- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе для 7 класса с казахским языком обучения «Слон и Моська»
Урок по литературе для 7 класса с казахским языком обучения «Слон и Моська»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Тулеубаева З.Ш. |
Дата | 03.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Басня как жанр художественной литературы. Басня И.А.Крылова «Слон и Моська».
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Слон и Моська" И.Крылова.
Задачи:
-
Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
-
Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Оборудование урока, литература: учебное пособие, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Психологический настрой)
Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи, успехов.
Теперь посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Слушайте внимательно!
Объясняйте обстоятельно!
Ответить хотите - не шумите
А только руку поднимите.
Учитель: Запишите тему урока: Басня как жанр художественной литературы. Басня И.А.Крылова «Слон и Моська».
Сегодня на уроке мы узнаем особенности басенного жанра, познакомимся с автором и басней И.А.Крылова «Слон и Моська», будем выразительно читать, инсценировать басни.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1.
1. Знакомство с баснописцем.
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
- Посмотрите внимательно на экран.
- Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)
Учитель: Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.
Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.
- Мои помощники на уроке ……….Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.
1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
- Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
Давайте вместе с вами вспомним их.
"Попрыгунья стрекоза……..
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Вести с поклажей воз взялись...
Ты все пела, это дело
Так пойди же попляши.
Ягненок в жаркий день пошел к ручью напиться
И надобно ж беде случиться…
Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала…
Стой, братцы, стой! - кричит мартышка - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
3. Проблемный вопрос.
Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?
- Что такое басня?
- Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.
Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.
По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…
Слайд…Басня - краткий нравоучительный рассказ, в котором персонажами являются люди, животные .
Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение.
4. Постановка проблемного вопроса:
Почему мы до сих пор читаем , заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?
5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство.)
Подводящий диалог.
Учитель - Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть
Одобряет
доброта
правдивость
храбрость
трудолюбие
Оцените свою работу.
- Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
- Эти слова будут помощниками для следующего задания.
Слайд "Стрекоза и муравей".
- Какие недостатки высмеивает баснописец? (лень,
Слайд. Подберите пословицу к этой басне.…….
Слайд.
1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
2. Делу время, потехе - час.
3. Один за всех - и все за одного.
Слайд ...............(Ворона и лисица).
Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.) (Ворона поверила ей, она смешна, глупа. Лисица заискивает с ней, хитрит.)
4. Басня "Лебедь, щука и рак"
Чему учит эта басня? (Быть дружными , должна быть одна цель...)
А теперь, ребята, посмотрим инсценировку басни «Мартышка и очки»
6. Знакомство с басней «Слон и Моська»
Послушаем текст басни в исполнении мастера художественного слова Ильинского.
Словарная работа.
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значение данных слов.
Слайд.
Зеваки - тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ - обратить внимание для вида.
Забияка - человек, который любит затевать ссоры.
Отколе - откуда.
Шавка - непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка - странная, удивительная вещь или явление
Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.
Чтение басни учащимися по цепочке.
Слайд.
- Где происходит действие?
Кто изображён на иллюстрации?
Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.
Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.
1. Назовите действующих лиц басни.
2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
4. Какой вы представляете Моську? А слона?
5. Какой вы представляете Шавку?
Выборочное чтение.
6. Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?
7 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)
8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-
9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.
Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.
Учитель. Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание
Чтение по ролям.
Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.
- Сколько нужно человек для чтения? (3)
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
- Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)
- Когда в жизни можно употребить слова: "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!"?
(- Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
Итог урока: Слайд -
- Чему учат басни? Назовите положительные качества……..
Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
А теперь учащиеся нашего класса покажут инсценировку басни С.Михалкова «Слон живописец»
Оценки.
Домашнее задание:
-
Выучить басню Крылова "Слон и Моська"
-
Дополнительное задание.(по желанию)
Рефлексия.
Как вы считаете, наш урок достиг цели?
Какими способами? (вместе, самостоятельно)
Где будете применять полученные знания?
Заполните таблицу
Урок Я на уроке Итог
1) интересно 1) отдыхал 1) понял тему
2) скучно 2) работал 2) узнал больше, чем знал
3) безразлично 3) помогал другим 3) не понял