- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Возвратные глаголы
Урок русского языка на тему Возвратные глаголы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Портнова М.В. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Возвратные глаголы
Цели: 1) дать понятие учащимся о возвратных глаголах, ознакомить с добавочным значениями возвратных глаголов; закрепить правописание глаголов на - ться, - тся;
2) повторить спряжение глаголов;
3) обогатить словарный запас учащихся новыми словами.
Материалы и оборудование: алгоритм на тему «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием», презентация «Возвратные глаголы».
Ход урока.
-
Повторение: пользуясь алгоритмом определить спряжение глаголов.
Колыш(е;и)тся, бор(е;и)тся, пил(е;и)шь, выстрел(е;и)шь, кол(е;и)т, стел(е;и)тся
- Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете? А как называются глаголы, которые оканчиваются на -СЯ?
-
Объяснение новой темы (демонстрируется портрет -СЯ, на котором он изображен высокомерным и очень гордым).
1) беседа:
- Сегодня нам предстоит удивительное знакомство. Это постфикс - СЯ (СЬ).
- Где он встречается? (в глаголах). Среди глаголов на экране найдите возвратные глаголы и приведите свои примеры.
- О таких глаголах будет сегодня наш урок. И тема урока - «Возвратные глаголы»
- Посмотрите на портрет - СЯ (-СЬ). А каким показался вам этот постфикс? (себялюбивым, гордым, эгоистичным)
- Что означает слово эгоистичный? Подберите однокоренные слова.(эгоизм, эгоист)
Эгоистичный - проникнутый эгоизмом, себялюбивый.
Эгоизм (лат. эго - я) - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общественным, интересам других людей.
- Он возгордился оттого, что хотя он и маленький, но, если прибавится к глаголу, может изменить его значение.
3. Работа с учебником. Чтение теоретического материала.
4.Работа по группам:
Задание 1-ой группы - объяснить возвратное значение -СЯ, показать в виде опорного рисунка и подобрать примеры из текста, данного учителем.
Задание 2-ой группы - объяснить взаимное значение -СЯ, показать в виде опорного рисунка и подобрать примеры из текста, данного учителем.
Задание 3-ей группы - объяснить страдательное значение -СЯ, показать в виде опорного рисунка и подобрать примеры из текста, данного учителем.
-
Возвратное значение
Умывать
Причёсывать + СЯ («себя»)
Катать
-
Взаимное значение
Обнимать
Встречать + СЯ (друг друга, друг с другом)
Шептать
-
Страдательное значение
Строить
Выращивать + СЯ (испытывает действие со стороны другого предмета)
Сочинять
5. Закрепление темы урока:
1) выборочный диктант: прослушать песню «Дружба» в записи и выписать возвратные глаголы. (расклеится, сломается, поссоримся, помиримся и т.д.)
2) повторение правописания - ТСЯ и - ТЬСЯ. Выполнение упражнения из учебника
3) заменить сочетания возвратными глаголами:
Прийти к соглашению путем переговоров - договориться
Говорить друг с другом шепотом - шептаться
Посмотреть назад - оглянуться
Посмотреть друг на друга - переглянуться
Совершать круговые обороты вокруг своей оси - вращаться
Испытывать чувство тревоги, волнения, надежды - тревожиться, волноваться, надеяться
Быть нерешительным в своём мнении - колебаться
6. «Лексическая пятиминутка»: данные фразеологические обороты заменить возвратными глаголами.
Совать нос - вмешиваться;
надуть губы - обидеться;
попасть впросак - оказаться в смешном положении;
бежать со всех ног - мчаться;
распускать руки - драться;
повесить голову - огорчиться;
сложить оружие - сдаться;
не сварить каши - не сговориться.
7. Подготовка к домашнему заданию: игра «Аукцион» (сосчитать возвратные глаголы).
Монолог непрочитанной книги.
«… Ох, как мне трудно, скучно жить. Как вспомню, как мне жилось раньше, слёзы на глазах выступают. Вначале было всё хорошо. Повстречалась я с хорошей девочкой Таней. Познакомились мы и подружились. Как она обо мне заботилась! На руках меня только носила, всегда была со мной, читала меня. Но … рассталась она со мною. Подарила меня своей однокласснице Даше. Можно сказать, от сердца своего оторвала. Для подруги ничего не жалко. И с тех пор началась моя кошмарная жизнь. Валяюсь, где попало, вся испачкалась, потрепалась. Никто мною не интересуется. А ведь сколько интересного я бы могла рассказать! Вот уже целый месяц пылюсь на полке. А Даша даже не вспоминает обо мне. Целыми часами засиживается перед телевизором или любуется у зеркала. Так и хочется ей крикнуть: «Опомнись! Пока не поздно. Так же нельзя. Лучше подружись со мною. А то останешься на всю жизнь недоучкой!» (18 возвратных глаголов)
8. Домашнее задание: используя возвратные глаголы, написать монолог кошки. (кусаться, царапаться, ласкаться, обижаться, свернуться, заботиться, хвастаться и др.)
Приложение
Чтобы правильно определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием, нужно поставить этот глагол в неопределённой форме и посмотреть:
-
Это глагол на -ИТЬ?
-
Это глагол брить или стелить?
Да нет