Внеклассное занятие по литературе в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассное занятие по литературе

Класс:9

Тема: « Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений»

Цель: дать представление о сложных страницах истории в жизни гения рус-ской литературы

Задачи:

*познакомить с новыми страницами жизни А.С.Пушкина;

* расширить кругозор знаний о жизни и творчестве поэта;

*прививать интерес к поэзии, к изучению литературы

Оборудование: портрет О.Кипренского « А.С.Пушкин»,эпиграф «Вечно тот же, вечно новый…», иллюстрации из жизни поэта и его произведений, высказывания о Пушкине, изображение памятника Пушкину в Москве (скульптор Опекушин), картина В.Серова «Пушкин на скамье в парке.1899г»


Ход мероприятия

Учитель

-Пушкин- спутник многих поколений без малого почти более двух столетий. К его имени слух привыкает с детства. О нём говорят- «мой Пушкин». В этом признак особенно доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. Кажется, иначе быть и не может и не могло, не правда ли? Но это взгляд с поэзией нашего дня. Образ поэта в представлениях разных поколений не был единым, статичным, неизменным. История восприятия личности и творчества Пушкина в отечественной культуре далеко не так проста , полна страниц парадоксальных, порой драматических. Какой же она была?

В строках, обращённых к России, Пушкин метко и лаконично сформулировал закон о неисчерпаемости великого художника. Гений для потомков- «вечно тот же, вечно новый…»Завершив жизненный путь, он оставляет миру своё наследие, к которому уже не прибавляются новые произведения, но его жизнь продолжается в памяти общества. Каждое поколение прочитывает творения по-своему, открывает для себя будто впервые (порой вступая в споры с былыми интерпретациями), с поэзией своего времени определяет его художественную ценность. Классик оказывается современником своим потомкам.

1-й ведущий

-Сегодня мы совершим путешествие по страницам жизни А.С.Пушкина

Ю.Лотман сказал : «…Пушкин всегда таков, каков он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остаётся чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим.

2-й ведущий

Пушкин являет собой пример наиболее яркий. Он живёт, развивается, меняется в социальной памяти, он поистине всегда и бесконечно нов. Чтобы убедиться в этом, проследим динамику восприятия его облика и творчества.

Отправимся в прошлое…

Ученик

-Много лет спустя после гибели поэта близкий друг Пушкина П.А.Вяземский, посетив Молдавию, написал стихи «Проездом через Кишинёв», в них упоминались далёкие двадцатые годы, в которые

…прослывший бес арабский,

Наш поэтический пострел,

Невольный житель бессарабский,

Здесь вольно жил и вольно пел,

С молвы стоустой Кишинёва

Его стихов, его проказ

От одного в уста другого

По всей России шёл рассказ.

Его затверживали сразу,

И каждый шаг, и каждый стих

Вносились, словно по заказу,

В легенду сплетней городских…

Ученица

-Чем навеяны эти строки? Быть может, Вяземский услышал в Кишинёве хранимые старожилами рассказы о поэте? Или это-эхо характерного восприятия Пушкина в ту пору? Поэту не минуло ещё и двадцати лет, когда, по словам Вяземского же, «…как Овидий, наш изгнанник Заброшен был в глухую даль». Его стихи публиковались в центре, в столицах. Неужели и в отдалённой глуши уже тогда был он столь знаменит? Популярен настолько, что самое его имя окружалось легендами, а поступки и стихи «затверживали сразу»? Нет ли здесь преувеличения, нет ли поэтической вольности? А если так, то как вообще относиться к подобным свидетельствам пушкинского окружения?

1-й ведущий

-Ранняя слава действительно обратила к Пушкину многие любопытствующие взоры. Ещё очень молодым человеком он стал в центре внимания, толков, споров, домыслов. Мемуары современников подтверждают, что и на юге, в пору ссылки, пытливые взоры следили за ним, а воображение его поклонников и поклонниц сплетало полную невероятных событий «легендарную»его историю.

2-й ведущий

-Что же касается стихов Вяземского, они -повод не столько для сомнений, сколько для размышлений над некоторыми особенностями нашей памяти о великих людях. П.А. Вяземский, знавший Пушкина с юных лет, своё поэтическое воспоминание датировал 1867 годом. Многое тогда переменилось, только мысли о поэте не оставляли, тревожили:

…Тебя ищу я в Кишинёве

И в Петербурге я ищу:

Но место пусто, жизнь суровей,

И бывший о былом грущу.

Для прежней жизни век нам жуток,

Весь мир-всё тот же Кишинёв:

Нет Пушкинских стихов, ни шуток,

Ни гениальных шалунов…

Ученик

-Мы привыкли судить о том, каким знали Пушкина его современники по мемуарным свидетельствам. Многочисленные наблюдения, мнения, оценки людей, более или менее близко наблюдавших его, позволяют воссоздать облик в восприятии его эпохи. В.Э. Вацуро, обобщив свидетельства пушкинских современников, «соткал» из них следующий словесный портрет: «Человек среднего роста с смугловатым оттенком кожи, сильным и лёгким телом и маленькими аристократическими руками, за которыми тщательно следит. Он весь в движении, и естественность ,и непринуждённость придают ему неуловимое изящество, заменяющее природную красоту.

