Рабочая программа по русской литературе в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа деревни Починок-Сутер»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан



«Согласована» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР: Директор школы: ___________ Приказ № 153 от « 29 » августа 2015 года

« 15 » августа 2015 года



Рабочая программа

по литературе (профильный уровень) для 11 класса

учителя 1 квалификационной категории

Шайфутдиновой Розы Миннехановны

на 2015-2016 учебный год















«Рассмотрена»

Протокол № 1 от 13 августа 2015 года

Руководитель МО учителей гуманитарного

цикла: ________

Принята на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 17 августа 2014 года


2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса(профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования, 2004 год;

по программе Министерства образования Российской Федерации для среднего(полного) общего образования(профильный уровень), 2007 год;

на основе образовательной программы МБОУ «СОШ д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;

на основе учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа деревни Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год (приказ №153от 29 августа 2015 года).

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год на изучение литературы в 11 классе отводится 175 часов, 5 часов в неделю.

Учебник «Литература» для 11 класса в двух частях под редакцией В.П.Журавлёва. - 16-е издание. - М.: Просвещение, 2011.

Изучение литературы в 11 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга.


  • развитие представлений о специфике литературы в ряде других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.


  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения.


  • освоение текста художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.



Промежуточная аттестационная контрольная работа - тестирование, по решению педсовета. Протокол №153 от 29 августа 2015 года






Календарное планирование


урока



Тема урока



Сроки

Примечание


Календарный


Фактический

1




2.



3.




4.





5.




6.




7.




8.



9.



Традиции и новаторство в русской литературе начала ХХ века. Новые литературные течения.

Поиски и эксперименты. Усложнение картины мира. Отношение к традициям.

Модернизм и постмодернизм. Взаимодействие различных эстетических систем.

Трагические события начала века и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Проза и поэзия. Дольник. Акцентный стих.

Системы стихосложения. Размеры. Белый стих. Верлибр. Строфа. Стиль. Гипербола. Аллегория.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Седое небо надо мной», «Слово».

Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды», «Последний шмель».

Обращение писателя к социально-философским обобщениям. Рассказ «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» «Господин из Сан-Франциско».

Тема любви в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Чаша жизни».

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Символизм бунинской прозы. Роль художественной детали.

Проблематика и поэтика рассказов Бунина. Психологизм бунинской прозы.

Подготовка реферата на тему «Основные темы и мотивы бунинского цикла «Тёмные аллеи».

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок»

Трагизм любовной темы в повести А.И.Куприна «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека.

Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

Л.Н.Андреев. Жизнь и творчество. Социальные и нравственные проблемы рассказа «Иуда Искариот».

Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Приём контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя.


«На дне» как социально-философская драма. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы

Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького. Публицистические произведения

Письменная работа по творчеству М.Горького

Поэзия конца 19 и начала 20 вв. Русский символизм и его истоки.

В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений. Стихотворения «Сонет к форме», «Юному Поэту», «Грядущие гунны».

К.Д.Бальмонт. Слово о писателе. Проблематика и поэтика сборников. Тема России в эмигрантской лирике

Андрей Белый. Слово о поэте. Художественный мир сборников

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание образов конкретного мира.

Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва

Футуризм как литературное направление. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Игорь Северянин (И.В.Лотарёв).

Поиски новых поэтических форм. Стихотворения «Эпилог», «Интродукция», «Двусмысленная слава».

А.А. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. Стихотворение «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Тема страшного мира в лирике А.Блока. Развитие понятия об образе-символе. Стихотворения «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе»

Тема Родины в лирике Блока. Стихотворения «Россия», «На железной дороге».

Стихотворения «На поле Куликовом», «В ресторане», «О, я хочу безумно жить».

Лирический герой поэзии А.А.Блока, его эволюция. Стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы», «Скифы».

Поэма А.А.Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира

Внеклассное чтение. Художественные и идейно-крестьянские аспекты новокрестьянской поэзии

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. Стихотворения «Письмо матери», «Письмо женщине».

Стихотворения «Сорокоуст», «Цветы мне говорят-прощай…».

Тема России в лирике Есенина. «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родимый дом», «Русь советская».

Любовная тема в лирике Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Отговорила роща золотая», «Спит ковыль, Равнина дорогая»

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу», «Не бродить , не мять в кустах багряных», «Мы теперь уходим понемногу»

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции и системы образов

Литературный процесс 20-ых годов


Трагическое осмысление темы России и революции в поэзии Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Ходасевича


В.Хлебников. Новаторство поэтического языка. Поэт-философ. Стихотворения «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз, ещё раз…».


