Литературная гостиная Житие Сергия Радонежского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание духовно-нравственных ценностей у обучающихся в урочной и во вне урочной деятельности для достижения ими образовательного результата

Пояснительная записка

Одна из важных педагогических задач - формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Содержание всех мероприятий в комплексе подчинено общей цели - воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным ценностям: Отечество, семья, культурная традиция.

На ребёнка социализирующе воздействуют современные источники информации, которые нередко доминируют в процессе развития и воспитания, далеко не всегда бывают позитивными. Виртуальная реальность вытесняет объективную, подчиняя её своим правилам, игнорирующим моральные нормы, принятые в обществе. Эти правила поведения в реальности не только не работают, но и причиняют вред человеку.

Комплексом мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учитель пытается решить важную психолого-педагогическую задачу: подросток, создавая при любых условиях собственную систему ценностей, должен делать это осознанно и позитивно, а для этого он должен иметь ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества. Через разные формы: интегрированные уроки, экскурсии, ролевые игры, театрализованные представления, психологические тренинги - выходим на разговор о смысле жизни, о честности, порядочности, о добре и зле, любви и ненависти.

Помогаем принять детям мир таким, какой он есть; помогаем поверить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар.

На мероприятиях присутствуют родители, другие значимые для ребёнка взрослые: родственники, друзья.

Родители в беседах, в социологических анкетах отмечают, что такие мероприятия имеют воспитательный и нравственно-развивающий характер, что образовательная организация МАОУ СОШ №10 успешно решает эти задачи в согласованном взаимодействии семьи и школы.

С момента введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» на более высоком уровне было организовано педагогическое партнёрство учителей и родителей. Для участия в мероприятиях, для создания творческих проектов ребёнок обращался к опыту своих родителей, других взрослых, узнавал их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомился с традициями семейной жизни. Общение на нравственные, жизненные темы стало более интенсивным, систематическим, продуктивным.

После внеклассных мероприятий проходило живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми, что удалось, что нет, и тех проблем, которые были подняты во время экскурсии, интегрированного урока.

Духовно-нравственное направление в рамках образовательной организации содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания, оказанию необходимой поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и самоопределения. Учитель стремится актуализировать в педагогической практике нравственные ценности не только близких и важных для ребёнка людей, но и жителей своего города, богатый исторический опыт страны. Разговор об общечеловеческих ценностях играет важную роль в расширении кругозора школьника, а в воспитательном процессе формирует порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны, к её истории.

Цикл мероприятий был проведён в соответствии с темой 2013 года, объявленной 22 Международными Рождественскими образовательными чтениями «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее».

Цель: привлечение обучающихся к отечественному культурно-историческому наследию. Актуализация значимости святости у подрастающего поколения, а также понимание и принятие ими православных отечественных культурных традиций.

Задачи:

  • формировать у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России;

  • пробуждать интерес к русской истории, чтоб дети не росли «Иванами, не помнящими своего родства»;

  • развивать нравственно-эстетические представления о мире, о человеке.

Область применения: уроки литературы (например, по программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина, 8 класс 6,7 уроки); уроки по основам православной культуры, по истории; для расширения кругозора; во внеклассных мероприятиях и др.

Литературная гостиная проводилась в 5Б классе МАОУ СОШ №10.

Ожидаемые результаты:

  • пробуждение исторической памяти;

  • принятие православных отечественных культурных традиций;

  • осознанное нравственное поведение, основанное на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России.



Литературная гостиная «Житие Сергия Радонежского»

Цели:

  1. Выявление исторической основы фрагментов «Жития Сергия Радонежского», художественных особенностей произведения, роли подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России.

  2. Формирование навыка составления цитатного плана жития, художественного пересказа, лексической и исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

  3. Развитие нравственно-эстетических представлений, учащихся в процессе выявления лексического значения слов великий, премудрый.

Подготовительный этап (ноябрь - декабрь 2013).

  1. Прочитать «Житие Сергия Радонежского».

  2. Индивидуальные задания:

Подготовить художественный пересказ (выразительное чтение) фрагментов «Жития Сергия Радонежского»

  • «О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке».

  • от слов «И было чудесное зрелище» до слов «Один преследовал тысячу, а двое тьму».

  • «О посещении Богоматерью святого».

3. Прочитать статью «Слово о святом Сергии», составить цитатный план, ответы на вопросы.

3. Сообщение о Куликовской битве, Сергии Радонежском и Дмитрии Донском.

4. Сообщение об Епифании Премудром - авторе первоначального описания жизни Сергия.

5. Сообщение «Сергий - «Печальник земли Русской».

