РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК» для специалистов среднего звена (ПССЗ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК» для специалистов среднего звена (ПССЗ) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений  08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов  Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (профильный уровень); кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Вологодской области

бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования


«Череповецкий строительный колледж им. А.А.Лепехина»




УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

___________И.П.Суркова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК»


для специалистов среднего звена (ПССЗ)








2014-2015 годы


ОДОБРЕНА

предметной

(цикловой)

комиссией гуманитарных дисциплин

Председатель_______ (М.А. Цветков)

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Заместитель директора

по учебной работе _________ (В.А.Скороходова)

Автор:

Белавина Н.М., преподаватель литературы и русского языка первой категории.

Рецензенты:

1. Скороходова В.А., преподаватель литературы высшей категории, заместитель директора по УР, БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный колледж им.А.А.Лепехина»;

2. Киренкова Г.А.., преподаватель литературы и русского языка высшей категории БОУ СПО ВО «Череповецкий технологический техникум»







Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (профильный уровень); кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2003. С. 8-28.

Содержание курса русского языка средней (полной) школы максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Особенностью 1 курса является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.

Основное внимание в старшей школе уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Центральным разделом лингвистики становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями и) употребления.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативное общение.

Основные идеи Госстандарта, Примерной программы и их содержание нельзя реализовать только одним учебником, организующим процесс обучения. Необходимо обеспечить изучение русского языка в 10-11-х классах всеми существующими на сегодняшний день учебниками, различными пособиями, позволяющими получить информацию, которой не достает в учебниках, справочниками и словарями, рабочими тетрадями, раздаточным и дидактическим материалом. В связи с этим рабочая программа составлена на базе нескольких учебников по русскому языку: Власенкова А. И.; Гольцовой Н.Г.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

В связи с тем, что профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, особую актуальность приобретают теоретические аспекты изучения языка. В профильных классах язык становится объектом научного изучения, особое внимание уделяется русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых-лингвистах и их научной деятельности. Особое значение приобретает исторический аспект курса: общеславянская основа, старославянские и собственно русские элементы. В результате у учащихся формируется исторический взгляд, способность давать исторический комментарий. Важнейшей составляющей должен стать филологический анализ текста, который предполагает рассмотрение текста как эстетического, лингвистического и коммуникативного единства.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых - русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне в объеме 204 часов (в 10 классе - 102 часов, в 11 классе - 102 часов).

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2008.

  3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.

  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК

1 курс (102 часа)

Введение в науку о языке (8 часов)

Язык как общественное явление. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная, эстетическая.

Русский язык в контексте русской культуры. Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы. Этимология как раздел лингвистики. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Языковая система (59 часов).

Понятие о системе и структуре языка (5 часов)

Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Языковая норма и ее динамика. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Синтаксис (27 часов)

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Пунктуация (27 часов). Пунктуационные нормы

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Речевое общение. Культура речи (28 часа)

Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление (1 час).

Система функциональных разновидностей современного русского языка. Культура речи (27 часа).

Культура научной (учебно-научной) речи (8 часов)

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля. Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.

Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы. Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме. Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования. Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов научного стиля.

Публицистический стиль (8 часов)

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк. Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации.

Культура публичной речи

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося. Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

Язык художественной литературы (11 часов)

Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов (перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония) и стилистических фигур (инверсия, градация, антитеза, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, параллелизм), их использование мастерами русского слова, использование учащимися. Синонимия как источник средств художественной выразительности. Звучание слова в стихотворной речи: ассонанс, аллитерация, рифма, ритм, поэтическая интонация как изобразительные средства. Индивидуально-авторский стиль писателя. Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В. Г. Белинский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов). Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

Повторение (7 часов)

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Учебно-тематический план по русскому языку 1 курс 102 часа


