Рабочая программа элективного курса «Культура речи» 11 класс

"Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для учащихся 11класса разработана на основе авторской программы элективного курса «Культура речи» Шайхутдиновой Г.Ф(Главное управление образования администрации г. Красноярска Красноярский информационно-методический центр «Программы курсов по выбору и элективных курсов» Красноярск 2009г.)Программа «Культура речи» предназначена для учащихся 10 или 11 класса, изучающих русский язык на базовом уровне. Предлагаемый для освоения учебный материал о ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для учащихся 11класса разработана на основе авторской программы элективного курса «Культура речи» Шайхутдиновой Г.Ф (Главное управление образования администрации г. Красноярска Красноярский информационно-методический центр «Программы курсов по выбору и элективных курсов» Красноярск 2009г.) Программа рассчитана на 1час в неделю.

Среди ряда общих умений, навыков и способов действий как необходимых условий развития и социализации учащихся особое место занимает коммуникативная деятельность. Готовность к нормативному и целесообразному использованию языка в различных сферах и ситуациях общения, в том числе в профессионально ориентированной, является основой для самореализации в различных областях человеческой деятельности.

Программа «Культура речи» предназначена для учащихся 10 или 11 класса, изучающих русский язык на базовом уровне. Предлагаемый для освоения учебный материал о языковых нормах, культуре разговорной и письменной речи, взаимосвязи языка и культуры расширен до объема программ профильного уровня, что позволяет учащимся успешно совершенствовать коммуникативную, языковую и культуроведческую компетенции. Основное внимание уделяется совершенствованию навыков соблюдения норм речевого поведения в монологической и диалогической устной речи.

Программа представлена двумя модулями «Грамматические нормы употребления частей речи» и «Грамматические нормы конструирования предложений» продолжительностью по 17 учебных часов каждый. Каждый модуль относительно самостоятелен и может реализовываться как отдельная программа. Однако целесообразнее реализовывать оба модуля, при этом возможна последовательная реализация в течение одного учебного года или с перерывом в течение двух лет обучения.

Цель

Формирование у учащихся навыков и умений рационального речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения с соблюдением норм русского литературного языка.

Задачи:

- расширить знания учащихся о требованиях, предъявляемых к устной и письменной речи в обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

- обеспечить увеличение круга используемых языковых и речевых средств, совершенствовать способность к наблюдению за собственной речью;

- развивать умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка.

Ожидаемые образовательные результаты

Обучающиеся расширят знания о языковой норме и ее функциях, функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Обучающиеся будут уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норма и речевые нарушения.

Обучающиеся будут уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Критерии достижения образовательных результатов

Учащиеся знают

- основные сведения о литературном языке и его признаках, требованиях, предъявляемых к устным и письменным текстам в обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

- компоненты речевой ситуации, понятие языковой нормы и её функции;

- современные тенденции в развитии норм русского литературного языка.

Учащиеся умеют

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

Учащиеся соблюдают основные нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные), создавая устные и письменные монологически и диалогические высказывания в обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.

Итоговое оценивание осуществляется через представление учащимися результатов учебного исследования (первый модуль) и творческого работы (второй модуль).



Учебно-тематический план.

Модуль «Грамматические нормы употребления частей речи».

дата

Тема урока

Содержание темы

Виды деятельности учителя, уч-ся

Речевая культура-1ч.

1

Культура речи и её основные аспекты.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы.

Лекция с элементами беседы;

составление плана, кр конспектирование.



Трудные случаи в образовании имён существительных-4ч


2

Формы имён существительных и их употребление.

Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения мужского, женского и среднего рода (какаду, шимпанзе, конферансье, мадам, маэстро, мисс, пальто, шоссе, депо, какао, метро, пианино, эскимо, ателье, фойе, кино, тире, реле, такси, шасси, кофе и др.). Значение обозначающих географические названия (Сочи, Тбилиси, Конго, Капри и др.). Вариативные формы имен существительных с окончаниями: -ы(-и) (бухгалтеры, договоры, приговоры,выборы, торты, ректоры, шоферы, тракторы, почерки и др.), -а(-я) (директора, профессора, доктора, фельдшера, иснспектора и др.), -ов (гектаров, граммов, килограммов, помидоров, мандаринов, апельсинов и др.).

