- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса «Культура речи» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Культура речи» 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Брестер Т.М. |
Дата | 20.06.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для учащихся 11класса разработана на основе авторской программы элективного курса «Культура речи» Шайхутдиновой Г.Ф (Главное управление образования администрации г. Красноярска Красноярский информационно-методический центр «Программы курсов по выбору и элективных курсов» Красноярск 2009г.) Программа рассчитана на 1час в неделю.
Среди ряда общих умений, навыков и способов действий как необходимых условий развития и социализации учащихся особое место занимает коммуникативная деятельность. Готовность к нормативному и целесообразному использованию языка в различных сферах и ситуациях общения, в том числе в профессионально ориентированной, является основой для самореализации в различных областях человеческой деятельности.
Программа «Культура речи» предназначена для учащихся 10 или 11 класса, изучающих русский язык на базовом уровне. Предлагаемый для освоения учебный материал о языковых нормах, культуре разговорной и письменной речи, взаимосвязи языка и культуры расширен до объема программ профильного уровня, что позволяет учащимся успешно совершенствовать коммуникативную, языковую и культуроведческую компетенции. Основное внимание уделяется совершенствованию навыков соблюдения норм речевого поведения в монологической и диалогической устной речи.
Программа представлена двумя модулями «Грамматические нормы употребления частей речи» и «Грамматические нормы конструирования предложений» продолжительностью по 17 учебных часов каждый. Каждый модуль относительно самостоятелен и может реализовываться как отдельная программа. Однако целесообразнее реализовывать оба модуля, при этом возможна последовательная реализация в течение одного учебного года или с перерывом в течение двух лет обучения.
Цель
Формирование у учащихся навыков и умений рационального речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения с соблюдением норм русского литературного языка.
Задачи:
- расширить знания учащихся о требованиях, предъявляемых к устной и письменной речи в обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
- обеспечить увеличение круга используемых языковых и речевых средств, совершенствовать способность к наблюдению за собственной речью;
- развивать умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка.
Ожидаемые образовательные результаты
Обучающиеся расширят знания о языковой норме и ее функциях, функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Обучающиеся будут уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норма и речевые нарушения.
Обучающиеся будут уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Критерии достижения образовательных результатов
Учащиеся знают
- основные сведения о литературном языке и его признаках, требованиях, предъявляемых к устным и письменным текстам в обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
- компоненты речевой ситуации, понятие языковой нормы и её функции;
- современные тенденции в развитии норм русского литературного языка.
Учащиеся умеют
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.
Учащиеся соблюдают основные нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные), создавая устные и письменные монологически и диалогические высказывания в обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.
Итоговое оценивание осуществляется через представление учащимися результатов учебного исследования (первый модуль) и творческого работы (второй модуль).
Учебно-тематический план.
Модуль «Грамматические нормы употребления частей речи».
дата
№
Тема урока
Содержание темы
Виды деятельности учителя, уч-ся
Речевая культура-1ч.
1
Культура речи и её основные аспекты.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы.
Лекция с элементами беседы;
составление плана, кр конспектирование.
Трудные случаи в образовании имён существительных-4ч
2
Формы имён существительных и их употребление.
Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения мужского, женского и среднего рода (какаду, шимпанзе, конферансье, мадам, маэстро, мисс, пальто, шоссе, депо, какао, метро, пианино, эскимо, ателье, фойе, кино, тире, реле, такси, шасси, кофе и др.). Значение обозначающих географические названия (Сочи, Тбилиси, Конго, Капри и др.). Вариативные формы имен существительных с окончаниями: -ы(-и) (бухгалтеры, договоры, приговоры,выборы, торты, ректоры, шоферы, тракторы, почерки и др.), -а(-я) (директора, профессора, доктора, фельдшера, иснспектора и др.), -ов (гектаров, граммов, килограммов, помидоров, мандаринов, апельсинов и др.).