6. Подготовить тематическую выставку книг, дисков, рисунков о Сергии, Троице-Сергиевой Лавре.

7. Посмотреть мультфильмы:

  • «Лебеди Непрядвы» (патриотический исторический мультфильм «Во славу русского народа, одержавшего победу на поле Куликовом»; Союзмультфильм).

  • «Пересвет и Ослябя» («Героям Куликовской битвы, душу свою положившим за други своя, посвящается»; кинокомпании «Рассвет», «Избор»).

  • «Преподобный Сергий Радонежский» (православный мультфильм).

8. Посмотреть документальные фильмы:

  • «Житие преподобного Сергия Радонежского» (2005г., студия «Птица Феникс», режиссёр Т. Новикова) и др.

9. Использование в ходе литературной гостиной презентаций «Святой преподобный Сергий Радонежский» (автор Полатовская С.Ю. Самарская обл.); «Жизнь и подвиги великого святого преподобного Сергия Радонежского».

8. Творческие работы (сочинения, презентации) «Воспитание святостью. 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Выставка рисунков. Конкурс сочинений, презентаций.

9. Участие в городских Рождественских чтениях (январь 2014).

Ход литературной гостиной (2 урока по 40 мин с 15-минутным перерывом) (январь 2014) (В ходе литературной гостиной используются кадры из мультфильмов и презентации)

На доске:

Воспитание святостью.

700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.


Как в капле воды отражается солнце, так и в преподобном Сергии отразилось то, к чему Бог призывает человека, отразилась совокупность всех христианских ценностей.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл



  1. Актуализация полученных при подготовке к литературной гостиной знаний.

Слово гостю - священнику храма Петра и Павла отцу Иоанну Парамонову.

Жития святых - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской веры, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов.

Начиналось житие обычно с описания детства святого. Уже в эту пору он обнаруживает все признаки благочестивой натуры: предаётся религиозным размышлениям, избегает игр, соблюдает посты и т.п. Он обладает способностями творить чудеса и входить в непосредственное общение с ангелами и бесами. В житии используется диалогическая речь, монологи, молитвы, плачи с элементами лирической патетики. Само повествование богато сравнениями, метафорами, эпитетами и часто переходит в риторику. Заканчивается житие иногда изображением посмертных чудес святого.

  1. Работа над темой.

    1. Сообщение ученика.

Епифаний, автор первоначального описания жизни Сергия, был родом из Ростова, в молодости много путешествовал, в том числе и по Востоку, жил на Афоне, где изучил греческий язык.

В 1374 году он пришёл в Троицкий монастырь, где прожил под началом Сергия до самой кончины чудесного старца. Столь близко наблюдая жизнь такого замечательного человека и обладая незаурядным писательским талантом, он записывал виденное лично или услышанное от других свидетелей жизни Сергия, поначалу только для себя, «для памяти». Через год или два после смерти преподобного Епифаний, как он сам говорит, дерзнул и, «вздохнув к Богу» и старца призвав на молитву, «начах подробну мало нечто писати от житии старцева», но и тогда всё ещё только собственной «памяти и пользы ради».

Имея уже за 20 лет свитки, Епифаний ещё несколько лет пребывал в размышлении и всё же приступил к написанию «Жития Сергия» «по ряду», т.е. по порядку, на что ушло ещё 26 лет. Так что вся работа заняла 44-45 лет, половина из которых была потрачена на собирание материала.

Печатное издание «Жития Сергия Радонежского» увидело свет в 1646 году стараниями троицкого келаря старца Симона Азарьина, который вёл запись чудес святого. И хотя ему не удалось вместить весьсобранный материал в печатную книгу, он не бросил своего дела. Ободрённый вниманием царя Алексея Михайловича, Симон продолжил свой труд, где последнее по времени чудо значится у него под 1654 годом. За несколько дней до смерти Симон передал свои рукописи в Троицкий Сергиев монастырь.

2.2. Сообщение ученика

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником земли Русской». «Печаловаться» - в переводе с церковнославянского языка значит «ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого».

Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крёстным отцом его детей.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Перед битвой на Куликовом поле святой Сергий благословил князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания и победишь!» По просьбе князя преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

2.3. Художественный пересказ учащимся (выразительное чтение) фрагмента «Жития…» «О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке».

2.4. Беседа со слушателями.

  • Какими эпитетами характеризуется победа на Куликовском поле? (Славная победа)

  • Через какие слова и словосочетания проявляется отношение автора к врагам Руси? (Орда безбожных татар, поганые, враждебные варвары).

  • В каком значении во фразе «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая …» употреблено слово хоругвь? (Русское воинство, вдохновлённое верой Бога, призывом к отмщению «безбожным»).

