Элективный курс по русскому языку «Слово в контексте культуры»

Поиски грамотных путей обучения привели к появлению лингвокультурологического подхода к филологическому образованию, в основе которого положен принцип взаимосвязанного изучения культуры с языком. Связанное изучение языка и культуры, является выработкой не только языковой, но еще и коммуникативно-культурологической компетенции личности, большое внимание уделяется слову как единицы хранения культурной информации. Социокультурная компетентность включена в необходимый минимум содержания образовате...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 17 г. Нижнего Новгорода





ПРОГРАММА КУРСА



СЛОВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ









Работу выполнили

Баранова Ольга Анатольевна,

Засимова Лидия Викторовна,

Лебедева Елена Федоровна,

учителя русского языка

и литературы








СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Пояснительная записка.

  1. Цели и планируемый полезный результат обучения элективному курсу «Слово в контексте культуры».

  2. Принципы построения элективного курса «Слово в контексте культуры».

  3. Требования к уровню подготовленности обучающихся на начало освоения элективного курса «Слово в контексте культуры».

  4. Требования к уровню подготовки выпускников.

  5. Задачи обучения элективному курсу.

  6. Содержание обучения элективному курсу.

7.Описание тем и разделов для изучения.

8. Структура деятельности обучающихся.

9.Контролирующие материалы.

III. Учебно-тематическое планирование.

IV. Список использованной литературы.







Введение

Традиционная система обучения русскому языку и литературе в школе долгое время характеризовалась односторонним подходом к объекту обучения - языку, рассмотрением его преимущественно в системно-структурном аспекте, в отстранении от человека - носителя языка, члена общества, в котором язык функционирует, культуры, которую он выражает и развитию которой способствует. При таком подходе культуроносная, духовная, "человекоформирующая" сущность языка оставалась вне поля зрения.

Поиски эффективных путей обучения привели к разработке лингвокультурологического подхода к филологическому образованию, в центре которого лежит идея взаимосвязанного изучения языка и культуры. Соизучение языка и культуры, выработка не только языковой, но и коммуникативно-культурологической компетенции личности в последнее время становится основной линией обучения русскому языку, большое внимание уделяется слову как единицы хранения культурной информации.

Об актуальности проблемы свидетельствует включение социокультурной компетентности в обязательный минимум содержания образовательных программ по русскому языку и литературе, соответствующих Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану. Предпринимаются попытки включения лингвокультурологического материала в учебники русского языка и литературы. Однако объем учебников не позволяет представить этот раздел в более полном виде.

Таким образом, необходимым представляется элективный курс "Слово в контексте культуры» для учащихся 10-11 классов, который способствует формированию лингвокультурологической компетенции учащихся, включающей в себя умения:

-видеть в каждом слове, обозначающем реалию окружающей действительности и ставшей подробностью литературного текста, спрессованный веками сгусток народных представлений о многоликой жизни;

-аналитически выявляя концептуальную сущность когнитивных структур художественного текста, постигать тайны художественной образности и генезиса искусства;

-разворачивать в своем языковом сознании сверток многовековой национальной культуры, порождающей данную художественную картину мира;

-выстраивать свою жизнедеятельность в соответствии с духовно-нравственным, морально-этическим, эстетико-креативным потенциалом, выраженным в языковом сознании национальной культуры.

Понятие языковой культуры неразрывно связано с понятиями ценности, значимости языка как феномена и атрибута культуры, носителем которой является участвующая в коммуникации личность. Культурологическая значимость языка, понимание того, что в нем отражается картина мира, вся человеческая жизнь, пропущенная через человеческое сознание, находят свое выражение на разных уровнях языковой системы.

В связи с этим данный элективный курс может быть использован как дополнительный материал к единому государственному экзамену при написании сочинения-рассуждения на основе анализа исходного текста (часть С). Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать художественный текст. Часть текстов предлагается нами в Приложении к программе курса; также можно использовать тексты и текстовые фрагменты из имеющихся в распоряжении учителя учебных пособий для старшеклассников и абитуриентов, сборников дидактических материалов.

Элективный курс рассчитан на 68 часов учебного времени:

34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.









II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и планируемый полезный результат обучения элективному курсу «Слово в контексте культуры»

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ.

Элективный курс является попыткой внедрить идеи и центральные категории лингвокультурологии и когнитивной лингвистики в школьную практику и внести посильный вклад в решение одной из актуальнейших задач школьного преподавания филологических дисциплин - задачи создания технологии комплексного анализа художественного текста с целью воспитания высококультурной языковой личности, способной через восприятие художественной картины мира разворачивать в своем сознании концептосферу национального языка и культуры.

Научная новизна курса заключается в попытке подойти к решению проблемы формирования лингвокультурологической компетенции учащихся в новом, актуальном и ранее не изученном аспекте: через экспликацию культурного кода русской литературы в ассоциативно-концептуальной парадигме художественного текста.

