- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10класс
Рабочая программа по литературе 10класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калимулина Д.М. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
-
Рекомендована
Утверждена:
Методическим объединением
учителей русского языка и
литературы
Директором МБОУ «Гимназия» _________
Протокол № 1
от «31»08. 2014г.
«31»08. 2014г.
Рабочая учебная программа по литературе
на 2014-2015учебный год
10 класс
Составитель рабочей учебной программы
Калимулина Д.М. учитель
первой квалификационной категории
Черногорск , 2014г.
3.2. Пояснительная записка.
1. Общие положения.
Программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ст.12, ст.28, ст.30, п.6, ст.47, ст. 48);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089);
- Федерального базисного учебного плана (приказ МОиН РФ от 09 марта 2004г. №1312);
Устава МБОУ «Гимназия»; Учебного плана МБОУ «Гимназия» на 2014-2015 учебный год, приказ №192 от 30.08.2014г.
2. Цели и задачи.
Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, их освоение в единстве содержания и формы, совершенствование умений анализа и интерпретации.
Задачи обучения программы по литературе для учащихся старшей ступени - обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов.
3. Общая характеристика учебного предмета.
В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе.
Чтение и изучение художественного произведения, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений и основывающийся на принципах:
- на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
- осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, - усвоения основных понятий теории и истории литературы,
- формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, - овладения богатейшими средствами русского литературного языка.
4. Место предмета в учебном плане.
Программа полностью соответствует стандарту 2004 г. и «Обязательному минимуму…», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации. В учебном плане МБОУ «Гимназия» на изучение русского языка отведено 3 час. в неделю, 102час. в год
5. Особенности преподавания данного предмета в классе.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучении художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.
Особенности класса.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 10а класса и специфики классного коллектива. В классе обучается 26 человека.
В работе с учащимися требуется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания с учетом адаптации его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям.
Учащихся этого класса - это выпускники с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения. Но осваивать программу по предмету могут только на базовом уровне, т к. они отдают предпочтение предметам физико-математического цикла. Они отличаются высокой организованностью, достаточно активны, ответственно относятся к выполнению учебных заданий.
Небольшая группа учеников проявляет желание и возможность изучать литературу на достаточно высоком уровне, поэтому принимают участие в олимпиадах по литературе. С учётом этого в содержание уроков включёны задания из открытого банка заданий по литературе, предлагаются дифференцированные задания особенно на этапе отработки знаний, умений и навыков учащихся.
6.УМК, на основе которого ведётся преподавание данного предмета
Для реализации программы используется УМК: Литература. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Авт.-сост. .И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература. 10 класс. - М., «Русское слово», 2009 в соответствии с Приказом МБОУ «Гимназия» от 16.05.2014г. №132
3.3.Основное содержание
Базовый уровень
В 10 классе продолжается изучение литературы первой и второй половины 19 века, а также зарубежной литературы.
№ п/п
Название раздела программы
Количество часов
1
Введение.
2
2
Литература первой половины 19 века.
13
3
Литература второй половины 19 века
76
4.
Зарубежная литература
4
3 часа в неделю, 102 часа в год.
Контрольных работ - 7 (4 сочинения классных, 3 - домашних).
1. Введение - 2 часа
2. А.С.Пушкин - 3 часа
3. М.Ю.Лермонтов - 2 часа
4. Н.В.Гоголь - 3 часа
5. И.А.Гончаров - 5 часов
6. А.И.Островский - 7 часов
7. И.С.Тургенев - 8 часов
8. Ф.И.Тютчев - 2 часа
9. А.А.Фет - 2 часа
10. А.К.Толстой - 2 час
11. Н.А.Некрасов - 4 часа
12. М.Е.Салтыков -Щедрин -2 часа
13. Л.Н.Толстой -19 часов
14. Ф.М.Достоевский - 11 часов
15. Н.С.Лесков - 3 часа
16. А.П.Чехов - 10 часов
17. Обзор зарубежной литературы - 4 часа
3.4. Календарно- тематическое планирование. См. приложение1.
