Литературное чтение, конспект урока

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

Цели: Ввести в круг чтения 5-классников произведения зарубежных писателей . Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества, дать первичное представление о произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера», характеристика героев произведения .Развивать речь, творческие способности детей, умение работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: А. Волков «Изумрудный город», написать письмо герою сказки.

-Что мы узнали об авторе сказки?

-Сказка что же это такое?

- Чем отличаются народные сказки от литературных?

III. Новая тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран) .Что такое зарубежная литература?

- Открывает раздел отрывок из сказки английского писателя Джонатана Свифта «Приключения Гулливера».

- Дома вы читали отрывок из произведения Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»

Словарная работа:

вскарабкались - залезли, поднялись

врассыпную - в разные стороны

колышки- мелкие колья

помост- возвышение, площадка из досок

одурманенный- не способный что-либо воспринимать

лужайка- небольшой луг, поляна

кувыркнулись- перевернулись

- Кто главный герой книги?

- Кем был по профессии Гулливер?

- Как его прозвали лилипуты?

- Как Гулливер попал в страну лилипутов?

(Просмотр отрывка из мультфильма)

Беседа по вопросам:

- Что вас особенно поразило?

- Каким вам показался Гулливер?

- А что вы можете сказать о человечках, живущих в необыкновенной стране?

- Почему лилипуты себя так ведут по отношению к Гулливеру?

- А какое поведение Гулливера?

- Как вы думаете, откуда они появились? Кто их придумал?

- Когда вы в первый раз встретились со словом «лилипут»?

(На экран проецируется портрет Джонатана Свифта.)

- Да, лилипутов придумал Джонатан Свифт. Его книга, предназначенная для взрослых, со временем перешла в разряд детских.

(Стук в дверь, входит Джонатан Свифт)

-Добрый день, господа! Имею честь представиться! Джонатан Свифт. Очень рад нашей встрече.

-Я уверена, что каждый из ребят желал бы встретиться с писателем, узнать о его творчестве. Расскажите, пожалуйста, о себе.

- О себе? С большим удовольствием! Я родился в Ирландии, в 17 веке, 30 ноября 1667 году в городе Дублине. Отец к тому времени уже умер. Семья жила очень бедно. Дядя взял меня к себе на воспитание. Меня заставили изучать богословие, хотя я этого не хотел. Позже переехал в Англию. Там начал писать. Потом судьба меня опять забросила в Ирландию. Жил я в бедной деревушке, работал священником. Свой роман «Путешествие Гулливера» я написал в 18 веке, в 1726 году. Создавал его 10 лет.

- Как у вас возникла мысль написать эту книгу, что помогло?

-Что мне помогло? Я использовал народные сказки о карликах и великанах, книги о путешествиях. Но, хочу заметить, роман мой очень серьёзный.

- Спасибо. Несмотря на серьёзность вашего романа, он очень интересен и занимателен, поэтому стал одной из самых весёлых и любимых детских книг.

- Господа, познакомьтесь с моим любимым великаном. Это герой романа «Путешествие Гулливера» корабельный врач, затем капитан Лемюэль Гулливер. (На интерактивной доске портрет Гулливера)

- Гулливер- Догадливый, способным к состраданию, сильный, добрый, большой, благородный человек.

-А ваши лилипуты смелые, чуткие, быстрые, крошечные человеческие существа , благодаря чему Гулливер становится настоящим великаном в их стране и получает прозвище Человек-Гора.

-Спасибо вам, дорогой писатель за ваш визит и интересный рассказ о себе.

- Дорогие ребята , любите литературу и учитесь хорошо! До свидания.

-До свидания, мистер Свифт!

Образ Гулливера

Это имя известно всем. Гулливер - неутомимый путешественник, а рассказы о необычных путешествиях и приключениях мы читаем всегда с большим интересом.

Многое привлекает нас и в характере Гулливера. Он целеустремленный, человек с большим желанием учиться, познавать мир. Мечтал стать моряком. Уходя в плавание, он всегда запасался большим количеством книг и все свободное время посвящал чтению. Оказавшись пленником лилипутов, Гулливер изучает их язык, обычаи, нравы, государственное устройство. Благодаря своему гигантскому росту он видит все происходящее в королевстве как на ладони. Всегда находил выход из любой ситуации, оставаясь верным чести и долгу. Гулливер ведет себя миролюбиво и доброжелательно.

Лилипуты

Лилипуты - человеческие существа не более шести дюймов ростом. Очень храбрые ,смелые , они изучают военное ремесло, готовы сражаться за свои земли.Природа приспособила зрение лилипутов к окружающим их предметам: они хорошо видят, но на небольших расстояниях.

У лилипутов хорошо развиты математические науки - так, например, они измерили рост Гулливера с помощью квадранта и определили, что он находится в соотношении 12:1 к лилипутскому, рассчитав его объём равным по крайней мере объёму 1728 тел лилипутов. На этом основании ему выделяют провизию. При этом лилипутам не известно огнестрельное оружие и механические часы.

Работа в группах :

Работа с текстом

1группа

Почему Гулливер вскрикнул от удивления?( найдите в тексте)

Что в первую очередь решил попросить Гулливер у лилипутов?

Как он это сделал?

2 группа

Как Гулливер определил, что перед ним стоит важная особа? ( найдите в тексте)

Чем они кормили великана?

Почему Гулливеру после вина сразу захотелось спать?

Физминутка

Работа в группах : Математическая минутка

Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков?

Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см( 96:12=8 см)

Рост лилипута 6 дюмов ,1 дюм- 2,5 см. Сколько же сантиметров рост лилипута?(6х 2,5=15 см)

Рост взрослого лилипута -15 см ,а рост Гулливера на 12 раз больше. Каков рост Гулливера? (15х12=180 см.)

Составление постеров

1 группа : Характеристика Гулливеру

2группа : Характеристика лилипутам

Подведение итогов:

- Что такое зарубежная литература?

- С каким автором зарубежной литературы мы сегодня познакомились?

- Какую страну он придумал? Как называются маленькие человечки, которые там живут?

- Кто же к ним попал на остров?

- Как его встретили лилипуты?

- Как вы думаете, почему они с ним так поступили?

-Что особенно поразило Гулливера в лилипутах? (необыкновенная храбрость)

- Какие чувства испытывал великан по отношению к лилипутам?

- Чему же учит это произведение?

«Путешествие Гулливера» учит людей видеть обман и лицемерие, ненавидеть зло, бороться за свободу и справедливость, горячо любить правду. Гулливер познав мир и проблемы "маленьких" и "больших" человечков - в конечном итоге становится настоящим гигантом среди людей, но только после того как начинает понимать, что действительно важно быть великим внутри, а не снаружи.

VII. Домашнее задание

-Ребята, когда человек оказывается далеко на острове по среди океана как отправляет послания ?

- Правильно, в бутылке. Сегодня мы тоже получили письмо от нашего любимого героя. Только в бутылке домашнее задание .

1 группа: Пересказ отрывка от лица Гулливера

2 группа :Пересказ отрывка от лица лилипутов

VIII. Оценки за урок

Рефлексия: «Корабль пожеланий»







© 2010-2022