Тема

Всего часов

В том числе

Контрольных работ

Развитие речи


1

Введение в науку о языке

8

1

2

Языковая система

55

2.1

Понятие о системе и структуре языка

5

2.2

Синтаксис

27

2

2.3

Пунктуация Пунктуационные нормы

27

2

3

Речевое общение. Культура речи

33

3.1

Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление

1

3.2

Система функциональных разновидностей современного русского языка. Культура речи

32

3.2.1

Культура научной (учебно-научной) речи

8

2

3.2.2

Публицистический стиль

8

2

3.2.3

Язык художественной литературы

11

2

4

Повторение и обобщение

7

Всего часов

102

5

6

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Введение в науку о языке

8

1

Язык как общественное явление. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

1

2

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

1

3

Русский язык в контексте русской культуры. Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы. Этимология как раздел лингвистики.

1

4

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

1

5

Основные направления развития современной русистики.

1

6

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

1

7

Контрольная работа № 1.

1

8

Работа над ошибками

1

Языковая система

59

Понятие о системе и структуре языка

5

9

Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка.

1

10

Системные отношения между языковыми единицами.

1

11

Языковая норма и ее динамика. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

1

12

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.

1

13

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

1

Синтаксис

27

14

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

1

15

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании.

1

16

Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

1

17

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

1

18

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

19

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения.

1

20

Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

1

21

Правильное построение предложений.

1

22

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

1

23

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

24

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

1

25

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

1

26

Типы простых и сложных предложений.

1

27

Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

1

28

Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

1

29

Прямая и косвенная речь.

1

30

Несобственно-прямая речь.

1

31

Контрольная работа № 2

1

32

Работа над ошибками

1

33

Синонимия синтаксических конструкций.

1

34

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения.

1

35

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

1

36

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

1

37-38

Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

2

39

Контрольная работа

1

40

Работа над ошибками

1

Пунктуация

27

41

Пунктуационные нормы. Принципы современной русской пунктуации.

1

41

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: знаки препинания в конце предложений

1

43

Знаки препинания внутри простого предложения.

Постановка тире в простом предложении

1

44

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

45

Знаки препинания при обособленных определениях

1

46

Знаки препинания при обособленных приложениях

1

47

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1

48

Знаки препинания при обособленных дополнениях

1

49

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения

1

50

Знаки препинания при сравнительных оборотах

1

51

Знаки препинания при обращениях

1

52

Вводные слова и вставные конструкции

1

53

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

1

54

Контрольная работа

1

55

Знаки препинания между частями сложного предложения.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

56

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

1

57

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

1

58

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

1

59

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

60

Сложные предложения с разными видами связи.

1

61

Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

1

62

Знаки препинания при диалоге.

Знаки препинания при цитатах

1

63

Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

64

Сочетание знаков препинания.

1

65

Авторское использование знаков препинания.

1

66

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

1

67

Контрольная работа

1

Речевое общение. Культура речи

33

68

Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление

1

Система функциональных разновидностей современного русского языка. Культура речи

32

Культура научной (учебно-научной) речи

8

69

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения.

1

70

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур.

1

71

Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров.

1

72-73

Р/Р

Анализ текста научного (учебно-научного) стиля. Сочинение.

2

74

Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции. Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы.

1

75

Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме. Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.

1

76

Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

1

Публицистический стиль

8

77

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

1

78

Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

1

79

Р/Р

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.

1

80

Оценивание устных и письменных высказываний текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации.

1

81

Культура публичной речи.

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

1

82

Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

1

83

Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося.

1

84

Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

1

Язык художественной литературы

11

85

Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

1

86

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

1

87-88

Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов (перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония) и стилистических фигур (инверсия, градация, антитеза, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, параллелизм), их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

2

89

Синонимия как источник средств художественной выразительности.

1

90

Звучание слова в стихотворной речи: ассонанс, аллитерация, рифма, ритм, поэтическая интонация как изобразительные средства.

1

91

Индивидуально-авторский стиль писателя.

