- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему: Распространенные и нераспространенные предложения
Конспект урока на тему: Распространенные и нераспространенные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богачук И.А. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Распространенные и нераспространенные предложения»
Разделы: Русский язык
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
Задачи:
-
Образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
-
Развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения
-
Воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Что мы называем грамматической основой?
- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
Синтаксическая пятиминутка.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
3. Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
1. Наступила золотая осень. 2. Под ногами рассыпаны разноцветные листья. 3. Солнце светит ярко, но уже не греет. 4.Вы любите ходить в лес за грибами? 5. Мы с родителями очень любим лес осенью!
4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).
- Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)
- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
- Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
(Предложения, которые записаны на доске). Берегите лес! Очень люблю собирать грибы. Грузди - мои любимые грибы.
- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
5) Объяснение нового материала.
- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
- Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
- Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
- Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
Сравните предложения, записанные на доске:
Идет дождь. - Осенью часто идет дождь.
- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.70.
- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)
- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
- Приведите примеры нераспространенных предложений.
- Приведите примеры распространенных предложений.
- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
- Запишите предложение «На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин.» ( 1 ученик - за доской , остальные - в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
- Выделите его грамматическую основу. (пятна выделяются)
- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.
- От каких членов предложения задавали вопросы?
- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
- Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)
7) Закрепление материала.
1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)
Пролетело лето. Наступила осень. Школьники учатся.
- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)
- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Роль нераспространенных предложений в речи.
- Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.
Поздний вечер.
Пустеет улица. (нераспространенное)
Тощий бродяга
Сутулится.
Свищет ветер. (нераспространенное)
- Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)
3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)
- Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
- Объясните выбор орфограмм.
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.
- Кто автор этого произведения? (Тургенев «Осенний день в березовой роще»)
8) Обобщение материала. (фронтальный опрос)
- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
9) Подведение итогов
(Выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№172