Дидактические материалы по русскому языку для уроков развития речи в 8-9 классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические материалы на уроках развития речи в 8-9 классах.

Для самостоятельной работы:

Вариант 1

Выпишите из текста примеры образных средств: а) риторических вопросов б) эпитетов в) инверсии г) парцелляции д) повторов е) рядов однородных членов

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда пошел я на Красную площадь. Послушать, как бьют часы. Хотелось потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно - как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах?

Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

(по В.М.Пескову)

Определите стиль и тип речи данного текста, озаглавьте его.

Напишите небольшое сочинение по данному тексту в форме рассуждения, используя следующий опорный план:

1) Вступление (1-2 предложения, подводящие к раскрытию темы).

2) Основная тема и идея текста(1-2 предложения).

3) Как автор раскрывает идею текста на примере размышлений героя? (3-5 предложений - комментарий к тексту).

4) Выразите свое отношение к идее текста. Бывали ли вы в Москве? Какое впечатление произвел Кремль на вас? (4-6 предложений).

5) Какое место в России является для вас наиболее значимым и почему? (4-5 предложений).

6) Сделайте общий вывод из написанного (1-2 предложения).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 2

Выпишите из текста примеры образных средств: а) фразеологизмов б) эпитетов в) инверсии г) парцелляции д) повторов е) рядов однородных членов

Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить.

Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(по В.М.Пескову)

Определите стиль и тип речи данного текста. Напишите небольшое сочинение по данному тексту в форме рассуждения, используя следующий опорный план:

1) Вступление (1-2 предложения, подводящие к раскрытию темы).

2) Основная тема и идея текста(1-2 предложения).

3) Как автор раскрывает идею текста на примере размышлений героя? (3-5 предложений - комментарий к тексту).

4) Выразите свое отношение к идее текста. Бывали ли вы в Москве на Красной площади? Какое впечатление произвел на вас собор Василия Блаженного? (4-6 предложений).

5) Для чего, по-вашему, необходимо сохранять древние памятники культуры? Аргументируйте свою точку зрения. (4-5 предложений).

6) Сделайте общий вывод из написанного (1-2 предложения).

Для индивидуальной или фронтальной работы

Задания к микротекстам (удобно использовать на уроках)

1.Какие из средств выразительности встречаются в тексте №1?

1.Сколько за день было на небе тяжелых синих облаков и темных дождевых, сколько раз принимался дождь и опять сияло солнце? Но вот солнце чистое село. Все улеглось, все прошло: и дождь, и солнце, и слезы, и радость бабьего лета.

1) эпитеты 2) сравнение 3) олицетворение 4) инверсия

2. Какое средство выразительности является ведущим для текста №1?

1) развернутая метафора 2) антитеза 3) перифраз 4) градация

3. В каком предложении текста №2 заключена его основная мысль?

2. (1) Можем ли мы говорить о звучании того или иного слова, о красоте его и благозвучии в отрыве от смысла?

(2)Возьмем, к примеру, слово АМУР.(3) По-французски оно означает «любовь», а по-русски этим именем называли только крылатого бога любви. (4)У нас оно отдает литературой, 18м веком и звучит несколько слащаво и архаично, а иногда даже насмешливо: «дела амурные».

(5)Зато совсем иным кажется нам то же слово АМУР, когда оно относится к могучей полноводной сибирской реке.(6) В названии реки нет ничего слащавого и кокетливого. (7)Оно сурово и величаво. (8)В нем есть нечто азиатское, монгольское…

(9)Так неразрывно связано звучание слова с его значением.

1) 1; 2) 5; 3) 8; 4) 9

4. Определить стиль и тип речи текста №2 из предыдущего задания.

1) разговорный стиль; повествование

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; описание

4) разговорный стиль; рассуждение

5.Как изменится предложение 4 текста №2, если слово ОТДАЕТ заменить словом НАПОМИНАЕТ (литературу)?

1) изменится пунктуация в предложении; 2) изменится стилевая окраска предложения; 3) предложение не изменится; 4) изменится смысл предложения

------------------------------------------------------------------------------------------------------------


© 2010-2022