Нормативные (вафель, кочерег, сплетен, свечей, цапель, нянь, простынь, тетей и др.) и вариативные (в цехе-в цеху, в отпуске - в отпуску и др.) формы имен существительных в родительном падеже. Вариативные формы имен существительных в родительном падеже с ударением на окончание (герб - герба, плод - плода и др.).

Вариативные формы имен существительных в родительном падеже, обозначающих название парных предметов (ботинок, валенок, сапог, чулок, носков ),некоторые национальности (армян, бурят, грузин; киргизов, таджиков, хакасов, якутов и др.).

Лекционный материал ,тренинг,

работа с текстом, конспектирование.

3

Формы имён существительных в родительном падеже множественного числа.

Семинар, тренинг, работа по карточкам.

4

Определение рода несклоняемых имён существительных.

Практическая работа: работа по карточкам.

5

Определение окончаний в именах существительных мужского рода множественного числа.

Практическая работа: работа по карточкам.

Формы имён прилагательных и причастий-2ч.

6

Имя прилагательное и его формы. Причастие.

Образование сравнительной степени и краткой формы имен прилагательных (светлый-светлее, более светлый, бессмысленный - бессмыслен, величественный - величественен, мужественный - мужественен, невежественный - невежественен и др.). Постановка ударения к краткой форме имен прилагательных (вЕселы, вЕсел, вЕсело, веселА) и причастий (взЯты, взЯт, взЯто, взятА, сОзваны, сОзван, сОзвано, сОзвана).

Лекция с элементами беседы;

составление плана, кр конспектирование.


7

Употребление имён прилагательных сравнительной степени и краткой формы.

Работа в парах,

конспектирование, составление таблицы,

тренинг.



Трудные случаи употребления имён числительных-2ч.

8

Имя числительное и его формы.

Сочетание собирательных числительных двое, трое, четверо с существительными, местоимениями (двое друзей- две девушки). Склонение простых и составных количественных числительных. Предупреждение ошибок в склонении числительных. Склонение слов оба, обе.

Лекционный материал ,

работа с текстом, конспектирование.

9

Склонение количественных числительных, порядковых числительных.

работа с таблицей, тренинг.



Глагол и его формы-2ч.

10

Литературные и разговорные формы глагола повелительного наклонения.

Литературные форма глаголов повелительного наклонения (высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, не кради, положи). Книжные и разговорные пары (видеть - видать, слышать - слыхать, мучить - мучать, лазить - лазать). Отсутствие форм употребления глаголов 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (победить, убедить, очутиться, чудить). Употребление бесприставочных глаголов прошедшего времени, обозначающих постепенное усиление длительного состояния (сох, кис, мок, глох, чах и др.)

Лекционный материал ,коспектирование.

11

Употребление бесприставочных глаголов пршедшего времени.

Тренинг, работа по карточкам.



Грамматические нормы употребления частей речи-6ч.

12-13

Особые случаи употребления в речи различных форм основных частей речи.

Особые случаи употребления в речи различных форм основных частей речи (тематика учебных исследований): расстановка ударений в односложных существительных мужского рода; употребление кратки страдательных причастий прошедшего времен; разграничение случаев употребления слов ОБА, ОБЕ; особые случаи употребления глаголов 1-ого лица единственного числа.

Лекция с элементами беседы;

составление плана, кр конспектирование.


14-15

Нормы речевого поведения.

Работа в парах,

конспектирование, составление таблицы,

тренинг.

16

Нормы употребления в речи основных частей речи. Зачёт.

Контрольная работа.



Модуль «Грамматические нормы конструирования предложений».

дата

Тема урока

Содержание темы

Виды деятельности учителя, уч-ся

Коммуникативная компетентность и её составляющие-3ч.

17

Коммуникативная компетентность и её слагаемые.

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Функциональные разновидности языка и их особенности. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Лекция с элементами беседы;

составление плана, кр конспектирование.


18

Функциональные разновидности языка и их особенности.

