Статья Из опыта работы. Проект педагогического эксперимента

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Из опыта работы. Проект педагогического эксперимента

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44 городского округа Тольятти

Проект педагогического эксперимента

по освоению и внедрению современных образовательных технологий, реализованных учителем русского языка и литературы Шишкиной Е.А. в МБУ СОШ №44 за 2012-2013 год

Цель: проанализировать эффективность применения современных образовательных технологий в своей педагогической деятельности

Обучаясь на курсах повышения квалификации по именному образовательному чеку - вариативный блок с 25.03.-29.03.2013 по теме «Современный урок русского языка», посещая семинары и открытые уроки, организованные ресурсным центром образования города Тольятти :

  1. Семинар « Основные требования к современному уроку», ответственная Овчинникова Е.В., методист по русскому языку МОУ ДПОС « Ресурсный центр» г. Тольятти.

  2. Обучение по применению технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы учителей города. МОУ ДПОС « Ресурсный центр» г. Тольятти.

  3. Открытый урок диалогического общения по литературе. Взаимосвязь человека и природы. Сочувствие «всему живому» по рассказу Л.Андреева «Кусака». Учитель русского языка и литературы высшей категории Вечканова А.В. МБУ СОШ №44;

работая над проектом по самообразованию, я познакомилась и овладела отдельными современными образовательными технологиями. По данной теме я прочитала следующую литературу:

1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.

3.И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.

4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.

5.Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Научно-методические материалы для педагогов.

6. rus.1september.ru -газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
lit.1september.ru - газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».
slovesnik-oka.narod.ru

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

В настоящее время в системе школьного образования возникло понятие «педагогическая технология». Наиболее емкими и конкретными определениями образовательной технологии, на мой взгляд, являются следующие:
Образовательная технология - упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук)
Образовательная технология - конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин).
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении - это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

Представлю технологии , средства и приемы которых я применяю в преподавании русского языка и литературы.

1) Остановлюсь подробнее на технологии развития критического мышления через чтение и письмо , как успешно применяемой мной на практике. Мной был подготовлен проект по данной технологии на тему: «Технология критического мышления как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы», который я представляла на методическом объединении учителей гуманитарного цикла ( Протокол №2 от 28.09.2013 года) ,а затем опубликовала на сайтеprodlenka.org metodicheskie-razrabotki и получено свидетельство серии 52430-29761 от 23.01.2014 года.

За время своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания.

Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Когда я впервые познакомилась с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - РКМЧП, я не сразу поняла, насколько она эффективна. Но что-то заставило меня присмотреться к ней внимательнее. Потом были первые попытки её применения, и всё больше я убеждалась, что мне это надо. Постепенно методика «разложилась» на мою практику поэтапно, по ступенькам. Выяснилось, что главное для меня в этой методике - свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов. Я принимала активное участие в работе методического объединения, где представляла методические наработки по теме: «Методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

Использование данной технологии представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Основа технологии - трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации.
Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.
Технологические этапы
1 фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы работы

  • Аппелирует к имеющимся знаниям у учащихся ,

  • активизирует опыт учеников,

мотивирует на учебную деятельность

  • Вспоминает, что ему известно по обсуждаемому вопросу,

  • делает предположения,

задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

  • Кластеры

  • Таблицы

  • Верю - не верю

Ключевые слова

II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Приемы работы




  • Сохранение интереса к проблеме при работе с новой информацией.

  • Продвижение от «старого» знания к «новому»


  • Читает (слушает) текст, используя активные методы чтения.

  • Делает пометки или записи по мере осмысления информации.


  • Маркировка текста

  • Двойной дневник

  • Бортовой журнал

  • Таблицы

III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы работы


  • Возвращает учащихся к первоначальным записям и предположениям,

  • побуждает к обмену мнениями, к дискуссии


  • Соотносит новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления,

  • участвует в дискуссии


  • Кластеры

  • Таблицы

  • Дискуссии

  • Эссе, синквейн и другие виды творческой работы

Приемы и средства, используемые в моей практике

Работу с кластером я начинаю с 5 класса как на уроках русского языка , так и литературы, постепенно усложняя его у каждом классе ,учащимся нравится составлять, дополнять, конструировать. Кластеры позволяют открыто и свободно думать по поводу какой-либо темы. Этот прием я использую на разных стадиях урока: для стимулирования мыслительной деятельности, структурирования материала, при подведении итогов. Графическая организация материала позволяет демонстрировать процесс мышления. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Часто использую таблицу « Знаю, Умею. Хочу знать». Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Пример использования.

