оправдывают затраченное время.

Если планируется проведение урока-практикума, то возможно включение в него работы по двум тематически близким, дополняющим друг друга текстам: микротексту с заданиями А6 - А11 и основному, предполагающему выполнение заданий А28 - А30 и заданий частей В и С. На их основе и организуется учебная деятельность школьников, включающая элементы лингвистического исследования. Примером подобной структуры занятия может служить урок «Пастернак в Чистополе», опубликованный в журнале «Русский язык», 2012, № 3

Исследовательская работа учащихся на уроке не ограничивается выполнением речеведческих заданий. Краеведческая основа предлагаемых мной для анализа текстов расширяет сферу деятельности обучающихся. Краеведение и интересно тем, что, являясь интегративной отраслью знаний, создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции, обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.

Развитию познавательного интереса, навыков работы с научной и научно-популярной литературой (т.е. формированию исследовательской компетенции) способствует создание историко-краеведческого комментария, без которого невозможно глубокое понимание содержания текста, а значит и написание сочинения-рассуждения по нему (часть С).

1) …И снова утро, знакомые шаги за окном. 2) Заботливая ру­ка ставит на подоконник кувшин с молоком. 3) Я слышу голос Зуль­фии, она зовет маму, заглядывает в окно. 4) И я впервые вижу Зульфию. 5) Смуглое с глубокими морщинами лицо, черные, с живым блеском глаза. 6) Эти глаза оглядывают комнату и вдруг оста­навливаются на моей кровати, на мне. 7) Зульфия хмурится и при­стально смотрит на меня.

8) Мама уже нашла деньги и подходит к окну, чтобы дать их Зульфии. 9) Но Зульфия указывает на меня:

10) - Это кто?

11) - Дочь.

12) - Больная?

13) - Да, очень больная.

14) Зульфия минуту молчит, затем спрашивает:

15) - Откуда ты?

16) - С Украины.

17) - Там война? 18) Фашист дом забрал, да?

19) Да, да... фашисты там все забрали, нашу советскую землю хотят забрать...

20) Зульфия задумывается. 21) Ее черные глаза снова останавли­ваются на мне.

22) - Не надо деньги,- говорит она и отходит от окна.

23) - Зульфия, Зульфия! - зовет мама. 24) Но Зульфия исчезает так быстро, что я даже не слышу шарканья ее туфель.

25) А на следующий день кувшин появляется на своем обычном месте, рядом с ним еще три большие, коричневые картофелины и два ярко-зеленых, пахнущих свежестью огорода огурца…

26) Идут дни... 27) Над Камой воют бураны. 28) Вечерами в печурке пы­лает огонь. 29) Днем мы не позволяем себе такой роскоши. 30) Я осво­бождаюсь от своих тридцати трех одежек и вижу две седые голо­вы. 31) Они склонились над маленьким смятым листочком - это наскоро написанный, словно опаленный дыханием войны, листок - письмо от сына Зульфии. 32) Мама читает, а Зульфия не сводит глаз с ее губ, словно хочет впитать в себя каждое слово.

33) Сын Зульфии сражается где-то там, за тысячи километров от маленького, заснеженного прикамского городка. 34) Может быть, он на обагренных кровью полях Украины, может быть, Белорус­сии, а может быть, под славной столицей - Москвой. 35) Мы не знаем, где он, но мы знаем - он солдат Советской Армии, защи­щает Родину, мир и счастье всех нас.

36) Вот мама закончила чтение. 37) Две старые женщины, две матери тихо беседуют о чем-то. 38) Вязальные спицы поблескивают в их руках. 39) Завтра еще одна посылка с теплыми варежками отправит­ся на фронт.

40) Я протягиваю руку и беру перо. 41) Еще болит голова, еще болит серд­це, но я пишу, и эти строки кажутся мне чудом!

42) Я пишу о женщинах, что сидят там, у печурки. 43) Одна с цвету­щих берегов Днепра, другая с Камы. 44) Я пишу о тепле материн­ских сердец, дружбе советских людей в тяжелые военные годы.

45) …Эти листки уже пожелтели от времени, уже навсегда ушла от меня моя дорогая мама. 46) Нет уже Зульфии - где-то на камском берегу зеленеет весной ее могила. 47) Но когда я прикасаюсь к этим пожелтевшим страницам дневника, мне кажется, что я чувствую тепло материнских сердец, которые согревали нас в годы суровых испытаний.

М. Сенгалевич. Из дневника военных лет

А28. В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) 25 2) 32 3) 35 4) 47

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 1-8?

1) описание 2) рассуждение с элементами описания

3) повествование 4) повествование с элементами описания

А30. В каком предложении использован фразеологический оборот?

1) 29 2) 30 3) 32 4) 35

В1. Укажите способ образования слова ПОСЫЛКА (предложение 39).

В2. Из предложения 25 выпишите действительное(-ые) причастие(-я).

В3. Из предложений 36-38 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 42-47 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 33-37 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 36-44 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 26-32 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Дневниковый характер записи и повествование от первого лица делают рассказ особенно проникновенным. Способствует этому и использование изобразительных средств: ____ («опаленный дыханием войны листок», «тепло материнских сердец»), ____ (предложения 26-28), а также включение в повествование ____ (предложения 9-23). Для большей выразительности автор использует такое лексическое средство, как ____ (предложение 41)».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) риторический вопрос

3) метафора

4) сравнение

5) эпитет

6) прямая речь

7) инверсия

8) ряды однородных членов

9) диалог


© 2010-2022