Карта Из опыта работы учителя русского языка и литературы М. В. Борисовской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карта инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы МОБУ «ПСОШ №4» Борисовской Марины Валерьевны, претендующей на высшую квалификационную категорию


1. Формальные параметры

1.1.Наименование педагогического опыта.

«Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы»



1.2.Автор - разработчик педагогического опыта.

Борисовская Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта.

2009- 2014 годы

1.5.Адрес педагогического опыта

628331 пгт. Пойковский Нефтеюганского района Тюменской области ХМАО-Югры, Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

2. Содержательные параметры:

2.1.Актуальность психолого-педагогического опыта.

Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования. В первую очередь должны помогать ученику не только в вооружении определенным набором знаний, но и разработать приемы и задания, которые бы способствовали формированию коммуникативной компетенции.

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений

Успешная коммуникативная компетенция способствует формированию коммуникативной личности, которая:

  • сКарта Из опыта работы учителя русского языка и литературы М.В.Борисовскойтремится к максимальной реализации своих возможностей ,

  • открыта для восприятия нового опыта,

  • способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

  • владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

В связи с этим не зря в основе нового Федерального образовательного стандарта и НОИ «Наша новая школа» лежит системно-деятельностный подход, где под результатом образования понимается получение учащимися нового знания, воспитание готовности к саморазвитию и личностному самоопределению, освоение ими универсальных учебных действий. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка и литературы.

Противоречие заключается в том, что современные школьники, имея знания по русскому языку, испытывают затруднения при использовании их в речи. Они недостаточно владеют поиском слов, чтобы выразить свои мысли и чувства. В ситуации, когда обсуждение принимает дискуссионный характер, участники слабо владеют приемами доказательства, убеждения, умением корректно отстаивать свое мнение. Резко снижается качество владения языком, чему способствует и тот факт, что современный школьник погружён в среду, где языковыми ориентирами являются герои сериалов, телешоу, компьютерных игр и т.п.

Вышеуказанные противоречия позволили сформулировать проблемы:

невысокий уровень сформированности у школьников

коммуникативной компетенции;

  • неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять свои коммуникативные способности на решение различных задач.

2.2.Содержательная форма представления педагогического опыта

Актуализированные противоречия, наличие проблемы исследования, недостаточная разработанность её в педагогической теории и практике обусловили выбор темы проекта: ««Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы».

Проект включает в себя актуальность, цели, задачи, основное содержание (описание путей, методов и механизмов достижения цели), ресурсы, целевую аудиторию и участников, план реализации, ожидаемые результаты и эффекты, перспективы дальнейшего развития.

Разработки по программе проекта будут актуальны и полезны для других педагогов школ, которые стремятся сформировать коммуникативную компетенцию учащихся.

2.3.Инновационная направленность педагогического опыта


Теоретическая значимость педагогического опыта заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. В проекте уточнено понятие «коммуникативная компетенция», представлена система формирования коммуникативной компетенции , определены основные критерии и показатели сформированности коммуникативной компетенции. Результаты проекта могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость опыта определяется тем, что использование содержащихся в нем положений и выводов способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Созданные автором материалы (система формирования коммуникативной компетенции, программы элективных курсов «Развитие коммуникативных способностей», «Экзамен без шпаргалки», диагностических материалов, памяток) могут быть востребованы в процессе решения такой значимой проблемы, как формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Материалы исследования могут быть использованы при составлении уроков в общеобразовательных учреждениях, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Новизна опыта заключается в том, что:

  • определены теоретические основы формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы;

  • разработана и внедрена система формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, основанная на личностно-ориентированном и системно- деятельностном подходах и включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, методы, средства, организационные формы, критерии, показатели уровня , а также результат;

  • выявлен педагогический потенциал в формировании коммуникативной компетенции ;

  • определены основные критерии и показатели уровня сформированности коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

2.4.Методологическая база педагогического опыта.