1

92

Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

1

93

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В. Г. Белинский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов).

1

94-95

Р/Р

Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

2

Повторение и обобщение изученного материала

7

96

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.

1

97

Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

1

98

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

1

99

Правописание морфем.

1

100

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

101

Употребление прописных и строчных букв.

1

102

Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

1

Контроль уровня обученности

Контрольная работа № 1


  1. Диктант из упр. 356 (текст III) из учебника Гольцовой, Шамшина.

Пёстрые горы поразили меня своей запылённостью. Мягкими, как бы подёрнутыми дымкой, были цвета горных пород: малиновый, охристо-серый, грязно-зелёный, буро-шоколадный, красно-серый и серовато-белый. Причудливо сочетались низкие конусы и выровненные площадки перечисленных цветов, испещрённые пятнами чёрных камней и чёрно-зелёных кустов гобийского миндаля. Пыль и песок покрывали всю местность, лежали тонким слоем на склонах холмов. В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым одеялом. При виде этой картины лёгкая тревога омрачила мне радость возвращения. Пески явно наступали на весь район наших работ в Южной Гоби.

Равнина в засуху была совершенно мёртвой. Ни единой травинки не было на красновато-жёлтой глине, покрытой серым щебнем. Ветер поднимал столбы рыжей в закатном солнце пыли.

Здесь, в Гоби, как нигде, чувствуешь, насколько насыщена земля памятью своего прошлого. В самых верхних её слоях - орудия, черепки сосудов и другие предметы человеческого обихода. Глубже - стволы древних растений, кости вымерших животных. А ещё ниже, в пока недоступной нам глубине, таятся древние химические элементы - огарки звёздного вещества…

Бродя по бесконечным лабиринтам красных ущелий, извлекая из-под тяжёлых пластов песчаников, глин и конгломератов остатки жизни прошлого, мы всё глубже проникали в великую книгу геологической летописи.

(181 слово) (По И. А. Ефремову)


  1. Грамматическое задание:

I вариант

II вариант

1. Фонетический разбор слова своей

1. Фонетический разбор слова таятся

2. Морфемный и разбор слова причудливо

2. Морфемный разбор слова песчаников

3. Словообразовательный разбор слова причудливо

3. Словообразовательный разбор слова песчаников

4. Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, наречием, словом состояния?

1) Нынче ветрено и волны с перехлестом. Скоро осень, все изменится в округе (И.Бродский).

2) Я счастлив был, безумец!., и я мог так ветрено от счастья отказаться (А.Пушкин).

3) Утро сегодня ветрено и промозгло.

4. Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, наречием, словом состояния?

1) Сердце у вас здорово, однако нервная система истощена непосильными нагрузками.

2) Лицо его было задумчиво, но глаза бойко и здорово блестели (А.Писемский).

3) Степану Аркадьичу отъезд жены в деревню был очень приятен: и детям здорово, и расходов меньше, и ему свободнее (Л.Толстой).

5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: предлогом, союзом или частицей?

1) И как ей не скучно и не совестно! (Л.Толстой).

2) На небе сверкнула, как живой глаз, первая звездочка (И.Гончаров).

5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: предлогом, союзом или частицей?

1)Что, или вспомнил старую любовь? (К.Паустовский).

2) Было видно по лицу, что ему нехорошо (А. Чехов).

Ответы

I вариант

II вариант

1. Фонетический разбор слова своей

1. Фонетический разбор слова таятся

2. Морфемный и разбор слова при-чуд-лив-о

2. Морфемный разбор слова песч-ан-ик-ов

3. Словообразовательный разбор слова причудлив-о - причудливый (суф.)

3. Словообразовательный разбор слова песчан-ик-ов - песчаный (суф.)

4. Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, наречием, словом состояния?

1) Нынче ветрено и волны с перехлестом. Скоро осень, все изменится в округе (И.Бродский).

