- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русской литературе в 11 классе
Рабочая программа по русской литературе в 11 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайфутдинова Р.М. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа деревни Починок-Сутер»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Согласована» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР: Директор школы: ___________ Приказ № 153 от « 29 » августа 2015 года
« 15 » августа 2015 года
Рабочая программа
по литературе (профильный уровень) для 11 класса
учителя 1 квалификационной категории
Шайфутдиновой Розы Миннехановны
на 2015-2016 учебный год
«Рассмотрена»
Протокол № 1 от 13 августа 2015 года
Руководитель МО учителей гуманитарного
цикла: ________
Принята на заседании педагогического совета.
Протокол № 1 от 17 августа 2014 года
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса(профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования, 2004 год;
по программе Министерства образования Российской Федерации для среднего(полного) общего образования(профильный уровень), 2007 год;
на основе образовательной программы МБОУ «СОШ д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;
на основе учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа деревни Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год (приказ №153от 29 августа 2015 года).
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год на изучение литературы в 11 классе отводится 175 часов, 5 часов в неделю.
Учебник «Литература» для 11 класса в двух частях под редакцией В.П.Журавлёва. - 16-е издание. - М.: Просвещение, 2011.
Изучение литературы в 11 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга.
-
развитие представлений о специфике литературы в ряде других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения.
-
освоение текста художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
Промежуточная аттестационная контрольная работа - тестирование, по решению педсовета. Протокол №153 от 29 августа 2015 года
Календарное планирование
№
урока
Тема урока
Сроки
Примечание
Календарный
Фактический
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Традиции и новаторство в русской литературе начала ХХ века. Новые литературные течения.
Поиски и эксперименты. Усложнение картины мира. Отношение к традициям.
Модернизм и постмодернизм. Взаимодействие различных эстетических систем.
Трагические события начала века и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Проза и поэзия. Дольник. Акцентный стих.
Системы стихосложения. Размеры. Белый стих. Верлибр. Строфа. Стиль. Гипербола. Аллегория.
И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Седое небо надо мной», «Слово».
Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды», «Последний шмель».
Обращение писателя к социально-философским обобщениям. Рассказ «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» «Господин из Сан-Франциско».
Тема любви в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Чаша жизни».
Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Символизм бунинской прозы. Роль художественной детали.
Проблематика и поэтика рассказов Бунина. Психологизм бунинской прозы.
Подготовка реферата на тему «Основные темы и мотивы бунинского цикла «Тёмные аллеи».
А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок»
Трагизм любовной темы в повести А.И.Куприна «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека.
Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна
Л.Н.Андреев. Жизнь и творчество. Социальные и нравственные проблемы рассказа «Иуда Искариот».
Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.
М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы
«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Приём контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя.
«На дне» как социально-философская драма. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.
Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы
Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького. Публицистические произведения
Письменная работа по творчеству М.Горького
Поэзия конца 19 и начала 20 вв. Русский символизм и его истоки.
В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений. Стихотворения «Сонет к форме», «Юному Поэту», «Грядущие гунны».
К.Д.Бальмонт. Слово о писателе. Проблематика и поэтика сборников. Тема России в эмигрантской лирике
Андрей Белый. Слово о поэте. Художественный мир сборников
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание образов конкретного мира.
Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва
Футуризм как литературное направление. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Игорь Северянин (И.В.Лотарёв).
Поиски новых поэтических форм. Стихотворения «Эпилог», «Интродукция», «Двусмысленная слава».
А.А. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. Стихотворение «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Тема страшного мира в лирике А.Блока. Развитие понятия об образе-символе. Стихотворения «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе»
Тема Родины в лирике Блока. Стихотворения «Россия», «На железной дороге».
Стихотворения «На поле Куликовом», «В ресторане», «О, я хочу безумно жить».
Лирический герой поэзии А.А.Блока, его эволюция. Стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы», «Скифы».
Поэма А.А.Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира
Внеклассное чтение. Художественные и идейно-крестьянские аспекты новокрестьянской поэзии
С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. Стихотворения «Письмо матери», «Письмо женщине».
Стихотворения «Сорокоуст», «Цветы мне говорят-прощай…».
Тема России в лирике Есенина. «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родимый дом», «Русь советская».