Программа исходит из следующих целей литературного образования:

- развитие умений и навыков концептуального осмысления учащимися художественного текста и изучение потенциала учебного лингвокультурологического ассоциативно-концептуального словаря культурного кода русской литературы;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к слову и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность,

т. е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья культурологического анализа и пути их соединения в целостное, рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой задачей.

Итак, элективный курс «Слово в контексте культуры» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-II классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

-расширение сведений о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях", постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; -соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом;

-повторение теоретико-литературных понятий, изученных в 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

-углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

-знакомство с образцами лингвистического и культурологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

-выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой лингвокультурологичекого анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

-обучение самостоятельному анализу литературно- художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;

-обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

-выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам лингвокультурологического анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;

-совершенствование умения анализа текстов разной стилистической принадлежности, работы со справочной литературой, умения собирать и систематизировать языковой материал для написания сочинений-рассуждений на лингвистические темы (одно из наиболее сложных заданий ЕГЭ), для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов;

-написание сочинений в различных формах эссе, опирающихся на знания по русскому языку, теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.


2. Принципы построения элективного курса

«Слово в контексте культуры»

  1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста.

  2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.

  3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.

  4. Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.

  5. Развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи.

  6. Единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе.

  7. Нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных вопросов и проблем, из ранее изучаемых учебных дисциплин.

  8. Личностно-ориентированный подход к обучению, языковое общение строится в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, когнитивными и коммуникативными возможностями школьников на выбранной ступени обучения в старших классах.

  9. Принцип интегрированного изучения языка и национальной культуры (постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом) предполагает систематическую и последовательную работу над овладением учащимися различными языковыми средствами и обеспечение необходимой языковой и коммуникативной компетенции.

  10. Принцип активного использования современных технологий предполагает использование в ходе овладения элективным курсом Интернет-ресурсов, аудеоматериалов, создание компьютерных презентаций, создание индивидуальных и совместных проектов, дизайн web-страниц и т.д.

  11. Принцип последовательного развития речевых умений и навыков предполагает систематизацию и дальнейшее углубление и совершенствование необходимых навыков общения для их успешного использования в любой сфере деятельности.

  12. Усвоение рекомендуемого содержания элективного курса происходит на основе использования различных познавательных стратегий (когнетивных, метакогнетивных, аффективных, социально-психологических и компенсаторных).

  13. Программа обучения по данному элективному курсу предусматривает концентрическое расположение учебного материала с последующим расширением концентров за счет новых актуальных аутентичных материалов.

  14. Принцип контролируемости усвоения учащимися материала элективного курса предполагает контроль качества знаний учащихся, оценку приобретенных ими знаний и умений на всем протяжении обучения, а также выполнение учащимися коммуникативных продуктивных финальных заданий каждого раздела, что позволяет проверить степень овладения пройденным материалом и обеспечивает контекст для речевой деятельности. Предусматривается также возможность самооценки и самоконтроля.


3. Требования к уровню подготовленности обучающихся на начало освоения элективного курса «Слово в контексте культуры»

На начало освоения элективного курса учащиеся должны уметь:

-прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

-определять идейную и эстетическую позицию писателя и критика в литературной борьбе эпохи;

-анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

-оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

-анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

-выявлять и воссоздавать концепцию критической статьи;

-от концептуального осмысления отдельных произведений подняться до осознания эстетического и нравственного идеала писателя;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, общее и различное в них, путях и способах их разрешения;

-оценивать идейно-художественные искания прозаиков и поэтов в контексте эпохи;

-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации;

-собирать материал из различных источников и систематизировать его;

-строить свое высказывание в определенной жанрово-композиционной форме (повествование, описание, рассуждение) и с использованием сложных композиционных форм (например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения и т. п.);

-соблюдать стилевое единство текста;

-использовать эмоционально-экспрессивные средства языка;

-использовать синонимические средства языка (лексические, морфологические, синтаксические);

-кратко записывать основное содержание текста (составление тезисов и конспектов);

-строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи: сообщение, доклад, выступление (дискуссионное, агитационное, приветственное и др.).

4. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения элективного курса в старших классах средней школы учащийся должен будет:

знать/понимать:

-особенности языка общенародного и языка литературного; стилистическую дифференциацию языка; основные понятия лексики;

-язык как составляющая часть культуры, как культурная «память народа»; культура как «система, стоящая между человеком и миром»; язык как продукт культуры;

-текст как речевое произведение;

произведение словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра, специфическим способом отражающий реальность и выражающий индивидуальный авторский замысел;

-основные понятия и категории, необходимые для понимания этого мира;

-своеобразие содержания и формы главных, «канонических» текстов русской литературы;

-разнообразие интерпретаций классических произведений; их вечную актуальность и неисчерпаемость;

-основные факты жизни и творчества писателей, входящих в программу;

-ведущие закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений;

-преходящие и вечные художественные ценности.

