- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Урок «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таран Т.Г. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Понятие о сложноподчинённом предложении.
Цели:
- дать понятие о классификации сложноподчинённых предложений;
формирование умений:
-
находить главное и придаточное предложение;
-
определять место придаточного, средства его связи с главным;
-
производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;
-
правильно ставить знаки препинания в СПП;
- развивать навыки речевых умений, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
- содействовать воспитанию культуры речи, интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
-
Организационный момент.
II. Лексико-орфографическая работа.
Записать в тетрадях предложение и объяснить постановку тире.
Прогресс - поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития.
В ученический словарь записываются слова прогресс, прогрессивный (стремящийся к прогрессу). Мальчики составляют предложение со словом прогресс, а девочки - со словом прогрессивный.
К прилагательному прогрессивный учащиеся подбирают синоним (передовой) и антонимы (отсталый, допотопный, консервативный и др.)
III. Изучение нового материала. Слово учителя.
- Какое предложение называется сложносочинённым?
- Чем сложносочинённое предложение отличается по строению от сложноподчинённого?
Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со строением СПП.
Вывод 1. Части сложноподчинённого предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное.
Например: Решили ехать ночью, так как буран заставил нас задержаться в пути на двое суток. [ ], (так как…).
Вывод 2. В сложноподчинённом предложении может быть одно или несколько придаточных.
Например: Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками. [ ], (что…).
Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. [ ], (что…), (что…).
Приятно, что есть на свете люди, которым хочется помочь. [ ], (что…), (которым…).
Вывод 3. В СПП придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Один из трудных вопросов: как отличить подчинительный союз от союзного слова.
Для начала рассмотрим таблицу подчинительных союзов и союзных слов в учебнике.
Скажите, встречаются ли среди них совпадения? (Что, как, когда)
Можем ли мы вне контекста определить, где союз, а где союзное слово? (Нет)
Давайте рассмотрим таблицу.
В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения и наречия.
Отличительные признаки союза и союзного слова.
Союз
Союзное слово
1. Не является членом предложения.
Все понимают, что сейчас начнётся буря. - К слову что нельзя задать вопрос, оно не является членом предложения, а играет служебную роль.
1. Выполняет функцию члена предложения.
Что с возу упало, то пропало. - Слово что является подлежащим, к нему можно задать вопрос ч т о?
2.Союз можно опустить и превратить союзное сложное предложение в бессоюзное.
И теперь казалось, что верхушки сосен почти касаются неба. - И теперь казалось: верхушки сосен почти касаются неба.
2. Союзное слово в предложении опустить нельзя.
Спросите вы у тех солдат, что под берёзами лежат. - Без союзного слова что, которое является подлежащим, предложение теряется смысл.
3. На союз не падает логическое ударение.
3. На союзное слово может падать логическое ударение
Только теперь я поняла, что для него значила эта вещь.
4. Союз можно заменить только синонимичным союзом.
4. Союзное слово можно заменить местоимением или существительным.
Задание. Запишите предложения и определите, с помощью союза или союзного слова связано придаточное предложение с главным.
1. Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой.
2. Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом.
3. Постепенно в людях возникало уважение к человеку, который обо всём говорил просто и смело.
Вывод 4. Придаточная часть по отношению к главной может стоять в трех позициях: перед главным предложением, после него и в середине.
Например: (Когда настанет утро), [мы двинемся в путь].
[Не видели они], (как время пролетело).
[Дерево, (которое было посажено нами), наконец-то прижилось].
Вывод 5. В главном предложении используются указательные слова тот, такой, там, туда, потому, оттого и др., которые являются членами главного предложения. Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений.
Например: Тот, кто любит родину, должен служить ей. [ Тот ,(кто…), … ] (Указательное слово тот выполняет роль подлежащего в главном и придаточное по своему значению сближается с ним.)
Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом рассвете.
[ в том ], (что…) (Указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.)
Тот человек, который любит родину, должен служить ей.
[ Тот , (который…),… ] (Слово тот выполняет роль определения и придаточное по значению соответствует ему.)
Задание. В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких - указательные слова?
-
Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал её почти наизусть.
-
Если б мишки были б пчёлами, то они бы нипочём, никогда бы не подумали так высоко строить дом.
-
Чем дальше в лес, тем больше дров.
-
Никогда не говори о том, чего не знаешь.
(Двойные союзы - в предложениях 2, 3; указательные слова - в предложениях 1, 2, 4)
IV. Закрепление материала.
Анализ предложений.
-
О нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь? (А.Блок) (Придаточное располагается после главного, слово что является союзным словом, выраженное относительным местоимением) [ ], (что…)
-
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле. (С.Есенин)
V. Рефлексия.
Закончите предложение.
Урок, на котором мы изучали СПП, ……
Тема, над которой мы работали, …..
Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….
VI. Домашнее задание. Строение СПП, упражнение на выбор учителя.