- Преподавателю
- Русский язык и литература
- От предложени к тексту
От предложени к тексту
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Каменская О.Д. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
От предложения к тексту
Вам предлагаются необычные упражнения -«перепутанные предложения», из которых можно образовать целое - текст, отрывок… Это развивает логику, мышление… Когда вы запишете небольшой текст, то вам предстоит выполнить ещё ряд заданий (с выбором ответа, с краткими и развёрнутыми ответами): по фонетике, лексике, грамматике. И все эти задания связаны с текстом. Все задания к тексту - это не столько способ контроля, сколько способ обучения, развития речевых способностей. Подобные упражнения не только полезны, но и удобны: ведь текст маленький, значит, на работу с ним не надо много времени (если работа выполняется на уроке, то это немаловажно). Что касается большого числа заданий, то у вас есть возможность выбора.
№1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить текст - отрывок из книги филолога Б.В.Томашевского «Стих и язык». Подчеркните основы предложения.
(А) В этой формуле объединены две стороны Пушкина: он выступает одновременно и как деятель литературы, и как преобразователь литературного языка, причём обе стороны его творческой деятельности воспринимаются в неразрывном единстве.
(Б) С именем Пушкина связывается представление о рубеже в истории развития русского литературного языка.
(В) И в самом деле, трудно понять одну сторону итогов деятельности Пушкина, не считаясь с другой.
(Г) Характерно, что в юбилей 1937 года родилось определение исторической роли Пушкина, отразившееся на направлении изучения его творчества: «Пушкин - создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы».
1. Выберите правильный вариант ответа.
а) Г, А, Б, В;
б) Б, В, Г, А;
в) Г, Б, А, В;
г) Б, Г, А, В.
2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
а) Пушкин - преобразователь русского литературного языка.
б) Пушкин - родоначальник новой русской литературы.
в) Историческая роль Пушкина определяется только тем, что он сделал как поэт.
г) Изучать творчество Пушкина - это значит исследовать все стороны его деятельности.
3. Определите стиль и тип речи.
а) публицистический, описание;
б) публицистический, повествование;
в) художественный, повествование;
г) научно-популярный, рассуждение с элементами описания.
4. Укажите средства связи между предложениями в этом тексте.
а) лексический повтор;
б) однотематическая лексика;
в) местоимения;
г) наречия;
д) неполные предложения;
е) порядок слов.
5. В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) деятель;
б) понять;
в) другой;
г) изучение.
6. В каких значениях употребляются в тексте слова формула (предложение А), рубеж (предложение Б).
7. Из предложения Г выпишите словосочетание, в котором главное слово - причастие.
8. Из предложения В выпишите деепричастие.
9. Какое предложение является бессоюзным сложным?
10. В каком ряду в окончании всех существительных в П. п. ед. ч. пишется е?
а) в формул…, в литератур…, в имен…;
б) в истори…, в творчеств…, в деятельност…;
в) в единств…, в дел…, о создател… .
11. Укажите словосочетание, в котором связь - управление.
а) литературный язык;
б) одновременно выступает;
в) неразрывное единство;
г) деятель литературы.
12. Напишите текст-рассуждение на одну из тем:
- «Русский язык - это прежде всего Пушкин» (А.Толстой)
- «Пушкин у нас - начало всех начал» (М. Горький)
- «Пушкин - это Россия, выраженная в слове» ( В.Непомнящий).
№ 2. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить отрывок из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Подчеркните грамматические основы предложений.
( А) При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.
(Б) В трёх верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
(В) «Эй, Дуня! - закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками».
(Г) По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая - спросить себе чаю.
(Д) Красота её меня поразила.
1.Выберите верный вариант ответа.
а) Г, В, Д, А, Б;
б) Б, В, Г, А, Д;
в) В, А, Д, Б, Г;
г) Б, Г, В, А,Д .
2. Определите стиль и тип речи.
а) художественный, описание;
б) художественный, повествование;
в) публицистический, рассуждение;
г) публицистический, повествование.
3. В каких словах звуков меньше, чем букв?
а) смотритель;
б) станция;
в) первая;
г) дождь.
4. Какие слова являются устаревшими?
а) самовар;
б) сени;
в) верста;
г) станция.
5. В каких словах нулевое окончание?
а) побежала;
б) самовар;
в) закричал;
г) девочка.
6. Выпишите из текста глаголы совершенного вида, обозначьте приставки. Сколько глаголов вы выписали? Почему их так много? Как их употребление соотносится с тем, что это текст-повествование?
7. Укажите средства связи между предложениями (не менее трёх).
а) однотематическая лексика;
б) лексический повтор;
в) местоимение;
г) видовременная соотнесённость глагольных форм;
д) вводные слова.
8. Укажите сложносочинённое предложение.
9. Выпишите словосочетание с числительными.
10. Сравните : лет четырнадцати- четырнадцати лет.
11. В каких словосочетаниях иная связь, чем согласование?
а) первая забота;
б) поскорее переодеться;
в) спросить чаю;
г) проливной дождь.
12. Перескажите текст (напишите изложение)
Ответы:
1 текст. 1. г), 2. в), 3. г), 4. а) , б), в), е), 5. б), 6. Формула - общее краткое определение какого-нибудь положения, закона, отношения и т. п., приложимого к частным случаям. Рубеж - то, что отделяет одно от другого; грань. 7. Отразившееся на направлении изучения. 8. Не сгибаясь. 9. А, 10. в), 11. г)
2 текст. 1. г), 2. б), 3. а), г), 4. б), в), 5. б), в), 6. Вышла, побежала, вымочил, закричал, поставь, сходи, переодеться, спросить, поразила. 7. а), б), в), г). 8. Б, 9 В трёх верстах. 11. б), в).