Методологическую базу данного педагогического опыта составляют основы идей компетентностного подхода, изложенные в работах А.М. Аронова, В.А.Болотова, И.А.Зимней, И.Д. Фрумина, А.В.Хуторского, О.В.Чураковой, и др. Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности ( О.В.Лебедев).

Компетентностный подход- это подход, акцентиркующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Хуторский Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии дает следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:

Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.

Компетенция- включает совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним( А.В.Хуторской)

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, интрументы ( способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей ( результатов).

Проанализировав и сопоставив различные точки зрения, я пришла к выводу, что основные составляющие компетентности- это :

- знание, не просто информация, а та, что быстро изменяется, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности,

-умение использовать эти знания в конкретной ситуации, понимание, каким способом можно получить эти знания,

-адекватное оценивание себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования.

Эта формула может быть выражена так:

Компетентность=мобильность знаний+гибкость метода+критичность мышления.

Изучению вопроса коммуникативности посвятили свои труды

В.А Кухаренко., Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Р. Ломов, В.Н. Мясищев, М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Они считали, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности. По их мнению, коммуникативная компетентность включает следующие компоненты: эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров); когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т).

В основу педагогического опыта положены принципы:

  • деятельности,

  • непрерывности,

  • целостности,

  • психологической комфортности,

  • вариативности,

  • творчества.

Организация образовательного процесса основана на ЛОО и системно - деятельностном подходе.

2.5.Педагогическая целесообразность опыта


Цель: создание условий для наиболее эффективного формирования коммуникативной компетенции

на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.

  • Определить наиболее эффективные приемы, методы технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции.

  • Использовать эффективные приемы, методы технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции.

  • Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности.

  • Включить обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

  • Активизировать творческую деятельность- желание участвовать в различных творческих конкурсах.

  • Разработать систему формирования коммуникативной компетенции.

  • Сформировать умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.

  • Осуществлять мониторинг уровня сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся.

Методы:

  • теоретические: анализ литературы и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме, изучение передового педагогического опыта, моделирование, обобщение, систематизация;

  • эмпирические: анкеты, опрос, педагогический эксперимент, тестовые методики (Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина), тест "Оценка самоконтроля в общении" (М.Снайдер), тест "Оценка уровня коммуникативных особенностей" (В.Ф. Ряховский), тест определения характеристики коммуникативного компенента педагогического стиля (А.А.Леонтьев)

  • статистические: метод обработки экспериментальных данных.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции

Предмет исследования - эффективные технологии, методы и приемы, позволяющие формировать коммуникативную компетенцию на уроках русского языка и литературы

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, обсуждения, дискуссии, диспут, выступления.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения, изложения, подготовка заметок в СМИ, телекоммуникационные тексты, сообщения, участия в творческих конкурсах.

Также методы индивидуальной и групповой работы в сочетании с методами: проблемным, поисковым,

эвристические, исследовательским, проектным.

Комплекс приемов, направленных на формирование коммуникативной компетенции:

  • приемы, способствующие созданию проблемных ситуаций в мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование);

  • приемы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, (тесты с самооценкой результата);

  • приемы управления межличностными отношениями (составление взаимных заданий, совместное нахождение лучшего решения, создание эмоциональных ситуаций).

Разработана система формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Виды уроков:

  • уроки с измененными способами организации: лекции, семинары, публичная защита знаний, мастерская, конференция:

  • уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут;

  • уроки, имитирующие какие- либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, путешествие в прошлое, путешествие по стране, интервью, пресс-конференция;

  • уроки - игры: дидактические, деловые, ролевые, состязательные;

  • уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям;

  • уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создание собственных текстов.

