- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку «Слово в контексте культуры»
Элективный курс по русскому языку «Слово в контексте культуры»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лебедева Е.Ф. |
Дата | 04.10.2012 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 17 г. Нижнего Новгорода
ПРОГРАММА КУРСА
СЛОВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
Работу выполнили
Баранова Ольга Анатольевна,
Засимова Лидия Викторовна,
Лебедева Елена Федоровна,
учителя русского языка
и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение.
-
Пояснительная записка.
-
Цели и планируемый полезный результат обучения элективному курсу «Слово в контексте культуры».
-
Принципы построения элективного курса «Слово в контексте культуры».
-
Требования к уровню подготовленности обучающихся на начало освоения элективного курса «Слово в контексте культуры».
-
Требования к уровню подготовки выпускников.
-
Задачи обучения элективному курсу.
-
Содержание обучения элективному курсу.
7.Описание тем и разделов для изучения.
8. Структура деятельности обучающихся.
9.Контролирующие материалы.
III. Учебно-тематическое планирование.
IV. Список использованной литературы.
Введение
Традиционная система обучения русскому языку и литературе в школе долгое время характеризовалась односторонним подходом к объекту обучения - языку, рассмотрением его преимущественно в системно-структурном аспекте, в отстранении от человека - носителя языка, члена общества, в котором язык функционирует, культуры, которую он выражает и развитию которой способствует. При таком подходе культуроносная, духовная, "человекоформирующая" сущность языка оставалась вне поля зрения.
Поиски эффективных путей обучения привели к разработке лингвокультурологического подхода к филологическому образованию, в центре которого лежит идея взаимосвязанного изучения языка и культуры. Соизучение языка и культуры, выработка не только языковой, но и коммуникативно-культурологической компетенции личности в последнее время становится основной линией обучения русскому языку, большое внимание уделяется слову как единицы хранения культурной информации.
Об актуальности проблемы свидетельствует включение социокультурной компетентности в обязательный минимум содержания образовательных программ по русскому языку и литературе, соответствующих Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану. Предпринимаются попытки включения лингвокультурологического материала в учебники русского языка и литературы. Однако объем учебников не позволяет представить этот раздел в более полном виде.
Таким образом, необходимым представляется элективный курс "Слово в контексте культуры» для учащихся 10-11 классов, который способствует формированию лингвокультурологической компетенции учащихся, включающей в себя умения:
-видеть в каждом слове, обозначающем реалию окружающей действительности и ставшей подробностью литературного текста, спрессованный веками сгусток народных представлений о многоликой жизни;
-аналитически выявляя концептуальную сущность когнитивных структур художественного текста, постигать тайны художественной образности и генезиса искусства;
-разворачивать в своем языковом сознании сверток многовековой национальной культуры, порождающей данную художественную картину мира;
-выстраивать свою жизнедеятельность в соответствии с духовно-нравственным, морально-этическим, эстетико-креативным потенциалом, выраженным в языковом сознании национальной культуры.
Понятие языковой культуры неразрывно связано с понятиями ценности, значимости языка как феномена и атрибута культуры, носителем которой является участвующая в коммуникации личность. Культурологическая значимость языка, понимание того, что в нем отражается картина мира, вся человеческая жизнь, пропущенная через человеческое сознание, находят свое выражение на разных уровнях языковой системы.
В связи с этим данный элективный курс может быть использован как дополнительный материал к единому государственному экзамену при написании сочинения-рассуждения на основе анализа исходного текста (часть С). Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать художественный текст. Часть текстов предлагается нами в Приложении к программе курса; также можно использовать тексты и текстовые фрагменты из имеющихся в распоряжении учителя учебных пособий для старшеклассников и абитуриентов, сборников дидактических материалов.
Элективный курс рассчитан на 68 часов учебного времени:
34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и планируемый полезный результат обучения элективному курсу «Слово в контексте культуры»
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ.
Элективный курс является попыткой внедрить идеи и центральные категории лингвокультурологии и когнитивной лингвистики в школьную практику и внести посильный вклад в решение одной из актуальнейших задач школьного преподавания филологических дисциплин - задачи создания технологии комплексного анализа художественного текста с целью воспитания высококультурной языковой личности, способной через восприятие художественной картины мира разворачивать в своем сознании концептосферу национального языка и культуры.
Научная новизна курса заключается в попытке подойти к решению проблемы формирования лингвокультурологической компетенции учащихся в новом, актуальном и ранее не изученном аспекте: через экспликацию культурного кода русской литературы в ассоциативно-концептуальной парадигме художественного текста.
Программа исходит из следующих целей литературного образования:
- развитие умений и навыков концептуального осмысления учащимися художественного текста и изучение потенциала учебного лингвокультурологического ассоциативно-концептуального словаря культурного кода русской литературы;
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к слову и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность,
т. е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья культурологического анализа и пути их соединения в целостное, рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой задачей.