3.5. Требования к уровню подготовки учащихся в данном классе.
1. Обще учебные умения, навыки, способы деятельности.
Учащиеся должны знать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных произведений;
-
основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления) , психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое , понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
-
прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
-
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и «жанровой специфики;
-
оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
-
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных «аиров и стилей;
-
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся следующих умений и навыков:
Владение монологической и диалогической речью.
Самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Сравнение, сопоставление, классификация.
Проведение информационно- смыслового анализа текста.
Использование различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач.
Развитие речи.
2.Результаты обучения.
В результате освоения программы выпускники должны уметь:
-
владеть монологической и диалогической формами устной и письменной речи;
пересказывать ключевые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции и т.д.);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, устанавливать его роль в произведении;
составлять план, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
-
писать сочинения в разных жанрах на литературную тему (о героях, проблематике, художественном своеобразии литературных произведений); письменный анализ эпизода, стихотворения; рецензию на изученное произведение; сочинение на свободную тему.
3.6. Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Перечень учебно-методических пособий для учителя:
1 В. И.Сахаров, С.А.Зинин .Литература. 10 класс(базовый и профильный уровень)1- 2 часть. М., «Русское слово», 2013 год.
1. Перечень учебно-методических пособий для учащихся:
1 В. И.Сахаров, С.А.Зинин .Литература. 10 класс(базовый и профильный уровень)1- 2 часть. М., «Русское слово», 2013 год.
3.7. Критерии и нормы оценки знаний учащихся.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
-
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
-
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка "5" ставится за сочинение:
-
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
-
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
-
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка "4" ставится за сочинение:
-
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-
логичное и последовательное изложение содержания;
-
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
-
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
-
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
-
обнаруживается владение основами письменной речи;
-
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
-
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
-
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка "1" ставится за сочинение:
-
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
-
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".
3.8. Утверждение рабочей программы
Программа утверждается приказом директора МБОУ «Гимназия»
Календарно-тематическое планирование по литературе на 2014-2015 учебный год в 10 классе | ||||||||
№ | Тема урока. | Кол-во часов | Тип урока. | Элементы содержания | Виды контроля | Дата (план) | Дата (факт). | |
| ||||||||
1. | Литература XIX в. ВВЕДЕНИЕ(1 час)
| 1 | Лекция. | Основные направления, темы и проблемы русской литературы 19 века. Мировое значение русской классической литературы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии.. | Составление тезисного плана или конспекта лекции учителя. | 02.09 |
| |
2. | ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ IX В.
| 1. | Лекция. | Пути развития России: время поисков направления движения общества. Характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора в русской классике. | Составление тезисного плана или конспекта лекции учителя. | 05.09 |
| |
3. 4 | А. С. Пушкин Лирика. «Вечные» темы в творчестве Пушкина . | 3 1 | Просмотр и обсуждение учебного фильма | Обзор жизни и творчества А.С.Пушкина, особенности его лирики
| Составление тезисного плана, установление ассоциативных связей с кинофильмами и спектаклями | 06.09
09.09 |
| |
5 | Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». | 1. | Урок-«путешествие» по Петербургу | История создания поэмы | Комментированное чтение, аналитическая беседа. Индивидуальные выступления учащихся. | 12.09 |
| |
6 | Художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». | 1. |
| Система образов и «фон» поэмы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа . Смысл названия поэмы. | Чтение текста. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Анализ текста поэмы. | 13.09 |
| |
7 8 9
| М. Ю. Лермонтов Романтизм и реализм в творчестве. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве. Р.Р. Сочинение «И чувства добрые | 2. 1 1 1 | Беседа
Семинар Сочинение | Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии творчества. Основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова: тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. | Осмысление внутреннего конфликта произведений Лермонтова. Систематизация материала к сочинению. Написание плана, вступления. Самостоятельный отбор литературного материала . | 16.09
19.09
20.09 |
| |
10 11 12
| Н. В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор). Повесть «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» Образ города в повести. | 3 1 1 1
| Практикум. | Развитие понятия «драматический конфликт» Своеобразие внешнего конфликта.и внутреннего | Осмысление различных видов протеста Анализ текста Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | 23.09
26.09 27.09 |
| |
13 | Р.Р. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в. | 1 | Семинар. | Смысл названия и символика повести. Сообщение о символике имён. Мастерство речевой характеристики. Углубление понятий . | Сообщения учащихся | 30.09 |
| |
14 | ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.