Формы и приемы работ по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка: многоаспектная работа со словом, предполагающая обращения к различным словарям, диктанты- кроссворды, диктанты « с иллюстрациями», свободные диктанты, воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений, этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй, анализ смысловых слов в контексте, составление русских слов со словами и их переводными аналогами в других языках, создание текстов по аналогии «Вечер»-«Утро», составление тематических словарей, расширенная работа с пословицами, поговорками, создание контекста для изобразительно - художественного текста, создание предложений по заданному началу, концу, распространение предложений за счет введения второстепенных членов, все виды аспектного и комплексного анализа текста, метод разворачивания слова в текст и сворачивания до ключевого и тд

Формы и приемы работ по формированию коммуникативной компетенции на уроках литературы: анализ художественной формы произведений, речевой портрет героя, все виды пересказа, создание контекста к образному средству, изменение текста с помощью использования средств выразительности, сравнительный анализ художественных текстов на одну тему, сочинения разных видов и их качественный анализ, стихосложение, ролевые игры и импровизации, подготовка и защита проектов на литературную тему, подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему, соучастие в подготовке лекции учителя, создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений

Виды работы по формированию коммуникативной компетенции.

Использование нестандартных заданий:

  • диктанты «на засыпку»;

  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;

  • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

самостоятельных заданий:

  • используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете;

  • подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие;

  • прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений;

  • в журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная);

  • составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.

Работа с таблицами и схемами

Работа со словарными словами

Работа с текстом

  • Спрогнозируйте содержание текста по его названию, по диаграммам, фотографиям, таблицам.

  • «У вас есть начало текста, придумайте два варианта его продолжения».

  • На основе ключевых понятий составьте собственный. текст, сопоставьте вашу версию с текстом учебника.

  • Анализ текста с точки зрения того или иного тезиса. «Плюс, минус, интересно».

  • Эссе.

  • Найдите в тексте две точки зрения, приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

Прием «Шесть шляп мышления»

«Белая шляпа» - сбор фактов, безоценочная информация, нейтральная позиция (сначала-потом-затем-тогда-наконец) «Черная шляпа» - позиция «против», обсуждение отрицательных последствий ситуации

«Желтая шляпа» - оптимистическое мышление, позиция «за», рассмотрение ситуации с положительной стороны. «Красная шляпа» - эмоциональное отношение к происходящему.

«Зеленая шляпа» - творческая группа, «рисуют» ситуацию. «Синяя шляпа» - позиция размышлений, определение важности данного жизненного опыта.


ТАСК-анализ

Какая тема обсуждается?

Каково основное утверждение по теме?

Сформулируйте контрутверждение.

Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение?

Перечислите доводы в отдельных колонках.

Содержит ли текст непонятные слова и выражения? Найдите и поясните их.

Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения.

Определите спорные выводы, ошибочные заключения.

Оказывает ли влияние идеология автора на основное утверждение?

Изложите свое утверждение в форме:

Несмотря на то, что (контрутверждение),… (основное утверждение),… поскольку…(главные причины)».

Является ли полный тезис спорным?

В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.

2.6. Психологическая целесообразность опыта

Психологический механизм формирования коммуникативной компетенции существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Использование методов и приемов, направленных на формирование коммуникативной компетенции позволяет:

  • учителю: повысить свою профессиональную компетентность в использовании современных образовательных технологий; разнообразить формы и методы проведения уроков; повысить качество знаний обучающихся; повысить эффективность урока; активизировать участие школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.

  • обучающимся: повысить уровень учебной мотивации к изучаемому предмету; сформировать ключевые компетенции. Активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность

2.7.Социальная направленность педагогического опыта.


Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности), существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути взаимодействия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка), представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Коммуникативная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

2.8. Воспроизводи

мость психолого-педагогического опыта:


Воспроизводимость педагогического опыта другими педагогами возможна без проблем на любом уровне. Добавочных экономических затрат этот опыт не требует. Достаточно изучить его технологию, приспособить к своему мастерству, определить свою линию.

Данная методическая система универсальна для всех предметов, для учебной и внеучебной деятельности; предназначена для использования в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся.

