Конспект урока по русскому языку на тему: Глагол

Данный урок позволяет посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе, определить уровень знаний учащихся по теме «Глагол», развить интерес к урокам русского языка, используя игровую технологию. Также  здесь использованы методы «Школы Превосходства» с применением таких структур как «Токин Мэт» и  «Конэрс», которые делают игровые формы разнообразными, урок интересным, а детей творческими и креативными.    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: ГЛАГОЛ.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учитель: Дмитриева Юлия Юрьевна

Цели урока:

1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе.

2. Определить уровень знаний учащихся по теме «Глагол».

3. Развить интерес к урокам русского языка, используя игровую технологию.

Тип урока: систематизация полученных знаний в 5 классе по теме «Глагол»

Технология урока: игровая.

Оборудование: эпиграф на доске, карточки.

Организация работы:


В глаголе струится самая алая кровь языка.

Да ведь и назначение глагола - выражать само действие».

(А. Югов)


Ход урока:

I.Мотивация урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: сегодня мы играем, представляете, ничего не делаем, только играем, соревнуемся. У нас образовалось две команды и не просто команды, а экипажи космических кораблей, ведь сегодняшняя игра составлена по вашим маршрутам на другие планеты галактики, о которых вы рассказали мне в своих сочинениях «В поисках приключений».

В одном из ваших сочинений я прочитала: »Люблю смотреть на ночное небо. Какое оно красивое! Мигает разноцветными огнями далеких звезд и манит в пучину огромной вселенной».

Скажите, как вы решили назвать свои корабли?(Ребята сообщают названия космических кораблей и фамилии их капитанов). Следить за вашим соревнованием будут учителя. Ну что, в путь?

Посмотрите внимательно на доску и прочитайте его? О чем это эпиграф? Что это за часть речи?

Уч-ся: Глагол.

Да, действительно, это глагол.

Сформулируйте цель урока.

Давайте наградим наш глагол эпитетами и придумаем тему урока.(Учащиеся называют эпитеты: огнепышущая, живая, работящая, говорящая, действующая)

Итак, тема сегодняшнего урока: «Самая живая часть речи»

В ходе сегодняшнего урока мы должны будем, применяя различные языковые игры, вспомнить всё, что знаем о данной части речи. Для того, чтобы всё это проделать, вы должны очень внимательно слушать меня и своих одноклассников, а также выполнять разного рода задания.

II. «Структура ТОКИН МЭТ»

«Ключ на старт»! Для того чтобы привести двигатели космических кораблей в движение, вы должны пройти своеобразный допуск - выполнить структуру ТОКИН МЭТ («Говорящее поле» или «Говорящая карта»).

Тема: Глагол.

Вы должны записать как можно больше слов и фраз на данную тему….

(Мыслительный прием, в котором ученики анализируют взаимосвязь между идеями на листе бумаги и задают друг другу вопросы для более углубленного изучения темы, не произнося ни слова (кроме финального обсуждения результата работы).

III. Роль глаголов в речи (устная работа со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»).

Мы на планете Фультор.

Яйцеголовые, все на одно лицо, инопланетяне, оказывается, знают нашего Пушкина и они спрашивают нас:

При помощи чего А. С. Пушкин описывает вьюгу и из какого произведения взяты эти строки? (Из «Зимнего вечера»).

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко, застучит.

Глаголы позволяют и писателям, и обычным людям высказывать свои мысли, передавать чувства, рассказывать о чём-либо.

4. Перепутаница.(повторение спряжения)



И вот мы на планете Ялмаз. На планете Ялмаз странные существа, которые выглядят необычно: вроде бы люди, но прозрачные, будто из стекла, ждали прилета землян: им необходима помощь, они никак не могут соотнести существительные из первой колонки с глаголами из правой, да тут к тому же еще надо вставить безударную гласную в окончание. Поможем ялмезинцам!

1 команда: Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределённую форму, не меняя вид, и определите их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?

Собака хрюка…т

Волк бле…т

Овца ла…т

Свинья гогоч...т

Гусь кудахч…т

Кузнечик мяука…т

Кошка стрекоч…т

Курица во…т







2 команда: Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределённую форму, не меняя вид, и определите их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?



Ножницами пил…т

Молотком лов…т рыбу

Пилой выдёргива…т гвозди

Клещами реж…т

Зубной щёткой забива…т гвозди

Бритвой мер..т температуру

Удочкой чист…т зубы

Градусником бре…т



Давайте с вами вспомним, какие глаголы относятся ко 2 спр., а какие - к 1спр.

(С последующей проверкой)



5. Итак, ребята, мы отправляемся на планету Мэгуа, крохотную, отдаленную планету, которая очень мало излучает света и совсем не греет. Но что это? Барахлит левый двигатель, а навстречу нам несется огромный остеройд. Столкновения удастся избежать, если справимся с ремонтом.

Игра «Ремонт»

Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, которая не сделала ни одной ошибки. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок. (Что это за время?)



6. Образование видовых пар.

Мэгуанцы приветливо встречают землян. Крылья их похожи на треугольные крылья птерозавров, которые населяли Землю в доисторические времена.

Они спрашивают нас: умеем ли мы образовывать видовые пары?

Задание: образовать видовые пары глаголов



Позавтракать- Встречать-

Перезвонить - Лежать-

Нарисовать- Мыть-

Расчертить- Готовить-

Избежать- Фотографировать-





7.Структура «Конэрс». Определение переходности глагола.

Нестерпимо жаркая планета Амфибиус с необыкновенно желтым небом. У амфибиусовцев все большое то, что у нас на Земле маленькое. Цитирую одно из сочинений: «Я брал на руки слона, катался на муравьях, и здесь моя шея стала длиннее, чем у жирафа». На этой странной планете нам предлагают определить переходность глаголов. В этом нам поможет структура «Конэрс». У каждого на столе имеется карточка со словами, вам нужно определить переходность глаголов и выбрать соответствующий угол.( Ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.)



Писать статью, читал текст, смотришь видеофильм, прослушать передачу, возьмите диск, перекатывает мячи, шлифует камни .





Войти в дом, строиться в Петербурге, шел лесом, коснусь плечом, вырвалось на волю, блестело на траве, создается журналистом.





8. В гостях хорошо, а дома лучше. Не знаю, как вы, а я соскучилась по Земле .

Чтобы вернуться на Землю, преодолев гравитацию и притяжение, нужно справиться с тестом.

Тест

1. Какое время глагола лишнее?

А прошедшее Б наступившее Н будущее Г настоящее

2. У глагола можно определить…

А падеж Б склонение В наклонение Г преклонение

3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…

А что буду делать? Б что делаю? В что делал? Г что сделал?

4. Начальной формой глагола считается….

А форма прошедшего времени Б форма настоящего времени

В инфинитив Г форма будущего времени

5. Сколько спряжений у глагола? А 1 Б 2 В 3 Г 4

6. Сколько лиц у глагола? А 1 Б 2 В 3 Г 4

И вот мы на Земле! С благополучным возвращением! Давайте подведем итоги.














© 2010-2022