Программа элективного курса по русскому языку Успешно пишем сочинение и изложение ( 9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.В. Ломоносова »


Утверждено на методсовете

Протокол №___

От ____________20 г.

Согласовано

______________________________

Зам. директора по УВР

______________20 г.

Рассмотрено на заседании МО,

Протокол № _______________

От ____________20 г.






Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе

«Успешно пишем сочинение и изложение»






подготовила

учитель русского языка и литературы

Черешко С.В.




2014 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 14 часов.

Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении;

  • адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)

Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

Новизна данного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.

Цель курса по выбору- подготовить девятиклассников к успешному выполнению части С на экзамене по русскому языку в форме ОГЭ.

В задачи данного курса входит обучение:

  • способам понимания текста;

  • способам выражения понимания чужого;

  • способам выражения собственной позиции;

  • созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

После изучения предлагаемого курса по выбору обучающиеся должны:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • обрабатывать информацию звучащего текста;

  • использовать информацию, содержащуюся в тексте, в качестве аргумента;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • последовательно излагать собственные мысли;

  • оформлять речь в соответствии с орфографическим, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка

Данный курс будет способствовать повышению уровня филологической подготовки учащихся, уточнению готовности и способности ученика осваивать выбранный курс на повышенном уровне.

Учебно-тематический план


Раздел программы

Количество

часов

1

Сжатое изложение

6

2

Сочинение на лингвистическую тему

8


Итого

14

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия


Сжатое изложение(6 часов)

1


Сжатое изложение. Критерии оценки задания .

2


Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

3


Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста.

4-5


Приёмы сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ.

Практикум. Выбор приемов сжатия текста.

6


Практическая работа. Сжатое изложение текста.

Сочинение на лингвистическую тему (8 часов)

7


Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания .

8


Обобщение знаний о стилях речи. Отличие научного и публицистического стилей речи.

9


Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера.

10


Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать.

11


Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

12


Грамматические и речевые нормы русского языка. Распространенные грамматические и речевые ошибки.

13


Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения.

14


Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.


CОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Сжатое изложение(6 часов)

Сжатое изложение. Критерии оценки задания . Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ. Выбор приемов сжатия. Практическая работа.

Сочинение на лингвистическую тему (8 часов)

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания . Обобщение знаний о стилях речи. Отличие научного и публицистического стилей речи. Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.

Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения . Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой). Сочетание знаков и комбинация знаков. Сочинение-рассуждение по тексту.


Средства контроля


№ п.п.

Тема

Форма контроля

Практическая работа. Сжатое изложение текста.

Изложение

Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.

Сочинение

Учебно-методические средства обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. ГИА-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

  2. Сидорова, Г.А. Готовимся писать сжатое изложение / Г.А. Сидорова // Оценка качества образования. - 2008. - №5. - С. 30-34.

Интернет-ресурсы

  1. morus-tisul.ucoz.ru/index/gia_9/0-6. Тренировочные упражнения по обучению сжатию текста.

  2. morus-tisul.ucoz.ru/index/gia_9/0-6. Презентация Способы сокращения текста.

  3. morus-tisul.ucoz.ru/index/gia_9/0-6. Презентация Содержательные и языковые способы сокращения текста.

  4. morus-tisul.ucoz.ru/index/gia_9/0-6. Презентация Приемы компрессии текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. ГИА-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2013.

© 2010-2022