Открытый урок на тему Имя прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок на тему Имя прилагательноеОткрытый урок по теме : «Имя прилагательное. Общее значение имен

прилагательных и их употребление в речи».

Цели:

1) Обучающая - обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном:

повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); . Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.

2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;

обогащение словарного запаса учащихся.

3) Воспитывающая - воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе.

Тип урока: проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; работа с опорной схемой

Оборудование:

фишбоун ( скелет рыбы), карточки, мультимедийный проектор, презентация «Стихотворение А.С. Пушкина Зимнее утро », тест «Волна», учебник русского языка за 6 класс.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания:
I. Актуализация опорных знаний.

- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, отличное, веселое, умиротворённое, печальное, радостное, бодрое, грустное…)

- Кто мне объяснит, что такое настроение с точки зрения лексикологии? (Внутреннее, душевное состояние человека.)

- А с точки зрения морфологии? (Это существительное, обозначающее состояние человека, среднего рода, II склонения, единственного числа, Им. падежа, в предложении является подлежащим.)

- Очень хорошо, ребята! Мы повторили с вами тему «Имя существительное», которая тесно связана со следующей, изучением которой с вами и займемся сегодня на уроке. Но прежде ответьте мне на вопрос.

II. Интрига.

-Марина , тебя мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ты выполнить ее поручение? (Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную.)

- Мама, покупая Косте куртку на зиму, обратилась к продавцу: «Мне вот ту куртку, пожалуйста» Может продавец понять маму? (Нет ! Не названы признаки понравившейся ей куртки.)

- А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! (Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т. д.)

- Вспомните, что вы мне сказали о своем настроении в начале урока.

- Чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи - какая? (Прилагательное, слово-волшебник...

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

3. Работа над темой.

1. Запись темы «Имя прилагательное»

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

Ученики: чередование гласных в корне слова.

Как вы понимаете смысл названия части речи?

Ученики: Приложенное, добавленное к чему-то.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка - эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

  1. Изучение новой темы.\

А) Слово учителя:

Ребята, перед вами фишбоун. Кто знает, что обозначает слово «фиш» в переводе с английского языка? А означает оно рыба, «боун» - кость - «рыбная кость». Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и наполнить скелет ключевыми словами и фразами. Голова, как видите, будет тема нашего урока.

Имя

прилагательное



__________________________________

- Давайте начнём с главного! Дайте определение имени прилагательного.

Ответы учащихся

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета) ( заполнение фишбоуна)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) ( Заполнение фишбоуна)

- Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) Молодцы! (Заполнение фишбоуна)

- Мы заполнили с вами лишь третью часть фишбоуна. А можете ли вы с ходу заполнить всё остальное (Ответы учащихся)

В) Учитель: А давайте проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки имени прилагательного, чтобы закончить работу с фишбоуном. Предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания.

1 группа : Ребята первой группы согласуют стоящие в скобках прилагательные с существительными.(Слайд 1)

Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначьте графически окончания прилагательных.

Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. Помню (большая, весь золотая ) сад, помню (кленовая) аллея (И.Бунин)

Вывод: имена прилагательные согласуются в роде, числе, падеже) (Оформление фишбоуна)

Ключ: Вспоминается ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовые аллеи.

2 группа: Вторая группа произведёт синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли прилагательного.(Слайд2)

Морозный воздух тонкий и и жгучий. (Повеств,, невоскл, простое, двусост, распр)

Вывод: имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым. (Фишбоун)

3 группа учащиеся третьей группы выпишут из упр. 607 на стр. уч. 176 словосочетания «прилаг.+ сущ.», укажут род, число, падеж.

Ключ: (Вода синяя- в ж..р., в ед. ч., в вин. п; из чистого янтаря - в м..р., в ед ч., в р..п.; глубоком месте - в ср.р, в ед. ч., в п..п.; диковинные растения - во мн.ч., в им..п.)( Слайд 3)

Вывод: имена прилагательные изменяются по числам, родам (в ед. ч), падежам. (Оформление фишбоуна)

-Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место.

-Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

-Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

-Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

-Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:

С)Учитель: Под г_лубыми н_бесами

В_ликолепными к_врами,

Бл_стя на со_нце, снег лежит;

Пр_зрачный лес один ч_рнеет,

И ель сквозь иней з_ленеет,

И речка подо льдом блестит. (Слайд4)

-Ребята, посмотрите, перед вами зимний пейзаж, попробуйте описать его так же красиво, как это сделал замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «Зимнее утро». (Описание пейзажа учащимися) (Слайд5)

Учитель: Скажите, какие слова помогли вам при описании зимнего пейзажа

(Ответы детей)

- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.

- Найдите грамматическую основу 2 предложения. Дайте его характеристику.

  1. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?

  2. Итак, эпитеты - это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят ().

4. Докажите, что данные эпитеты - имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).

5.Проверка работ учащихся:

4)Физминутка. «Печатная машинка»

5) Закрепление темы:

Учитель: Предлагаю двум учащимся выйти к доске и выполнить интересные задания. (Два человек работают у доски)

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

,) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

,) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 группа - трава, снег 2 группа - горы , море

3) Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)

1 группа 2 группа

Хитрая плутовка, На овчарку не похож.

Рыжая головка, Что ни зуб - то острый нож!

Пушистый хвост - краса. Он бежит, оскалив пасть,

Кто же это? На овцу готов напасть.

(лиса) (волк)

Красный, сладкий, сахарный, Спелое, круглое, сочное.

Кафтан зеленый, бархатный. (яблоко)

(арбуз)

Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

-Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить

Учитель: Ребята, посмотрите, какая рыбка у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. (Ответы учащихся). А потому, что впереди будут уроки, на которых вы познакомитесь ещё с новыми знаниями о прилагательном - со степенями сравнения и разрядами имён прилагательных.

5) Домашнее задание: 38,упр. № 603, № 604

6)Рефлексия:

Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».

Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный рисуете волну вверх, если неверный - вниз.

  1. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета ? (+)

  2. Имя прилагательное отвечает на вопрос что делать? что сделать?(-)

  3. Имена прилагательные изменяются по родам (только в ед. числе), числам, падежам. (+)

  4. В предложении имена прилагательные бывают обстоятельствами. (-)

6.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже. (+) ( Слайд 6)

Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте. Сравните волну в тетради и ту, по которой плывёт наша золотая рыбка знаний.

Критерии оценки теста «Волна»:

0ошибок - «5»

1-2ошибки - «4»

3- 4 ошибки - «3» (Слайд 7)

Выставление оценок.

Учитель: Ребята, спасибо за хороший урок. До свидания!



© 2010-2022