Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)

Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение».

Русский язык, 9 класс.

Цели:

Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

.

Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;

  • формирование чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

  1. Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть речи».

  2. Обучать правильному употреблению местоимений в речи;

  3. Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.

  4. Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование: (презентация)

Ход урока:

  1. Оргмомент. Психологический настрой. (слайд 2)

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будем все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам радость общения. Садитесь.

Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Успехов вам!

II. Сообщение темы и целей урока.

А, чтобы узнать тему урока, выполним первое задание:

  1. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)

Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки.

Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)

Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)

А __________, друзя, как ни садитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)

Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)

- Пока мы с вами работаем над исправлением орфографических ошибок, 1 ученик выписывает пропущенные слова.

1. Проверка: а) устная коллективная работа

- Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Обращение, однородные члены предложения)

- Так какую же часть речи вставили в тексте? (Местоимения)

она ты вы я

2. Повторение. (слайд 4) Посмотрите внимательно и вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)

-Что такое местоимение? (Местоимение - часть речи.)

- Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак и количество, но не называют их)

- То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры?

- Почему их так называют?(Они указывают на лицо)

- Сколько лиц у местоимений? Назовите их.(1 л. - это сам говорящий, 2 л. - собеседник, 3 л. - человек, не участвующий в речи.)

- Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. - по родам.)

- Кто назовёт тему нашего урока? (слайд 5)

Мы сегодня должны закрепить знания о местоимениях, а поможет нам в этом урок - путешествие.

Да, сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход в страну «Местоимение», для того, чтобы обобщить и закрепить знания об этой части речи, будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой.

Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу.

Девиз: "Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым" (хором). Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

III. Работа над темой урока.

  1. Словарная работа. (слайд 6)

а) - А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях, взаимопроверка)

Лопата, топор, тарелка, кастрюля, стакан, посуда, одежда, сапоги, горох, картофель, морковь, овощи, сахар, газета, багаж.

- За словарный диктант оценки будут выставлены в журнал, таким образом обратите внимание на объективность ваших оценок.

б) - И, конечно же, в походе мы не сможем обойтись без доверия друг к другу. (слайд 10)

- Давайте назовём грамматические признаки слова доверие (сущ., ср.р., 2 скл., в

ед.ч.)

- Составьте небольшой текст (2-3 предложения) с этим словом. (слайд 7)

- Что такое доверие? (Доверие - это уверенность в человеке, в его добросовестности.)

- Когда необходимо доверие? (Доверие необходимо между настоящими друзьями.)

- К чему приводит отсутствие доверия? (Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.)

в) Редактирование текста. (слайд 11)

- Всё ли вас устраивает в этом тексте? (Нет. Повторы)

- Отредактируйте его. Какая часть речи поможет вам в этом?

Доверие - это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его приводит к предательству, измене и вражде.

IV. Физминутка. (слайд 8,9)

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

Кто шагает с рюкзаком? (шаг)
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? (рывки руками)
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги! (повороты)
Наш девиз: "Всегда вперед!" (приседания)
Эй, ребята, тверже шаг! (шаг)
Что турист берет в дорогу? (прыжки)
Песню, ложку и рюкзак! (вдох, потягивания, исходное положение)

V. Работа над темой урока.

  1. Итак, отправляемся в дорогу. А впереди у нас вершина. Восхождение будет сложным, опасным, надо быть крайне внимательным. (слайд 10)

«Исправь ошибки»

- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.

Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.

Проверка.

Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.

а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)

- Что нам говорит это правило?

Местоимения, как и существительные, могут употребляться с предлогами.

Предлог пишется от местоимений отдельно.

Приведите примеры. Зайду к тебе. Приходи ко мне.

Индивидуальная работа.

Провести морфологический разбор местоимения у неё.

Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например.

в) проверка морфологического разбора.

- Молодцы, потрудились вы на славу!

Но перед вами ещё одно испытание.

4) - Прочитайте слова и найдите спрятавшиеся там местоимения. Определите их род.

агроном корона экономия

5) - Поставьте личные местоимения в указанном падеже и запишите их в тетрадь.

Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)

Проверка.

-А теперь наоборот, поставьте местоимения в начальную форму.

Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)

Молодцы!

6) -А сейчас определите падеж местоимений, записанных на карточке.

Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)

Какое правило мы должны знать?

-Спишите следующую группу словосочетаний в тетрадь, ставя местоимения в нужный падеж.

Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)

- Какого лица эти местоимения? ( ответы детей)

- Сравните написание местоимений в первом и втором столбиках и сделайте вывод.

7) Спишите предложения в тетрадь без ошибок.

Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (9 класс)

-Сколько ошибок заметили? Назовите их. ( ответы детей)

- А теперь разберите каждое предложение по членам.

Каким членом предложения может быть местоимение?

8.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

9. Следующее испытание это «тест»

10.Послушайте стихотворение и выпишите в столбик все местоимения.

У меня к тебе вопрос,

Почему повесил нос?

Ты не вешай нос, дружище,

Он ведь у тебя не лишний.

VI. Итог урока. Релаксация. (слайд 26)

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей - тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг - тот прикрепляет вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак

С тестом вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение». А пока прослушайте ещё одно задание, которое выполните дома.

VII. Дом. задание. (слайд 21)

Составьте пять - шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж. Произведите морфологический разбор одного из местоимений.



© 2010-2022