Урок развития речи в 7 классе «Материнская любовь» (сочинение-размышление)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 7 классе «Материнская любовь»

(сочинение-размышление)

Цель: закрепить знания учащихся о рассуждении как типе речи, его характерных признаках, формировать умение составлять сочинение-рассуждение; развивать образное мышление и связную речь учащихся, творческие способности, умение переносить знания в новые ситуации; воспитывать чувство глубокой любви и уважения к матери.

Тип урока: урок развития связной речи.
Оборудование: иллюстрации, вспомогательные карточки для проверки знаний, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку: «Сердце матери - бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» (Оноре де Бальзак).

Ход урока

I. Организация класса.
II. Объявление темы, цели урока.
III. Актуализация опорных знаний.

Методический прием «Лото». Вариант выполнения: учащимся заранее раздаются карточки с фрагментами опорных понятий, которые они должны восстановить в определенную последовательность. Каждый участник должен правильно определить свое место и прокомментировать свой ответ.

Типы речи

Повествование

Описание

Размышление

Что делается?

Что случилось?

Какой ( какая, какое, какие)?

Почему является таким?

О действиях, событиях

О признаках предмета, личности

О причинах признака или действия

«Данное», «Новое»

Пейзаж, портрет,

интерьєр

Развернутое, сжатое

Начало, ход, конец событий

Общее впечатление (общий признак), отдельные признаки

Тезис (мысль, которая обосновывается), аргументы (доказательства), вывод

IV. Работа над освоением темы урока. Подготовка к написанию сочинения-размышления.
1. Вступительное слово учителя. Мы повторили с вами изученное о рассуждении как типе речи, уяснили особенности его построения, а теперь будем работать над подготовкой к написанию сочинения-размышления на тему: «Материнская любовь».

Давайте запишем в тетрадях дату и тему урока.
Древние мудрецы говорили, что миром правит любовь. Это чувство увековечили во многих песнях и легендах. Но для каждого человека любовь начинается именно с матери, с ее колыбельной песни, нежных объятий. Этот образ мы носим с детства и до последнего вздоха. Образ, который извечно сияет над человечеством и оберегает мир. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова писателя Оноре де Бальзака: «Сердце матери - бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».

  • Согласны ли вы с высказыванием?

  • Все ли можно простить человеку?

  • А все ли может простить мама своему ребенку? Почему?

2. Прослушайте легенду. Подумайте, имеются ли в тексте элементы размышления.

Мудрый царь Соломон


Однажды пришли к царю Соломону две женщины, которые спорили. Они принесли маленького ребенка. Каждая из них уверяла, что это ее дитя. Чтобы узнать, кто из них обманывает, а кто говорит правду, Соломон предложил рассечь ребенка пополам и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал рубить ребенка, но сказал так, чтобы испытать их. Тогда одна из женщин сказала: «Рубите ребенка, пусть же не будет ни мне, ни ей!» А вторая закричала: «Лучше отдайте ей ребенка, только не убивайте его!»
Так Соломон узнал, которая из них настоящая мать.

  • К какому типу речи относится этот текст? (Рассказ с элементами размышления).

  • Что взято за основу сюжета легенды? (Разногласие между двумя женщинами).

  • Кому присудил отдать ребенка Соломон? Почему? (Ответ с обоснованием).

  • Как бы вы поступили на месте Соломона?

Прием «Мозговой штурм» варианты ответов: забрать ребенка у обеих и посмотреть на реакцию женщин; поселить их вместе и посмотреть, какая из них лучше будет заботиться о ребенке и тому подобное).

  • Можно ли считать спор, о котором говорится в легенде, важным? (Конечно, можно, потому что родная мать ради своего ребенка готова на все). Выскажите свое мнение, используя выражения:

Безусловно, это так...
Можно показать на примере...
Да, пожалуй...

Абсолютно точно...
Я готов с этим согласиться...
Моя точка зрения полностью совпадает...
Нельзя не согласиться с...

  • Что можно противопоставить материнской любви в легенде? (Равнодушие чужой женщины).

  • Какие две мысли противопоставлены в легенде? ( «Если не мне, то никому», « Лучше отдать, чем лишить жизни»).

«Работа в парах»: взяв за основу эти два тезиса, сформулировать свое мнение.

3. Давайте вспомним пословицы, в которых говорится о материнской любви. ( У ребенка заболит пальчик, а у мамы - сердце. На солнце тепло, а возле матери лучше.)

Дома вы попробовали создать символ материнской любви, это мог бы быть некий предмет, цвет, растение и тому подобное. Давайте посмотрим, что у вас получилось (Обзор детских рисунков с комментариями).

4. Давайте составим синквейн к слову мама:

Кто?

Какая?

Ее действия?

Какое чувство вызывает?

С чем или кем ассоциируется?

5. Составление плана сочинения-размышления «Материнская любовь».

Ориентировочный план:

1. Вступление.
2. Основная часть. Какое место занимает мать в жизни каждого человека?
3. Вывод. Мать - самый дорогой и самый любимый человек в жизни.
V. Рефлексия по схеме:
На уроке я....
узнал...
понял...
научился...
самый большой мой успех - это...
наибольшие трудности я почувствовал...
я не умел, а теперь умею...
я изменил отношение к...
на следующем уроке я хочу...
VI. Домашнее задание. Написать сочинение - размышление.



© 2010-2022