- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Ф. Искандер
Ф. Искандер
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Денежканс Е.В. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Из опыта работы
преподавателя русского и литературы МБОУ «Социально-экономический лицей № 21 им. Героя России С. В. Самойлова» города Пскова
Денежканс Елены Васильевны
К юбилею писателя Ф. Искандера
Обратившись однажды к творчеству Ф. А. Искандера, я не могу расстаться с ним вот уже 30 лет. В каком бы классе ни преподавала я литературу, обязательно найду возможность познакомить учеников с рассказами, очерками, размышлениями писателя, каждый раз находя что-то новое в слове, фразе, детали, характере героя.
Критики отмечают «умную жизнерадостность» Искандера. Возможно, сочетание ума и оптимизма делает его прозу такой притягательной? А еще - юмор, способность улыбнуться, когда грустно. Фазиль Искандер добр к своим героям, даже если видит в них недостатки, и этой добротой «заряжает» читателя.
Интересно вчитываться в философские раздумья писателя. Не случайно отрывки из публицистики Искандера вошли в тексты ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 9 и 11 классах, давая отличную возможность ученикам поразмышлять над многими проблемами, стоящими перед человеком.
Предлагаю следующую сквозную программу знакомства с творчеством Ф. А. Искандера.
6 класс
-
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
-
Внеклассное чтение. Рассказы о Чике
7 класс
-
Внекласное чтение. Рассказ «Начало»
8 класс
-
Внеклассное чтение. Рассказ «Дедушка»
9 класс
-
Внеклассное чтение. Рассказ «Колчерукий»
10 класс
-
Внеклассное чтение. Сб. «Стоянка человека»
11 класс
-
Обзор современной прозы.
Сб. «Человек и его окрестности»
-
Обзор современной поэзии
«Баллада о блаженном цветении»
-
Публицистика последних лет
-
«Литература дома и литература бездомья»
-
«О культуре»
-
«О таланте»
-
Афоризмы Ф. Искандера
-
Фрагменты урока внеклассного чтения в 8 классе
Рассказ Ф. Искандера «Дедушка»
-
Рассказ «Дедушка» входит в сборник «Дерево детства»
Как можно объяснить название сборника?
Дерево - множество переплетений: событий, впечатлений, воспоминаний.
Ствол дерева - единая тема.
Дерево - любимый символ рода, надежности. Нет дерева без корней.
Детство - корни характера человека, его нравственных интересов.
-
Рассказ назван «Дедушка»
Может быть, «Один день с дедушкой» - точнее?
По сути - один день из жизни мальчика, но смысл рассказа шире:
-
влияние дедушки на мальчика,
-
духовное взросление ребенка, обогащение его внутреннего мира в результате общения с мудрым дедушкой.
-
Прочтем начало рассказа
Обратите внимание на глаголы.
Определите их время (настоящее)
Почему? Ведь мальчик давно вырос, и мы читаем воспоминания
Прошло много лет, но впечатления того дня живы в душе, они как сейчас перед глазами.
-
Работа с таблицей «Мальчик»
Начало дня
Конец дня
«...мне скучно, неинтересно»
«странный он какой-то, мой дедушка»
«интерес к нему у меня время от времени вспыхивает, но тут же гаснет»
«каждый раз, когда он берется за новое препятствие, мне хочется, чтобы у него не получилось. Это потому, что мне скучно и хочется посмотреть, что дедушка будет делать, если у него не получится»
«Все это я улавливаю детским чутьем, хотя, конечно, объяснить и понять не могу»
«Мне скучно слушать, как дедушка любил работать, объяснить и понять не могу»
«... идти все трудней и трудней. Пот льет с меня рекой, ноги дрожат и, кажется, вот-вот согнутся»
«Я знаю, что меня сейчас жалеют, и, чтоб угодить сочувствию ко мне, стараюсь выглядеть еще согбенней...»
«Я кормлю детей черникой и чувствую себя взрослым благодетелем»
«Я чувствую удовольствие от каждого своего движения. Ноги мои чуть-чуть дрожат, и все-таки я ощущаю во всем теле необыкновенную легкость, облегченность и даже счастье»
«Бабушка моет мне ноги. Мне стыдно...»
«Только бы не показаться дедушке жалким, ни к чему не способным...»
«... вдруг горячая жалость к дедушке пронизывает меня»
(Цитаты из текста, показывающие изменения в поведении и мыслях мальчика)
-
Работа с таблицей «Дедушка»
Материал для характеристики
Цитаты из текста
-
Портрет
«Небольшого роста, гибкий, похож на ладного подростка»
«Круглоголовый, широкоплечий и маленький, как подросток»
«Свирепое выражение выработалось у него от постоянных физических усилий»
«Гримаса преодоления так и застыла у него на лице, потому что он всю жизнь что-то преодолевал»
-
Отношение окружающих к дедушке
«Что-то в нем есть такое, что вынуждает окружающих уважать его, и это уважение мешает им жить так, как они хотят, и они за это часто его ругают»
«окружающим не хватает примеров дедушкиного посрамления»
-
Поступки, дающие понятие о характере дедушки
-
Дедушка рубит ежевичную плеть
- Дедушка, не перерубливается, - говорю я ему, давая ему возможность почетного отступления.
- Перерубится... Куда ей деться? _ Я смотрю и начинаю понимать, что в самом деле некуда ей деться. И плеть, кажется, тоже начинает понимать, что она напрасно сопротивляется. А дедушка все рубит и рубит.
-
Рассказ про Аслана
-
История про лентяя
-
Дедушка на кукурузном поле
-
Дедушка, откуда эти грецкие орехи?
- Это я их повсюду рассадил и виноград пустил на каждый орех... Когда я сюда перебрался жить, здесь не то что орехов, ни одного человека не было.
… А потом у нас все было, потому что я работы не пугался.
-
- Дедушка, расскажи такой случай, где ты проявил самую большую смелость.
- Я такие вещи не любил, я работать любил.
(Рассказ о поручении, выполняя которое, шел сутки, «ни разу нигде не присев»)
-
История с разросшимся каштаном, ветви которого нужно было срубить, но никто в селе не рискнул влезть на дерево, «потому что... кружится голова от одного взгляда на такие большие деревья»
«Дедушка долгое время все это терпел, а когда утром пришли мотыжить плантацию, дедушка уже был на дереве и, привалившись спиной к стволу, молча рубил ветви...
После этого дедушку не только не хвалили, его два дня просто поедом ели, потому что он мог свалиться с дерева и опозорить семью, люди могли подумать, что дедушку заставляли работать».
Возможные виды творческих заданий
-
Изложение фрагмента текста с элементами описания переживаний и раздумий мальчика
-
Изложение отрывка текста («Дедушка рубит ежевичную ветвь» или «Каштан») с выражением личного отношения к излагаемому материалу
-
Объяснение философского смысла следующей фразы:
«Мы с ним (дедушкой) на одинаковом расстоянии от середины жизни, хотя и по разные стороны от нее...»