Открытый урок по литературе Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ф. И. Тютчева

  Тема урока: Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ф. И. Тютчева Цели урока: Образовательные:  Помочь обучающимся представить личность и творческую                      судьбу Ф. И. Тютчева; организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства любовной лирики поэта; Развивающие: Формировать у школьников умение целеполагания; развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы; спосо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»

Алексеевский филиал

Глушковского района Курской области









Литературная гостиная

«Художественное своеобразие и поэтическое мастерство

любовной лирики Ф. И. Тютчева»




Подготовила:

Курочкина Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Коровяковская средняя

общеобразовательная школа»

Алексеевский филиал








с. Алексеевка

2015 год

Тема урока: Художественное своеобразие и поэтическое мастерство

любовной лирики Ф. И. Тютчева

Цели урока:

Образовательные:

Помочь обучающимся представить личность и творческую судьбу Ф. И. Тютчева; организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства любовной лирики поэта;

Развивающие:

Формировать у школьников умение целеполагания; развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы; способствовать развитию интереса к поэзии;

Воспитательные:

Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников, воспитывать чувство уважения к Женщине.

Тип урока: урок усвоения новых знаний //комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).

Оборудование: портрет Ф. И. Тютчева, стенд о творчестве Ф. И. Тютчева, сборники стихотворений поэта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с основными этапами биографии замечательного лирика XIX века Фёдора Ивановича Тютчева. Дома вы читали по учебнику о Тютчеве, учили наизусть стихотворения, готовили краткий анализ. Итак:

  1. В чём особенности биографии Ф. И. Тютчева?

  2. Назовите журнал, публикация в котором принесла поэту известность?

  3. Назовите русского поэта, высоко оценившего творчество Фёдора Ивановича в своей статье «Русские второстепенные поэты»?

  4. В каком году вышел первый поэтический сборник Тютчева?

  5. Какова одна из основных тем лирики Тютчева, которую мы рассматривали на прошлом уроке?

  6. В чем особенности изображения природы Тютчевым?

  7. Прочитать наизусть подготовленное дома стихотворение, дать его краткий анализ.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Работа по теме урока.

Тема сегодняшнего урока - любовная лирика поэта Ф. И. Тютчева. Мы познакомимся, прочитаем, попытаемся прочувствовать и понять замечательные стихотворения, посвященные Женщине. Тема любви в зрелой лирике Тютчева стала одной из центральных. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. В 1826 году Ф. И. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом, - «Я встретил вас». Это стихотворение имеет посвящение К. Б., хотя адресат - Амалия Лерхенфельд. По свидетельству поэта Полонского Я. П., инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюденер» (фамилия в замужестве).

- Чтение стихотворения учителем.

К. Б.

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило:

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

26 июля 1870

- Чтение стихотворения обучающимися.

- Беседа: - Что пробуждает в лирическом герое встреча через много-много лет с женщиной, которую он когда-то любил?

- Это стихотворение положено на музыку и известно как замечательный романс. (Прослушивание романса)

1. Рассказ учителя:

Через 12 лет, в 1838 году, жена Тютчева Элеонора пережила сильнейшее нервное потрясение - пожар на пароходе, на котором с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, она умирает. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Немало стихотворений посвятил он ей. Одно из них «Не знаю я, коснется ль благодать». Фёдор Иванович вложил листок со стихами в гербарий жены, чтобы она нашла их ненароком. Но так уж получилось, что она не увидела их, а он не вспомнил. На 24 года стихи как бы исчезли из бытия. Уже 2 года прошло после смерти поэта, когда Эрнестина Фёдоровна случайно наткнулась на них. Иван Сергеевич Аксаков писал; «Каков же был её сюрприз, её радость и скорбь при чтении этого замечательного привета, такого привета, такого признания её подвига жены, её дела любви».

- Чтение стихотворения учителем.

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была -

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Апрель 1851

- Чтение стихотворения обучающимися.

- Беседа: - Как понимаете последние строки стихотворения?

2. Рассказ учителя:

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл - вершина любовной лирики Тютчева. Елене Александровне Денисьевой 24 года. Бедна, но родовита. Сирота, живет с тёткой. А тётка - инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумца господина Тютчева. Озабоченная судьбой племянницы, тётка возит её по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает счастливой наружностью, умна, прелестна, эмоциональна, энергична, весела. С самой первой встречи Фёдор Иванович сразу понял: с этой встречей, с этой любовью пришла его минута роковая, время, не сулящее ни покоя, ни гармоничного блаженства, и всё же неизбежное, как жизнь и как смерть. Непроизвольно, с жестокой точностью Тютчев-поэт вел дневник любви Тютчева-человека, и рождалось на свете одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.

