Методы, приёмы и средства при подготовке к ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы, приём и средства при подготовке

к ОГЭ по русскому языку.


Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой




Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением его применить. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция - учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, соответствующие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;

  • языковую;

  • коммуникативную.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

  • развитие мотивации и целеполагания;

  • формирование умения решать задания разного уровня;

  • развитие самоконтроля;

  • формирование уверенности и положительной самооценки.

Задачи педагога:

  • вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат. Например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;

  • правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

  • организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;

  • работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них может привести к положительному результату.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

  • Психологический настрой учащихся:

Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основныз заракткристик, способствующей успешной аттестации в форме ОГЭ. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;

  • сомнение в собственных способностяз;

  • неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

  • быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи привлекается педагог-психолог Зимина И.В., которая обучает различным техникам аутотренинга и релаксии.

  • организация информационной работы по подготовке к ЭГЭ.

Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменении в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианьты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

  • Создание методической базы

Приобретаем пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Я применяю упражнения из книги под редакцией Сениной «Подготовка к ОГЭ». В течение всего года работаем с учащимися по книге Цыбулько «Тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ (36 вариантов)». Работу по подготовке к ОГЭ я начинаю с учащимися 5-го класса по книге Богдановой «Тестовые задания по русскому языку».

Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификой 2016 года, утвержденной ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образвания и науки РФ, и снабженных ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

  • ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.

Активно использую ИКТ (цифровые образоваьельные ресурсы, а также интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшит усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Интернет-тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.

Выполняем тренировочные и диагностические работы и в режиме on-line, и в домашних условиях.

Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего сайты ГИА-9, ФИПИ, «по уши в ГИА (ОГЭ) И ЕГЭ».

В своей работе по подготовке выпускников 9-го класса я использую программу, которая так и называется «Подготовка к ОГЭ», где я расписала все 34 часа по темам. Помимо этого я занимаюсь дополнительно после уроков со всеми 9-классниками.

Свою работу по подготовке к ОГЭ я строю поэтапно. В начале года я знакомлю учащихся с инструкцией проведения экзамена, готовлю заранее памятку по экзамену, знакомлю с бланками и рассказываю, как оформить титульный лист. На первых занятиях по подготовке к ОГЭ мы работаем над сжатым изложением. Для этого я использую материал «Работа над сжатым изложением». Учу выпускников методам и приемам сжатия текста (компрессии текста). Так, например, показываю детям 2 текста: один целый, а другой трансформированный (т.е. упрощенный, сжатый), и учащиеся должны определить, какие приемы применили для упрощения и сжатия текста. Затем дети это делают сами. После того как они научатся работать с листа, включая аудиозапись для прослушивания всего текста. Далее слушаем по абзацам и даже по предложениям (т.к. в классе много слабых учащихся), а затем пишем. Потом уже, когда все освоили, поняли содержание текста, включаем 2 раза весь текст. Сначала пишут подробно , а потом уже перерабатывают, согласно правилам сжатия текста.

Одновременно в начале года провожу диагностическое тестирование по II части экзамена для того, чтобы выявить пробелы в знаниях орфографии и синтаксиса. А затем, исходя из диагностики, выстраиваю план по повторению основных тем по всем разделам русского языка. Несколько занятий отвожу на понимание текста, а также на повторение средств выразительности речи. После повторения каждой темы провожу тестирование (т.е. Несколько тестовых заданий по вариантам). Далее у нас идет повторение правописания приставок и суффиксов, тренировочные задания по данным темам. Затем повторяем синтаксис, т.е. словосочетания и грамматические основы предложений. В этой работе использую приём нахождения правильного варианта - грамматической основы. Показываю предложения и к нему 4 варианта грамматической основы. Надо найти правильный вариант.

На протяжении всего учебного года веду работу со слабомотивированными учащимися. По каждому такому учащемуся веду журнал усвоения экзаменационного материала.

Со II полугодия провожу контрольные работы и по тестовой части, и по сжатому изложению. В этом учебном году такую контрольную работу мы провели в декабре. После проведения и проверки работ пишу анализ, где выявляю учащихся, слабо усвоивших материал по некоторым темам экзаменационной работы. Наличие в классе таких детей объясняется тем, что многие из них поступили с низким уровнем грамотности из других ОУ непосредственно в 9 класс либо дети, часто пропускающие занятия ввиду болезни. На последующих уроках мы работаем над ошибками, допущенными в контрольных работах.

Одновременно со II полугодия мы начинаем работу над сочинением. Это задание 15 (I), 15 (II), 15 (III).

Работа над сочинением-рассуждением ведется также поэтапно: сначала мы учимся строить тезис, затем основную часть и в конце заключение. Я показыываю учащимся речевые клише, учу правильно использовать их в тексте. Для этого составляем таблицу «Речевые клише для тезиса, основной части и заключения». Самое главное - научить детей находить аргументы в тексте и правильно использовать их в сочинении. Для этого даю готовое сочинение по тексту с аргументами. Задача учащихся - найти ошибки по составлению сочинения-рассуждения и в правильности подбора аргументов из текста. А затем переписать сочинение в правильном варианте. Параллельно веду работу по повторению орфографии для повышения уровня практической грамотности.

После этого знакомлю учащихся с классификацией грамматических и речевых ошибок, т.к. многие дети их путают. Для закрепления даю задание учащимся найти в тексте грамматические и речевые ошибки и исправить их.

В конце учебного года провожу контрольную работу по всем трем частям экзаменационной работы.

Такая система помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку - формирование трёх видов компетенций учащихся:

  • языковой;

  • лингвистической;

  • коммуникативной.

Постоянная разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по их подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно - необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно оьносящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речьюЮ личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самими учащимися и кропотливая деятельность вместе с учителем.



© 2010-2022