Урок русского языка в 5 классе Глагол. Виды глагола

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уатаева Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы

КГУ «Долонская средняя школа»Бескарагайского района ВКО



Неделя 2

День 2

Урок 2

Тема урока

Глагол как часть речи. Виды глагола.

Лексическая тема

Любовь к слову

Эпиграф к уроку

«Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая… кровь языка» А.Югов

Ссылка:

Календарно-тематическое планирование (5 класс)

Материалы к уроку

Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. школы / М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова, В.К. Павленко. - Алматы: Изд-во «Атамура», 2005. - 217 - 220 с.,
Русский язык: Методическое руководство. -Алматы: Изд-во «Атамура», 2005 . - 96 с.,видеопрезентация ,ватманы, стикеры, маркеры

Общие цели:

Повторение известных сведений о глаголе из курса начальной школы, углубление теоретических знаний и получение новых сведений : понятия о виде , видовой паре глагола.

Создать ситуацию, при которой учащиеся убедятся в динамической функции глагола.

Подведение учащихся к поиску на поставленные вопросы о значениях части речи и их наиболее общем, объединяющем значении, способствовать осознанию и запоминанию определения вида глагола.

Сформировать компетенции правильного понимания и употребления глаголов несовершенного и совершенного вида в речи и на письме.
Развитие познавательной деятельности учащихся, мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

Развитие умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

Привить интерес к русскому языку как к предмету и средству общения, расширить и пополнить лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.

Результаты обучения:

Имеют навык правильного формирования и употребления видов глагола в речи и на письме.

Формируется положительное отношение к учебе и своим знаниям, развивается творческое воображение.

Имеют навык организации своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Умение анализировать ,сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Умение слушать и вступать в диалог, умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь

Ключевые идеи:

Реализация целей урока через групповую и парную работу, преподавание в соответствии с возрастными особенностями, обучение критическому мышлению, само- и взаимооценивание

1.Орг. момент. Эмоционально - психологический настрой

«Поделись частичкой тепла»


2..Актуализация знаний

А) Прием «Загадка»

«Поделись частичкой тепла»

Встали дети дружно в круг.

Справа - друг и слева - друг.

Улыбнулись, подмигнули,

дружелюбно «маякнули»

Лицо к знаньям повернули.

- Ребята, сколько частей речи в русском языке?( 10 пальцев на двух руках, 10 частей речи)

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет?

Вяжет, пишет иль поет.

Может плакать иль смеяться,

Или забивает гол,

Начинает удивляться-

Растолкует все……( глагол)

Вы догадались в гостях у какой части речи мы сегодня побываем?( Да, у дядюшки Глагола) Учитель: Ребята, так как мы находимся в гостях у дядюшки Глагола, то надо помнить , что он все время наблюдает за нами и хочет, чтобы вы были активными на уроке и получали хорошие оценки.( На доске в течение всего урока висит иллюстрация , изображающая многорукого человека по имени Дядюшка Глагол )

Что вы знаете об этой части речи?

- Как отличить глагол от других частей речи?

Возьмите зеленый карандаш и закрасьте всё, что знаете о глаголе

( на листе теоретический материал по глаголу)

Запишите тему урока в тетрадях, эпиграф к уроку

- Как вы думаете, почему эта часть речи так называется?

1. Пушкин призывал «обходя моря и земли , глаголом жечь сердца людей»

2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро..»

3. У Толстого читаем: «Мужики разглагольствовали»

4. Русская пословица гласит: «Устами младенца глаголет истина»

Учитель просит открыть этимологический словарь и найти происхождение слова «глагол» и его значения ( записывают в тетрадь)

Учитель в 2 колонки пишет на доске глаголы несовершенного и совершенного вида.

- Задайте к глаголам вопросы, чем они отличаются?

Я страшное дело какой деловой,

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто - пречисто с весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Учащиеся в песенке находят глаголы и определяют вид.

Деление на группы ( по 4 ученика 2 группы) по частям цветных сердечек.

