Урок литературы по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» по теме «Хлестаков и хлестаковщина»

Конспект урока Тема: Хлестаков и хлестаковщина. Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах (соответствует требованиям ФГОС ООО). Задачи: подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»; дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»; работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск Лицей "Эврика"










Электронная методическая разработка

в рамках городского профессионального

конкурса учителей 2013 года







Хлестаков и хлестаковщина

(по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Урок литературы

8 класс

Автор разработки:

Якунина Марина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы.





г. Саяногорск, 2013 г.

Конспект урока

Тема: Хлестаков и хлестаковщина.

Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах (соответствует требованиям ФГОС ООО).

Цели:

1) обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (образовательная цель);

2) определение понятия «хлестаковщина» как социального явления (воспитательная цель);

3) формирование УУД и УУУ - универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи (развивающая цель).

Задачи:

1) подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»;

2) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»;

3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги, маркеры для составления кластеров.

Пояснение: урок проводится по цикло-блочной системе, сдвоенный, завершает изучение комедии.

Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности (умеют распределять роли, слаженно выполнять задачи, знакомы с технологией составления кластера).

Урок сопровождается презентацией.

Межпредметные связи: МХК, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Тема

Хлестаков и хлестаковщина

Тип урока

личностно-ориентированный

Вид урока

урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью

Организация пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

Цель

образовательная

воспитательная

развивающая

обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

определение понятия «хлестаковщина» как социального явления

формирование УУД и УУУ - универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи

Задачи

подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»

дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»

работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат

Формирование УУД и УУУ на этапах урока

1. Орг. момент Мотивация деятельности, актуализация знаний через проблемный диалог

личностные: самоопределение, постановка вопросов

регулятивные: целеполагание

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

2. Практическая деятельность учащихся:

Групповая работа с самопроверкой по эталону

регулятивные: прогнозирование

познавательные: логические - анализ объектов, моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

коммуникативные - сотрудничество в поиске и выборе информации

Озвучивание и визуализация результатов работы групп

регулятивные: контроль, оценка, коррекция

познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

коммуникативные: управление поведением партнеров - контроль, коррекция, оценка действий партнеров

3. Рефлексия (фронтальная беседа и индивидуальная работа - сочинение)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные: осознание качества и уровня усвоения

личностные: смыслообразование, самоопределение

Ход урока

I урок

1. Объявление темы, целей, задач урока, а также планирование деятельности через проблемный диалог (5 минут).

На экране эпиграф к уроку:

«Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят…»

Г.А Гуковский "Реализм Гоголя"

Учитель:

Да, у страха глаза велики!.. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков - центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант: «...Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть, как следует «Ревизора»).

В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…

Как вы думаете, ребята, может ли быть «труднейший» образ героя, требующий таланта решительного актера, быть однозначным, то есть раскрываться в одном направлении? Конечно, нет. Что значит слово «неоднозначный»? Подберите синонимы.

Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества…

Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Удивлены? Сегодня на уроке мы посмотрим с необычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явление, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, сформулируйте тему урока.

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель демонстрирует следующий слайд: Хлестаков и хлестаковщина.

УУрок литературы по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» по теме «Хлестаков и хлестаковщина»читель: Посмотрите на тему ещё раз. Хлестаков хлестаковщина?

Для того чтобы прийти к конечному пункту, необходимо проделать определенный путь. Каковы его этапы?

Учащиеся высказывают свои предположения, составляется план работы: 1) дать полную характеристику Хлестакову, 2) определить, какие черты легли в основу хлестаковщины.

2. Практическая деятельность учащихся.

Характеристика Хлестакова по типовому плану.

Определение проектных задач малым группам (5 уч-ся) - карточки: работа с текстом, подбор примеров, цитат, составление кластера, схем. Время выполнения 20 минут.

Карточки.

1.

Хлестаков и другие

  1. Хлестаков и городничий

  2. Хлестаков и чиновники

  3. Хлестаков и просители

  4. Хлестаков и женщины

* Каков герой в общении с этими людьми? Как вы думаете, с кем Хлестакову нравится общаться больше всего? Почему?

2.

Говорящие названия

  1. Говорящая фамилия

  2. Говорящие названия, которые могут рассказать о Хлестакове.