Итак, элективный курс «Слово в контексте культуры» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-II классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
-расширение сведений о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях", постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; -соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом;
-повторение теоретико-литературных понятий, изученных в 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;
-углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;
-знакомство с образцами лингвистического и культурологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;
-выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой лингвокультурологичекого анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;
-обучение самостоятельному анализу литературно- художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;
-обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
-выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам лингвокультурологического анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;
-совершенствование умения анализа текстов разной стилистической принадлежности, работы со справочной литературой, умения собирать и систематизировать языковой материал для написания сочинений-рассуждений на лингвистические темы (одно из наиболее сложных заданий ЕГЭ), для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов;
-написание сочинений в различных формах эссе, опирающихся на знания по русскому языку, теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.
2. Принципы построения элективного курса
«Слово в контексте культуры»
-
Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста.
-
Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
-
Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
-
Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.
-
Развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи.
-
Единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе.
-
Нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных вопросов и проблем, из ранее изучаемых учебных дисциплин.
-
Личностно-ориентированный подход к обучению, языковое общение строится в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, когнитивными и коммуникативными возможностями школьников на выбранной ступени обучения в старших классах.
-
Принцип интегрированного изучения языка и национальной культуры (постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом) предполагает систематическую и последовательную работу над овладением учащимися различными языковыми средствами и обеспечение необходимой языковой и коммуникативной компетенции.
-
Принцип активного использования современных технологий предполагает использование в ходе овладения элективным курсом Интернет-ресурсов, аудеоматериалов, создание компьютерных презентаций, создание индивидуальных и совместных проектов, дизайн web-страниц и т.д.
-
Принцип последовательного развития речевых умений и навыков предполагает систематизацию и дальнейшее углубление и совершенствование необходимых навыков общения для их успешного использования в любой сфере деятельности.
-
Усвоение рекомендуемого содержания элективного курса происходит на основе использования различных познавательных стратегий (когнетивных, метакогнетивных, аффективных, социально-психологических и компенсаторных).
-
Программа обучения по данному элективному курсу предусматривает концентрическое расположение учебного материала с последующим расширением концентров за счет новых актуальных аутентичных материалов.
-
Принцип контролируемости усвоения учащимися материала элективного курса предполагает контроль качества знаний учащихся, оценку приобретенных ими знаний и умений на всем протяжении обучения, а также выполнение учащимися коммуникативных продуктивных финальных заданий каждого раздела, что позволяет проверить степень овладения пройденным материалом и обеспечивает контекст для речевой деятельности. Предусматривается также возможность самооценки и самоконтроля.
3. Требования к уровню подготовленности обучающихся на начало освоения элективного курса «Слово в контексте культуры»
На начало освоения элективного курса учащиеся должны уметь:
-прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-определять идейную и эстетическую позицию писателя и критика в литературной борьбе эпохи;
-анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
-оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
-анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-выявлять и воссоздавать концепцию критической статьи;
-от концептуального осмысления отдельных произведений подняться до осознания эстетического и нравственного идеала писателя;
-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, общее и различное в них, путях и способах их разрешения;
-оценивать идейно-художественные искания прозаиков и поэтов в контексте эпохи;
-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации;
-собирать материал из различных источников и систематизировать его;
-строить свое высказывание в определенной жанрово-композиционной форме (повествование, описание, рассуждение) и с использованием сложных композиционных форм (например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения и т. п.);
-соблюдать стилевое единство текста;
-использовать эмоционально-экспрессивные средства языка;
-использовать синонимические средства языка (лексические, морфологические, синтаксические);
-кратко записывать основное содержание текста (составление тезисов и конспектов);
-строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи: сообщение, доклад, выступление (дискуссионное, агитационное, приветственное и др.).
4. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного курса в старших классах средней школы учащийся должен будет:
знать/понимать:
-особенности языка общенародного и языка литературного; стилистическую дифференциацию языка; основные понятия лексики;
-язык как составляющая часть культуры, как культурная «память народа»; культура как «система, стоящая между человеком и миром»; язык как продукт культуры;
-текст как речевое произведение;
произведение словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра, специфическим способом отражающий реальность и выражающий индивидуальный авторский замысел;
-основные понятия и категории, необходимые для понимания этого мира;
-своеобразие содержания и формы главных, «канонических» текстов русской литературы;
-разнообразие интерпретаций классических произведений; их вечную актуальность и неисчерпаемость;
-основные факты жизни и творчества писателей, входящих в программу;
-ведущие закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений;
-преходящие и вечные художественные ценности.