| 1 | Практикум. | Русская литература и общественная мысль второй половины 19 века. Расцвет реализма в литературе. | Чтение и составление конспекта статьи, сравнительный анализ статей Добролюбова и Писарева. | 03.10 |
| |
15 16 | А.Н.Островский Жизнь и творчество История создания драмы «Гроза». | 7
| Урок развития речи. | Обзор жизни и творчества великого драматурга. Понятие «колумб Замоскворечья». | Формулирование тем, составление планов | 04.10 |
| |
17 18 | Быт и нравы "тёмного царства".
| 2 | Урок развития речи. | Понятие «темное царство». Быт и нравы провинциального городка. Обличение самодурства, грубой силы и невежества. | Работа с текстом драмф, понимание его специфики. | 10.10 11.10 |
| |
19 20 21 | Сила и слабость Катерины Острота конфликта в драме. Жертвы «темного царства». | 1 1. | Анализ текста. | Сюжет, система образов и смысл названия пьесы. Проблематика произведения. Понятие «темного царства». | Сообщения учащихся. Просмотр отрывков из фильмов «Бесприданница» и «Жестокий романс» - сопоставление их между собой и с текстом пьесы. | 14.10 17.10 18.10 |
| |
22 23 | Р.Р. сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» «Кто виноват в гибели Катерины?» | 2 | Урок развития речи. | Самостоятельный отбор литературного материала, создание собственного текста на заданную тему.Включение в русскую литературу проблемы семейно- денежных отношений | Написание сочинения. Владение навыками создания собственного текста и его редактирование. | 21.10 24.10 |
| |
24 25 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие лирики. | 2 часа. |
| Жизнь и творчество поэта. Творческие устремления, влияние пушкинского слова на становление личности | Анализ поэтического произведения, создание коллажей стихотворений. | 25.10 28.10 |
| |
26 | А.А.Фет Жизнь и творчество. А.А.Фета | 2 ч | Лекция, беседа. | Жизнь и творчество поэта Романтические иллюзии и их развенчание | Краткий пересказ романа, чтение и анализ эпизодов. | 31.10 |
| |
27 | Художественное своеобразие лирики А.А.Фета. Чтение и анализ стихов. | 2 ч | Лекция, беседа. | . Особенности и композиция стихотворений. Их нравственная проблематика. | Пересказ первой части романа, комментированное чтение «Сна Обломова». | 11.11 |
| |
28 | И.А.Гончаров И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. | 5 час. 1 | Лекция с элементамибеседы | Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. «Парад гостей» | Краткий пересказ, комментированное чтение | 14.11 |
| |
29 | Художественное своеобразие романа «Обломов».
| 1. | Беседа | История создания, система образов. Приём антитезы в романе. Авторское отношение к героям романа. | Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Составление таблицы. Поиск ответа на проблемные вопросы. | 15.11 |
| |
30 | Обломов - его сущность, характер и судьба | 1. | Беседа. | Ситуация «испытания любовью» и её решение в произведении Гончарова» (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольг) | Пересказ глав романа. Сравнительный анализ. | 18.11 |
| |
31 | Обломов и Штольц - две стороны одного века.
| 1 | Лекция. Беседа | Типичное явление в литературе. Типичное как слияние общего и индивидуального как проявление общего через индивидуальное. | Поиск ответа на проблемный вопрос; почему Обломов стал одним из типичных героев русской литературы. | 21.11 |
| |
32 | «Сон Обломова» и его значение в романе.