Ученица

-От имени поэтического окружения оценивал роль Пушкина И.Бороздна, поэт и прозаик 30-х годов прошлого века:

Измлада полный откровенья,

Играл могучей ты рукой,

Роняя пламень вдохновенья

В грудь молодого поколенья,

Путеводимого тобой!

Учитель

-Счастливо сложилась судьба портрета работы О.Кипренского. Кипренский, создавая портрет Пушкина, подчеркнул в нём поэтическое начало. Указывает на поэтическую фигуру и выражение лица Пушкина своей просветлённостью, возвышенностью. Поэт вдохновлён, величав… Взгляд «великолепных больших и ясных глаз», в которых, как казалось современнику, отражалось всё прекрасное в природе, устремлён на какое-то видение. Ничто не омрачает в этот миг душу: поэт взволнован захватывающим его воображением .Портрет написан с редким мастерством. Это было отмечено самим Пушкиным. Кто не помнит его блестящий отзыв на работу живописца?

1-й ведущий

Любимец моды легкокрылый,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых Муз,-

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя ,как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных Аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

2-й ведущий

-Нетрудно заметить, что вместе с высокой оценкой и благодарностью живописцу в стихах очевидна привычная и столь свойственная Пушкину самоирония.

Учитель

-Посмотрите на изображение памятника А.С.Пушкину в Москве. Эту уникальную скульптуру создал скульптор Опекушин.

История образа Пушкина в памяти поколений хранит немало удивительного.

В ней есть страницы, повествующие о событиях трудно сопоставимых. Вот к примеру: пока не утихли устные и журнальные баталии, ставились под сомнение актуальность Пушкина для эпохи 60-80-х годов прошлого века, в то же самое время усилиями почитателей пушкинского гения велась долгая и кропотливая работа по увековечиванию его памяти в монументе. Эта трудная миссия завершилась в 1880 г. открытием в Москве памятника, грандиозным чествованием поэта, пробуждением общественного интереса к его имени, его творчеству.

Ученик

-Писатель И.С.Тургенев писал: «Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала вся Россия…это сооружение представляется нам данью признательной любви общества…это памятник учителю!»

Ученица

-Открытие памятника побудило многих стихотворцев вновь обратиться к имени поэта:

В столице , Пушкину любезной,

В Москве, в виду монастыря,

Поднялся ныне лик железный,

Родного нам богатыря,

То Пушкин, наш поэт великий,

Задумчиво явился нам

И утешеньем, и уликой,

Наставник временам…-

Такими стихами отозвался на открытие памятника писатель В.Сологуб («Московские ведомости», 1880, №160)

Учитель

-К 1899 году относится создание первого богато иллюстрированного собрания сочинений поэта в 3-х томах. Оно открылось акварелью В.А.Серова «Пушкин в парке». Поэт в осеннем парке сидит на скамейке. Весь рисунок, однако, преисполнен движения. Прочитывая его, искусствовед Е.В.Павлова проницательно замечает, как неровны, стремительны, направлены под острыми углами друг к другу штрихи, мазки, удары кисти. Скамейка, на которой сидит поэт, стоит по диагонали к плоскости листа. Пушкин расположен по диагонали к скамейке, с наклоном влево, а стволы деревьев разделяют лист с наклоном вправо. Таким образом фигура поэта располагается в центре пересечения разноправленных линий, что усиливает динамический эффект.

Художник воссоздал облик Пушкина с таким аристократизмом и лёгкостью, как будто писал его с натуры.

1-й ведущий

-Для многих поколений Пушкин был и остаётся вечным спутником. Характер отношения к поэту, особенности интереса к нему входят в культуру, отражаясь в ней и символизируют её.

2- ведущий

…Есть ценности, которым нет цены:

Клочок бумаги

с пушкинским рисунком,

Учебник первый

в первой школьной сумке

И письма не вернувшихся с войны.

Строки Майи Борисовой напоминают моментальный снимок, запечатлевший не случайные детали, но важнейшие приметы нашего мироощущения. Детство, верность памяти о защитниках страны, святыни прошлого, Пушкин. Воистину ценности, которым нет цены.

Цитируя первую строку «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»,

Н. Доризо следующим образом продолжает размышление над вопросом:

Как мог при жизни

Он сказать такое?

А он сказал

Такое о себе-

В блаженный час

Счастливого покоя,

А может быть,

В застольной похвальбе?

…Нет!

Эти строки

С дерзостью крамольной,

Как перед казнью узник,

Он писал!

В предчувствии

Кровавой речки .чёрной,

Печален и тревожно одинок-

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Так мог сказать

И мученик,

И бог.

Учитель

-Размышления об истории жизни образа поэта в памяти поколений застав-ляют заглядывать и в будущее.Каким будет Пушкин в 2020 году, когда читатели отметят 220 лет со дня его рождения? Пушкин сохраняет свойства живого собеседника- он отвечает на запросы тех, с кем вступает в контакт.

Великие писатели, такие, как Пушкин, как тень отца Гамлета, идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но и не исчерпывается этим, остаётся чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочными зовущим. Думается , что эта загадочность не исчезнет, а возрастёт, что Пушкин в 2020 году будет поэтом мучительных вопросов, а не окончательных ответов. Динамика представлений о нём подтверждает справедливость формулы, он был и остаётся «вечно тот же, вечно новый».

С.Г.Юрченко, учитель русского языка и

литературы Озёрской средней школы

г.Семей, с. Озёрки




© 2010-2022