Тема революции и Гражданской войны в творчестве И. Бабеля. Рассказы «Мой первый гусь», «Соль».


Русская эмигрантская сатира, её направленность в творчестве А.Аверченко и Тэффи


В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта


Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»: проблематика и поэтика.


Мотивы трагического одиночества поэта. Тема любви, религии, искусства в бунтарской поэме Маяковского.


Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. Стихотворения «Лиличка», «Скрипка и немножко нервно».


Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».


Жанровое своеобразие лирики В.В.Маяковского. Стихотворения «Нате», «Ода революции».



Основные понятия: гипербола, лирический монолог, ступенчатая строфа. Стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Разговор с фининспектором о поэзии».


Сочинение по творчеству В.В.Маяковского «Тема будущего в поэзии и драматургии Маяковского».


Внеклассное чтение. Обзорное изучение творчества Е.И.Замятина. «Мы»- как роман- антиутопия


Литература 30-ых годов. Обзор. Сложность творческих поисков


Мысли и настроения лирики Б.Корнилова, П.Васильева, М.Исаковского, А.Прокофьева, М.Светлова


Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».


Тема русской истории в литературе 30-ых годов. Деталь. Символ. Подтекст.


А.Н.Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа


Литература «потерянного поколения» как явление культуры 20 века


Зачётная работа за первое полугодие


М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия»


История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода романа.


Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности.


Сочетание реальности и фантастики в романе. Проблема творчества и судьбы героя.


Подготовка к сочинению по творчеству М.А.Булгакова.


А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Обзор повести Платонова «Котлован»


Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.Ахматовой


Патриотизм и гражданственность поэзии А.Ахматовой. Стихотворения «Я научилась просто мудро жить», «Под крышей промёрзшей пустого жилья», «Бывает так: какая-то истома».


Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно»


Отражение в лирике человеческих переживаний. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки над тёмной вуалью», «Песня последней встречи».


Единство трагедии народа и поэта в поэме Ахматовой «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы


Контрольное тестирование за первое полугодие. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Батюшков».


Работа над ошибками. Образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «Невыразимая печаль».


Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины».


Своеобразие цветаевского поэтического стиля. Стихотворения «Тоска по родине! Давно…», «Идёшь на меня похожий», «Роландов Рог», «Куст».


Подготовка к сочинению по лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой.


В.В.Набоков. Слово о писателе. Проблематика и поэтика романа «Машенька»


М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»


Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа


Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе

Женские судьбы в романе

Особенности жанра и художественной формы романа «Тихий Дон»

Сочинение по творчеству М. Шолохова.

Написание сочинения.

Литература периода Великой

Отечественной войны.

Творчество В.В.Быкова. Повесть «Сотников». Мастерство психологического анализа.

Внеклассное чтение. Лирико-эпическая поэзия о Великой Отечественной войне

Внеклассное чтение. Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе и публицистике

Нравственные конфликты и трагические ситуации в военной драматургии

Обзор творчества В.М.Шукшина. Рассказы «Верую», «Алёша Бесконвойный».

Сатира в литературе. Проблема «Художник и власть»

Реальность и фантастика в пьесе Е.Шварца «Дракон»

Развитие реалистической литературы, её основные темы и герои. «Социалистический реализм» в литературе советского периода.

Государственное регулирование и творческая свобода в советской литературе.

Внеклассное чтение. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов

Традиции русской классической поэзии в лирике Д.Самойлова, В.А.Солоухина,

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика Твардовского. Осмысление темы войны.

Стихотворения «Дробится рваный цоколь монумента», «О сущем», «В чём хочешь человечество вини».

Стихотворения А.Т.Твардовского «Вся суть в одном- единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины».

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака.

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти», «Гамлет».

Стихотворения «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво», «Снег идёт».

Внеклассное чтение. Проблематика и художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»

Внеклассное чтение. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Б.Л.Пастернака.

Жизнь и творчество А.И.Солженицына. Роман «Архипелаг Гулаг».

Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.

Рассказ «Матрёнин двор». Автобиографический характер рассказа. Значение рассказа для развития русской прозы второй половины 20 века.

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество.

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

Рассказ «Последний замер». Комментированное чтение отрывков.

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта

Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.

«Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).

Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской и других литературах народов России.

В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы романа В.П.Астафьева «Печальный детектив».

Внеклассное чтение. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской и других литературах народов России.

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений.

Повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матерой».

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики.

И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта

Новое понимание русской истории. Влияние «Оттепели» 60-х годов на развитие литературы.

Творчество Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава,

Творчество В.С.Высоцкого, А.А.Вознесенского.