Литература 6 класс. Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко).

Я предлагаю детям рассказать, что они знают о М.Зощенко (парная работа). Результаты беседы фиксируются в графах «знаю», «источники информации». Затем фиксируют вопросы о Зощенко, ответы на которые хотелось бы узнать.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Писатель - юморист

Автор рассказов «Галоша», «Монтер», «Великие путешественники»

Где родился?

Какой была семья?

Как он создавал свои произведения?

Что больше всего ценил в людях?

Чтение учебника и индивидуально заполняют графу «узнал». Обсуждение информации.

Рефлексия : творческая работа «Что имел ввиду Л.Утесов, называя Зощенко «большим человеком»?

Для старшеклассников я добавляю графу «источник получения информации» с целью отслеживания работы с дополнительными источниками

Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интересный диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом. Указанный прием я использую на уроках литературы в 10-11 классах, а также на элективных курсах.

«Верные - неверные утверждения». Этот прием помогает развивать умение прогнозировать. На стадии вызова я предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие утверждения были верными.

Предлагаю утверждения к творчеству А.П. Чехова в 10 классе.

- написал пьесу «Чайка» (В)

- музей Чехова находится в Ялте (в)

- ему принадлежит рассказ «Муму» (Н)

- настоящее имя Антоша Чехонте (в)

Данный прием используется мной при составлении тестовых заданий по русскому языку как для 5-6 классов, так и для старшего звена. Как показывает практика, учащиеся успешно справляются с выполнением заданий блока А 28-29 в формате ЕГЭ.

Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

Для большей успешности в работе с текстом я рекомендую применять инсерт -прием маркировки текста определенными значками, чтобы снять проблему конспектирования. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки в виде значков, а потом оформить в таблицу.

V - знал раньше

+ - новое

- противоречит тому, что я думал

? - непонятно

! - интересно

В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы я обращаю ребят вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Учащимся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Здесь приходит на помощь -синквейн. На методическом объединении гуманитарного цикла ( Протокол № 8 от 24.12.2013 года) я представляла работу « Синквейн: модное задание на уроках русского языка и литературы». Поделилась опытом по использованию приема в своей практике. Ребятам нравится этот вид творческой работы, так как написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы. Делать выводы и кратко формулировать. Простота построения делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат, познакомиться с самим понятием слова и расширить словарный запас для эффективного выражения мысли. Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры: М.Горький «На дне» Сатин.

Умный, дерзкий.

Играет, спорит, думает.

Не герой дела, а герой слова.

Правдолюбец.

Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Нет предела совершенству и фонтану
Идей.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Многие учащиеся дополнительно работают по составлению таких текстов, у них появляется желание принимать участие в конкурсах творческих работ, где нередко становятся победителями. Еднак Валерия ( сегодня ученица 6 класса) ежегодно становится победителем в городских конкурсах в номинации «Поэзия», её работы публикуются в городских сборниках. Так последняя её победа 2014 год - городские Рождественские чтения «Мир. Время. Мы». Номинация «Поэзия» 3 место.

Вывод: в процессе применения технологии РКМЧП вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе, умение графически оформлять текстовой материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, распределять её по степени новизны и значимости, умение обобщать полученные знания; появляется возможность объединить отдельные дисциплины; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Использование на уроках русского языка и литературы современной образовательной технологии « Развития критического мышления через чтение и письмо» позволяет ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые так или иначе он выделил для себя. Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, потому что изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребенка в контексте системно-деятельного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (УУД), являющихся одним из важнейших компонентов современного образовании

2. Игровая технология

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка и литературы. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемых мной предметов, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5-6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

