• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Разработка урока по литературе на темуКраткие сведения об австрийском писателе Франце Кафке. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение»

Разработка урока по литературе на темуКраткие сведения об австрийском писателе Франце Кафке. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение»

Проблема изучения творчества Франца Кафки стоит перед литературоведением уже не одно десятилетие. Кто такой Кафка? К какой школе или течению его отнести? До сих пор нет единогласия в литературной критике, претендующей на истинность. Чешский философ-марксист Карел Козик в статье «Гашек и Кафка» очень точно, на наш взгляд, охарактеризовал эту ситуацию: «Для истолкования Кафки использованы самые различные методы: от психоанализа до структурного анализа, социологические и антропологические исследова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 37 28.01.2014

11-Б класс

Тема. Краткие сведения об австрийском писателе Франце Кафке. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение».

Цель: - познакомить учащихся с биографией Ф. Кафки, охарактеризовать основные особенности его творчества;

- развивать навыки составления тезисов к лекции, умение обобщать;

- воспитывать интерес к личности и творчеству Ф. Кафки

Оборудование: текст новеллы «Превращение», презентация

Тип урока: усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков

Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (опрос стихотворений Есенина наизусть). Задание классу, перед прослушиванием стихов - Обратить внимание на концентрацию цвета в стихах Есенина

Дополнение учителя

( Красочная гамма любимых цветов Есенина - голубой, синий, малиновый, золотой - краски неба, поля:

« Синий май, зоревая теплынь, эти волосы взял я у ржи, на озере алый свет зари, желтая крапива, конь с розовой гривой»

Синева и золото в поэзии Есенина напоминают древнюю фресковую живопись. Цвет у Есенина очень точен: «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Поэт Ваншенкин писал: «Я с удивлением перечитывал эти строки…. Ведь это была рань, вероятно, конь был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовым». И все вокруг было розоватое…

Цвет у Есенина экспрессивен: «синий» синоним «нежный», «голубой» - эпитет Руси, Родины «голубую Русь оставил». «На тропу голубого поля скоро выйдет железный гость». «Золото - «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Цвет раскрывает человеческую душу, цвет у Есенина многозначен: зеленый - слияние с природой; алый, малиновый, розовый - радость, юность, свежесть; желтый, красный - осень, близость конца; белый, черный - смерть, невозвратимость прошлого «черный человек», «белая береза». В творчестве и других писателей мы встречали цветопись (Достоевский, Булгаков - желтый цвет; у Толстого - Пьер - синий, Курагин - серый; у Блока - белый, первый. Но в стихах Есенина идет концентрация цвета, и это один из признаков модернизма)

Мы продолжаем изучение модернистской литературы. Европейский модернизм представляет Франц Кафка.

  1. Мотивация учебной деятельности

Мы могли бы никогда не познакомиться с творчеством австрийского писателя Франца Кафки. При его жизни вышло всего 4 сборника рассказов, а существенная часть его малой прозы и романы так и не увидели свет. Перед смертью Кафка поручил своему другу, писателю Максу Броду, сжечь все без исключения произведения, им написанные, а напечатанные сборники не переиздавать. К счастью, Макс Брод не подчинился воле покойного друга и донес до читателей его работы.

Произведения Кафки - одни из самых странных и мрачных в литературе, они полны мистической выдумки и потрясающих аллегорий. После их прочтения уже невозможно смотреть на мир прежними глазами.

Познакомимся с биографией писателя и попытаемся понять, что он хотел сказать своей самой известной новеллой - «Превращение».

4. Восприятие нового материала

Опережающее задание (3 учащихся читают доклады, класс записывает конспект. Составляют краткую хронологию жизни и творчества:

1. Детство, влияние отца (1883 г. Прага)

2. Образование (Немецкая приходская школа, 1901 г. гимназия , 1906 - доктор права)

3. Первые произведения (1913г - «Пропавший без вести», «Процесс», «Замок»

4. Здоровье. Смерть) 1924 г.