| 1. | Лекция. Беседа. | Изучение и сопосталение статей «Что такое обломовщина? Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева, «Обломов», роман Гончарова» А.В.Дружинина. | Анализ эпизода, развернутое обоснование суждений. | 22.11 |
| |
33 | И. С. Тургенев История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 8 час. | Проблемное изложе ние
| История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители русского дворянства. | Индивидуальные сообщения учащихся. Анализ эпизодов. Создание сценария заочной экскурсии. Просмотр учебного фильма «И.С.Тургенев» | 25.11 |
| |
34 | Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1. | Беседа | Путь писателя от «натуры чисто внешней» (А.И.Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В.Г.Белинский). | Формулирование тем, составление планов сочинений-рассуждений. | 28.11 |
| |
35 36 | Базаров в системе действующих лиц. | 2 | Урок развития речи. | Система действующих лиц. Система сопоставления образов в романе | Сравнительная характеристика, | 29.11. 02.12 |
| |
37. 38 | Отцы в романе. Споры Базарова и Павла Петровича. | 1 1 | Беседа, анализ текста | Идейный раскол, либералы, разночинцы в романе Авторский замысел о Базарове как о могучей фигуре, незаурядной, но ограниченной естественнонаучными рамками | Поиск нужной информации в источниках разного типа | 05.12 06.12 |
| |
39 | Базаров и его последователи.
| 1 | Беседа, анализ текста | Поиск ответа на вопрос; Почему Тургенев сталкивает Базарова не с худщими, а с лучшими представителями дворянского общества? | Представлять и защищать в дискуссии свою позицию | 09.12 |
| |
40 | Базаров и Одинцова. наказание любовью.
| 1 | Урок-заочная экскурсия | Черты личности, мировоззрение Базарова. Отношение Главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству | Выборочный пересказ, анализ текста, комментировакнное чтение, просмотр отрывка из фильма и сопоставление его с текстом романа, ответы на проблемные вопросы: В чём сила и слабость нигилизма? Почему, сталкиваясь со стихией жизни, теория не выдерживает испытаний | 12.12 |
| |
41 42 | Р.Р. Подготовка к сочиненю по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
| 2 | Беседа. | Осмысление и определение границ темы, владение навыками создания собственного текста и его редактирование. | Поиск ответа на вопрос; Почему Тургенев сталкивает Базарова не с худщими, а с лучшими представителями дворянского общества? | 13.12 16.12 |
| |
43 44 | А.К.Толстой Художественное своеобразие лирики Жизненный и творческий путь. | .2 часа | Проблемное изло- жение. | Жизнь и творчество А.К.Толстого, «Поэзия гармоничной мысли» (В. Соловьёв): основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К.Толстого. Символика стихотворений Толстого. Приём психологического параллелизма и его реализация в творчестве Музыкальность его лирики. | Сравнительный анализ стихотворений. Составление тематического каталога. Влияние фольклорной традиции на творчество поэта | 19.12 20.12 |
| |
| Н.А.Некрасов. | 4часа | Проблемное изложение. | Основные темы, мотивы, образы лирики. Исповедь, проповедь, покаяние в творчестве поэта. | Анализ стихотворения с точки зрения идейного содержания и художественной формы. | 23.12 |
| |
45 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте.
| 1 | Беседа. | Жанр и композиция. Знакомство с содержанием. Поэмы Проблематика, композиция, особенности жанра. | Выборочный пересказ, анализ текста,комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы | 26.12 |
| |
46 47 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян и помещиков в поэме. | 1. 1 | Лекция. Объяснительно- иллюстративная. | Проблема нравственного идеала счастья. Лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны. | Выборочный пересказ, анализ текста, комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. | 27.12 |
| |
48 | Народный заступник - Гриши Добросклонова. | 1 | Семинар. | Образ Гриши Добросклонова как народного заступника | Сообщения учащихся, составление тезисов, комментированное чтение фрагментов | 30.12 |
| |
49 | Р.К. Тема родины в творчестве хакасских поэтов | 1. | Круглый стол. | Жизнь и творчество хакасских поэтов. Основные мотивы и образы их поэзии. | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | 13.01 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
50 51 | Н.С.Лесков Очерк жизни и творчества «Очарованный странник». Сюжет и композиция повести.