Данный педагогический опыт завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей. Другими словами, требуется высокий профессионал, потому что в данной ситуации важен каждый этап эксперимента, только тогда мы получим желаемый результат. Этот опыт подразумевает наличие хорошего настроения детей, спокойной доброжелательной обстановки в группе и творческого педагога.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

А) Нормативно-правовые ресурсы

  • Закон РФ «Об образовании» , 2012 г

  • План действий по модернизации общего образования, 2011-2015гг

  • Целевая Программа ХМАО-Югры «Новая школа Югры» 2010-2015гг

  • Устав школы, 2012-2017

  • Программа развития «Школа самоопределения», 2013-2018

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010-2015гг

Б) Кадровые ресурсы

  • Изучение опыта работы педагогов по теме проекта

  • Повышение квалификации через систему курсов, самообразования

В) Информационные ресурсы

  • Создание банка данных методических материалов «Формирование коммуникативной компетенции»

  • Издание методических материалов, публикаций,

  • Информационно- методических материалы «Методы и приемы формирования коммуникативной компетенции»

  • Формирование банка достижений обучающихся

Г) Программно-методические ресурсы:

  1. Корректировка рабочих программ с учетом

ЛОО и СДП

  1. Комплекс методических и дидактических материалов.

  2. Освоение системно - деятельностьного подхода с использованием соответствующих технологий.

4. Планирование деятельности по самообразованию.

Д) Материально - технические ресурсы:

-наличие кабинета с оборудованием;

-наличие необходимой литературы и электронных носителей;

-наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;

-овладение педагогом информационными и компьютерными технологиями.

3.Результативность опыта.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

По данным мониторинга рост всех показателей имеет устойчивую положительную динамику, что подтверждается следующими результатами

Рейтинг успеваемости - абсолютная

2010-2011уч.год-100%

2011-2012уч.год -100%

2012-2013 уч.год - 100%

Рейтинг успеваемости - качественная

2010-2011уч.год-59%

2011-2012уч.год -63,5%

2012-2013 уч.год-65%

Предметные районные олимпиады:

по русскому языку

2010-2011 - призер (Омельченко Анастасия, 11 класс)

2 место- Фатхлисламов Артур (7в класс),

призеры -Первушина Ирина( 7 в класс), Мардисламова Альбина ( 7в класс)

2011-2012 - 1 место (Мустафина Екатерина, 8в класс)

2 место - Фатхлисламов Артур (8 в класс)

2012-2013 гг.

3 место - Мустафина Екатерина ( 8 в класс)

По литературе:

2012-2013 - 2 место - Мустафина Екатерина ( 9 в класс)

призер - Некрасова Анастасия ( 9 в класс)

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку:

2012-2013 - 2 место - Борисовская Анастасия

Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок»:

2010-2011уч.год- 1 м в районе Фатхлисламов Артур, Первушина Ирина

2011-2012уч.год -1 место в районе Борисовская Анастасия, 2 м в районе Мустафина Екатерина, 3 м в районе Мардисламова Альбина

2012-2013 -2 место в районе Борисовская Анастасия, 3 место в районе Первушина Ирина, Шелехова Яна

Участие в творческих литературных конкурсах

2010-2011гг.

2 место- Шагина Екатерина (10 класс) - Открытый литературный конкурс среди детей и подростков имени мансийской сказительницы А.М.Коньковой, номинация «Лучший рассказ»

1 место - Борисовская Анастасия - районный конкурс «Если бы депутатом выбрали меня»

3 место - Шагина Екатерина -Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

участник Всероссийской викторины по литературе «Никто не забыт, ничто не забыто!» Мулюкин Максим

2011-2012 гг.

4 место- Борисовская Анастасия - Окружной конкурс сочинений Предметы военной истории»

3 место - Некрасова Анастасия- 3 место за эссе «Батюшка лес» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

-3 место - Фатхлисламов Артур за защиту исследовательской работы « Раскрытие образа Тараса Бульбы средствами художественной литературы и киноискусства» в рамках научно - исследовательской конференции «Шаг в будущее».

2 место - Мурзаева Наталья за очерк « Природный объект - памятник живой природы» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

2012-2013 гг.

