Урок «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Данный  конспект урока «Понятие о сложноподчиненном предложении» предназначен для учащихся девятых классов.Тип урока: объяснение нового материала. К концу урока учащиеся будут знать все особенности строения сложноподчиненного предложения, уметь находить главное и придаточное предложение, составлять схемы предложений, производить замену простых предложений  сложноподчиненными, правильно расставлять знаки препинания, отличать союз от союзного слова, находить указательные слова в главном предложени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тема урока: Понятие о сложноподчинённом предложении.


Цели:

- дать понятие о классификации сложноподчинённых предложений;

формирование умений:

  1. находить главное и придаточное предложение;

  2. определять место придаточного, средства его связи с главным;

  3. производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;

  4. правильно ставить знаки препинания в СПП;

- развивать навыки речевых умений, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
- содействовать воспитанию культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Лексико-орфографическая работа.

Записать в тетрадях предложение и объяснить постановку тире.

Прогресс - поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития.

В ученический словарь записываются слова прогресс, прогрессивный (стремящийся к прогрессу). Мальчики составляют предложение со словом прогресс, а девочки - со словом прогрессивный.

К прилагательному прогрессивный учащиеся подбирают синоним (передовой) и антонимы (отсталый, допотопный, консервативный и др.)

III. Изучение нового материала. Слово учителя.

- Какое предложение называется сложносочинённым?

- Чем сложносочинённое предложение отличается по строению от сложноподчинённого?

Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со строением СПП.

Вывод 1. Части сложноподчинённого предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное.

Например: Решили ехать ночью, так как буран заставил нас задержаться в пути на двое суток. [ ], (так как…).

Вывод 2. В сложноподчинённом предложении может быть одно или несколько придаточных.

Например: Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками. [ ], (что…).

Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. [ ], (что…), (что…).

Приятно, что есть на свете люди, которым хочется помочь. [ ], (что…), (которым…).

Вывод 3. В СПП придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Один из трудных вопросов: как отличить подчинительный союз от союзного слова.

Для начала рассмотрим таблицу подчинительных союзов и союзных слов в учебнике.

Скажите, встречаются ли среди них совпадения? (Что, как, когда)

Можем ли мы вне контекста определить, где союз, а где союзное слово? (Нет)

Давайте рассмотрим таблицу.

В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения и наречия.

Отличительные признаки союза и союзного слова.


Союз

Союзное слово

1. Не является членом предложения.

Все понимают, что сейчас начнётся буря. - К слову что нельзя задать вопрос, оно не является членом предложения, а играет служебную роль.

1. Выполняет функцию члена предложения.

Что с возу упало, то пропало. - Слово что является подлежащим, к нему можно задать вопрос ч т о?

2.Союз можно опустить и превратить союзное сложное предложение в бессоюзное.

И теперь казалось, что верхушки сосен почти касаются неба. - И теперь казалось: верхушки сосен почти касаются неба.

2. Союзное слово в предложении опустить нельзя.

Спросите вы у тех солдат, что под берёзами лежат. - Без союзного слова что, которое является подлежащим, предложение теряется смысл.

3. На союз не падает логическое ударение.

3. На союзное слово может падать логическое ударение

Только теперь я поняла, что для него значила эта вещь.

4. Союз можно заменить только синонимичным союзом.

4. Союзное слово можно заменить местоимением или существительным.

Задание. Запишите предложения и определите, с помощью союза или союзного слова связано придаточное предложение с главным.

1. Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой.

2. Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом.

3. Постепенно в людях возникало уважение к человеку, который обо всём говорил просто и смело.

Вывод 4. Придаточная часть по отношению к главной может стоять в трех позициях: перед главным предложением, после него и в середине.

Например: (Когда настанет утро), [мы двинемся в путь].

[Не видели они], (как время пролетело).

[Дерево, (которое было посажено нами), наконец-то прижилось].

Вывод 5. В главном предложении используются указательные слова тот, такой, там, туда, потому, оттого и др., которые являются членами главного предложения. Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений.

Например: Тот, кто любит родину, должен служить ей. [ Тот ,(кто…), … ] (Указательное слово тот выполняет роль подлежащего в главном и придаточное по своему значению сближается с ним.)

Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом рассвете.

[ в том ], (что…) (Указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.)

Тот человек, который любит родину, должен служить ей.

[ Тот , (который…),… ] (Слово тот выполняет роль определения и придаточное по значению соответствует ему.)

Задание. В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких - указательные слова?

  1. Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал её почти наизусть.

  2. Если б мишки были б пчёлами, то они бы нипочём, никогда бы не подумали так высоко строить дом.

  3. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  4. Никогда не говори о том, чего не знаешь.

(Двойные союзы - в предложениях 2, 3; указательные слова - в предложениях 1, 2, 4)

IV. Закрепление материала.

Анализ предложений.

  • О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь? (А.Блок) (Придаточное располагается после главного, слово что является союзным словом, выраженное относительным местоимением) [ ], (что…)


  • Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле. (С.Есенин)

V. Рефлексия.

Закончите предложение.

Урок, на котором мы изучали СПП, ……

Тема, над которой мы работали, …..

Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….

VI. Домашнее задание. Строение СПП, упражнение на выбор учителя.

© 2010-2022