- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по литературе на темуКраткие сведения об австрийском писателе Франце Кафке. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение»
Разработка урока по литературе на темуКраткие сведения об австрийском писателе Франце Кафке. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Н.В. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок № 37 28.01.2014
11-Б класс
Тема. Краткие сведения об австрийском писателе Франце Кафке. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение».
Цель: - познакомить учащихся с биографией Ф. Кафки, охарактеризовать основные особенности его творчества;
- развивать навыки составления тезисов к лекции, умение обобщать;
- воспитывать интерес к личности и творчеству Ф. Кафки
Оборудование: текст новеллы «Превращение», презентация
Тип урока: усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков
Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский
Ход урока
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания (опрос стихотворений Есенина наизусть). Задание классу, перед прослушиванием стихов - Обратить внимание на концентрацию цвета в стихах Есенина
Дополнение учителя
( Красочная гамма любимых цветов Есенина - голубой, синий, малиновый, золотой - краски неба, поля:
« Синий май, зоревая теплынь, эти волосы взял я у ржи, на озере алый свет зари, желтая крапива, конь с розовой гривой»
Синева и золото в поэзии Есенина напоминают древнюю фресковую живопись. Цвет у Есенина очень точен: «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Поэт Ваншенкин писал: «Я с удивлением перечитывал эти строки…. Ведь это была рань, вероятно, конь был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовым». И все вокруг было розоватое…
Цвет у Есенина экспрессивен: «синий» синоним «нежный», «голубой» - эпитет Руси, Родины «голубую Русь оставил». «На тропу голубого поля скоро выйдет железный гость». «Золото - «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Цвет раскрывает человеческую душу, цвет у Есенина многозначен: зеленый - слияние с природой; алый, малиновый, розовый - радость, юность, свежесть; желтый, красный - осень, близость конца; белый, черный - смерть, невозвратимость прошлого «черный человек», «белая береза». В творчестве и других писателей мы встречали цветопись (Достоевский, Булгаков - желтый цвет; у Толстого - Пьер - синий, Курагин - серый; у Блока - белый, первый. Но в стихах Есенина идет концентрация цвета, и это один из признаков модернизма)
Мы продолжаем изучение модернистской литературы. Европейский модернизм представляет Франц Кафка.
-
Мотивация учебной деятельности
Мы могли бы никогда не познакомиться с творчеством австрийского писателя Франца Кафки. При его жизни вышло всего 4 сборника рассказов, а существенная часть его малой прозы и романы так и не увидели свет. Перед смертью Кафка поручил своему другу, писателю Максу Броду, сжечь все без исключения произведения, им написанные, а напечатанные сборники не переиздавать. К счастью, Макс Брод не подчинился воле покойного друга и донес до читателей его работы.
Произведения Кафки - одни из самых странных и мрачных в литературе, они полны мистической выдумки и потрясающих аллегорий. После их прочтения уже невозможно смотреть на мир прежними глазами.
Познакомимся с биографией писателя и попытаемся понять, что он хотел сказать своей самой известной новеллой - «Превращение».
4. Восприятие нового материала
Опережающее задание (3 учащихся читают доклады, класс записывает конспект. Составляют краткую хронологию жизни и творчества:
1. Детство, влияние отца (1883 г. Прага)
2. Образование (Немецкая приходская школа, 1901 г. гимназия , 1906 - доктор права)
3. Первые произведения (1913г - «Пропавший без вести», «Процесс», «Замок»
4. Здоровье. Смерть) 1924 г.
Проверка
-
Слово учителя
Кафка определил жанр своего произведения как новелла. Повторим, что такое новелла.
Новелла - рассказ с парадоксальной концовкой. Парадокс - ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
-
Пересказать сюжет произведения
-
Кафка был категорически против иллюстрирования новеллы, не хотел, чтобы художники изображали какое-то конкретное насекомое: таракана, клопа… На ваш взгляд, почему?
Просмотр отрывка (дождь, человек идет по улице)
-
Охарактеризуйте главного героя произведения Грегора Замзу: его возраст, занятия, черты характера (используя текст)
-
Можно ли его назвать «маленьким человеком» (служащий, любая погода в 4 утра вставал, в любую погоду ехал, боязнь управляющего. Не способен на злое, безобиден , деликатен, совестлив. Содержал семью. Себе денег не оставлял. Не развлекался вне дома. Рамки выпиливал)
-
Что натолкнуло Кафку на мысль о превращении «маленького человека» в чудовище? (Гостиница. Клоп - его альтер-эго)
-
Как вы думаете, почему Кафа не объясняет, по какой причине или за какие провинности Грегор стал жуком? Что автор хотел сказать этим умолчанием? (С «маленьким человеком» все можно сделать)
-
Встречались ли вы в литературе с такими явлениями - превращения? (Да. В сказках. Но там превращение происходило по воле колдунов или, чтоб скрыться, маскировка)
-
Какой смысл превращения у Кафки? Какие именно эстетические, нравственные вопросы поднял Кафка?
( Некоторые критики выводят на первый план новеллы нравственную проблематику. Утрата человеческого облика перед лицом жизненных трудностей. Причем связана она не только с образом Грегора, сколько с его близкими. Они испытывают ужас и жалость, а потом ненависть и раздражение. Грегор меняет привычный облик, но до последнего остается человеком - понимает музыку, думает о будущем сестры, жалеет мать)
Слово учителя
Исследователь Свердлов считает, что Кафка в «Превращении» поднял проблему определения человеческого достоинства. Вот как Свердлов формулирует свою мысль: «Кафка как будто задается тем же вопросом, что и герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: «вошь» ли человек или «право имеет». И отвечает: «вошь». Более того: реализует метафору, превратив своего персонажа в насекомое
-
Можно ли рассматривать «Превращение» в плоскости социальной как произведение, поднимающее проблемы «маленького человека»? Если да, то какие это проблемы? (Да. Проблему человеческого достоинства)
-
Почему автор был против иллюстрирования новеллы, не хотел, чтоб художники изображали какое-либо конкретное насекомое? Фрагмент фильма. Режиссер следует желанию Кафки ( Он оставался человеком в образе жука)
-
Почему нет обратного превращения Грегора в человеческий облик?
В русских народных сказках всегда счастливый конец. Добро побеждает зло, почему этого не происходит в произведении?(Покажите отношение матери, сестры, служанки. Чувства после его смерти. Нет любви)
-
Литературоведы говорят, что Кафка изобразил «расколотый мир» Грегора Замзы. Почему они употребляют такую метафору? (После превращения рвутся все связи. Абсурдность жизни. Человек беззащитен перед абсурдностью)
Работа в парах
-
Что переживает Грегор?
-
Что переживают его близкие?
-
Как вы относитесь к ним?
-
Сделайте вывод: меняется ли их характер под влиянием обстоятельств
-
Подведение итога урока
- Какое впечатление произвело на вас произведение?
Слово учителя
Вдумчивые читатели увидели в новелле грустное и тревожное пророчество событий 2 Мировой войны, превращение общества под влиянием фашистской идеологии в насекомых, равнодушных или агрессивных по отношению к другим, «не таким», «неправильным» - людям «неправильной» национальности или с другими политическими убеждениями.
-
Домашнее задание
Повторить определения: гротеск, стиль, модернизм, экспрессионизм, фантазия, абсурд. Найти примеры из текста к понятиям