Ф. Искандер

К юбилею писателя Ф. Искандера Обратившись однажды к творчеству Ф. А. Искандера, я не могу расстаться с ним вот уже 30 лет. В каком бы классе ни преподавала я литературу, обязательно найду возможность познакомить учеников с рассказами, очерками, размышлениями писателя, каждый раз находя что-то новое в слове, фразе, детали, характере героя. Критики отмечают «умную жизнерадостность» Искандера. Возможно, сочетание ума и оптимизма делает его прозу такой притягательной? А еще — юмор, способность улыбнуться, когда грустно. Фазиль Искандер добр к своим героям, даже если видит в них недостатки, и этой добротой «заряжает» читателя. Интересно вчитываться в философские раздумья писателя. Не случайно отрывки из публицистики Искандера вошли в тексты ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 9 и 11 классах, давая отличную возможность ученикам поразмышлять над многими проблемами, стоящими перед человеком. Предлагаю следующую сквозную программу знакомства с творчеством Ф. А. Искандера. дальше см. в приложенном файле
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

преподавателя русского и литературы МБОУ «Социально-экономический лицей № 21 им. Героя России С. В. Самойлова» города Пскова

Денежканс Елены Васильевны


К юбилею писателя Ф. Искандера

Обратившись однажды к творчеству Ф. А. Искандера, я не могу расстаться с ним вот уже 30 лет. В каком бы классе ни преподавала я литературу, обязательно найду возможность познакомить учеников с рассказами, очерками, размышлениями писателя, каждый раз находя что-то новое в слове, фразе, детали, характере героя.

Критики отмечают «умную жизнерадостность» Искандера. Возможно, сочетание ума и оптимизма делает его прозу такой притягательной? А еще - юмор, способность улыбнуться, когда грустно. Фазиль Искандер добр к своим героям, даже если видит в них недостатки, и этой добротой «заряжает» читателя.

Интересно вчитываться в философские раздумья писателя. Не случайно отрывки из публицистики Искандера вошли в тексты ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 9 и 11 классах, давая отличную возможность ученикам поразмышлять над многими проблемами, стоящими перед человеком.

Предлагаю следующую сквозную программу знакомства с творчеством Ф. А. Искандера.


6 класс

  • Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

  • Внеклассное чтение. Рассказы о Чике

7 класс

  • Внекласное чтение. Рассказ «Начало»

8 класс

  • Внеклассное чтение. Рассказ «Дедушка»

9 класс

  • Внеклассное чтение. Рассказ «Колчерукий»

10 класс

  • Внеклассное чтение. Сб. «Стоянка человека»

11 класс

  • Обзор современной прозы.

Сб. «Человек и его окрестности»

  • Обзор современной поэзии

«Баллада о блаженном цветении»

  • Публицистика последних лет

    • «Литература дома и литература бездомья»

    • «О культуре»

    • «О таланте»

    • Афоризмы Ф. Искандера

Фрагменты урока внеклассного чтения в 8 классе


Рассказ Ф. Искандера «Дедушка»

  • Рассказ «Дедушка» входит в сборник «Дерево детства»

Как можно объяснить название сборника?

Дерево - множество переплетений: событий, впечатлений, воспоминаний.

Ствол дерева - единая тема.

Дерево - любимый символ рода, надежности. Нет дерева без корней.

Детство - корни характера человека, его нравственных интересов.

  • Рассказ назван «Дедушка»

Может быть, «Один день с дедушкой» - точнее?

По сути - один день из жизни мальчика, но смысл рассказа шире:

  • влияние дедушки на мальчика,

  • духовное взросление ребенка, обогащение его внутреннего мира в результате общения с мудрым дедушкой.

  • Прочтем начало рассказа

Обратите внимание на глаголы.

Определите их время (настоящее)

Почему? Ведь мальчик давно вырос, и мы читаем воспоминания

Прошло много лет, но впечатления того дня живы в душе, они как сейчас перед глазами.

