- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 11классе Образ Христа в поэме А. Блока Двенадцать
Урок литературы в 11классе Образ Христа в поэме А. Блока Двенадцать
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Землякова В.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок - исследование
« Значение образа Христа
в поэме А.Блока «Двенадцать»?
Цели:
-
Ввести учеников в процесс познания.
-
Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
-
Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
-
Выработать общеучебные умения: работать в группе, умение творчески интерпретировать текст, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение обобщить знания.
Структура урока:
-
Вступительное слово учителя
-
Стадия вызова. Мозговой штурм.
-
Стадия осмысления текста.
-
Рефлексия.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем работать в технологии развития критического мышления. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но , надеюсь , интересно. А девизом нашего урока предлагаю взять слова Блока:
«И вечный бой! Покой нам только снится.»
2. Стадия вызова. Мозговой штурм.
Одни воспринимают образ Христа в финале поэмы А.Блока «Двенадцать» как кощунство, так как Блок поставил Христа впереди убийц. Другие: «Христос чужд революции и ее идеалам»
Начать урок мне хочется с вопроса:
»Как бы вы итерпретировали образ Христа в поэме «Двенадцать»?
А вот как сам Блок писал об этом:
» Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?»
3. Стадия осмысления
Инсерт - (разметка текста)
« +« - понял
«-» - не понял
«!« - не согласен
«?» - вызывает вопрос
Заполнение таблицы
-
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Появление Христа не случайно. Этот образ постоянно присутствует в поэме.
1.Почему несомненно Христос?
2.Почему страшно, что он опять с ними?
3.Что значит «надо другого? О ком это?
Задай вопрос
Вопросы «толстые» и «тонкие»
Объединимся в группы.
Задания по группам:
1.Каждый формулирует вопрос
2. Вопросы обсуждаются в группе
3. Выбирается самый удачный вопрос
4. Группа продумывает ответ на него.
5. Заслушиваются вопросы и ответы групп, обмениваются мнениями.
Например: 1 группа
Толстый вопрос:
Почему поэма называется «Двенадцать»?
Тонкие вопросы:
1.Почему Блок выбирает эпитет «божьем» в первой строфе?
«Ветер, ветер на всем божьем свете»
(Ответ: Рисует образ Творца как напоминание о созданном им мире, ведь это он создал Землю и человека на ней, а потому несет за него ответственность.)
2. Кому верит старушка?
(Ответ: Богородице, потому что вера в Нее - это вера, которую люди впитывали в себя с молоком матери, а большевики - это что - то новое, непонятное)
3. Как Блок относится к духовенству?
(Иронично. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно бы пришло к мысли о сродстве революционных и христианских идей)
4.Как относятся к религии 12? «Эх,эх без креста»
(Свобода понимается как активное неприятие религии)
5.»Мировой пожар в крови
Господи, благослови!
Может ли Творец благословить подобное?
(Творец никогда не благословит на убийство, потому что одна из заповедей Христа «Не убий»)
2 группа
Толстый вопрос
Что можно сказать о системе ценностей 12 красногвардейцев?
(В системе ценностей 12 явлениями одного порядка предстают: лущить семечки, чесать темечко, проводить времечко и полоснуть ножичком. Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого полное духовное одичание , забвения себя как человека.)
Тонкие вопросы
!. Как эпизод убийства Катьки связан идейно и композиционно с образом Христа?
(Христос выступает как воплощение идеи прощения грешных, то есть убийц)
«Эх, эх согреши
Будет легче для души!»
2. Почему 8 глава заканчивается словом «Скучно!»
(Это говорит о душевной пустоте 12)
3 группа
Кластер
Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток?
Как вы понимаете «человек - вопрос»?
Почему «человек - вопрос» стоит на том месте, где находится сердце распятого на кресте Христа?
Можно ли сказать, что основной вопрос поэмы связан не с противостоянием старого и нового, а с судьбой человека в мире, который разрушен?
3. Стадия рефлексии.
-
Дополните кластер.
-
Заполнение таблицы:»ЗХУ»
-
Знал
Хочу узнать
Узнал
Появление Христа не случайно. Этот образ постоянно присутствует в поэме.
1.Почему несомненно Христос?
2.Почему страшно, что он опять с ними?
3.Что значит «надо другого? О ком это?
1.Христос не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение - человека - наедине с тем миром злобы,который этим же человеком создан.
2.Страшно от повторения бессмысленного по сути - похода начатого под именем Христа, ибо он не принес ни мира , ни добра.
3.Если он с ними , а не другой, то есть надежда, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра. Без него такой надежды нет, поэтому поэма начинается с черного цвета и заканчивается все - таки белым.
Знакомство с оценкой поэмы «Двенадцать» Петром Струве.(Индивидуальное задание. Работа с интернет - ресурсами)
-
«Но все - таки «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком - в объективном изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая - то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет - в живой человеческой душе, за которую в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол»
-
Учитель:Согласны ли вы с такой оценкой?
-
Заключительное слово учителя
Можно по - разному относиться, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция - это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.
Домашнее задание: Синквейн «Революция Блока»