Методическая разработка урока по литературе: «От судьбы человека к судьбе человечества. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека». 9 класс»

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека". Тема войны всегда будет волновать людей. И особенно актуальной становится она в год 70-летия Победы. Тема урока носит обобщенно-философский характер. Она отражает шолоховскую концепцию судьбы человечества и личности. Мирный труд, продолжение рода — вот те шолоховские идеалы, по которым должна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Методическая разработка урока по литературе:

«От судьбы человека к судьбе человечества. Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». 9 класс»

1. Программа по литературе (5 - 11 классы).

Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Дрофа. Москва. 2003.

2. Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя - Мир…»

5 - 8 классы./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев /

Международный Комитет Красного Креста.

Российское общество Красного Креста. Москва. 2003.

Допущено Министерством образования Российской Федерации для

учащихся 5 -8 классов общеобразовательных школ.







Составила учитель

русского языка и литературы

Мулдагалиева Раиса Утигеновна.







г. Астрахань-2008

Примечание.

Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…» как программа по распространению знаний о международном гуманитарном праве может быть использован в учебном процессе на уроках литературы в 5 - 11 классах в рамках системы уроков внеклассного чтения и уроков развития речи, а также при изучении художественных произведений отечественной и мировой литературы, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора средств для достижения цели и т.п.

( Программа по литературе. 5 - 11 классы. Составители: 5 - 7 классы - Т.Ф.Курдюмова; 8 - 11 Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина. Научный руководитель Т.Ф.Курдюмова )









































Тема: От судьбы человека к судьбе человечества. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».



Трудно быть человеком.

А. Мальро.

Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны.

Ж.-А. Дюнан

Цель: - уяснение нравственной проблематики произведения - выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах;

- показать общность этического начала базовых норм МГП и авторской позиции в рассказе;

- осознать необходимость соблюдения норм МГП в ситуации вооруженного конфликта;

-овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению.

Оборудование.

I. Оформление доски:

1. портрет писателя (М.А.Шолохов);

2. репродукции (иллюстрации к рассказу «Судьба человека» О.Верейского, фотовыставка: автор В.Гусаров, художник Д.Петровский; кадры из кинофильма «Судьба человека» в постановке С.Бондарчука - фото);

3. словарь этико-правовых понятий (см. в ходе урока);

4. «Знаешь ли ты ...». Историческая справка (см. в ходе урока);

5. принципы МГП (см. в ходе урока);

6. «формула» жизни (см. в ходе урока).

II. Фрагмент из кинофильма «Судьба человека». Реж. С.Бондарчук.

III. И.С.Бах.Токката и фуга ре-минор.

Ход урока.

I. Оргмомент.

П. Вступительное слово учителя.

Какие силы определяют судьбу человека, судьбу человечества? Предвидение, рок? Обстоятельства? Личностные качества, сила воли самого человека? Почему у людей возникла потребность соблюдения правил? Эти вопросы волновали и до сих пор волнуют писателей, публицистов, поэтов. «Трудно быть человеком», − писал А.Мальро. От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное время. Именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Итак, тема урока называется: «От судьбы человека к судьбе человечества. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».

Я бы хотела, чтобы наш урок прошел как своеобразная встреча «моего, твоего, нашего…». Главное - не воспроизведение информации, а уяснение нравственной проблематики произведения - выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах; осознание необходимости соблюдения норм МГП в ситуации вооруженного конфликта; увидеть общность этического начала базовых норм МГП и общечеловеческих ценностей; овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению. Способом общения, поиска истины станет полилог. Круг проблем, которые мы будем обсуждать сегодня, можно условно объединить в три блока. Первый блок вопросов можно назвать «Каждый выбирает...», второй - «Есть ли предел допустимого», третий - «Самые уязвимые». Помогать мне будут эксперты по МГП, историки и аналитики (создание творческих групп). III.Основная часть урока.

