- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» по теме «Хлестаков и хлестаковщина»
Урок литературы по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» по теме «Хлестаков и хлестаковщина»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якунина М.Л. |
Дата | 05.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск Лицей "Эврика"
Электронная методическая разработка
в рамках городского профессионального
конкурса учителей 2013 года
Хлестаков и хлестаковщина
(по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)
Урок литературы
8 класс
Автор разработки:
Якунина Марина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы.
г. Саяногорск, 2013 г.
Конспект урока
Тема: Хлестаков и хлестаковщина.
Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах (соответствует требованиям ФГОС ООО).
Цели:
1) обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (образовательная цель);
2) определение понятия «хлестаковщина» как социального явления (воспитательная цель);
3) формирование УУД и УУУ - универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи (развивающая цель).
Задачи:
1) подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»;
2) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»;
3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.
Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги, маркеры для составления кластеров.
Пояснение: урок проводится по цикло-блочной системе, сдвоенный, завершает изучение комедии.
Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности (умеют распределять роли, слаженно выполнять задачи, знакомы с технологией составления кластера).
Урок сопровождается презентацией.
Межпредметные связи: МХК, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Тема
Хлестаков и хлестаковщина
Тип урока
личностно-ориентированный
Вид урока
урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью
Организация пространства
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа
Цель
образовательная
воспитательная
развивающая
обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
определение понятия «хлестаковщина» как социального явления
формирование УУД и УУУ - универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи
Задачи
подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»
дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»
работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат
Формирование УУД и УУУ на этапах урока
1. Орг. момент Мотивация деятельности, актуализация знаний через проблемный диалог
личностные: самоопределение, постановка вопросов
регулятивные: целеполагание
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
2. Практическая деятельность учащихся:
Групповая работа с самопроверкой по эталону
регулятивные: прогнозирование
познавательные: логические - анализ объектов, моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
коммуникативные - сотрудничество в поиске и выборе информации
Озвучивание и визуализация результатов работы групп
регулятивные: контроль, оценка, коррекция
познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
коммуникативные: управление поведением партнеров - контроль, коррекция, оценка действий партнеров
3. Рефлексия (фронтальная беседа и индивидуальная работа - сочинение)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
познавательные: осознание качества и уровня усвоения
личностные: смыслообразование, самоопределение
Ход урока
I урок
1. Объявление темы, целей, задач урока, а также планирование деятельности через проблемный диалог (5 минут).
На экране эпиграф к уроку:
«Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят…»
Г.А Гуковский "Реализм Гоголя"
Учитель:
Да, у страха глаза велики!.. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков - центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант: «...Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть, как следует «Ревизора»).
В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…
Как вы думаете, ребята, может ли быть «труднейший» образ героя, требующий таланта решительного актера, быть однозначным, то есть раскрываться в одном направлении? Конечно, нет. Что значит слово «неоднозначный»? Подберите синонимы.
Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества…
Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Удивлены? Сегодня на уроке мы посмотрим с необычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явление, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, сформулируйте тему урока.
Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель демонстрирует следующий слайд: Хлестаков и хлестаковщина.
Учитель: Посмотрите на тему ещё раз. Хлестаков хлестаковщина?
Для того чтобы прийти к конечному пункту, необходимо проделать определенный путь. Каковы его этапы?
Учащиеся высказывают свои предположения, составляется план работы: 1) дать полную характеристику Хлестакову, 2) определить, какие черты легли в основу хлестаковщины.
2. Практическая деятельность учащихся.
Характеристика Хлестакова по типовому плану.
Определение проектных задач малым группам (5 уч-ся) - карточки: работа с текстом, подбор примеров, цитат, составление кластера, схем. Время выполнения 20 минут.
Карточки.
1.
Хлестаков и другие
-
Хлестаков и городничий
-
Хлестаков и чиновники
-
Хлестаков и просители
-
Хлестаков и женщины
* Каков герой в общении с этими людьми? Как вы думаете, с кем Хлестакову нравится общаться больше всего? Почему?
2.
Говорящие названия
-
Говорящая фамилия
-
Говорящие названия, которые могут рассказать о Хлестакове.