уметь:

-проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);

-производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания;

-самостоятельно формулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;

-производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста и т.д.);

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения, воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-осуществлять в итоге анализа синтез, создавать художественную, критико-публицистическую или литературоведческую интерпретацию произведения и творчества писателя;

-соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

-писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи и разных жанров композиционных форм;

-писать сочинение на самостоятельно сформулированную тему;

-строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов;

-совершенствовать написанное.

-использовать в своей работе разнообразные источники информации, в том числе существующие в электронной форме (словари, энциклопедии, справочники, библиотечные каталоги);

-составлять программу самообразования на короткий и длинный сроки.

использовать приобретенные умения и навыки:

-в аналитической работе с разными типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ;

-устных речевых жанрах (доклад, дискуссия);

-письменных жанрах (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе);

-восприятии, понимании, оценке произведений, выбранных для индивидуального, самостоятельного чтения, формировании читательской, гуманитарной культуры.



5. Задачи обучения элективному курсу

«Слово в контексте культуры»

Основные задачи курса по данной программе сводятся к следующему:

  • постижение учащимися русской художественной культуры как целостности, вобравшей исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившей русский национальный менталитет;

  • дальнейшее освоение учащимися специфики литературы как вида искусства;

  • систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне;

  • обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;

  • формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

  • совершенствование умений и навыков анализа и оценки явлений и факторов в текстах художественных и публицистических стилей разных жанров с эстетической и практической точек зрения;

  • обеспечение совершенствования умений и навыков общения в социально-культурной сфере;

  • расширение знаний учащихся о том, что слово - это средство создания словесно-художественного образа, способ обогащения нравственно-эстетического опыта, возможность развития представлений о прекрасном в языке и мире;

  • дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

  • содействие в обеспечение расширения лингвистического кругозора;

  • формирование языкового вкуса;

  • содействие в области профессионального самоопределения;

  • развитие ассоциативного мышления старшеклассников;

  • формирование представления школьников о разных способах восприятия действительности.

6. Содержание обучения элективному курсу

«Слово в контексте культуры»

Основная цель курса - выработка умений выстраивать ассоциативные связи между различными реалиями; находить общее, систематизировать и делать выводы; проводить логические параллели.

А также воспитание творческого подхода к восприятию действительности и способности самовыражения.

Прикладное значение курса - подготовка к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку и обобщающее повторение курса русской классической литературы.

Курс строится как прохождение нескольких этапов в работе с понятием.

1 этап. Слово в языке. Работа со словарями.

Построение древа понятия. Работа со словарями. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы. Этимология слова. Фразеологизмы. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Этимологический словарь. Фразеологический словарь.

Морфологическая информация. Парадигма. Дериваты. Сочетаемость. Грамматический словарь. Словообразовательный словарь. Словарь сочетаемости.

Индивидуальная и коллективная поисковая работа под руководством учителя или самостоятельно. Составление портфолио.

2 этап. Слово как мифологический образ.

Приметы, связанные с данным понятием. Магические символы, обряды. Праздники. Мифы. Пословицы и поговорки. Загадки. Фольклор. Этнография.

Творческие задания. Экскурсии. Выставки. Инсценировки.

3 этап. Слово в художественной литературе.

Литературные ассоциации.

Медленное чтение. Работа с ключевыми словами. Построение логической схемы текста. Реализация значения слова в художественном тексте. Перенос значения. Эпитеты и метафоры. Словарь эпитетов. Контекст.

Сопоставление произведений разных авторов. Анализ эпизодов. Сравнение, аналогия, ассоциации. Авторская позиция. Различное воплощение одной и той же темы в разных художественных текстах.

Коллективная, групповая и индивидуальная работа с текстом. Устная и письменная интерпретация. Лингвопоэтический анализ. Культурологические связи.

4 этап. Жизнь слова в искусстве.

Живопись, музыка, архитектура. Наглядный образ слова. Сопоставление произведений разных видов искусства.

Этюд, зарисовка, критическая статья об одном из выбранных произведений. Устный и письменный комментарий.

Кино, театр. Коллективный просмотр. Рецензия. Отзыв. Обсуждение. Дискуссия.

5 этап. Творческая мастерская. Написание сочинения в различных формах эссе.

Эссе-ассоциация «Мое восприятие слова».

Создание текста, основанного на сравнении и сопоставлении.

Художественная зарисовка, этюд, миниатюра, основанные на наблюдениях и личных впечатлениях.

Размышление на заданную тему (об искусстве, литературе, духовных и нравственных проблемах).

Путевые заметки, воспоминания о встрече с различными уголками страны.

Эссе в форме письма и в форме слова.

Эссе в форме беседы. Интервью с интересным человеком - писателем, ученым, деятелем культуры.


© 2010-2022