Проверка

  1. Слово учителя

Кафка определил жанр своего произведения как новелла. Повторим, что такое новелла.

Новелла - рассказ с парадоксальной концовкой. Парадокс - ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

  1. Пересказать сюжет произведения

  2. Кафка был категорически против иллюстрирования новеллы, не хотел, чтобы художники изображали какое-то конкретное насекомое: таракана, клопа… На ваш взгляд, почему?

Просмотр отрывка (дождь, человек идет по улице)


  1. Охарактеризуйте главного героя произведения Грегора Замзу: его возраст, занятия, черты характера (используя текст)

  2. Можно ли его назвать «маленьким человеком» (служащий, любая погода в 4 утра вставал, в любую погоду ехал, боязнь управляющего. Не способен на злое, безобиден , деликатен, совестлив. Содержал семью. Себе денег не оставлял. Не развлекался вне дома. Рамки выпиливал)

  3. Что натолкнуло Кафку на мысль о превращении «маленького человека» в чудовище? (Гостиница. Клоп - его альтер-эго)

  4. Как вы думаете, почему Кафа не объясняет, по какой причине или за какие провинности Грегор стал жуком? Что автор хотел сказать этим умолчанием? (С «маленьким человеком» все можно сделать)

  5. Встречались ли вы в литературе с такими явлениями - превращения? (Да. В сказках. Но там превращение происходило по воле колдунов или, чтоб скрыться, маскировка)

  6. Какой смысл превращения у Кафки? Какие именно эстетические, нравственные вопросы поднял Кафка?

( Некоторые критики выводят на первый план новеллы нравственную проблематику. Утрата человеческого облика перед лицом жизненных трудностей. Причем связана она не только с образом Грегора, сколько с его близкими. Они испытывают ужас и жалость, а потом ненависть и раздражение. Грегор меняет привычный облик, но до последнего остается человеком - понимает музыку, думает о будущем сестры, жалеет мать)

Слово учителя

Исследователь Свердлов считает, что Кафка в «Превращении» поднял проблему определения человеческого достоинства. Вот как Свердлов формулирует свою мысль: «Кафка как будто задается тем же вопросом, что и герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: «вошь» ли человек или «право имеет». И отвечает: «вошь». Более того: реализует метафору, превратив своего персонажа в насекомое

  1. Можно ли рассматривать «Превращение» в плоскости социальной как произведение, поднимающее проблемы «маленького человека»? Если да, то какие это проблемы? (Да. Проблему человеческого достоинства)

  2. Почему автор был против иллюстрирования новеллы, не хотел, чтоб художники изображали какое-либо конкретное насекомое? Фрагмент фильма. Режиссер следует желанию Кафки ( Он оставался человеком в образе жука)


  1. Почему нет обратного превращения Грегора в человеческий облик?

В русских народных сказках всегда счастливый конец. Добро побеждает зло, почему этого не происходит в произведении?(Покажите отношение матери, сестры, служанки. Чувства после его смерти. Нет любви)

  1. Литературоведы говорят, что Кафка изобразил «расколотый мир» Грегора Замзы. Почему они употребляют такую метафору? (После превращения рвутся все связи. Абсурдность жизни. Человек беззащитен перед абсурдностью)

Работа в парах

  1. Что переживает Грегор?

  2. Что переживают его близкие?

  3. Как вы относитесь к ним?

  4. Сделайте вывод: меняется ли их характер под влиянием обстоятельств


  1. Подведение итога урока

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

Слово учителя

Вдумчивые читатели увидели в новелле грустное и тревожное пророчество событий 2 Мировой войны, превращение общества под влиянием фашистской идеологии в насекомых, равнодушных или агрессивных по отношению к другим, «не таким», «неправильным» - людям «неправильной» национальности или с другими политическими убеждениями.

  1. Домашнее задание

Повторить определения: гротеск, стиль, модернизм, экспрессионизм, фантазия, абсурд. Найти примеры из текста к понятиям

© 2010-2022