  • Работа с таблицей «Мальчик»

Начало дня

Конец дня

«...мне скучно, неинтересно»

«странный он какой-то, мой дедушка»

«интерес к нему у меня время от времени вспыхивает, но тут же гаснет»

«каждый раз, когда он берется за новое препятствие, мне хочется, чтобы у него не получилось. Это потому, что мне скучно и хочется посмотреть, что дедушка будет делать, если у него не получится»

«Все это я улавливаю детским чутьем, хотя, конечно, объяснить и понять не могу»

«Мне скучно слушать, как дедушка любил работать, объяснить и понять не могу»

«... идти все трудней и трудней. Пот льет с меня рекой, ноги дрожат и, кажется, вот-вот согнутся»

«Я знаю, что меня сейчас жалеют, и, чтоб угодить сочувствию ко мне, стараюсь выглядеть еще согбенней...»

«Я кормлю детей черникой и чувствую себя взрослым благодетелем»

«Я чувствую удовольствие от каждого своего движения. Ноги мои чуть-чуть дрожат, и все-таки я ощущаю во всем теле необыкновенную легкость, облегченность и даже счастье»

«Бабушка моет мне ноги. Мне стыдно...»

«Только бы не показаться дедушке жалким, ни к чему не способным...»

«... вдруг горячая жалость к дедушке пронизывает меня»

(Цитаты из текста, показывающие изменения в поведении и мыслях мальчика)


  • Работа с таблицей «Дедушка»

Материал для характеристики

Цитаты из текста

  • Портрет

«Небольшого роста, гибкий, похож на ладного подростка»

«Круглоголовый, широкоплечий и маленький, как подросток»

«Свирепое выражение выработалось у него от постоянных физических усилий»

«Гримаса преодоления так и застыла у него на лице, потому что он всю жизнь что-то преодолевал»

  • Отношение окружающих к дедушке

«Что-то в нем есть такое, что вынуждает окружающих уважать его, и это уважение мешает им жить так, как они хотят, и они за это часто его ругают»

«окружающим не хватает примеров дедушкиного посрамления»

  • Поступки, дающие понятие о характере дедушки

  • Дедушка рубит ежевичную плеть

- Дедушка, не перерубливается, - говорю я ему, давая ему возможность почетного отступления.

- Перерубится... Куда ей деться? _ Я смотрю и начинаю понимать, что в самом деле некуда ей деться. И плеть, кажется, тоже начинает понимать, что она напрасно сопротивляется. А дедушка все рубит и рубит.


  • Рассказ про Аслана


  • История про лентяя


  • Дедушка на кукурузном поле


  • Дедушка, откуда эти грецкие орехи?

- Это я их повсюду рассадил и виноград пустил на каждый орех... Когда я сюда перебрался жить, здесь не то что орехов, ни одного человека не было.

… А потом у нас все было, потому что я работы не пугался.


  • - Дедушка, расскажи такой случай, где ты проявил самую большую смелость.

- Я такие вещи не любил, я работать любил.

(Рассказ о поручении, выполняя которое, шел сутки, «ни разу нигде не присев»)


  • История с разросшимся каштаном, ветви которого нужно было срубить, но никто в селе не рискнул влезть на дерево, «потому что... кружится голова от одного взгляда на такие большие деревья»

«Дедушка долгое время все это терпел, а когда утром пришли мотыжить плантацию, дедушка уже был на дереве и, привалившись спиной к стволу, молча рубил ветви...

После этого дедушку не только не хвалили, его два дня просто поедом ели, потому что он мог свалиться с дерева и опозорить семью, люди могли подумать, что дедушку заставляли работать».






Возможные виды творческих заданий


  • Изложение фрагмента текста с элементами описания переживаний и раздумий мальчика

  • Изложение отрывка текста («Дедушка рубит ежевичную ветвь» или «Каштан») с выражением личного отношения к излагаемому материалу

  • Объяснение философского смысла следующей фразы:

«Мы с ним (дедушкой) на одинаковом расстоянии от середины жизни, хотя и по разные стороны от нее...»

© 2010-2022