Урок русского языка в 8 классе. Тема Единицы языковой системы»

Методические рекомендации. Урок рассчитан на обучающихся 9 класса. Предлагаемый урок выполнен с учётом требований программы для школ с углублённым изучение русского языка  в 9 классе. На уроке обучающиеся знакомятся с местом русского языка в системе славянских языков. ЦЕЛЬ  УРОКА: дать понятие системы;сформировать  представление  о  месте  русского  языка  среди  славянских  языков;продолжить  формирование  умения  пересказывать  лингвистический  текст  и  создавать  собственный  текст  по  зада...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Единицы языковой системы и уровни её организации».

I.Лекция

Язык подобен многоэтажному зданию. Его «этажи» - единицы: звук, фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

Звуки мы слышим и произносим - это единицы относятся к обозначающей стороне языкового общения. Смысла у отдельного звука нет. Предлог у значим. Так ведь значение имеет предлог, а не звук. Союз а имеет значение, в качестве союза, а не звука.

Звуковая сторона языка устойчива. За тысячу лет в русском языке получили полноправное бытие всего два звука (они вошли в язык в IV веке): [ф] и его собрат - мягкий согласный [ф']. Тысячи слов появились за это время, а звуков только два. Изменения в звуковой стихии языка протекают очень медленно.

Морфема - мельчайшая частица смысла в языке. Она передаёт простое понятие или представление и как смысловая единица дальше нечленима.

Есть слова из многих морфем: тепл-о-воз-о-стро-и-тель-н-ый. И существуют слова из одной морфемы: там. Как же работают морфемы? Какие у них заслуги в языке?

Морфемы переходят из слова в слово, сохраняя своё значение, и тем самым помогают нам понять слова, различать их по смыслу, запоминать.

Что такое водопровод? Это - откроешь кран и вода…Нет необходимости помнить: проводить воду. Если бы всё время приходилось держать в уме значение каждой морфемы, то речь и мышление были ба медленными, с запинками ан каждой морфеме.

Каким же образом слово членится на морфемы? Явных языковых границ ведь нет. Не то чтобы сказал: пере… остановился, потом дел… пауза, а затем ка…Пауз-границ между морфемами нет. Есть отношения слов. Какие отношения?

Во-первых, так. Сопоставляются слова с одной и той же морфемой: переделка, перестройка, перерисовка. Во всех словах есть приставка пере- со значением»сделать что-то по-новому, заново».

Второй путь, ведущий к выделению морфем. Сопоставляем слова, которые различаются морфемным составом: одно из них более сложное и образовано от другого, более простого. Стекольщик - тот, кто вставляет стёкла. Толкование слова стекольщик с помощью слова стекло позволяет разделить более сложное слово на две части: стеколь + щик. Часть стеколь имеет то же значение, что и слово стекло. На долю морфемы -щик- остаётся вся остальная часть толкования- «тот, кто делает», то есть название лица по действию.

Так слова членятся на морфемы. Единицы в языке требуют, чтобы между ними были определённые отношения. Отношения-то их и выделяют, создают, создают. В словах отъезд, откол, отход, отток есть приставка от-, а в словах отдел, отвага, отрава такой приставки нет: нет отношений с другими словами, которые оправдали бы её выделение.

Кто производит такое разделение слов на морфемы? Учёные-филологи? Да, но также и все владеющие языком.

Слово служит для высказывания. Иначе говоря, оно выделяет в мире какой-либо объект и делает его пригодным для разговора.

Если вам скажут, что в какой-то стране живёт птица и жители её любят, приручают, но птица эта не имеет названия, не верьте.

Всё, что попадает в поле зрения человека, получает название: слово (ромашка, капуста) или словосочетание (кукушкины слёзки).

Слово - центральная единица языка. К слову направлены и от него исходят все остальные единицы языка. Звуки и морфемы входят в состав слова. Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

Словосочетание - мельчайшая единица языка, в которой начинают действовать грамматические законы. Оно состоит из словоформ. Слова употребляются в речи по-разному: вода - воды - водой. Это словоформы - грамматически обусловленные разновидности одного и того же слова. Строя словосочетание, следует выбирать не просто нужное слово, а нужную словоформу нужного слова: если лист, то зелёный, если листьев, то зелёных.