уметь:
-проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
-производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания;
-самостоятельно формулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
-производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста и т.д.);
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения, воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-осуществлять в итоге анализа синтез, создавать художественную, критико-публицистическую или литературоведческую интерпретацию произведения и творчества писателя;
-соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
-писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи и разных жанров композиционных форм;
-писать сочинение на самостоятельно сформулированную тему;
-строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов;
-совершенствовать написанное.
-использовать в своей работе разнообразные источники информации, в том числе существующие в электронной форме (словари, энциклопедии, справочники, библиотечные каталоги);
-составлять программу самообразования на короткий и длинный сроки.
использовать приобретенные умения и навыки:
-в аналитической работе с разными типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ;
-устных речевых жанрах (доклад, дискуссия);
-письменных жанрах (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе);
-восприятии, понимании, оценке произведений, выбранных для индивидуального, самостоятельного чтения, формировании читательской, гуманитарной культуры.
5. Задачи обучения элективному курсу
«Слово в контексте культуры»
Основные задачи курса по данной программе сводятся к следующему:
-
постижение учащимися русской художественной культуры как целостности, вобравшей исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившей русский национальный менталитет;
-
дальнейшее освоение учащимися специфики литературы как вида искусства;
-
систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне;
-
обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;
-
формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
-
совершенствование умений и навыков анализа и оценки явлений и факторов в текстах художественных и публицистических стилей разных жанров с эстетической и практической точек зрения;
-
обеспечение совершенствования умений и навыков общения в социально-культурной сфере;
-
расширение знаний учащихся о том, что слово - это средство создания словесно-художественного образа, способ обогащения нравственно-эстетического опыта, возможность развития представлений о прекрасном в языке и мире;
-
дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
-
содействие в обеспечение расширения лингвистического кругозора;
-
формирование языкового вкуса;
-
содействие в области профессионального самоопределения;
-
развитие ассоциативного мышления старшеклассников;
-
формирование представления школьников о разных способах восприятия действительности.
6. Содержание обучения элективному курсу
«Слово в контексте культуры»
Основная цель курса - выработка умений выстраивать ассоциативные связи между различными реалиями; находить общее, систематизировать и делать выводы; проводить логические параллели.
А также воспитание творческого подхода к восприятию действительности и способности самовыражения.
Прикладное значение курса - подготовка к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку и обобщающее повторение курса русской классической литературы.
Курс строится как прохождение нескольких этапов в работе с понятием.
1 этап. Слово в языке. Работа со словарями.
Построение древа понятия. Работа со словарями. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы. Этимология слова. Фразеологизмы. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Этимологический словарь. Фразеологический словарь.
Морфологическая информация. Парадигма. Дериваты. Сочетаемость. Грамматический словарь. Словообразовательный словарь. Словарь сочетаемости.
Индивидуальная и коллективная поисковая работа под руководством учителя или самостоятельно. Составление портфолио.
2 этап. Слово как мифологический образ.
Приметы, связанные с данным понятием. Магические символы, обряды. Праздники. Мифы. Пословицы и поговорки. Загадки. Фольклор. Этнография.
Творческие задания. Экскурсии. Выставки. Инсценировки.
3 этап. Слово в художественной литературе.
Литературные ассоциации.
Медленное чтение. Работа с ключевыми словами. Построение логической схемы текста. Реализация значения слова в художественном тексте. Перенос значения. Эпитеты и метафоры. Словарь эпитетов. Контекст.
Сопоставление произведений разных авторов. Анализ эпизодов. Сравнение, аналогия, ассоциации. Авторская позиция. Различное воплощение одной и той же темы в разных художественных текстах.
Коллективная, групповая и индивидуальная работа с текстом. Устная и письменная интерпретация. Лингвопоэтический анализ. Культурологические связи.
4 этап. Жизнь слова в искусстве.
Живопись, музыка, архитектура. Наглядный образ слова. Сопоставление произведений разных видов искусства.
Этюд, зарисовка, критическая статья об одном из выбранных произведений. Устный и письменный комментарий.
Кино, театр. Коллективный просмотр. Рецензия. Отзыв. Обсуждение. Дискуссия.
5 этап. Творческая мастерская. Написание сочинения в различных формах эссе.
Эссе-ассоциация «Мое восприятие слова».
Создание текста, основанного на сравнении и сопоставлении.
Художественная зарисовка, этюд, миниатюра, основанные на наблюдениях и личных впечатлениях.
Размышление на заданную тему (об искусстве, литературе, духовных и нравственных проблемах).
Путевые заметки, воспоминания о встрече с различными уголками страны.
Эссе в форме письма и в форме слова.
Эссе в форме беседы. Интервью с интересным человеком - писателем, ученым, деятелем культуры.