Урок по литературе для 7 класса с казахским языком обучения «Слон и Моська»

Актуальность данного урока состоит в том, что концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образован...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Басня как жанр художественной литературы. Басня И.А.Крылова «Слон и Моська».

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Слон и Моська" И.Крылова.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Оборудование урока, литература: учебное пособие, интерактивная доска.

Ход урока:

1.Организационный момент. (Психологический настрой)

Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи, успехов.

Теперь посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно!

Объясняйте обстоятельно!

Ответить хотите - не шумите

А только руку поднимите.

Учитель: Запишите тему урока: Басня как жанр художественной литературы. Басня И.А.Крылова «Слон и Моська».

Сегодня на уроке мы узнаем особенности басенного жанра, познакомимся с автором и басней И.А.Крылова «Слон и Моська», будем выразительно читать, инсценировать басни.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

1. Знакомство с баснописцем.

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

- Посмотрите внимательно на экран.
- Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

Учитель: Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

- Мои помощники на уроке ……….Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

- Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
Давайте вместе с вами вспомним их.

"Попрыгунья стрекоза……..

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Вести с поклажей воз взялись...

Ты все пела, это дело

Так пойди же попляши.

Ягненок в жаркий день пошел к ручью напиться

И надобно ж беде случиться…

Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала…

Стой, братцы, стой! - кричит мартышка - Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

3. Проблемный вопрос.

Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?

- Что такое басня?
- Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.

Урок по литературе для 7 класса с казахским языком обучения «Слон и Моська»

Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.

По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…

Слайд…Басня - краткий нравоучительный рассказ, в котором персонажами являются люди, животные .

Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение.

4. Постановка проблемного вопроса:

Почему мы до сих пор читаем , заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство.)

Подводящий диалог.

Учитель - Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

Одобряет
доброта
правдивость
храбрость

трудолюбие

Оцените свою работу.

- Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

- Эти слова будут помощниками для следующего задания.

Слайд "Стрекоза и муравей".
- Какие недостатки высмеивает баснописец? (лень,

Слайд. Подберите пословицу к этой басне.…….

Слайд.

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. Делу время, потехе - час.

3. Один за всех - и все за одного.

Слайд ...............(Ворона и лисица).

Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.) (Ворона поверила ей, она смешна, глупа. Лисица заискивает с ней, хитрит.)

4. Басня "Лебедь, щука и рак"

Чему учит эта басня? (Быть дружными , должна быть одна цель...)

А теперь, ребята, посмотрим инсценировку басни «Мартышка и очки»

6. Знакомство с басней «Слон и Моська»

Послушаем текст басни в исполнении мастера художественного слова Ильинского.

Словарная работа.

- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значение данных слов.

Слайд.

Зеваки - тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ - обратить внимание для вида.
Забияка - человек, который любит затевать ссоры.
Отколе - откуда.
Шавка - непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка - странная, удивительная вещь или явление

Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Чтение басни учащимися по цепочке.

Слайд.

- Где происходит действие?

Кто изображён на иллюстрации?

Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

1. Назовите действующих лиц басни.

2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

4. Какой вы представляете Моську? А слона?

5. Какой вы представляете Шавку?

Выборочное чтение.

6. Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?

7 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-

9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.

Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

Учитель. Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание

Чтение по ролям.

Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.

- Сколько нужно человек для чтения? (3)
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
- Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

- Когда в жизни можно употребить слова: "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!"?

(- Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

Итог урока: Слайд -

- Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

А теперь учащиеся нашего класса покажут инсценировку басни С.Михалкова «Слон живописец»

Оценки.

Домашнее задание:

  1. Выучить басню Крылова "Слон и Моська"

  2. Дополнительное задание.(по желанию)

Рефлексия.

Как вы считаете, наш урок достиг цели?

Какими способами? (вместе, самостоятельно)

Где будете применять полученные знания?

Заполните таблицу

Урок Я на уроке Итог

1) интересно 1) отдыхал 1) понял тему

2) скучно 2) работал 2) узнал больше, чем знал

3) безразлично 3) помогал другим 3) не понял



© 2010-2022