- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Три мира в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок «Три мира в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пальчевская О.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
« Три мира в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока:
1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Обратить внимание на символику числа «три» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, программа GIMP.
План урока:
Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?
В. Г. Белинский
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым. Цели нашего урока следующие:
1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
У нас три группы, которые представят три мира романа:
- Ершалаимский мир;
- Московская действительность;
- Фантастический мир.
1. Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)
2.Групповая работа.
Древний Ершалаимский мир
Эпиграф:
«Почему зло? Откуда зло? Если есть Бог, то как моет быть зло? Если есть зло, то как моет быть Бог?
М.Ю. Лермонтов
Вопросы:
- Как раскрывает характер Пилата его портрет?
- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?
- Каково главное убеждение Иешуа?
-Значение Ершалаимского мира в романе.
-Знакомство с Понтием Пилатом, первая встреча с Иешуа.
-Две жизненные позиции Пилата и Га-Норци.
-Главный порок - трусость.
-Казнь - размышления Пилата.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
Составление кластера.
Современный московский мир
Эпиграф:
«Ужасно жить в постоянном выборе между долгом и совестью. Этот выбор постепенно убивает в человеке самое лучшее: любовь и дружбу, честь и совесть.» А.П.Чехов.
Вопросы:
-Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?
Взаимоотношение творца-художника и общества.
Чем Мастер похож на Иешуа?
Потусторонний мир
С кем пришел Воланд на землю?
С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Кто составлял свиту Воланда?
Ученики: Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Какая действительность в Москве?
Учитель: Чем схожи Ершалаим и Москва?
Составление кластера.
Фантастический мир
Эпиграф:
«Фантастика и реальность - одно и то же. Иногда трудно определить, где ты. Иногда фантастическое и реальное параллельны».М.А.Булгаков.
Индивидуальная работа:
- составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);
- рисование символических образов на компьютере (программа GIMP);
- презентация ученических работ.
Проверка выполнения заданий.
Итоги урока, выводы.
Составление кластера.
Выводы:
- все планы книги объединены проблемой добра и зла;
- темы: поиска истины, тема творчества;
- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются
Жанр синтетичен:
- и сатирический роман
- и комическая эпопея
- и утопия с элементами фантастики
- и историческое повествование
Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.