В 2012 - 2013 учебном году в 10 классе по русскому языку я вела элективный курс « Учимся рассуждать и спорить», программу которого разработала сама. Эту программу я представляла на методическом объединении учителей гуманитарного цикла ( Протокол № 2 от 17.09.2012 года), затем получила положительную рецензию РГСУ г. Тольятти с присуждением статуса « авторская». Имею на программу свидетельство серии 52430-29851 от 24.01.2014 года. Представленная программа ставила своей цель создать условия для выработки коммуникативных умений и навыков, овладения основными видами публичного выступления, следуя этическим нормам и правилам ведения диалога. Для достижения целей при проведении занятий мной были использованы разные формы уроков: уроки-диспуты, уроки-споры, дебаты, эвристические игры . Учащиеся проявляли особый интерес к подбору материала , создавалась доверительная обстановка, дети чувствовали себя успешными. Больших временных затрат требует организация сюжетных игр (ролевых, деловых), как при разработке их содержания, так и при непосредственной подготовке к уроку.

Работа на уроках проходит по-разному, с использованием разных методик, приемов и технологий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребят, а также то, что в классах учатся дети с разными возможностями.

Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча щихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках литературы я применяю ролевые игры, инсценирование , которые повышают интерес к чтению и к произведениям, развивают воссоздающее воображение, помогают учащимся почувствовать атмосферу определённой исторической эпохи и войти в художественный мир изучаемого литературного произведения. Мы делаем иллюстрации к произведениям и рисуем портреты героев, сочиняем сказки и стихи, проводим конкурсы и викторины, пытаемся инсценировать отрывки из произведений, совершаем путешествия во времени и т.д. Эти виды работы проходят как индивидуально, так и по группам.

Игры на уроках литературы.

1. "Бином фантазии" Два слова должна разделять " дистанция ", чтобы их сочетание казалось необычным. Предлагается сочинить историю, используя эти слова. Например, " приезд ", " письмо ".

2. "Если бы…" ( фантастическая гипотеза ). Ребятам предлагается встретиться в обычной обстановке с необычными героями. ( каждая пара развивает свою гипотезу, как можно интереснее и быстрее ).

3. Ролевой игровой диалог. Партнеры по диалогу ( соседи по парте ) выбирают себе роли ( например, путешественников ) и беседуют на тему урока. В старших классах это могут быть " журналисты " противоположных направлений, авторы книг, читатели прежних веков.

4. Коллективный рассказ. По очереди рассказывают сказку ( рассказ ) все ученики. Победитель тот ряд или группа, где никто ни разу не ошибся, не задержал ход сказки паузами. Или иной вариант - " бесконечная история ": победитель - тот ряд, чья сказка окажется длиннее.

5. Воображаемый диалог. В отличие от предыдущих, - индивидуальная работа. Письмо сказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения.

6. Персонификация неодушевленного героя. (андерсеновский прием): история о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради и т.д.

7. Старинная детская игра по вопроснику. После ответа на следующий вопрос листок с ответом загибается, чтобы ответ не был виден. Потом вопрос задаёт следующий участник игры, тот, кто отвечал. Рассказ получается смешным, т.к. ответы одного игрока неизвестны другому. Схема вопросов:

1) Кто это был?

2) Где находился?

3) Что делал?

4) Что сказал?

5) Чем кончилось? (вопросы взаимосвязаны).

8. Словесная игра. Объяснить термины в произведении. Например, музыкальные - в " Квартете " Крылова, военные - в "Сыне артиллериста" и т.д. Победитель тот, кто сумеет лучше объяснить значение слов.

9. Игра - импровизация. Домыслить и разыграть эпизод, только намеченный автором.

10. "Живые картины" Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.

11. "Английские шарады" Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из изучаемого произведения (лучше поэтическую, известную всем). Слова из фразы распределяются на играющих так, чтобы на каждого выпало по одному слову. Ученики выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, " водит " следующим.

12. "Вечер у костра" ( урок - концерт ) Используя свечи, затемнение, инсценирование костра, вокруг которого рассаживаются выступающие и зрители, дети читают стихи, прозу. (пишется сценарий ).

13. Урок - спектакль. Инсценирование произведения или отрывка с последующим анализом "актеров" и "зрителей".