Вспоминается «легкость необыкновенная», которой обладает Хлестаков. Д. С. Мережковский пишет: «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, -вот-вот вспорхнет и улетит». Об этой черте Хлестакова говорит и В. В. Набоков в статье о Гоголе: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом поведения, услаждающих дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов. Он беспредельно и упоительно вульгарен, и дамы вульгарны, и тузы вульгарны - вся пьеса, в сущности… состоит из особой смеси различных вульгарностей…»
Таким образом, Гоголь использовал говорящие фамилии. Можно предположить и то, что фамилия Хлестакова говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих. Говорит о Хлестакове и фамилия его приятеля Тряпичкина, который по своим качествам схож с главным героем: недаром городничий, подчеркивая ничтожество Хлестакова, называет его «тряпкой».
Говорящим является и название деревни Хлестакова - Подкатиловка. Вспомним, как мечтал Хлестаков приехать домой в петербургском костюме, «подкатить эдаким чертом» к какому-нибудь помещику, то есть произвести эффект.
3.
Описание героя. Гоголь о Хлестакове. Хлестаков о себе.
-
Описание (из «Замечаний для господ актеров»)
-
Каким видит Хлестакова Гоголь?
-
Характерные монологи Хлестакова, их роль.
Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. В нем все сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он.
Голодные мечты Хлестакова кажутся химерой, но им суждено сбыться.
4.
Речь героя
-
К кому обращена речь?
-
О чем говорит?
-
Подбор слов?
-
Характер предложений.
-
Тон речи. Как говорит?
Путаница стилей.
Заимствование из литературы.
Отсутствие речи в сторону.
Хлестаков - дитя литературы и дитя литературщины. Литература и литературщина мешаются в его речах. Путаница - любимая героиня Гоголя.
Слова выскакивают из него непроизвольно. Начав врать, он ничего не боится. Хлестаков творит эту комедию (бессознательно, но вдохновенно). Свое красноречие, свои приемы он заимствует из романов и повестей «Библиотеки для чтения», а иногда даже и из более высоких образов литературы. Из Марлинского, а порой из Пушкина. Он сыплет образцами прозы Жуковского и Карамзина. Хлестаков говорит не своим, а чужим языком.
5.
Поступки. Развитие характера.
-
Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.
-
Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.
-
Вранье Хлестакова. Роль эпизода.
Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше.
Во время работы групп учитель осуществляет контроль, коррекцию, при затруднении дает дополнительную информацию (выделена курсивом), по истечении времени уч-ся можно дать примерные ответы - эталон для самопроверки.
Озвучивание и визуализация результатов работы групп (20 минут).
II урок
3. Рефлексия
Учитель: Какую сцену комедии можно считать кульминацией, самой главной для раскрытия характера нашего героя? Это сцена «вранья» (просмотр видеофрагмента). Какие качества Хлестакова в ней заострены?
Ответы учащихся: легкомыслие, безудержность, завышенная самооценка…
Учитель: Да, актеру удалось подчеркнуть именно эти качества разнопланового характера героя. Как известно, комедия до сих пор с успехом идёт на многих сценах наших театров, она проиллюстрирована многими художниками и даже запечатлена в скульптуре (показ слайдов). А какие черты несут в себе эти «Хлестаковы»? (16 иллюстраций)
Обсуждение.
Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока… Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!
Обсуждение:
-
молодой человек лет 23-24 (молодость - явно положительное качество, молодость многое прощает…);
-
одет по моде;
-
знаком с русской и зарубежной литературой;
-
умеет увлечь слушателей;
-
нравится женщинам;
-
разбирается в людях;
-
наивен и простодушен.
Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? И какие качества легли в основу хлестаковщины?
Обсуждение.
Кто же такой Хлестаков?
Что такое «хлестаковщина?»
Хвастун, фантазёр
Хвастовство, бахвальство, тщеславие
Глупец
глупость
бездельник, лентяй
Безответственность, потребительство
Лжец, обманщик
Ложь, обман
трус
трусость
Хлестаковщина - это…
-
бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами,
-
стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле,
-
пристрастие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?
Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина - не исключение, а социальное (общественное) явление?
А теперь самый сложный вопрос… Есть ли в вас частичка Хлестакова?
Предлагаю ответить на этот вопрос письменно (на слайде) вопросы-подсказки и памятка написания сочинения-рассуждения.
Написание сочинения (150 слов). Время 20 минут.
4. Итог урока.
Учащиеся (1-2) зачитывают сочинение. Выставление оценок. Остальные учащиеся сдают письменные работы.
Вывод (учитель): Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?
Ответы учащихся: узнали, что в каждом из нас «сидит» Хлестаков.
Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!
Домашнее задание: прочитать повесть «Шинель», подготовить рассказ о главном герое (по типовому плану).