(слово состояния)

2) Я счастлив был, безумец!., и я мог так ветрено от счастья отказаться (А.Пушкин). (наречие)

3) Утро сегодня ветрено и промозгло.

(краткое прилагательное)

4. Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, наречием, словом состояния?

1) Сердце у вас здорово, однако нервная система истощена непосильными нагрузками.

(краткое прилагательное)

2) Лицо его было задумчиво, но глаза бойко и здорово блестели (А.Писемский).

(наречие)

3) Степану Аркадьичу отъезд жены в деревню был очень приятен: и детям здорово, и расходов меньше, и ему свободнее (Л.Толстой).

(слово состояния)

5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: предлогом, союзом или частицей?

1) И как ей не скучно и не совестно! (Л.Толстой)

(частица)

2) На небе сверкнула, как живой глаз, первая звездочка (И.Гончаров).

(союз)

5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: предлогом, союзом или частицей?

1) Пускай же говорят собаки: «Ай Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»

(частица)

2) Пускай чуть слышен голос твой, негромки темы песнопенья; но ты воспрянешь за чертой неотразимого забвенья! (Н.Некрасов).

(союз)

Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис»

1. Диктант из сборника Н.М.Божко. Русский язык: проверочные и контрольные тесты 11 класс.- Волгоград: издательство «учитель»,2009.- стр. 179 или 187

2. Тест из сборника Н.М.Божко. Русский язык: проверочные и контрольные тесты 11 класс.- Волгоград: издательство «учитель»,2009.- стр. 174-189

Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис»

1. Диктант из сборника Н.М.Божко. Русский язык: проверочные и контрольные тесты 11 класс.- Волгоград: издательство «учитель»,2009.- стр. 197

2. Тест из сборника Н.М.Божко. Русский язык: проверочные и контрольные тесты 11 класс.- Волгоград: издательство «учитель»,2009.- стр. 191-217

Контрольная работа № 4 по теме «Пунктуация»

1. Диктант (учебник Гольцовой Н.Г., упр.355)

2. Тест из сборника Н.М.Божко. Русский язык: проверочные и контрольные тесты 11 класс.- Волгоград: издательство «учитель»,2009.- стр. 145-148, 152-155, 160-163

Контрольная работа № 5 по теме «Пунктуация»

1. Диктант (учебник Гольцовой Н.Г., упр.355)

2. Грамматическое задание: пунктуационный анализ предложения, синтаксический разбор предложения

Развитие речи: анализ текстов и написание сочинения.

Тема «Публицистический стиль»

I. Прочитайте текст

(1) Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов. (2) И импортных, и отечественных. (З) Причем если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. (4) А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

(5) По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записалось. (6) А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! (7) Вот накопит - и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! (8) А пока пусть сериалы посмотрит, уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом не попасть впросак. (9) И возможностей хоть отбавляй! (10) На какой канал ни попадешь - обязательно про бандитов показывают. (11) Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. (12) Вот герои нашего времени! (13) Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14) Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют...

(15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается... (17) В общем, вынуждают их. (18) Обстоятельства всякие. (19) Все та же чудовищная несправедливость вынуждает и всякие нехорошие люди вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

(20) Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. (21) Даже отвратительные попадаются. (22) Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23) В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих.

(24) Бывают и хорошие милиционеры. (25) Но уже в других сериалах - про милицию. (26) Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27) Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28) Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым! (А.Андреев)

II. Ответьте на вопросы

- Прочитайте текст А.Андреева и определите тему текста. Насколько актуальна эта тема? Сформулируйте тему и запишите её.

Можно использовать клише, которые помогут сформулировать тему: Автор текста обращается к актуальной теме - теме… Этот текст о… Очень часто мы смотрим... О таких фильмах пишет А.Андреев.

- Какие чувства вызывает у читателя этот текст? Почему?

- Каково авторское отношение к подобным фильмам? Чем обусловлено это отношение?