«Каждый выбирает...»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку −

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Учитель. Каждый человек может оказаться в ситуации, когда нужно сделать выбор. Вышедший в 1956 году бесхитростный рассказ М.Шолохова о трагической судьбе Андрея Соколова поднимает важные вопросы об ответственности человека за свой нравственный выбор, о чести_и_бесчестии, о достоинстве и гордости, о любви и ненависти. Характер главного героя наиболее ярко раскрывается в плену. «Человеческое достоинство явилось его единственным оружием в условиях жестокого военного времени. Андрей оказался перед выбором: выжить любой ценой или сохранить честь советского солдата, чувство собственного достоинства в нечеловеческих обстоятельствах. Что пришлось испытать герою за два года плена? Ученик. Унижение, глумление, голод, холод, побои, тяжкий труд, постоянную угрозу жизни. «Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь..., для того, чтобы когда-нибудь убить». Соколов был доведен до крайней степени истощения, еле ходил, как и другие пленные (предполагаемый ответ ученика). Учитель. Какой эпизод ярко свидетельствует, что в Соколове жив человек: живо его человеческое достоинство и стремление противостоять врагу? Ученик. Кульминационной сценой является психологический поединок героя Шолохова с комендантом концлагеря Мюллером. В неравной схватке Соколов одержал нравственную победу. Способность сохранять достоинство, честь советского человека, мужество вызывает уважение даже у врага, и он начинает воспринимать Соколова как такого же солдата, как он сам. Андрей даже перед лицом смерти не стал пить за победу врага, не набросился на еду, несмотря на голод. Герой с честью выдержал испытание на крепость и цельность характера.

Учитель. Какие лучшие черты русского человека получили воплощение в характере героя Шолохова? Ученик. Андрей Соколов является носителем типичных черт национального русского характера - патриотизма, человечности, силы духа, стойкости и мужества, чувства гордости и достоинства. Учитель. Все ли пленные, на ваш взгляд, обладали честью и достоинством? Совместимы ли для вас понятия: пленный и личность, пленный и достоинство? Ученик. Эти понятия в немецком плену несовместимы. Очень трудно - оставаться человеком в нечеловеческих условиях, сохранять себя. Были среди пленных и трусы, и предатели, готовые ради себя предать Родину, товарищей. Эпизод в церкви показывает несколько вариантов решения проблемы нравственного выбора. Пытается купить себе жизнь ценой предательства Крыжнев. А советский военврач даже в плену выполняет свой врачебный долг, помогая раненым. Это и позиция Соколова: он спасает жизнь взводного, убивая предателя, хотя это далось ему нелегко. Учитель. Жизнь военнопленных вызывает у нас острое чувство жалости, сострадания. Мы возмущаемся жестоким обращениям фашистов с людьми. А могло ли быть положение пленных иным? Есть ли правила, защищающие жизнь пленного? 1. Эксперт по МГП. В обращении с военнопленными был нарушен основной принцип МГП - гуманности. В соответствии с Женевскими конвенциями (12 ст., 1949 года) и Дополнительным Протоколом I (1977 год) военнопленный имеет право на гуманное обращение: запрещаются негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства, принудительный труд). В конвенции указывается, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не конкретных лиц, взявших их в плен. 2. Эксперт по МГП. «Нарушена также норма МГП, изложенная в статье 35,− принцип соразмерности. Право воюющих сторон выбора методов и средств ведения войны не является неограниченным. Запрещено применять методы, причиняющие излишние страдания. Нужно соизмерять средства и военную необходимость. Военнопленные уже не принимают участие в военном конфликте, потому они не представляет угрозы»1. 3. Эксперт по МГП. «Нарушен также принцип беспристрастности. Женевские конвенции обязывают медицинский персонал оказывать помощь всем нуждающимся вне зависимости от религии и национальности. Пленные не получали никакой медицинской помощи. (Конвенция об обращении с военнопленными. Женева, 27 июля 1929ггода, Конвенция об улучшении участи раненых в плену. Женева, 22 августа 1864 года. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными)»2. Историк. 12 сентября 1941 года. Германское верховное командование объявило, что «русские военнопленные не имеют право на нормальное обращение с ними». В лагерях смерти за время войны было замучено более 3 миллионов советских военнопленных, солдат и офицеров. Положение пленных усугублялось тем, что СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 году, и советские военнопленные не получали помощи от Международного Комитета Красного Креста. Нацистские врачи вместо исполнения врачебного долга содействовали осуществлению программы геноцида против русского народа. В 1946 году на Нюрнбергском процессе им было предъявлено обвинение в медицинском преступлении. Аналитик. Герой рассказа Шолохова чудом выжил в плену, но миллионы пленных погибли. Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные эмоции к пленному. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного принципа: военнопленный имеет право на гуманное отношение. Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм Международного гуманитарного права. «Есть ли предел допустимого…» .Учитель. Великий казахский поэт Абай Кунанбаев писал: «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он цели». А может быть, правы те, кто говорит: «Цель оправдывает средства». Есть ли предел допустимого в методах ведения войны? Отвратительнейший шум на свете - Грохот авиона на рассвете.... * * *И зачем тебя, наш дом, разбили? Ты был маленький, волшебный дом, Как ребенка, мы тебя любили, Строили тебя с таким трудом? Г. Иванова. Героиня стихотворения вследствие бомбардировки лишилась дома. Миллионы людей пострадали от бомбёжек. Что о своей семье узнал Соколов из письма соседа? Ученик. Из письма соседа герой узнает, что в июне 1942 года во время налета на авиазавод в его дом попала бомба. Жена и дочери погибли, даже останков не осталось. Вместо дома - огромная яма, наполненная ржавой водой. Сын Анатолий был в это время в городе и потому остался жив. Потом он ушел сразу добровольцем на фронт. Учитель. Что испытывает Соколов, получив такое страшное известие? Что означала потеря дома для Андрея? Ученик. Он чувствует боль, горечь потери, одиночество. Уничтожение дома означало для Соколова разрушение семьи, последнего прибежища для искалеченного войной человека. Идеалом счастья для него были «крыша над головой», нормальное питание, добротная одежда, мирная жизнь, жена, дети, любимая работа. Его жизнь до войны была наполнена ощущением обычного человеческого счастья. Но все разрушила война. Когда Соколов потерял все это, жизнь потеряла для него смысл. На примере семьи Андрея Соколова мы убедились, что во время войны страдают и мирные люди, а не принимают участия в в. к. какие испытания могли выпасть на долю гражданского населения? Историк. 50 % потерь во время Второй мировой войны составляло гражданское население. За время войны на территории СССР было разрушено 1700 городов, сожжено 70000 деревень, уничтожено 40000 больниц, 84000 школ, 43000 библиотек, депортировано более 7 миллионов мирных жителей. Над гражданским населением проводились биологические и медицинские опыты.3 Германскому министру авиации и другим нацистским преступникам было предъявлено обвинение в уничтожении городов и сел, неоправданное военной необходимостью.