| 3 часа 1 1 | Проблемное изложе ние. | Жизнь и творческий путь писателя. Особенности его творчества. Сюжет и композиция повести «Очарованный странник». | Чтение и анализ текста. Ответы на проблемные вопросы. | 16-17.01 | ||
52 | Образ Ивана Флягина в повести.
| 1. | Беседа | Система образов повести. Поиск истины, странствия героя. Былинные, библейские мотивы по- вести. | Образы праведников в произведениях Лескова. | 20.01 |
| |
53 54 | М.Е.Салтыков-Щедрин Очерк жизни и твор-чества писателя. Сати-рическое изображение градоначальников, отношение к народу. | 2 часа | Лекция. Беседа. | Жизнь и твореский путь писателя, особенности сатиры Салтыкова- Щедрина. Особенности жанра, композиция, проблематика произведения. Художественные средства: гротеск, фантастика, иносказание. | Анализ эпизода по выбору. Характеристика градоначальников. | 23-24 01 |
| |
55 | Ф.М. Достоевский Начало творческого пути Достоевского.
| 11 часов 1 | Лекция. Беседа. | Жизнь и творческий путь. Писатель в защиту униженных и оскорбленных. Петербург Достоевского как город бедных людей. | Составление конспекта урока Ответы на проблемные вопросы; противопоставление в творчестве две стороны одного города. | 27.01 |
| |
56. 57 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Сюжет и композиция, система образов романа.
| 11. | Лекция. Беседа. | Особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжета Синтетичность композиции. Первоначальный замысел, название, изменения в ходе работы. Название как отражение авторской позиции. | Составление плана- конспекта Свободная работа с текстом и дополнительной литературой
| 30.01 31.01 |
| |
58 59 | Истоки преступления героя. Наказание как отражение авторской позиции | 1 | Лекция. Беседа. | Сюжет, композиция, система образов. Говорящие имя и фамилия героя. | Свободная работа с текстом художественного стиля | 03.02 06.02 |
| |
60 61 | Антигуманизм теории Раскольникова | 2 | Урок-исследование. | Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории | Характеристика героя | 07.02 |
| |
62 63 | Раскольников и Соня Мармеладова. Анализ эпизода «Чтение Евангелия» | 2 | Урок развития речи. | Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в «Преступлении и наказании» тема гордости и смирения в романе. | Комментированное чтение. Выборочный пересказ текста, анализ эпизода. Ответ на проблемный вопрос: почему убийца и блудница вместе читают эпизод о воскрешении Лазаря? | 10.02 13.02 |
| |
64 65. | Образ Петербурга в романе. Средства создания образа города и его значение. Двойники Раскольникова в романе | 1 1 | Урок развития речи. | Самостоятельный письменный анализ эпизода. План ответа. Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета в романе. Приём «двойничества» в русской литературе (Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий) | 14.02 17.02
| |||
66 67 | Р.Р.Сочинение по роману. | 2 | Урок развития речи | Осмысление темы. Определение ее границ. Раскрытие темы, правильное оформление собственного текста. | Владение навыками создания собственного текста. | 21.02 24.02 |
| |
68 | Л.Н.Толстой (19ч.) Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.. | 1. | Урок изучения нового материала | Жизнь и творчество писателя. Особенности творческого метода. Религиозные и нравственные искания. | Исторический комментарий к произведению Л.Н..Толстого. | 27.02
|
| |
69 | Л.Н.Толстой «Война и мир».
| 1 | Лекция, презентация учащихся | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 г., составление «анкет» персонажей. Отражение в произведении проблем, волновавших людей в 1860г.г. (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещённым дворянством - на почве общины и личной независимости). | Смысл заглавия, история создания, жанровое своеобразие, Система образов, ее особенности. | 28.02 |
| |
70. 71 72 | "Сцепления" эпизодов как основа композиции романа-эпопеи. Проблема истинного и ложного как одна из центральных в произведении | 1 2 | Беседа с опорой на текст | Жанровые особенности романа- эпопеи, особенности композиции (прием сцепления эпизодов). Проблема истинного и ложного величия. Вечер в салоне А.П.Шерер как срывание всех и всяческих масок. | Пересказ отдельных эпизодов, комментированное чтение. | 03.03 06.03 07.03 |
| |
73 | Война 1805-1807 гг. - эпоха "неудач" и "срама" в изображении Толстого.