- Теперь формулируем проблему и записываем формулировку в тетрадь.

Можно использовать следующие клише: Публицист предлагает читателю вместе поразмышлять над вопросом: ...?

- Что высмеивает автор текста?

При написании сочинения помогут такие клише: А.Андреев саркастически высмеивает попытки сценаристов и режиссеров… Авторский сарказм оправдан: действительно, попытки сценаристов и режиссеров... смешны.

- Каково авторское отношение к людям, ведущим антиобщественный образ жизни? Какими языковыми средствами выражено это отношение?

Используйте клише, которые помогут оформить эту мысль: ...отношение автора к… выражено грубо-просторечными словами... Прибегая к грубо-просторечной лексике (...), А.Андреев выражает ... отношение к ...

- Какое языковое средство помогает А.Андрееву показать нелепость попыток представить преступников героями?

При написании сочинения используйте такие клише: Оксюморонами (...) подчеркивается нелепость попыток... С помощью оксюморонов (...) автор статьи побуждает читателя задуматься...

- Как автор статьи решает проблему? Какова идея текста?

Клише, помогающие сформулировать главную мысль: Идея текста такова… Автор пытается убедить читателя в том, что... .… - вот главная мысль текста.

- Каково ваше отношение к позиции автора?

Клише, которые помогут вам корректно сформулировать собственное мнение: Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Автор прав в том, что… однако трудно согласиться с тем, что… Можно поддержать автора в том, что…

III. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Примерный план сочинения-рассуждения:

1) Определите тему текста. Насколько актуальна эта тема? Сформулируйте тему и запишите её.

2) Сформулируйте одну из основных проблем исходного текста и прокомментируйте её.

3) Какова позиция автора исходного текста?

4) Выразите своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументируйте его (приведите не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

Тема «Научный стиль»

I. Прочитайте текст

А. Бучаченко. Очарование науки

(1) Что есть наука? (2) Это скучный вопрос - что такое наука, и есть десятки ответов на него - ярких и унылых, серьёзных и шутливых, глубоких и примитивных. (3) Многие из них демонстрируют остроумие, изощрённость и элегантность мышления. (4) Но точен и бесспорен лишь один, простой и лишённый пафоса, - наука есть добыча Знаний. (5) За ним всё - и цель, и профессия, и вдохновение, и способы добычи, и пути познания. (6) Великий Ньютон заключил эту мысль в чеканную и монументальную формулу: "Наука есть движение мысли человеческой вслед за мыслью Творца". (7) Это движение по дороге великих и блестящих идей и унизительных заблуждений, вдохновения и отчаяния, взлётов и падений, ярких озарений и унылых, тусклых тупиков, дорога восторга и смертных ошибок. (8) Великая и драматическая дорога познания, бесконечная и полная очарования…

(9) Наука открыла устройство мира. (10) Она показала, что мир устроен изумительно просто, но в этой таинственной простоте есть интригующая загадочность. (11) Наука открыла чертежи и законы, по которым сотворён мир. (12) Она установила, что мир создан по точному математическому законодательству - по формулам и уравнениям с точно заданными мировыми константами. (13) Это законодательство наука отчеканила
в теориях - строгих и совершенных. (14) Первая из них и самая древняя - эвклидова геометрия, теория физического пространства (Эйнштейн назвал её триумфом мышления). (15) Она не могла предвидеть искривление пространства, открытое Эйнштейном через двадцать три века после Эвклида, и потому она не точна. (16) Однако отклонения в размерах объектов эвклидовой геометрии (без учёта искривления пространства) от реальных размеров (с учётом искривления) в масштабе одного метра составляет величину, меньшую диаметра атома водорода. (17) Классическая ньютоновская механика даёт безупречное описание законов и явлений движения тел, однако для быстро движущихся тел (при скоростях, близких к скорости света) её предсказания чуть-чуть отличаются от опыта. (18) Но родились две теории относительности - специальная и общая, которые безупречны; их точность превосходит фантастическую величину 10-12%. (19) Они включают ньютоновскую механику и дают блестящее описание не только нашего, классического земного мира, но и мира космогонического, экзотического с позиции простого жителя Земли. (20) Более того, они включают динамическую теорию гравитации и описание космогонических явлений и объектов (например, двойных пульсаров и чёрных дыр).