«Насилие над гражданским населением было расценено как преступление против человечности. Голод, бомбардировки, депортация - это военное преступление и преступление против человечности». 4Одно из главных обвинений, предъявленное нацистам, было обвинение в геноциде советских людей. Учитель. Какие нормы МГП призваны защищать гражданское население во время войны? 1 . Эксперт по МГП. «В ситуации военного конфликта необходимо соблюдать принцип различения гражданских объектов и военных объектов, гражданского населения и вооруженных сил. Этот принцип связан с принципом соразмерности. Запрещается с целью устрашения и подавления воли нападать на гражданские объекты, гражданское население. Воюющим сторонам запрещается использовать средства ведения военных действий, которые могут причинить вред, страдания гражданскому населению. Необходимо также соблюдать основной принцип МГП - гуманности (ст. 12). Запрещено вызывать голод, подвергать депортации, посягательству на жизнь, подвергать пыткам, оставлять без медицинской помощи гражданское население, принуждать к тяжкому труду». 5 Учитель. Как вы думаете, почему мирных жителей надо защищать в ситуации военного конфликта? Аналитик. Мирному населению в силу уязвимости приходится испытывать тяжелые последствия военного конфликта: голод, разлука, разрушение жилища. Нормы МГП направлены на уменьшение страданий гражданского населения, ограничение чрезмерно жестоких последствий войны. «Самые уязвимые…» Демонстрация эпизода из художественного фильма «Судьба человека»: встреча Вани с отцом. (Режиссёр С.Бондарчук). Учитель. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Она обрушилась_на детей так же,_как и на взрослых, − бомбами, голодом, холодом, потерей близких, одиночеством. Детям всегда необходимы особое внимание и защита. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы. Кто еще из героев рассказа Шолохова испытал на себе всю тяжесть воины, потерял дом, семью? Что довелось ему пережить? Ученик. Маленький мальчик Ванюшка с раннего детства испытал на себе все ужасы войны. Он остался круглым сиротой. Во время бомбежки погибла его мать, не вернулся с фронта отец. У него нет дома, он голодает, ходит грязный, в оборванной одежде, он одинок. Учитель. Какую черту в образе, во внешнем облике мальчика подчеркивает автор? Ученик. Во внешнем облике Ванюшки подчеркивается его трепетность, уязвимость, незащищенность: «мелкая птаха; как свиристель, как воробей под застрехой...». 6По тому, как он отвечает, можем понять, что он не первый раз рассказывает о своей жизни. Учитель. Почему Ванюшка так безоглядно и стремительно поверил в то, что он нашел отца?