Работа в парах, тренинг, самостоятельная работа.

19

Коммуникативные качества речи. Причины коммуникативных неудач.

Учебная дискуссия.



Трудные случаи употребления главных и второстепенных членов предложения-8ч.

20

Трудные случаи употребления главных и второстепенных членов предложения

Прямой и обратный порядок слов (инверсия) в предложении. Подлежащее, выраженное собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть). Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений. Определение при существительном общего рода.

Управление. Выбор предлога «в» и «на» (в Сибири - на Таймыре, в театре - на концерте). Употребление предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» с именами существительными в дательном падеже. Нормы сочетаемости.

Отступление от норм в построении предложений с однородными членами : соединение несопоставимых понятий («Выбежали люди со свечами и радостными лицами»); лексическая несочетаемость («В ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний»). Создание неправильных пар союзов (не только… а также; как…а также). Соединение однородных членов и придаточных предложений («Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них»). Несовпадение производителя действия, обозначенного глаголом-сказуемым и деепричастием ( «Читая текст, возникает такое чувство…»). Конструирование текста.

Нарушение границ предложения. Предложений типа «Когда герой опомнился. Было уже поздно».

Неправильное употребление союзов и союзных слов : постановка рядом двух однозначных союзов («…убедить в том,что будно…»), неправильный порядок слов (Беседа с представительницей делегации,которая приехала…).

Нарушение норм построения предложения с причастным и деепричастным оборотом. Замена придаточного предложения причастным и деепричастным оборотом. Причина невозможности замены («Когда мы вернулись домой, уже стемнело», «Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»).

Смешение прямой и косвенной речи. Косвенная речь, образованная придаточным предложением, с сохранением элементов прямой речи («Автор сказал, что я не согласен…» и др.).

Лекционный материал ,

работа с текстом, конспектирование.

21

Отступление от норм в построении предложений с однородными членами.

Семинар.

22

Порядок слов в предложении.

Тренинг, работа по карточкам.

23

Согласование сказуемого с подлежащим.

Тренинг, работа по карточкам.

24

Согласование определений.

Работа со словарём, тренинг.

25

Управление.

Тренинг.

26

Нарушение норм построения предложения с причастным и деепричастным оборотом.

Самостоятельная работа.



Самостоятельная работа, тестирование.

27

Смешение прямой речи с косвенной.

Грамматические нормы конструирования предложений-6ч.

28-29

Особые случаи синтаксиса различных стилей речи.

Особые случаи синтаксиса различных стилей речи (тематика учебных исследований и творческих работ): разговорный стиль (неполные, вопросительные и побудительные предложения, свободный порядок слов, безличные предложения); научный стиль (особые обороты, «далее» в функции вводного слова, прямой порядок слов, сложные предложения, причастные и деепричастные обороты); официально-деловой стиль (осложненные простые предложения, отсутствие изобразительных средств языка). Деловая бумага (объяснительная, заявление, расписка и др.); публицистический стиль (ряды однородных членов предложения, сложные синтаксические конструкции, использование имени существительного в родительном падеже в роли несогласованного определения («голос мира»); стилистические фигуры художественного стиля (бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, анафора, градация и др.).

Лекция с элементами беседы;

составление плана, кр конспектирование,

учебное исследование.

30-31

Русский язык как высшая форма существования национального языка.

Работа в парах,

конспектирование, составление таблицы,

тренинг. Круглый стол.

32-33

Контрольная работа.

Контрольная работа

34

Итоговый урок.

работа с таблицей, устные высказывания, работа с текстами (подбор примеров)



Ресурсное обеспечение программы

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1988.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение, 1988.

  4. Авторский дидактический материал.

  5. Интернет- ресурс, компьютеры, подключенные к интернет-каналу, проектор и экран для представления презентаций.

  6. Магнитофоны и диктофоны для прослушивания и анализа устной речи.

Библиография

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1988.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение, 1988.

  4. Орфоэпический словарь русского языка. Произошение,ударение, грамматические формы. 5-е изд.испр.и доп. М.: Русский язык, 1989.

  5. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис-пресс,20 04.



© 2010-2022