| 1. | Беседа | Прием антитезы в изображении войны 1805- 1807 г.г. Неудача и срам русского войска. | Комментированное чтение и обсуждение. | 10.03
| ||
74 75 | Пути исканий Андрея Болконского | 1 |
| Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, его рационализм. Мечты о славе, о «своём Тулоне» и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления (подслушанный разговор Наташи и Сони, сцена с дубом, спор с Пьером на пароме) . Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812г. Смерть князя Андрея. | Психологизм в изображении характеров, внутреннего мира духовных исканий героев. Краткий пересказ эпизодов, комментированное чтение. Ответы на проблемные вопросы: о чём рассказало князю Андрею небо Аустерлица, через какие разочарования суждено ему пройти, какое из них оставило самый глубокий след в его душе, почему Андрею Болконскому не даровано счастье жизни? | 13.03 14.03 |
| |
76 77 | Пути исканий Пьера Безухова | 1 |
| Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П.Шерер и в кругу «золотой молодёжи» Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идеи филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве.
| Краткий пересказ эпизодов, комментированное чтение. Ответы на проблемные вопросы: почему Пьер и князь Андрей оказываются одинаково чужими в салоне Шерер, почему оба героя проходят увлечение «наполеонизмом»; какую роль в жизни Пьера и князя Андрея сыграла «подлая курагинская порода»; почему Пьер выбирает масонство а князь Андрей - реформы Сперанского, почему у обоих их деятельность заканчивается неудачей. Кто из них более близок Толстому? | 17.03 20.03 |
| |
78 | Наташа Ростова и Княжна Марья -любимые героини толстого. | 1. | Лекция, беседа. | Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере. «Сущность её жизни - любовь»: нравственное кредо любимой героини | Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Поэтичность натуры Сопоставительные характеристики | 21.03
|
| |
79 | "Настоящая жизнь" в понимании Толстого. | 1. | Беседа. Практикум. | Мир как общая жизнь. Народное единение, прочные надежные основы, традиции, своя правда и нравственная сила, своя поэзия. | Анализ текста, запись тезисов.. | 04.04 |
| |
80 | "Мысль народная" в романе-эпопее. | 1. | Лекция. | Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. | Составление подробного плана или тезисов лекции. | 07.04
|
| |
81. 82 | Изображение народной войны в романе-эпопее. | 2 | Лекция.
| Бородинское сражение как идейно композиционный центр романа. Влияние бородинского сражения на судьбы героев. | Краткий пересказ эпизодов, комментированное чтение. Ответы на проблемные вопросы: где, по мнению Толстого , определяется исход сражения ( в штабе или на поле боя); почему русские войска победил | 10.04 11.04 |
| |
83 | Наполеон и Кутузов в романе. | 1 | Беседа. Практикум. | Соотнесение исторической правды и художественного вымысла. Философия истории и взгляд Толстого на роль личности в истории. | Краткий пересказ эпизодов, комментированное чтение. Ответы на проблемные вопросы: Какую оценку даёт автор Наполеону и Кутузову? Кто нам помог в «грозе двенадцатого года»: «Барклай, зима иль русский Бог»? | 14 04 |
| |
.84 85 | «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого. «Война и мир».
| 2 | Беседа, практикум. | Мысль семейная в романе. Семьи Ростовых, Болконских - сопоставление их. Сравнение с семьёй Курагиных. Семейный уклад и роль эпилога. | Сравнительный анализ. Ответы на проблемные вопросы: Что восхищает Толстого и что писатель не одобряет в жизни семьи Болконских? В чём, по мнению Тостого, состоит нравственная порочность «светского общества»?