Ученик. Речь мальчика передает нам его эмоциональное состояние. Мальчик так истосковался по теплу, заботе, ему было плохо. Но в нем жила великая надежда, что он найдет отца, обретет семью. Учитель. Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом эпизоде? Ученик. Этот образ помогает глубже понять характер главного героя. Искалеченный войной человек находит в себе силы, чтобы пожалеть ребенка, дать ему защиту, полюбить его. Все накопившееся тепло Андрей отдает Ванюшке. В заботе о маленьком сынишке он обретает смысл жизни, возрождается. Но образ Ванюшки позволяет нам также обсудить уязвимое положение детей во время войны. Историк. Нацисты повсеместно нарушали нормы МГП. Лагерь Освенцим. С 31.01.44 по 15.02.44 было убито 560 детей. Лагерь смерти. Местечко Потулици. Ноябрь 1943 года. Убито 542 советских ребенка. Июнь 1944 года. Гитлер утвердил план вывоза 40-50 тысяч детей в возрасте 10-14 лет из Белоруссии для ослабления биологического потенциала врага.7 Учитель. Какие нормы МГП призваны защищать детей в ситуации войны? 2. Эксперт по МГП. Чтобы уменьшить страдания детей во время военного конфликта, ряд норм МГП обязывает воюющие стороны защищать их. 1. «Дети имеют право на гуманное обращение. Должны быть защищены от любых видов произвола. Это общая защита. 2.Особая защита предусматривает создание безопасных зон, пропуск посылок с продуктами, заботу о детях-сиротах, запрещение принудительного труда». 8 Аналитик. В ситуации военного конфликта дети и так же, как и взрослые, испытывают на себе его последствия. В соответствии с нормами МГП детям как наиболее уязвимым должна быть предоставлена дополнительная защита. IV. Заключение. Учитель. Мы завершили обсуждение проблем поставленных в начале урока. Подведем итоги. Итак, почему необходимо соблюдать определенные правила во время войны? Чем это продиктовано? Ученик. «Соблюдение норм МГП в ситуации военного конфликта продиктовано соображениями гуманности. Цель правил - ограничение чрезмерно жестоких последствий войны». 9Содержание рассказа Шолохова, исторические справки свидетельствуют о полном пренебрежении нацистов к нормам МГП. Это явилось одной из основных причин самых страшных потерь во время войны за всю историю человечества. Учитель. Что противопоставил нацистской машине «энтменшунга» Андрей Соколов, герой рассказа М.А.Шолохова?