(21) Заметим, что обе теории относительности появились раньше, чем обнаружились их подтверждения, и это демонстрирует волшебную силу науки и человеческой мысли, когда предсказания опережают опыт.

Об авторе

Бучаченко Анатолий Леонидович - химик, специалист в области химической физики. Академик РАН, лауреат Государственной и Ленинской премий. Заведующий кафедрой химической кинетики химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова («Новый мир». 2007. № 8. С. 139).

II. Ответьте на вопросы

1. Определите стиль и жанр текста. Свой ответ аргументируйте, используя знания о стилях речи.

2. Каковы функции данного текста

Функции текста: просветительская и воздействующая. Учёный размышляет о науке ("Что есть наука?"), которая помогает понять устройство мира. Текст предназначен широкому кругу читателей, поэтому отличается лёгкостью восприятия (1-й абзац), доступностью, логичностью, точностью, но вместе с тем требует от читателя определённых знаний в области математики и физики. Тип речи - рассуждение (тезис, доказательство, вывод).

  1. Назовите языковые особенности текста

Языковые особенности текста

Лексические: употребление научной терминологии ("константа", "эвклидова геометрия", "ньютоновская механика", "теория гравитации", "теория относительности"); отвлечённых книжных слов ("устройство мира", "закон", "космогонических явлений"); лексических повторов ("наука открыла..."); слов и выражений с оценочным значением ("изумительно просто", "интригующая загадочность", "волшебная сила науки").

Образные средства: сравнения ("наука - путь познания", "формулы и уравнения - музыкальные арии"), метафорические выражения ("Наука есть добыча Знаний", "наука отчеканила в теориях"), художественные определения или эпитеты ("ярких и унылых", "дорога восторга", "чеканная формула").

4. Ответьте на вопросы, раскрывающие содержание текста

Что есть наука? С чем сопряжено научное познание мира? Какую роль играют научные открытия в сотворении мира? Чем отличается космогонический мир от "классического земного" мира? В чём состоит "волшебная сила" науки?

5. Какие вопросы отражают проблемы текста?

(Что есть наука? С чем сопряжено научное познание мира? Какую роль играют научные открытия в сотворении мира?)

6. Какие примеры использует автор в качестве комментария проблемы?

(Приводит факты научных открытий: теорию физического пространства - эвклидову геометрию; ньютоновскую механику; теорию относительности Эйнштейна; теорию гравитации.)

7. К какому выводу приходит учёный?

("Волшебная сила" науки в том, что она помогает понять устройство мира как "классического, так и космогонического".)

III. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.


Тема «Художественный стиль»

I. Прочитайте текст

Юрий Бондарев. «Война»

(1) По грязному снегу только что освобождённой станицы наш солдат вёл взятого в плен немецкого офицера. (2) Офицер ранен, рука на перевязи, под меховой каскеткой - молодое, обросшее, испуганно заискивающее лицо.

(3) Из проулочка навстречу им, шатаясь от возбуждения от минуту назад пережитой атаки, выбежал коренастый солдат в распахнутом ватнике с прижатым к груди раскалённым стрельбой автоматом. (4) Злые, чёрно-угольные глаза солдата неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира; цигарка, зажатая в зубах, горячо разгоралась, он жадно затягивался, не выпуская дым, а глотая хриплыми вдохами.

(5) - Куда ведёшь курву? - выплёвывая докуренную до губ цигарку, крикнул он задохнувшимся голосом. - (6) Куда, я тебя спрашиваю?