Предложение - единица языка, которая служит для выражения мысли. Обычно предложение строится так: спрягаемая форма глагола и слова, грамматически с ней связанные. Центром является глагол. Сочетание слов, которое нельзя пересказать глагольным предложением, предложением не является, так как не является грамматически законченным выражением мысли. Например: кошку разом, лапшу высох. Всякая мысль требует, чтобы было ясно: утверждает что-либо говорящий или отрицает. Поэтому в предложении должен быть глагол - грамматическая единица, способная утверждать и отрицать. Предложения, имеющие иное строение, очень редки и всегда могут быть превращены в глагольные.

Текст. Главное его свойство в том, что за его пределами либо другой текст, либо никакого текста. Текст - это и статья в газете, и роман, и реклама. Текст - это особый объект исследования. Вопрос, является ли текст единицей языка, более крупной, чем предложение, остаётся спорным. Текст обладает целостностью, законченностью, замкнутостью.

Так чем же отличаются друг от друга единицы языка: звук, фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст? Размером, длиной? Нет, размеры вряд ли можно считать основным различием. Что-то удивило человека и он сказал: О! это предложение: высказано удивление, оно относится к какой-то ситуации, являет собой мысль. Это морфема: имеет значение. Наконец, это звук.

Главное различие единиц - в их функции, языковом назначении. Звук - единица восприятия. Морфема - единица значения, мельчайшее вместилище понятие. Слово - назывная единица, главное средство наименования. Словосочетание - мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности. Предложение - единица для выражения мысли. Текст - такая единица языка, крупнее которой нет.

II.Актуализация знаний.

Повторение правила О - Ё после шипящих.

1.Объяснительный диктант.

Сучок, жёваный2, ландышем3, расчётливый2, черкешенка, трубачом, собачонка, реченька, напряжённый, доченька, должок1, пирожок, стережёт2, поджог2 здания, поджёг костёр, крыжовник, ухажёр2, дирижёр, печёт.

Должок [д ⁄ \ лжок] - 2 слога, 2 гл., 2 согл.

[д] - согл., зв., пар., [т], тв., пар., [д']

[⁄ \] - гл., безуд.

[л] - согл., сонор, тв., пар., [л']

[ж] - согл., зв., пар., [ш], тв., непар.

[о] - гл, ударн., заднего ряда, среднего подъёма, лабиализов.

[к] - согл., глух., пар., [г], тв., пар., [к']

6 звуков, 6 букв

2.Выборочный диктант.

Трущ…ба, сгущ…нка, ш…рты, ш…пот, деш…вый, ш…мпол, ш…фер, чащ…ба, ж…лтый, туш…нка, ш…к, ш…рох, ч…порный, ч…рствый, беч…вка, ноч…вка, ш…колад, ж…лудь, ож..г руку, ож..г руки.

Д/З: лекция, упр №15.

Ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване3 и пил деш…вый ж…лудевый кофе2. Тяж…лый самовар стоял на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был больш…й обж…ра и объедался крыж…вником со сгущ…нным2 молоком. Потом он пустился танцевать ч…ч…тку. Но он был не очень искусным танц…ром, совершил неудачный скач…к2, врезался2 в самовар и ож…г свой пятач…к с мягкой ш…рсткой. Ож…г был тяж…л1. Огорч…нный ч…рт сунул свой обожж…нный пятач…к в боч…нок с моч…ными яблоками.

Чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване3 и пил дешёвый желудевый кофе2. Тяжёлый самовар стоял на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и объедался крыжовником со сгущённым2 молоком. Потом он пустился танцевать чечётку. Но он был не очень искусным танцором, совершил неудачный скачок2, врезался2 в самовар и ожёг свой пятачок с мягкой шёрсткой. Ожог был тяжёл1. Огорчённый чёрт сунул свой обожжённый пятачок в бочонок с мочёными яблоками.

Тяжёл [ т'и / жо′л ] - 2 слога, 2 глас., 3 согл.

прикрытый прикрытый

открытый закрытый

[т'] - согл., глух., пар., [д], мягк., пар., [т]

[и] - гласн., передний ряд, верхнее-средний подъём, нелабиализ.

[ж] - согл., зв., пар., [ш], тв., непар.

[о] - гл, ударн., заднего ряда, среднего подъёма, лабиализов.

[л] - согл., сонор, тв., пар., [л']

5 зв., 5 букв.

1.(на) диване - сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём?

2.Н.Ф. - диван

3.Пост. призн.: нариц., диванов - диваны неодуш., м.р, конкретное, 2 скл.

4.Непост. призн.: ед.ч., П.п.

5.Сидел (на чём?) на диване

© 2010-2022