Ученик. Не может не вызывать восхищение внутренняя красота Андрея, его способность оставаться Человеком в любых ситуациях. «Его оружием были истинные общечеловеческие ценности: Любовь, Сострадание, Честь, Совесть, Достоинство, доброта, Патриотизм».10 Именно в них была его сила. Эти ценности должны определять жизнь каждого человека. Учитель. К сожалению, война остается одним из факторов жизни мирового сообщества. Основатель Международного гуманитарного движения Ж.-А. Дюнан писал: «Задача права - ограничить неизбежные ужасы войны».11 По каким принципам должны строиться отношения между людьми и государствами как в мирное время, так и во время войны? Ученик. Необходимо строить отношения между людьми, народами только на принципах гуманности, беспристрастности, различения и соразмерности, соблюдать нормы МГП. Учитель. Помог ли вам наш полилог понять тему урока? В чем ее смысл? Как иначе можно сформулировать тему? Ученик. Тема урока носит обобщенно-философский характер. Она отражает шолоховскую концепцию мира и человека XX века, концепцию судьбы человечества и личности. Мирный труд, продолжение рода - вот те шолоховские идеалы, по которым должна выстраиваться жизнь человека, история человечества. Отступление от этого может привести к трагедии, необратимым последствиям. Тема урока может звучать так: «Наука жить достойно». Учитель. Наша встреча близка к завершению. Я надеюсь, что полилог был полезен для каждого из вас. Попробуем вывести своеобразную «формулу» жизни. Из каких «правил-слагаемых» она должна состоять? Ученик. «Правила-слагаемые»: 1. отказ от войн и насилия; 2. обязательное соблюдение норм МГП; 3. сохранение общечеловеческих ценностей; 4. утверждение самоценности человеческой жизни. Учитель. «От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном итоге именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле». 12Задумаемся над этими словами писателя В.Быкова. Может быть, в них залог нашего будущего… А сейчас прозвучит фрагмент токкаты и фуги ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. Великий музыкант в музыке, как никто другой, так глубоко и так выразительно также сказал о самом главном на земле: о жизни и смерти, о человеке, его страданиях и радостях, о его мужестве и внутренней красоте. V. Домашнее задание: написать сочинение. Темы: 1. Мое восприятие рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».

Список использованной литературы

1. Учебно- методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник /И.Бурж, К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев. - М.: МККК - 2003.

2. «Вокруг тебя - Мир…»: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс / К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н.Пискунова. - М.: Наука /Интерпериодика, 1999.

3. Шолохов М. Рассказ «Судьба человека». - М. 1998.

4. Давид Э. «Принципы вооружённых конфликтов». Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. - М.: МККК, 2000.

5. Военные преступления. Это надо знать всем. Справочник. Под ред. Роя Гутмэна и Дэвида Рифа. Юридический консультант Кеннет Андерсон. - М.Текст. 2002.

6. Запевалов В.Н. Шолохов Михаил Александрович / Русские писатели, 20 век /. Библиограф. Под ред. Н.Н.Скатова. - М.: Просвещение, 1998.

7.Международное гуманитарное право.Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000.

8. Нюрнбергский процесс над главными немецкими преступниками. Сб. материалов в 7-ми томах. М. Госюриздат, 1960. Том 4.

9. Нюрнбергский процесс…Военные преступления. Том 2. М. Юрлит. 1966.

10.Жизнь и творчетво Михаила Шолохова. Выставка в школе. В.В.Гура. Оформление Г.Ордынского. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М. Дет. Лит. 1980.

1Международное гуманитарное право.Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000.

2Международное гуманитарное право.Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000.

3. Нюрнбергский процесс…Военные преступления. Том 2. М. Юрлит. 1966.

4Нюрнбергский процесс…Военные преступления. Том 2. М. Юрлит. 1966.

5.Международное гуманитарное право.Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000.

6Шолохов М. Рассказ «Судьба человека». - М. 1998.

7. Военные преступления. Это надо знать всем. Справочник. Под ред. Роя Гутмэна и Дэвида Рифа. Юридический консультант Кеннет Андерсон. - М.Текст. 2002.

8Давид Э. «Принципы вооружённых конфликтов». Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. - М.: МККК, 2000.

9Международное гуманитарное право.Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000.

1010.Жизнь и творчество Михаила Шолохова. Выставка в школе. В.В.Гура. Оформление Г.Ордынского. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М. Дет. Лит. 1980.

11Международное гуманитарное право.Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000

12Жизнь и творчество Михаила Шолохова. Выставка в школе. В.В.Гура. Оформление Г.Ордынского. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М. Дет. Лит. 1980.


© 2010-2022