| 17.04 18.04 |
| |
86 | Итоги нравственно-философских исканий героев романа. | 1 | Беседа, практикум. | Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях л.Н.Толстого. Трагическая параллель судьбы человека в жизни страны в эпоху, когда всё «переворотилось», в Анне Карениной». Перелом в мировоззрении Толстого в 1880 г.г. Философские и религиозные трактаты писаиеля. Уход из дома и смерть толстого. | Краткий пересказ эпизодов, комментированное чтение. Ответы на проблемные вопросы: какие события свидетельствуют о том, что война приобрела подлинно народный характер и по праву могла быть названа Отечественной | 21.04 | ||
87 88 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого | 2 | Развитие речи | Осмысление темы, Определение ее границ, Раскрытие темы, правильное оформление собственного текста. | Владение навыками создания собственного текста. | 24.04 25.04 |
| |
89 | А. П. Чехов. Очерк жизни и творчества А. П. Чехова. | 10 час
| Беседа. |
|
| 28.04 |
| |
90 | Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Студент». Чтение и анализ произведения | 1. | Беседа. | Понятие «признанный мастер малых прозаических форм». Отличительные особенности рассказов Чехова. | Комментированное чтение и обсуждение. Ответ на проблемный вопрос | 30.04 |
| |
91 | Изображение «футлярной жизни» в рассказе «Человек в футляре». | 1. | Семинар. | Смысл понятия «футлярной жизни» в произведениях Чехова. | Комментированное чтение. Выборочный пересказ текста, сравнительный анализ, ответы на вопросы проблемного характера: почему Беликов держал в руках весь город; какой смысл вкладывает Чехов в слово «беликовщина»; был ли счастлив герой рассказа «Крыжовник», с какого момента начинается духовная деградация Старцева | 02.05 |
| |
92 | Изображение провинциальной жизни в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». |
|
| Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. | Анализ текста, ответ на проб- лемный вопрос: с какого момента начинается духовная деградация Старцева | 12.05 15.05 |
| |
93 | Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» | 1. | Практикум. | Тема любви в творчестве писателя, ее отличительные особенности | Практическая работа. | 16.05 |
| |
94 | Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Палата № б». | 1. | Урок развития речи. | Протест против общественной пассивности. | Анализ эпизода. | 19.05 |
| |
95 | Художественное своеобразие комедии А. П. Чехова» «Вишневый сад».
|
|
| История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». | Выборочный пересказ, чтение по ролям первого действия. Ответы на проблемные вопросы | 19.05 |
| |
96 | Гаев и Раневская. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.. | 1. | Лекция. Беседа. | История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России. Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа. | Выборочный пересказ, чтение по ролям первого действия. Ответы на проблемные вопросы: каково отношение Чехова к Раневской и Гаеву; как помогают понять характер господ слуги, к кому можно отнести слово «недотёпы» и почему? | 22.05 |
| |
97 | Значение образов молодых людей Пети Трофимова и Ани | 1. | Лекция. Просмотр отрывка из художественного фильма. | Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью» | Ответы на проблемные вопросы: какую роль в жизни Нади и Ани сыграли Саша и Петя; смогут ли юные барышни окончательно порвать с прошлым и какое их ожидает будущее? | 23.05 |
| |
98 | Лопахин - новый хозяин вишневого сада | 1. | Беседа. Просмотр отрывка из художественного фильма. | Своеобразие конфликта в пьесе Чехова: внутреннее и внешнее действие. Противоречие образа Лопахина. Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. | Выразительное чтение по ролям, устное сообщение о Лопахине. Ответы на проблемные вопросы: почему Чехов настаивал, что роль Лопахина - центральная в пьесе. | 26.05 |
| |
99 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в.
| 4часа | Лекция. | Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 в. | Владение диалогической и монологической речью.
| 26.05 | ||
100 | Художественное своеобразие новеллы Г. Де Мопассана «Ожерелье»
| | Беседа.. | Жизнь и творчество Ги де Мопассана; особенности новелл, мастерство психологического анализа. | Свободная работа с текстами художественной литературы и Дополнительной литературой. | 29.05 |
| |
101 102 | Художественное своеобразие лирики А. Рембо и П. Верлена. | 2 |
| Жизнь и творчество А.Рембо; Особенности поэтического языка | Анализ стихотворения «Пья- ный корабль». | 30.05 |
|