- У нас в гостях чудесная яблонька, пока на ней нет яблочков, но к концу урока они обязательно вырастут, по мере того, как вы в группах будете выполнять задания и оценивать друг друга , на ней будут появляться яблочки: красные, если задание выполнено на « отлично», желтые, если задание выполнено «хорошо», зеленые, если задание было сделано на «удовлетворительно»

( 1 команда подчеркивает глаголы несовершенного вида, 2 группа - совершенного вида

Ест, не, кто, работает, тот ,не

Труда не рыбки, пруда, без, из, вынешь

Перетрут, и, воля, труд,всё

Человека, труд, а, кормит, лень, портит

Языком, не, спеши, а, делом, торопись

Минуту , потеряешь, часы, упустишь

( группы обмениваются листами с ответами для взаимопроверки и взаимооценивания, стикеры крепят на яблоньку, комментирование

В группах записывают на листе вразброс 20 глаголов разных видов и обмениваются листами. Задание: взять в цветное пятно глаголы

с 4 глаголами составить словосочетания.

1 группа - несовершенного вида,

2 группа - совершенного вида

. Группы обмениваются листами , работы проверяются, комментируются. Взаимооцениваются стикерами, крепят их на яблоньке

Задание: написать эссе «Обращение книги к человеку» Распределение ролей. Отобразить на постере, подчеркнуть глаголы, определить вид. Презентация.

Взаимооценивание группами стикерами на яблоньку.

Встали, выпрямили спинки,

И следите все за мной:

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали,

Опустили, поморгали.

Руку левую подняли.

Ею дружно помахали,

Опустили и подняли.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись. Тихо сели.

На меня все посмотрели.

Скажите, что мы делали на физминутке? ( выпрямляли, качали, поднимали, опускали, равнялись). На какие вопросы они отвечают?( Что делали? Что сделали?)

Задание:

Группы записывают по 10 глаголов в колонку:

1 группа - несовершенного вида

2 группа совершенного вида

Обмениваются листами и во второй колонке записывают глаголы соответствующего вида, создавая видовые пары, вновь обмениваются и взаимопроверяют и оценивают работы.

Ученики группы А: лингвистическая сказка «Сказка о царе Глаголе»

Ученики группы В: из учебника «Русская словесность» за 5 класс из рассказа «Теплый хлеб» К. Паустовского выписать по 10 глаголов несовершенного и совершенного вида в 2 колонки

Ученики группы С: Записать 6 пословиц, подчеркнуть глаголы , определить вид.


Учитель возвращает учащихся к целям и задачам урока
_ Что нового вы узнали о глаголе как части речи?

- Что было бы, если бы исчез глагол?

_ Каких успехов вы достигли на уроке?

( возвращение к эпиграфу)

- Как вы понимаете высказывание А.Югова?

- Почему писатель называет глагол «огнедышащим, живым»?

- Как вы понимаете слова «в нем струится самая алая, самая свежая кровь?»

- Что вам понравилось на уроке , а что нет?

- Чем вам запомнился урок?

- Что нового вы узнали о глаголе?
Обратимся к яблоньке, определим по цвету и количеству какая команда была успешнее сегодня ( подсчет баллов)




В) «Мозговой штурм»


3.. Основная часть урока. Работа над новым материалом «Глагол как часть речи. Виды глагола.

Работа со словарем


А) Видеоролик

«.Песенка дядюшки Глагола»



Деление на группы, оглашение правил работы в группе

Яблонька для рефлексии


Задание по группам:

В). Игра «Собери пословицу»


С) Стратегия «Цветовое пятно»



Д) Стратегия Рафт - (эссе)

. Физминутка под ритмич-

ную музыку





Е) Стратегия «Карусель»



4. Домашняя работа


5.Подведение итогов урока.


6. Рефлексия

7.Оценивание

Выставление оценок по количеству стикеров на яблоньке

8.Дополнительное задание:

Знать теоретический материал по теме «Глагол как самостоятельная часть речи. Инфинитив.»


© 2010-2022