Нормативные (вафель, кочерег, сплетен, свечей, цапель, нянь, простынь, тетей и др.) и вариативные (в цехе-в цеху, в отпуске - в отпуску и др.) формы имен существительных в родительном падеже. Вариативные формы имен существительных в родительном падеже с ударением на окончание (герб - герба, плод - плода и др.).
Вариативные формы имен существительных в родительном падеже, обозначающих название парных предметов (ботинок, валенок, сапог, чулок, носков ),некоторые национальности (армян, бурят, грузин; киргизов, таджиков, хакасов, якутов и др.).
Лекционный материал ,тренинг,
работа с текстом, конспектирование.
3
Формы имён существительных в родительном падеже множественного числа.
Семинар, тренинг, работа по карточкам.
4
Определение рода несклоняемых имён существительных.
Практическая работа: работа по карточкам.
5
Определение окончаний в именах существительных мужского рода множественного числа.
Практическая работа: работа по карточкам.
Формы имён прилагательных и причастий-2ч.
6
Имя прилагательное и его формы. Причастие.
Образование сравнительной степени и краткой формы имен прилагательных (светлый-светлее, более светлый, бессмысленный - бессмыслен, величественный - величественен, мужественный - мужественен, невежественный - невежественен и др.). Постановка ударения к краткой форме имен прилагательных (вЕселы, вЕсел, вЕсело, веселА) и причастий (взЯты, взЯт, взЯто, взятА, сОзваны, сОзван, сОзвано, сОзвана).
Лекция с элементами беседы;
составление плана, кр конспектирование.
7
Употребление имён прилагательных сравнительной степени и краткой формы.
Работа в парах,
конспектирование, составление таблицы,
тренинг.
Трудные случаи употребления имён числительных-2ч.
8
Имя числительное и его формы.
Сочетание собирательных числительных двое, трое, четверо с существительными, местоимениями (двое друзей- две девушки). Склонение простых и составных количественных числительных. Предупреждение ошибок в склонении числительных. Склонение слов оба, обе.
Лекционный материал ,
работа с текстом, конспектирование.
9
Склонение количественных числительных, порядковых числительных.
работа с таблицей, тренинг.
Глагол и его формы-2ч.
10
Литературные и разговорные формы глагола повелительного наклонения.
Литературные форма глаголов повелительного наклонения (высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, не кради, положи). Книжные и разговорные пары (видеть - видать, слышать - слыхать, мучить - мучать, лазить - лазать). Отсутствие форм употребления глаголов 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (победить, убедить, очутиться, чудить). Употребление бесприставочных глаголов прошедшего времени, обозначающих постепенное усиление длительного состояния (сох, кис, мок, глох, чах и др.)
Лекционный материал ,коспектирование.
11
Употребление бесприставочных глаголов пршедшего времени.
Тренинг, работа по карточкам.
Грамматические нормы употребления частей речи-6ч.
12-13
Особые случаи употребления в речи различных форм основных частей речи.
Особые случаи употребления в речи различных форм основных частей речи (тематика учебных исследований): расстановка ударений в односложных существительных мужского рода; употребление кратки страдательных причастий прошедшего времен; разграничение случаев употребления слов ОБА, ОБЕ; особые случаи употребления глаголов 1-ого лица единственного числа.
Лекция с элементами беседы;
составление плана, кр конспектирование.
14-15
Нормы речевого поведения.
Работа в парах,
конспектирование, составление таблицы,
тренинг.
16
Нормы употребления в речи основных частей речи. Зачёт.
Контрольная работа.
Модуль «Грамматические нормы конструирования предложений».
дата
№
Тема урока
Содержание темы
Виды деятельности учителя, уч-ся
Коммуникативная компетентность и её составляющие-3ч.
17
Коммуникативная компетентность и её слагаемые.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Функциональные разновидности языка и их особенности. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Лекция с элементами беседы;
составление плана, кр конспектирование.
18
Функциональные разновидности языка и их особенности.
Работа в парах, тренинг, самостоятельная работа.
