Урок. Работа с текстом как вид подготовки к ЕГЭ (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Работа с текстом как вид подготовки к ЕГЭ (11 класс)

Цели: повышение уровня знаний: прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи; - включение полученных теоретических знаний и приобретённых умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку; - воспитание самостоятельности: развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с объявлением темы и совместным определением целей и задач урока.

- Давайте подумаем, что мы должны сделать в течение сегодняшнего урока? Каких результатов достичь? Дополните начала моих предложений целеполагания своими словами, обоснуйте свои предложения и идеи.

- Инструктаж.

2. Выразительно причтите текст. Вспомните, кто автор этого отрывка? Докажите, что перед вами текст. Подберите заголовок. Что он констатирует: тему или главную мысль? Выпишите ключевые слова. Определите стиль текста, докажите свое мнение.

1.Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре. 2. Он, собирая последние силы, вошел в свой большой и пустой номер. 3.Номер был уже прибран, лишен последних следов ее, - только одна шпилька, забытая ею, лежала на ночном столике! 4.Он снял китель и взглянул на себя в зеркало: лицо его, - обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз, от загара казавшихся еще белее, - имело теперь возбужденное, сумасшедшее выражение, а в белой тонкой рубашке со стоячим крахмальным воротничком было что-то юное и глубоко несчастное. 5. Он лег на кровать на спину, положил запыленные сапоги на отвал. 6. Окна были открыты, занавески опущены, и легкий ветерок от времени до времени надувал их, веял в комнату зноем нагретых железных крыш и всего этого светоносного и совершенно теперь опустевшего, безмолвного волжского мира. 7. Он лежал, подложив руки под затылок, и пристально глядел перед собой. 8. Потом стиснул зубы, закрыл веки, чувствуя, как по щекам катятся из-под них слезы, - и наконец заснул, а когда снова открыл глаза, за занавесками уже красновато желтело вечернее солнце. 9. Ветер стих, в номере было душно и сухо, как в духовой печи... 10. И вчерашний день, и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад.

(Автор отрывки Иван Бунин. Это рассказ «Солнечный удар». Этот отрывок можно назвать текстом. В лингвистике текст - это письменная или звучащая речь, которая внутренне организована и относительно закончена. Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой «Печаль», «Усталость» - раскрывают тему (Передает основное содержание), «Мужская слеза» - главную мысль (Расставание с женщиной - это всегда болезненно. Стиль - художественный. Художественный стиль отличается широким использованием изобразительно- выразительных средств).

3. Определите способы связи предложений в тексте, Данное и Новое.

В приведённом тексте все сказуемые стоят в прошедшем времени. В 1,2; 4,5;7,8 предложениях они находятся после подлежащего. Таким образом, эти предложения имеют параллельную структуру. Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании. 2и3, 5 и6, 8,9 и 10 - цепные связи.

4. Найдите непонятные для вас слова, определите их лексическое значение по словарю. Ответы запишите в тетрадь. Китель - форменная куртка со стоячим воротником. Отвал - нижний, ножной конец ложа, кровати, противоположный изголовью. Светоносный - несущий или излучающий свет). Подберите к ним синонимы, запишите в тетрадь.

5. Дифференцированные задания к тексту.

Письменно объяснить в 1-4 предложениях постановку знаков препинания (для 1 группы), начертить схемы предложений (для 2 группы), расставить ударение (для 3 группы). (1. Между частями СПП; при однородных членах предложения. 2. Выделение деепричастного оборота. 3. Между однородными сказуемыми, между частями СБП, при причастном обороте. 4. Между частями СБП, при вставной конструкции, обособленном определении, причастном обороте).

6. Анализ ошибок, допущенных при ответе. После каждого ответа группы ученики анализирует свои ошибки, исправляет их.

7. Домашнее задание. Напишите сочинение-монофон «Всё на "С" и никаких поблажек».

8. Подведем итоги. Рефлексия.

Литература

1. Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке // Русский язык в школе. - 1999. - № 6.

2.rae.ru/monographs/201-6291


© 2010-2022