(7) - В штаб. (8) Раненый он… (9) Сдался вот. (10) Веду…

(11) - Чего раненый? (12) Где? (13) Чего раненый? (14) Симулянт! (15) Гад ползучий! (16) Фашистская сволочь! (17) Церемониться, мать его в душу! (18) А ну!..

(19) Коренастый, оскалясь, подскочил к пленному и вдруг со всей силой рванул повязку на руке немца, отдирая её с треском бинтов, лопнула перевязь.

(20) - Их есть не фашист!.. - закричал немец, с ужасом отшатываясь, видя кровь, проступившую сквозь полусодранный бинт на руке. - Камрад!

(21) Он сморщился, заплакал, сгибаясь от боли и нянча свою окровавленную кисть, как ребёнок.

(22) - Их есть… камрад!..

(23) - Я те дам "камрад"! - прохрипел солдат и, не снимая ремень автомата с шеи, сбоку полоснул короткой очередью в перекошенное страхом и болью лицо немца, понявшего свою смерть лишь в последний момент.

(24) Он, мокро и коротко хлюпнув носом, вскинул дикие, отталкивающие неизбежное глаза, но сказать ничего не успел - брызнули кровь и мозги на снег, истоптанный, исчернённый колёсами, копытами, сапогами.

(25) - Ты что? (26) Очумел? (27) Зачем, а? - бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами, растерянно, судорожно вытирая рукавом шинели забрызганный красными сгустками подбородок.

(28) - Нюня ты! (29) Баба с мокрым подолом! - крикнул низкорослый солдат. - (30) Таких, как ты… самих надо! 31) Они б тебя в плену конфеточками кормили!.. На вот им!..

(32) И, хлопая себя по ширинке, хрипло и страшно захохотал, как безумный.

(33) Они вместе пошли по дороге. 34) Конвоир, спотыкаясь, оглядывался. (35) Его колотила дрожь. (36) Он не мог выговорить ни слова.

(37) Потом из ближней хаты вышел старик, глянул из-под ладони вслед удалявшимся солдатам, поглядел на убитого немецкого офицера, покачал головой, забормотал печально, тихо:

(38) - Эх, война, война. (39) А ведь мать у него, должно, где есть. (40) Эвон молодой какой, прости Господи…

(41) И, жалостливо вздыхая, стянул сапоги с убитого, затем, подумав, и шерстяные носки снял.

(42) Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля.

II. Ответьте на вопросы

1. О чём повествуется в рассказе?

(Об антигуманном поступке советского солдата, который в злобе расстрелял пленного немецкого офицера.)

2. Какой вопрос задаёт автор? Что его волнует?

(Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?)

3. Какой ответ он даёт?

(С горечью констатирует, что иногда есть такие "периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля".)

4. От какого лица ведётся повествование?

(От лица рассказчика.)

5. В какой роли он выступает?

(Он наблюдает сцену со стороны, но видит все мельчайшие детали, слышит разговор её участников.)

6. В какой последовательности разворачиваются события (сюжет рассказа)? Сколько абзацев занимает экспозиция? О чём в ней повествуется?

(В экспозиции (2 абзаца, предложения 1-4) автор знакомит нас с участниками драмы. Сначала видит пленного офицера. Он "ранен, рука на перевязи". Затем "коренастого солдата", только что пережившего немецкую атаку. Внимание рассказчика сосредоточено на психологическом состоянии и пленного, и советского солдата. Описание экспрессивно: у офицера "испуганно заискивающее лицо", у солдата "злые, чёрно-угольные глаза", которые "неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира". Просторечный глагол "зыркнули" передаёт всю злобу, исходившую от солдата. Далее повествуется о самой драме.)

7. Чем характеризуется развитие действия? Сколько абзацев оно занимает?

