Однородные и неоднородные определения (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузенбаева Айгерим Шакизадаевна

учительница русского языка и литературы

средняя школа № 211 им.А.Байтурсынова

город Кызылорда

Республика Казахстан

Урок: Русская речь

Дата: 29.01.2016

Класс: 8 «Ә»

Лексическая тема урока: картина А.Кастеева «Зимовка»

Грамматическая тема: «Однородные и неоднородные определения»

Цели:

Образовательные: дать знания по теме «Однородные и неоднородные определения» и постановку знаков препинания при них; различать их на письме, формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

Развивающие: развивать речь учащихся, используя текст из художественной литературы, развивать умение работать в группах, давать оценку ответам одноклассников, сравнивать, анализировать, формировать вопросы, делать вставки; развивать внимание к слову как лексической единице речи, совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимание, взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к русскому языку;

Тип урока: комбинированный

Метод: коммуникативный

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы для учащихся, дидактические материалы, учебник по русской речи для 8 класса, тесты

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины-

ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый

и свободный русский язык!

И.С. Тургенев


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Психологический настрой. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, дорогие ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся! Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало. С чего начнем урок? (с записи даты, темы урока) Урок русского языка. А в мире существует огромное количество языков, и у каждого из них свой характер. Французская и итальянская речь звучит легко и изящно, немецкая - строго и решительно, испанская - страстно и энергично. А русский язык признан в мире одним из самых красивых. В нем почти все очень приятно для слуха, все размеренно, гармонично. Русский язык, по словам А. Куприна, красив, певуч, выразителен. Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать еще об одном необычном свойстве языка: почему в одном случае между определениями ставим запятую, а в другом нет? Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке, чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

  1. Проверка домашнего задания.

- В течение нескольких уроков мы изучаем тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках однородных членов предложения и знаках препинания при них.

- Ребята, давайте сначала проверим ваше домашнее задание. Что было задано на дом? О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Кто хочет начать?

Упражнение №1 стр/168

/Выпишите из текста предложения с однородными членами объясните расстановку знаков препинания/

БЛИЦ-ОПРОС

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

- Что вы знаете об обобщающих и вводных словах?


  1. Основная часть урока

Лексическая тема: картина А.Кастеева «Зимовка»

Однородные и неоднородные определения (8 класс)Однородные и неоднородные определения (8 класс)



Однородные и неоднородные определения (8 класс)Однородные и неоднородные определения (8 класс)



Однородные и неоднородные определения (8 класс)



Грамматическая тема: «Однородные и неоднородные определения»

Однородные и неоднородные определения (8 класс)


Однородные определения

Признаки и условия однородности

1. Перечисляют признаки разных предметов

2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние

3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее

4. Между определениями можно вставить союз и

5. Стоят после определяемого слова

6. Выражены прилагательным и причастным оборотом

7. Выражены качественными прилагательными

Неоднородные определения

Признаки и условия неоднородности

1. Характеризуют предмет с разных сторон

2. Выражены относительными прилагательными

3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного

4. Между определениями нельзя вставить союз и

Однородные и неоднородные определения (8 класс)Однородные и неоднородные определения (8 класс)




Стадия «Вызов».

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.

- Скажите, у вас не возникли какие- то вопросы? Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

(Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.) У них возникают следующие вопросы:

Ученики: Почему в предложениях № 2 между словами нет запятой?

Учитель: А каким членом предложения являются эти слова? А однородные ли эти определения?

- Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.

А чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения.

(Учащиеся называют эти признаки):

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены относятся к одному и тому же слову.

Связаны сочинительной связью, равноправны , между однородными членами можно поставить союз и.

Однородные члены перечисляются.

Однородные члены разделяются запятой.

Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

(анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не соответствуют признакам однородности.)

- Как бы вы их назвали? (Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и "неоднородные определения").

- Как эти предложения могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока. Поставьте перед собой цели.

- научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;

- научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;

- Ваши предположения, какие определения называются неоднородными?

Однородные и неоднородные определения (8 класс)

Прием «Дерево предсказаний»

- Колонки почти заполнены.

- Какие поставили вопросы к изучаемой теме?

- Как работаем дальше?

- Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы

Прием «Бортовой журнал»

Для работы по теме нашего урока мы вновь прибегнем к «Бортовому журналу». Заполним таблицу «ЗХУ»

- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;

З - что я знаю по данной теме

Х - что хочу узнать

У - что я узнал




Стадия осмысления. Прием «Инсерт».

- Посмотрите на экран. Перед вами предложения с однородными и неоднородными определениями. ( задание на интерактивной доске) Запишите в свои тетради предложения, разделите однородные и неоднородные определения в два столбика. Возьмите простой карандаш. Прочитайте предложения, делая пометки карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое, «?»- не понял. Новое вносите в бортовой журнал.

/Учащиеся самостоятельно читают предложения, делают отметки на полях и записи в бортовом журнале/.

Однородные и неоднородные определения (8 класс)Однородные и неоднородные определения (8 класс)



После прочтения задания, беседа.

- Какие новые сведения вы отметили для себя? Всё ли понятно? Какие появились вопросы?

- Сопоставьте левую и правую части журнала и оцените, насколько возросли ваши знания по изучаемой теме. Молодцы! Вы хорошо справились с работой.

Закрепление изученного материала. Тестирование.

XII. Итог урока. Выставление оценок.

Оформление «Бортового журнала» «З-Х-У», листов самоконтроля.

Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.
Рефлексия: На доске - плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята.
Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?


Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.

Однородные и неоднородные определения (8 класс)Однородные и неоднородные определения (8 класс)



XIII. Домашнее задание.

Однородные и неоднородные определения (8 класс)



- Я благодарю всех за работу на уроке. Вы сегодня были очень активными. Урок окончен. До свидания.

© 2010-2022