Любовная тема в лирике Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Отговорила роща золотая», «Спит ковыль, Равнина дорогая»
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу», «Не бродить , не мять в кустах багряных», «Мы теперь уходим понемногу»
«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции и системы образов
Литературный процесс 20-ых годов
Трагическое осмысление темы России и революции в поэзии Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Ходасевича
В.Хлебников. Новаторство поэтического языка. Поэт-философ. Стихотворения «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз, ещё раз…».
Тема революции и Гражданской войны в творчестве И. Бабеля. Рассказы «Мой первый гусь», «Соль».
Русская эмигрантская сатира, её направленность в творчестве А.Аверченко и Тэффи
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта
Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»: проблематика и поэтика.
Мотивы трагического одиночества поэта. Тема любви, религии, искусства в бунтарской поэме Маяковского.
Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. Стихотворения «Лиличка», «Скрипка и немножко нервно».
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».
Жанровое своеобразие лирики В.В.Маяковского. Стихотворения «Нате», «Ода революции».
Основные понятия: гипербола, лирический монолог, ступенчатая строфа. Стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Разговор с фининспектором о поэзии».
Сочинение по творчеству В.В.Маяковского «Тема будущего в поэзии и драматургии Маяковского».
Внеклассное чтение. Обзорное изучение творчества Е.И.Замятина. «Мы»- как роман- антиутопия
Литература 30-ых годов. Обзор. Сложность творческих поисков
Мысли и настроения лирики Б.Корнилова, П.Васильева, М.Исаковского, А.Прокофьева, М.Светлова
Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».
Тема русской истории в литературе 30-ых годов. Деталь. Символ. Подтекст.
А.Н.Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа
Литература «потерянного поколения» как явление культуры 20 века
Зачётная работа за первое полугодие
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия»
История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода романа.
Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности.
Сочетание реальности и фантастики в романе. Проблема творчества и судьбы героя.
Подготовка к сочинению по творчеству М.А.Булгакова.
А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Обзор повести Платонова «Котлован»
Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.Ахматовой
Патриотизм и гражданственность поэзии А.Ахматовой. Стихотворения «Я научилась просто мудро жить», «Под крышей промёрзшей пустого жилья», «Бывает так: какая-то истома».
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно»
Отражение в лирике человеческих переживаний. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки над тёмной вуалью», «Песня последней встречи».
Единство трагедии народа и поэта в поэме Ахматовой «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы
Контрольное тестирование за первое полугодие. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Батюшков».
Работа над ошибками. Образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «Невыразимая печаль».
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины».
Своеобразие цветаевского поэтического стиля. Стихотворения «Тоска по родине! Давно…», «Идёшь на меня похожий», «Роландов Рог», «Куст».
Подготовка к сочинению по лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой.
В.В.Набоков. Слово о писателе. Проблематика и поэтика романа «Машенька»
М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе
Женские судьбы в романе
Особенности жанра и художественной формы романа «Тихий Дон»
Сочинение по творчеству М. Шолохова.
Написание сочинения.
Литература периода Великой
Отечественной войны.
Творчество В.В.Быкова. Повесть «Сотников». Мастерство психологического анализа.
Внеклассное чтение. Лирико-эпическая поэзия о Великой Отечественной войне
Внеклассное чтение. Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе и публицистике
Нравственные конфликты и трагические ситуации в военной драматургии
Обзор творчества В.М.Шукшина. Рассказы «Верую», «Алёша Бесконвойный».
Сатира в литературе. Проблема «Художник и власть»
Реальность и фантастика в пьесе Е.Шварца «Дракон»
Развитие реалистической литературы, её основные темы и герои. «Социалистический реализм» в литературе советского периода.
Государственное регулирование и творческая свобода в советской литературе.
Внеклассное чтение. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов
Традиции русской классической поэзии в лирике Д.Самойлова, В.А.Солоухина,
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика Твардовского. Осмысление темы войны.
Стихотворения «Дробится рваный цоколь монумента», «О сущем», «В чём хочешь человечество вини».
Стихотворения А.Т.Твардовского «Вся суть в одном- единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины».
Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака.
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти», «Гамлет».
Стихотворения «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво», «Снег идёт».
Внеклассное чтение. Проблематика и художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»
Внеклассное чтение. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Б.Л.Пастернака.