2.5. Слово учителя.

Епифаний Премудрый редко прибегает в «Житии…» к иносказанию, другим особым средствам выразительности художественной речи: автору нужно подчеркнуть прежде всего свою объективность. Однако имеющиеся средства художественной выразительности свидетельствуют о высоком мастерстве автора «Жития…», высоким умением владеть литературным словом.

2.6.Учащиеся читают фрагмент от слов «И было чудесное зрелище» до слов «Один преследовал тысячу, а двое тьму» и на его основании подтверждаем сформулированный выше тезис.

2.7.Лексическая работа: тысяча, тьма.

2.8. Сообщение учащегося о Куликовской битве, монастыре на Дубенке, Сергии Радонежском и Дмитрии Донском.

  1. Работа с иллюстрацией. Приезд князя Дмитрия Донского в Сергиев монастырь. Миниатюра 19века.

  2. Слово учителя.

Вся жизнь преподобного была постоянным прозрением в далёкое и близкое будущее. К концу жизни ему явлено было чудесное видение, неразрывно связанное впоследствии со многими его посмертными чудесами. Оно стало как бы завершением всего пройденного им пути и утвердило созданное им дело.

2.11. Художественный пересказ учащимся фрагмента сказания «О посещении Богоматерью святого».

2.12.. Слово учителя.

За полгода до своей кончины преподобный получил откровение о своём исходе. Призвав братию, он вручил управление обителью своему ученику - преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывал в безмолвии.

передана скорбь по поводу кончины святого Сергия Радонежского.

  1. Беседа со слушателями.

  • Вы уже обращали внимание на то, что житие обычно заканчивается описанием чуда. Какие чудеса происходили после смерти святого Сергия?

  • «Житие Сергия Радонежского», как и вообще жития в литературе Древней Руси, проповедают добро, милосердие, сострадание. Вспомните из жития слова и словосочетания, по смыслу связанные с темой любви, добра.

  • Епифаний Премудрый очень редко употреблял эпитеты. Чаще других он использует эпитет великий (превосходящий обычную меру в каком-нибудь отношении, выдающийся в сравнении с другими(книжн.)) К кому и к чему он относится?

  1. Итоги литературной гостиной.

  • Слово учителя.

Преподобный Сергий окончил свой земной путь 25.09.1392 года. «И похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы», которая была построена ещё в 1356 году. Это было против завещания Сергия похоронить его на общем кладбище, но так хотела братия, и так велел Киприан.

В 1408 году монастырь был сожжён дотла во время набега хана Едигея. После пожара могила Сергия чудом сохранилась. Новую Троицкую церковь Никон не стал строить на прежнем месте, оставив его для будущего каменного храма. Новый деревянный храм был освещён 25.09.1412 года, в день памяти святого Сергия. Есть предположение, что на этом торжестве Епифаний Премудрый впервые произнёс сочинённое им «Похвальное слово Преподобному Сергию».

В 1422 году над мощами преподобного был построен каменный Троицкий собор - редкий архитектурный памятник конца 14 начала 15 века.

Это была последняя работа великих иконописцев Андрея Рублёва (1360-1430) и Даниила Чёрного. Для храма была написана Рублёвым знаменитая «Троица».

Прославленная икона находится в Третьяковской галерее. На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублёв изобразил ветхозаветную Троицу - явление Аврааму Бога в виде трёх ангелов. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

Эти образы воплощают пластически зримый и в то же время мистически непостижимый символ единения, достижению которого была посвящена земная жизнь преподобного Сергия. Ещё в середине 14 века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский «поставил храм Троицы… дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

  • Слово гостю - священнику храма Петра и Павла г. Первоуральск отцу Иоанну Парамонову.

Список литературы

  1. Жизнь и подвиги великого печальника и заступника русской земли преподобного отца Сергия, игумена Радонежского. - М.: «Граница», 2013г.

  2. Соловьёва Н.М. Сергий Радонежский. Из серии «Защитники Земли русской» - М.: «Граница», 2003г.

  3. Давыдова Н.В. Православный букварь. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002г., с.75,76.

  4. Замлелова С., Головкин Н. Сергий Радонежский. Уникальная серия православных святых. Коллекция «Чтимые иконы и чудотворные образы», выпуск №5 М.: ООО «ГК «Кардос» 2011г.

  5. Меркин Г.С. Литература.8 класс - М.: «Русское слово», часть1, 2011г.

  6. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) - М.: «Русское слово», 2011г., с.15-17.

  7. DVDvidio: Раужин Н. Обитель преподобного Сергия - Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра;

  8. DVDvidio: Приидите, вернии - Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, студия «Обитель»


© 2010-2022