Авторская песня. Песенное творчество В.Высоцкого, А. Галича и др.

Военные мотивы в лирике Б.Окуджавы

«Городская» проза в современной литературе.

«Вечные» темы в повести «Обмен» Ю.Трифонова

Темы и проблемы современной драматургии

А.В.Вампилов. Слово о писателе.

Проблематика, конфликт, система образов пьесы «Утиная охота»

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей-представителей народов России как источник о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих Россию.

Переводы произведений национальных писателей на русский.

Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.

Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России.

Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России.

Русский язык как средство создания национально окрашенной художественной образности.

Внеклассное чтение. Психологизм лирики башкирского поэта М. Карима. Тема памяти в лирике.

Творчество Р Гамзатова. Выразительное чтение стихотворений.

Классное сочинение по литературе 50-90-ых годов

Написание сочинения.

Основные направления и тенденции развития современной литературы

Художественные искания писателей 19-20 вв. Влияние зарубежной литературы на русскую литературу 20 века.

Обращение писателей к парадоксам бытия, взаимодействие реального и фантастического, истории и мифа.

Контрольное тестирование за 2 полугодие.

Работа над ошибками. Утопия и антиутопия в литературе. Тема молодёжи в зарубежной литературе.

Духовно-нравственные проблемы пьесы Б.Шоу. Творческое чтение произведения.

Проблема духовного потенциала личности и его реализация в пьесе «Пигмалион» Б.Шоу

Т.С.Элиот. Слово о поэте

Г.Аполлинер. Слово о поэте. Стихотворения «Мост Мирабо». Особенности ритмики и строфики.

Внеклассное чтение. Э.М.Хемингуэй. Своеобразие стиля. «Прощай, оружие!» и «И восходит солнце»

Нравственно-философские проблемы повести Хемингуэя «Старик и море»

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

Ю.Рытхэу. Жизнь и творчество. Роман «Сон в начале тумана»

Своеобразие художественного стиля. Определение принадлежности литературного текста к тому или иному жанру.

Проблемы и уроки литературы 20 века.

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

Русскоязычные национальные литературы народов России. Сравнение переводов с оригиналом.Национальное своеобразие в произведениях писателей русской и родной литературы.

Связь литературы с другими видами искусств и историей.Внеклассное чтение. Обзор литературы последнего десятилетия.

Т.Крюкова. Повесть «Ведьма». Поэзия последнего десятилетия. Творчество Б.А.Слуцкого.

2.09




4



4





7




7




9




11




11



14






14




16




18



18.09




21





21




23



25




25.09




28



28



30.09






2.10




2.10


5.10



5.10




7.10


9.10





9.10




12.10



12.10




14.10



16.10




16.10





19.10




19.10






21.10


23.10



23.10




26.10



26.10




28.10




30.10



30.10




2.11




2.11







































































































































2




















































































































































































































































































































































































































10.




11.




12.



13.




14.




15.





16.



17.




18.




19.



20.



21.





22.




23.



24.



25.



26.



27.





28.




29.



30.




31.



32.




33.





34.




35.





36.



37.



38.




39.



40.




41.




42.



43.




44.




45.





46.




47.


48.




49.





50.




51.




52.



53.



54.




55.




56.





57.





58.





59.




60.




61.



62.




63.




64.



65.



66.



67.


68.




69.



70.



71.




72.



73.



74.



75.



76.






77.





78.





79.




80.






81.






82.






83.





84.



85.



86.



87.



88.




89.



90.


91.


92.



93.




94.



95.




96.



97.



98.



99.



100.




101.



102.




103.



104.



105.




106.




107.




108.



109.




110.




111.




112.




113.



114.




115.





116.





117.



118.



119.



120.






121.




122.




123.




124.





125.



126.



127.



128.



129.




130.


131.



132.



133.


134.


135.



136.


137.




138.




139.





140.



141.





142.





143.




144.




145.




146.



147.


148.


149.



150.



151.




152.


153.




154.



155.



156.


157.




158.




159.



160.



161.



162.



163.


164.



165.


166.



167.

168.

169.



170.




Должен знать и уметь

В результате изучения литературы на профильном уровне учащиеся 11 класса должны

Знать

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков, творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений.

уметь

  • выявлять авторскую позицию, давать самостоятельную интерпретацию изученного произведения; характеризовать особенности стиля писателя;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

  • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;

  • использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы;

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определять в русскоязычном произведении родного писателя национальную специфику на уровне темы, жанра, художественной образности.

  • создавать устные и письменные высказывания о прочитанных на русском и родном языках произведениях русской литературы, а также о произведениях родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



© 2010-2022