Жизнь и творчество А.И.Солженицына. Роман «Архипелаг Гулаг».
Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.
Рассказ «Матрёнин двор». Автобиографический характер рассказа. Значение рассказа для развития русской прозы второй половины 20 века.
В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество.
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»
Рассказ «Последний замер». Комментированное чтение отрывков.
Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта
Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.
«Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).
Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской и других литературах народов России.
В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»
Внеклассное чтение. Нравственные проблемы романа В.П.Астафьева «Печальный детектив».
Внеклассное чтение. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской и других литературах народов России.
В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений.
Повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матерой».
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики.
И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта
Новое понимание русской истории. Влияние «Оттепели» 60-х годов на развитие литературы.
Творчество Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава,
Творчество В.С.Высоцкого, А.А.Вознесенского.
Авторская песня. Песенное творчество В.Высоцкого, А. Галича и др.
Военные мотивы в лирике Б.Окуджавы
«Городская» проза в современной литературе.
«Вечные» темы в повести «Обмен» Ю.Трифонова
Темы и проблемы современной драматургии
А.В.Вампилов. Слово о писателе.
Проблематика, конфликт, система образов пьесы «Утиная охота»
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей-представителей народов России как источник о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих Россию.
Переводы произведений национальных писателей на русский.
Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.
Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России.
Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России.
Русский язык как средство создания национально окрашенной художественной образности.
Внеклассное чтение. Психологизм лирики башкирского поэта М. Карима. Тема памяти в лирике.
Творчество Р Гамзатова. Выразительное чтение стихотворений.
Классное сочинение по литературе 50-90-ых годов
Написание сочинения.
Основные направления и тенденции развития современной литературы
Художественные искания писателей 19-20 вв. Влияние зарубежной литературы на русскую литературу 20 века.
Обращение писателей к парадоксам бытия, взаимодействие реального и фантастического, истории и мифа.
Контрольное тестирование за 2 полугодие.
Работа над ошибками. Утопия и антиутопия в литературе. Тема молодёжи в зарубежной литературе.
Духовно-нравственные проблемы пьесы Б.Шоу. Творческое чтение произведения.
Проблема духовного потенциала личности и его реализация в пьесе «Пигмалион» Б.Шоу
Т.С.Элиот. Слово о поэте
Г.Аполлинер. Слово о поэте. Стихотворения «Мост Мирабо». Особенности ритмики и строфики.
Внеклассное чтение. Э.М.Хемингуэй. Своеобразие стиля. «Прощай, оружие!» и «И восходит солнце»
Нравственно-философские проблемы повести Хемингуэя «Старик и море»
Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.
Ю.Рытхэу. Жизнь и творчество. Роман «Сон в начале тумана»
Своеобразие художественного стиля. Определение принадлежности литературного текста к тому или иному жанру.
Проблемы и уроки литературы 20 века.
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.
Русскоязычные национальные литературы народов России. Сравнение переводов с оригиналом.Национальное своеобразие в произведениях писателей русской и родной литературы.
Связь литературы с другими видами искусств и историей.Внеклассное чтение. Обзор литературы последнего десятилетия.
Т.Крюкова. Повесть «Ведьма». Поэзия последнего десятилетия. Творчество Б.А.Слуцкого.
2.09
4
4
7
7
9
11
11
14
14
16
18
18.09
21
21
23
25
25.09
28
28
30.09
2.10
2.10
5.10
5.10
7.10
9.10
9.10
12.10
12.10
14.10
16.10
16.10
19.10
19.10
21.10
23.10
23.10
26.10
26.10
28.10
30.10
30.10
2.11
2.11
2
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
Должен знать и уметь
В результате изучения литературы на профильном уровне учащиеся 11 класса должны
Знать
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков, творческую историю изучаемых произведений;
-
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные черты литературных направлений и течений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
-
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений.
уметь
-
выявлять авторскую позицию, давать самостоятельную интерпретацию изученного произведения; характеризовать особенности стиля писателя;
-
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
-
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
-
связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
-
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
-
выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
-
применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;
-
использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы;
-
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определять в русскоязычном произведении родного писателя национальную специфику на уровне темы, жанра, художественной образности.
-
создавать устные и письменные высказывания о прочитанных на русском и родном языках произведениях русской литературы, а также о произведениях родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.