- Чтение учителем стихотворения «О, как убийственно мы любим».

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Первая половина 1851

- Чтение стихотворения обучающимися.

- Вопрос: - Каким чувством проникнуто это стихотворение?

3. Рассказ учителя:

Любящему сердцу было непереносимо тяжело. Это ж такой скандал был! Такая замечательная «многоножная» и «многокольчатая» сплетня! Ударила сплетня в Елену Александровну, отрикошетила, ударила по тётке, и та была вынуждена оставить Смольный. Отец, живший со второй женой, вдруг объявился - и только для того, чтобы отречься от дочери. Двери всех домов захлопнулись. И наступила бы полная немота, полный вакуум, если бы не заполнился он для Елены Александровны её огромной, непереносимой, грешной и святой любовью. Да, грешной - ведь не в браке; да, святой - ведь одна и на всю жизнь. И вот колыбель, первая их дочь - Елена-младшая, и его шёпот, как раскаяние и как мольба.

- Чтение учителем «Не раз ты слышала признанье».

Не раз ты слышала признанье:

«Не стою я любви твоей».

Пускай моё она созданье -

Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею

Мне больно вспомнить о себе-

Стою, молчу, благоговею

И поклоняюся тебе...

Когда порой так умиленно,

С такою верой и мольбой

Невольно клонишь ты колено

Пред колыбелью дорогой,

Где спит она - твое рожденье -

Твой безымянный херувим,-

Пойми ж и ты мое смиренье

Пред сердцем любящим твоим.

1851, после 20 мая

- Чтение стихотворения обучающимися.

- Вопрос: - Какие чувства испытывает лирический герой при виде своей любимой?

4. Рассказ учителя:

Ели Денисьева была отвержена «светом», то Тютчев по-прежнему оставался завсегдатаем петербургских аристократических салонов, постоянно бывал на раутах у великих княгинь. С семьёй Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом… и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность.

Да, Елена Александровна была выше в любви, цельнее, безогляднее. Она не писала стихов, но Фёдор Иванович помог выразиться её сердцу, обратившись к самому себе от её лица:

- Чтение стихотворения «Не говори: меня он, как и прежде, любит».

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им, им одним живу я

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Между июлем 1850 и серединой 1851

- Чтение стихотворения обучающимися.

- Вопросы: - От чьего лица ведётся монолог?

- Что она чувствует?

- Действительно ли было так? Ведь пишет Тютчев?

5. Рассказ учителя:

У них родятся трое детей, все - Тютчевы, все - незаконнорожденные; рок, о котором и он, и она столь часто вспоминали, беспощадно расправится с Еленой-младшей - она умрёт в 14 лет от скоротечной чахотки, а на другой день - скончался от той же болезни годовалый Николай. Слава Богу, мать не увидела этого - она умерла от той же чахотки, когда Николаю исполнилось всего два месяца, - и было ей тогда 38 лет. Тютчеву она подарила 14 лет жизни, счастья и боли.

«Всё кончено - вчера мы её хоронили. Что это такое? Что случилось? О чём это я вам пишу - не знаю. Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё…»

  1. Рассказ учителя:

Но незадолго до этого скорбного дня, за десятилетие или более того, Фёдор Иванович всё это уже знал - именно знал и это знание - самая таинственная и скорбная загадка поэзии.

В 12 строках уместилась и вечная загадка Фауста, и разгадка, не дающая облегчения, и только у вечного космоса можно попросить не остановленного мгновения, но промедления этого мгновения. Прочитаем это заклинание вслух, и вы почувствуете в длинной выбивающейся строке этот сердечный растянутый удар, - такие стихи пишутся раз в жизни даже гением.

- Чтение стихотворения «Последняя любовь».

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет.

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Между серединой 1851 и началом 1854

- Чтение стихотворения обучающимися.

7. Рассказ учителя:

Человек-Тютчев был часто слаб, Тютчев-поэт строил памятник Женщине. «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях.

Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Л. Н. Толстой как-то сказал начинающему Горькому: «Надо учиться стихам у Пушкина, Тютчева, Шеншина»

  1. Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- Какое стихотворение из любовной лирики поэта более близко вам, почему?

- В чём, по-вашему, поэтический гений поэта?

VI. Домашнее задание:

1) Читать стихотворения о любви.

2) Выучить наизусть стихотворение «Последняя любовь» или

«Я встретил вас…».

3) Подготовить анализ стихотворения.



© 2010-2022