14. "Рисунки Тургенева." На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игру придумал И. С. Тургенев. Награждается самый интересный словесный портрет.

15. "Телефонный разговор" ( составление диалога ). Развивает культуру общения.

16. "Продолжи мою мысль" Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ.

В наше школе с 2012 -2013 учебного года работает литературная гостиная, где все мероприятия готовятся учащимися. Так к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова были проведены две встречи -судьбы. Юного Лермонтова изображал ученик 11 «Б» класса Дружинин Дмитрий, читая его стихи. Большой дополнительный материал был использован при подготовке к празднику, учащиеся продемонстрировали навыки актерского мастерства. Сценарий литературно-музыкальной композиции был опубликован в альманахе « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова в период 1829-1831». Издательство МБУ СОШ №44 г.о. Тольятти.

На уроках русского языка я использую разного вида игровые задания. Это решение кроссвордов, «Четвертое лишнее», Составь слово, восстанови слово, фразу, предложение; анаграммы, ребусы, шарады, логогрифы, и т.д. Нередко эти задания даются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, то есть по уровням сложности. Такая работа проходит по определенным правилам.

Большим подспорьем на уроках являются тетради на печатной основе. Я использую на уроках русского языка «Рабочую тетрадь» и «Тесты» к учебнику М.Т.Баранова, «Комплексный анализ текста» и «Тесты» Малышкина, а также ряд рабочих тетрадей, которые были выпущены в предыдущие годы.

Большой популярностью у детей пользуется « Неделя русского языка», когда появляется у учащихся возможность принять участие в конкурсах, викторинах, проявить смекалку, продемонстрировать свои творческие способности, исключительность.

Результативность
При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
-формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

-вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

-создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;

-повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;

-в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

-развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

С 2012 учебного года учащиеся принимают активное участие в предметных конкурсах, викторинах, конференциях, предметных неделях:

1 ученица стал победителем конкурса сочинений 4 областного фестиваля детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» (Крысанова Надежда, ученица 11 класса); Диплом второй степени получил ученик 11 «Б» класса Дружинин Дмитрий в конкурсе чтецов Гуманитарно-педагогическом институте ТГУ; Дипломом 1 степени награждена ученица 5 класса Еднак Валерия - победитель районной целевой образовательной программы «Занимательные науки», а также 1 место в командном первенстве у учащихся 5 класса; Еднак Валерия, ученица 5 «А» класса, стала победителем в школьной конференции «Юный исследователь» и была награждёна грамотой за участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»; Еднак Валерия, ученица 5 класса , стала лауреатом 11 городского фестиваля детского литературного творчества «Веснушки» в двух номинациях;

2014 год Еднак Валерия, ученица 6 класса - победитель городского конкурса Рождественских чтений в номинации «Поэзия»

Реализовывать указанные выше современные образовательные технологии помогают информационные технологии, позволяющие любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств (слайды, презентации, послушивание актерского чтения, электронные приложения к учебникам и т.д).
Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе. Главное, что современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока. Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае я могу сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Здоровьесберегающие технологии

Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока. Я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся я чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, поэтому, на мой взгляд, доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровье сберегающих технологий.

Вывод : использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы способствует повышению качества знаний, развитию творческих способностей, формированию личности свободно ориентированной в современной обществе.

Эффект использования технологии РКМЧИП и игровых приемов :

-качество знаний по предмету в течение 2012-2013 составляет от 70% до 84%,

- результаты ЕГЭ в 2013 году - средний балл -61, 2, что является среднерегиональным показателей;

- 1 выпускник получил золотую медаль;

- 20 % учащихся повысили свою результативность на уроках;

-15 % учащихся повысили свою творческую активность и улучшили творческие способности;

- 25 % учащихся участвуют в школьных предметных олимпиадах;

Перспективы:

- продолжить использование технологии РКМЧИП и игровые приемы;

- освоить новую технологию интерактивного обучения;

- внедрить технологию портфолио по предметам;

- принять участие в городском сообществе учителей с презентацией урока с использованием СОТ;

- стать активным участником конкурсов, олимпиад различного уровня.



© 2010-2022