19
Коммуникативные качества речи. Причины коммуникативных неудач.
Учебная дискуссия.
Трудные случаи употребления главных и второстепенных членов предложения-8ч.
20
Трудные случаи употребления главных и второстепенных членов предложения
Прямой и обратный порядок слов (инверсия) в предложении. Подлежащее, выраженное собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть). Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений. Определение при существительном общего рода.
Управление. Выбор предлога «в» и «на» (в Сибири - на Таймыре, в театре - на концерте). Употребление предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» с именами существительными в дательном падеже. Нормы сочетаемости.
Отступление от норм в построении предложений с однородными членами : соединение несопоставимых понятий («Выбежали люди со свечами и радостными лицами»); лексическая несочетаемость («В ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний»). Создание неправильных пар союзов (не только… а также; как…а также). Соединение однородных членов и придаточных предложений («Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них»). Несовпадение производителя действия, обозначенного глаголом-сказуемым и деепричастием ( «Читая текст, возникает такое чувство…»). Конструирование текста.
Нарушение границ предложения. Предложений типа «Когда герой опомнился. Было уже поздно».
Неправильное употребление союзов и союзных слов : постановка рядом двух однозначных союзов («…убедить в том,что будно…»), неправильный порядок слов (Беседа с представительницей делегации,которая приехала…).
Нарушение норм построения предложения с причастным и деепричастным оборотом. Замена придаточного предложения причастным и деепричастным оборотом. Причина невозможности замены («Когда мы вернулись домой, уже стемнело», «Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»).
Смешение прямой и косвенной речи. Косвенная речь, образованная придаточным предложением, с сохранением элементов прямой речи («Автор сказал, что я не согласен…» и др.).
Лекционный материал ,
работа с текстом, конспектирование.
21
Отступление от норм в построении предложений с однородными членами.
Семинар.
22
Порядок слов в предложении.
Тренинг, работа по карточкам.
23
Согласование сказуемого с подлежащим.
Тренинг, работа по карточкам.
24
Согласование определений.
Работа со словарём, тренинг.
25
Управление.
Тренинг.
26
Нарушение норм построения предложения с причастным и деепричастным оборотом.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа, тестирование.
27
Смешение прямой речи с косвенной.
Грамматические нормы конструирования предложений-6ч.
28-29
Особые случаи синтаксиса различных стилей речи.
Особые случаи синтаксиса различных стилей речи (тематика учебных исследований и творческих работ): разговорный стиль (неполные, вопросительные и побудительные предложения, свободный порядок слов, безличные предложения); научный стиль (особые обороты, «далее» в функции вводного слова, прямой порядок слов, сложные предложения, причастные и деепричастные обороты); официально-деловой стиль (осложненные простые предложения, отсутствие изобразительных средств языка). Деловая бумага (объяснительная, заявление, расписка и др.); публицистический стиль (ряды однородных членов предложения, сложные синтаксические конструкции, использование имени существительного в родительном падеже в роли несогласованного определения («голос мира»); стилистические фигуры художественного стиля (бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, анафора, градация и др.).
Лекция с элементами беседы;
составление плана, кр конспектирование,
учебное исследование.
30-31
Русский язык как высшая форма существования национального языка.
Работа в парах,
конспектирование, составление таблицы,
тренинг. Круглый стол.
32-33
Контрольная работа.
Контрольная работа
34
Итоговый урок.
работа с таблицей, устные высказывания, работа с текстами (подбор примеров)
Ресурсное обеспечение программы
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1988.
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение, 1988.
-
Авторский дидактический материал.
-
Интернет- ресурс, компьютеры, подключенные к интернет-каналу, проектор и экран для представления презентаций.
-
Магнитофоны и диктофоны для прослушивания и анализа устной речи.
Библиография
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1988.
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение, 1988.
-
Орфоэпический словарь русского языка. Произошение,ударение, грамматические формы. 5-е изд.испр.и доп. М.: Русский язык, 1989.
-
Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис-пресс,20 04.