- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья «Пути формирования читательской компетентности»
Статья «Пути формирования читательской компетентности»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпунина Т.Н. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья «Пути формирования читательской компетентности»
Суть воспитания не приобретение,
но употребление книг
Плутарх
Одной из приоритетных задач школы является формирование у учащихся «информационной грамотности»: это не только владение компьютером, но и умение быстро и бегло читать, создавать аннотации, презентации, рефераты, доклады, выделять главное, видеть второстепенное, создавать по прочитанному иллюстрации, схемы, конспекты.
К сожалению, дети с каждым годом читают всё меньше и хуже.
Привить любовь к чтению, однозначно, - задача семьи. Но все ли мамы или папы готовы каждый день сесть рядом с ребенком и послушать, как и что он читает, обсудить прочитанное, заинтересовать книгой? Поэтому и придумали такой способ стимулирования к чтению - "Читательский дневник".
Специфика чтения как школьного предмета в том, что это и предмет, и инструмент. Существует связь между скоростью чтения и пониманием текста. Когда человек читает по слогам, его мыслительная деятельность сосредоточена на процессе чтения, а не на информации, которую он получает. ( Для сравнения: неопытный водитель думает за рулем о процессе езды, а не о цели путешествия) Если ученик не может толком прочитать условие задачи, то он и не решит ее правильно.
Задача учителя сформировать навык чтения, довести до автоматизма, чтобы в процессе чтения ребенок думал только об информации, которую он получает, а не о том, как буквы складывать в слова. А формируется он при условии регулярного каждодневного чтения. Проконтролировать, читают ли ученики регулярно, учитель может через Читательский дневник.
За годы работы выработаны определенные требования к ведению дневника.
Читать необходимо каждый день, и в ЧД фиксировать время, количество прочитанных страниц. После прочтения книги пишется отзыв или краткий пересказ. Сдается дневник на проверку раз в неделю.
Конечно, нельзя привить любовь к книге, когда дают список и заставляют читать. Ребенок (в идеале) сам должен выбрать книгу. Просто иногда без дневника у ученика может вообще не возникнуть желания взять книгу в руки. А необходимость вести дневник - организует, заставляет читать регулярно.
И все-таки ЧД дает мотив "надо", а для любви к чтению необходим ещё и мотив "хочу", а вот увлечь - это задача родителей (в первую очередь) и учителя.
Дневник чтения будет эффективен в том случае, если создать атмосферу соревновательности, заинтересованности (Кто больше прочитает рассказов Носова за 2-ю четверть - тот победитель).
А уроки внеклассного чтения, групповые занятия по обсуждению отдельных книг стимулируют и малочитающих детей к чтению.
Процесс ведения ЧД увлек и многих родителей. Я тоже считаю, что родители должны быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками.
Главное - читать! Читать для ребенка (особенно, когда болеет), вместе, по очереди, по ролям, тихо, громко, весело, грустно... где угодно и как угодно. Главное - читать!
После прочтения книги родители имеют возможность поделиться впечатлениями со своим ребенком, услышать его мнение, поразмышлять, а это очень сближает. У нас даже были созданы дневники семейного чтения.