Вспоминается «легкость необыкновенная», которой обладает Хлестаков. Д. С. Мережковский пишет: «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, -вот-вот вспорхнет и улетит». Об этой черте Хлестакова говорит и В. В. Набоков в статье о Гоголе: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом поведения, услаждающих дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов. Он беспредельно и упоительно вульгарен, и дамы вульгарны, и тузы вульгарны - вся пьеса, в сущности… состоит из особой смеси различных вульгарностей…»

Таким образом, Гоголь использовал говорящие фамилии. Можно предположить и то, что фамилия Хлестакова говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих. Говорит о Хлестакове и фамилия его приятеля Тряпичкина, который по своим качествам схож с главным героем: недаром городничий, подчеркивая ничтожество Хлестакова, называет его «тряпкой».

Говорящим является и название деревни Хлестакова - Подкатиловка. Вспомним, как мечтал Хлестаков приехать домой в петербургском костюме, «подкатить эдаким чертом» к какому-нибудь помещику, то есть произвести эффект.

3.

Описание героя. Гоголь о Хлестакове. Хлестаков о себе.

  1. Описание (из «Замечаний для господ актеров»)

  2. Каким видит Хлестакова Гоголь?

  3. Характерные монологи Хлестакова, их роль.

Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. В нем все сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он.

Голодные мечты Хлестакова кажутся химерой, но им суждено сбыться.

4.

Речь героя

  1. К кому обращена речь?

  2. О чем говорит?

  3. Подбор слов?

  4. Характер предложений.

  5. Тон речи. Как говорит?

Путаница стилей.

Заимствование из литературы.

Отсутствие речи в сторону.

Хлестаков - дитя литературы и дитя литературщины. Литература и литературщина мешаются в его речах. Путаница - любимая героиня Гоголя.

Слова выскакивают из него непроизвольно. Начав врать, он ничего не боится. Хлестаков творит эту комедию (бессознательно, но вдохновенно). Свое красноречие, свои приемы он заимствует из романов и повестей «Библиотеки для чтения», а иногда даже и из более высоких образов литературы. Из Марлинского, а порой из Пушкина. Он сыплет образцами прозы Жуковского и Карамзина. Хлестаков говорит не своим, а чужим языком.

5.

Поступки. Развитие характера.

  1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.

  2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.

  3. Вранье Хлестакова. Роль эпизода.

Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше.

Во время работы групп учитель осуществляет контроль, коррекцию, при затруднении дает дополнительную информацию (выделена курсивом), по истечении времени уч-ся можно дать примерные ответы - эталон для самопроверки.

Озвучивание и визуализация результатов работы групп (20 минут).

II урок

3. Рефлексия

Учитель: Какую сцену комедии можно считать кульминацией, самой главной для раскрытия характера нашего героя? Это сцена «вранья» (просмотр видеофрагмента). Какие качества Хлестакова в ней заострены?

Ответы учащихся: легкомыслие, безудержность, завышенная самооценка…

Учитель: Да, актеру удалось подчеркнуть именно эти качества разнопланового характера героя. Как известно, комедия до сих пор с успехом идёт на многих сценах наших театров, она проиллюстрирована многими художниками и даже запечатлена в скульптуре (показ слайдов). А какие черты несут в себе эти «Хлестаковы»? (16 иллюстраций)

Обсуждение.

Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока… Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!

Обсуждение:

  • молодой человек лет 23-24 (молодость - явно положительное качество, молодость многое прощает…);

  • одет по моде;

  • знаком с русской и зарубежной литературой;

  • умеет увлечь слушателей;

  • нравится женщинам;

  • разбирается в людях;

  • наивен и простодушен.

Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? И какие качества легли в основу хлестаковщины?

Обсуждение.

Кто же такой Хлестаков?

Что такое «хлестаковщина?»

Хвастун, фантазёр

Хвастовство, бахвальство, тщеславие

Глупец

глупость

бездельник, лентяй

Безответственность, потребительство

Лжец, обманщик

Ложь, обман

трус

трусость

Хлестаковщина - это…

  • бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами,

  • стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле,

  • пристрастие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.

Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?

Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина - не исключение, а социальное (общественное) явление?

А теперь самый сложный вопрос… Есть ли в вас частичка Хлестакова?

Предлагаю ответить на этот вопрос письменно (на слайде) вопросы-подсказки и памятка написания сочинения-рассуждения.

Написание сочинения (150 слов). Время 20 минут.

4. Итог урока.

Учащиеся (1-2) зачитывают сочинение. Выставление оценок. Остальные учащиеся сдают письменные работы.

Вывод (учитель): Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?

Ответы учащихся: узнали, что в каждом из нас «сидит» Хлестаков.

Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!

Домашнее задание: прочитать повесть «Шинель», подготовить рассказ о главном герое (по типовому плану).


Урок литературы по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» по теме «Хлестаков и хлестаковщина»



© 2010-2022