1 место - Борисовская Анастасия за очерк «Полянка сказочных мухоморов» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

2 место - Мустафина Екатерина за очерк «Любой природный объект - памятник природы» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

1 место - Борисовская Анастасия за защиту исследовательской работы «Влияние изучения сказок коренных народов севера на проявление толерантности школьников» в рамках научно - исследовательской конференции «Шаг в будущее»

1 место - Швецов Никита за творческую работу «Природа - наш дом» в рамках Всероссийского конкурса литературного творчества детей и подростков

3.2. Распространение педагогического опыта.


1. На уровне образовательного учреждения:

2010-2011 учебный год

Выступление на школьном методическом объединении (семинар «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы»)

2011-2012 учебный год

  • Выступление на методическом дне «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетенции».

  • Открытый урок «Стили речи»

2012-2013 учебный год

  • Серия уроков в 9 классе по формированию коммуникативных навыков обучающихся

  • Литературная игра по произведениям А.С.Пушкина

2. На уровне района и округа:

2010 г.- Член жюри конкурса «Учитель года»

2010-2013 гг. Член жюри по проверке олимпиадных работ

2010г. Выступление «Проектирование элективного курса по русскому языку»

2011 г. Выступление «Из опыта работы по обучению сочинению-рассуждению в старших классах»

2012г. Методическое пособие «Экзамен без шпаргалок»

2013 г. Выпуск брошюры « Методы и приемы формирования коммуникативной компетенции»

На федеральном и международном уровне:

  • Грамота руководителю проекта - победителя в 9 Всероссийском конкурсе детских творческих работ «Человек на Земле».

  • Публикации «Интеллектуальная игра по творчеству А.П.Чехова», «Заочная экскурсия «В гости к Чехову»» в журнале «Спутник классного руководителя».

  • Размещение на сайтах eidos.ru, psosh44, http//zavuch.

  • В рамках Международной конференции «От школьного проекта в профессиональной карьере» приняла участие в работе секции «Международный проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» как фактор расширения образовательной среды»

3.3.Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.


Показатели, характеризующие эффективность педагогического опыта на протяжении нескольких лет:

Показатели, характеризующие эффективность опыта на протяжении нескольких лет:

  • Устойчивость положительных результатов обученности учащихся по предмету: при 100% абсолютной успеваемости за 3 года качественная успеваемость возросла до 69%.

  • За годы работы над проектом повысился уровень коммуникативной компетенции на 10%.

  • Ежегодно растет количество участников и победителей в олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, работа по формированию коммуникативной компетенции системна и результативна.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Количественные показатели участия педагогов и воспитанников ОУ в осуществлении педагогического опыта:

  • Охвачено 100% учащихся.

  • Создан пакет заданий по формированию коммуникативной компетенции.

  • Создан банк творческих и исследовательских работ с использованием ИКТ.

  • Обобщен и презентован практический опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы» на заседании МО.

  • Систематизирован теоретический и практический материал «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы» в виде брошюры и презентован учительской общественности.

  • Создание системы формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

3.5.Публикация педагогического опыта в печати.


  • Созданы сценарии уроков и мастер-классов с использованием современных образовательных технологий, методов и приемов, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

  • Материалы отправлены для размещения на сайты eidos.ru, psosh44, http//zavuch.

  • Обмен опытом:

«Организация уроков литературы с использованием ИКТ»;

«Формирование коммуникативной компетенции »;

«Создание Модели формирования коммуникативной компетенции на уроке русского языка».

  • Разработки уроков: «Стили речи», «Комплексный анализ текста», «Экскурсия по городу Калинову»

  • Тренажёр по русскому языку.

Методические материалы в рамках заявленного опыта были представлены:

на выставках методических материалов во время проведения районных методических дней и Дней открытых дверей.

Карту составил учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ №4»

Борисовская М.В. _____________________________________

(подпись)

Директор МОБУ «СОШ №4»» ______________ Иванова Л.А.

(подпись)



Карта Из опыта работы учителя русского языка и литературы М.В.Борисовской

17

© 2010-2022