(Выразительность повествования, которое занимает большую часть текста (предложения 5-36), достигается за счёт эмоциональных реплик конвоира, солдата и пленного: ("Куда ведёшь курву?.. - В штаб. Раненый он… Сдался вот. Веду"), активности глагольных форм ("подскочил", "рванул"; "с ужасом отшатываясь", "сгибаясь", "нянча"; "прохрипел", "полоснул"). Просторечные и бранные выражения ("цигарка", "оскалясь", "очумел", "курва", "фашистская сволочь"), оценочно-экспрессивная лексика ("перекошенное страхом", "бледный, весь трясясь", "растерянно, судорожно вытирая", "дикие глаза", "страшно захохотал", "жалостливо вздыхая"), передают весь драматизм события, его ирреальность, абсурдность. Жестокий, антигуманный поступок солдата, расстрелявшего пленного, вызывает у конвоира чувство страха, повергает его в шоковое состояние, он не может осмыслить случившееся: "Ты что? Очумел? Зачем? А? - бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами…")

8. Как заканчивается рассказ?

(Нашёлся ещё один свидетель драмы, старик, который объяснил всё случившееся: "Эх, война, война… А ведь мать у него, должно, где есть. Эвон молодой какой, прости Господи". И финальное размышление автора является констатацией этой горькой правды о войне, где "добро и зло ходят в обнимку".)

Мы подробно проанализировали рассказ Ю.Бондарева. Безусловно, все наши наблюдения могут стать опорой для литературоведческой статьи, создать которую в отведённое время в рамках ЕГЭ будет не под силу. Что же делать? Как написать сочинение по художественному повествовательному тексту? Посоветуем ученикам воспользоваться тем же алгоритмом, что и при анализе публицистического текста, но с некоторыми добавлениями. Однако опыт работы с такими текстами показывает, что сложности возникают с комментарием проблемы. Поэтому лучше всего комментировать "не отвлекаясь от текста", иными словами, кратко, но последовательно проанализировать структуру текста, не затрагивая его художественных особенностей (оставим их для тренировочных упражнений). Составим план анализа, адаптируя его под те критерии, по которым проверяется работа. Какие-то вопросы мы оставим, а какие-то сформулируем вновь.

Примерный план сочинения

1. Вступление по теме текста.

2. Тема рассказа. О чём повествуется в рассказе?

3. Проблемы текста. Какие вопросы задаёт автор? Что его волнует?

4. Комментарий проблемы. Краткий последовательный (по структуре текста: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка) аналитический пересказ.

5. К какому выводу приходит автор?

6. Чем привлёк меня этот рассказ?

7. Какие мысли, ассоциации возникли у меня при чтении этого рассказа? Согласен ли я с авторской позицией: "Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля"?

III. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

Литература

Для учащихся

1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10.-11 кл. общеобраз. учрежд. /А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

2. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.

3. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.

4. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

5. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

6. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

8. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

9. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старше-) классников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002.

Для учителя

1. Божко Н.М. Русский язык. Проверочные контрольные тесты 11 класс, - Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. - | Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

5. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка; Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

7. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.

8. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.

9. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

11. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -| М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

12. Служевская Т.П. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи, - СПб: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.

13. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

14. Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

15. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.

Список литературы, дополняющей содержание отдельных тем /разделов

Введение в науку о языке:

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. - М., 2000.

Улуханов И. С. О языке Древней Руси. - М., 2002.

Турбин Г. А., Шулежкова С. Г. Старославянский язык. - М., 2002.

Горшков А. И. Старославянский язык. - М., 2002.

Дроздова О. Е. Уроки языкозания для школьников. - М., 2001.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1981.

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

Взаимосвязь единиц разных уровней языка:

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.

Энциклопедия для детей. - Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

Речевое общение. Культура речи:

Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 2003.

Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.

Штрекер Н. Ю. Русский язык. Культура речи. - М., 2003.

Введенская Л. А. Культура речи. - М., 2003.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.

Энциклопедия для детей. - Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.


© 2010-2022