- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Аннотация проекта для размещения на сайте. 1 Название Фестиваля «Четвертый открытый фестиваль «Мультимедиа в образовании». Тема урока «Род имен существительных»
Аннотация проекта для размещения на сайте. 1 Название Фестиваля «Четвертый открытый фестиваль «Мультимедиа в образовании». Тема урока «Род имен существительных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасенко С.Е. |
Дата | 22.02.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Предмет: русский язык.
Тема урока: Род имен существительных (5 класс).
Тип урока: комбинированный.
Программа по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов. - М.: Дрофа, 2010.
Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.
Методы и приемы: рассказ учителя, соединение вербального и визуального получения новой информации, постановка вопроса, введение нового понятия, первичное закрепление в интерактивной форме, интерактивная отработка изученного материала путем отгадывания кроссвордов, самостоятельная работа с учебником, актуализация знаний путем использования их для выполнения заданий повышенной сложности.
Используемая аппаратура: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
Активные формы обучения: отгадывание кроссвордов, моментальная самопроверка выполненных заданий.
Интерактивные формы обучения: работа с интерактивной доской (письмо маркером, стирание ластиком, передвижение слов).
Пассивные формы обучения: рассказ учителя, работа с учебником, записи в тетради.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
(с использованием интерактивной доски)
ТЕМА: РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
ЦЕЛИ:
-
вспомнить и закрепить знания по данной теме, полученные в начальной школе;
-
узнать новые сведения о категории рода в русском и других языках;
-
закрепить полученные знания на практике;
-
использовать полученные знания для выполнения заданий повышенного уровня сложности.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Слайд №1. Запишем в тетради число, заголовок «Классная работа» и тему нашего урока.
Слайд №2. Тема нашего урока «Род имени существительного». И поведет нас в путешествие по данной теме вот этот ученый кот. Ученый кот всё знает, он будет сообщать нам новую информацию и помогать при проверке ответов на трудные вопросы. Давайте нажмем на кота и посмотрим, что же он хочет нам сообщить.
III. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ СВЕДЕНИЯМИ.
Слайд №3. Категория рода в разных языках включает в себя разное количество родов. Например, в английском, венгерском, китайском, эстонском, японском, турецком и некоторых других языках категории рода нет совсем. Во французском языке и датском - два рода (но во французском - женский и мужской, а в датском - средний и общий). В некоторых языках по 15, 20, а то и 40 родов. А в русском языке?
Чтобы проверить правильность ваших ответов, давайте спросим кота.
Слайд №4. Вроде бы всё понятно: три рода - мужской (дом), женский (девочка) и средний (солнце, облако). Но почему-то на экране - знак вопроса. Как вы считаете - почему?
Чтобы проверить правильность ваших ответов, давайте нажмем на этот знак вопроса.
Слайд №5. Оказывается, в русском языке есть существительные общего рода. Например: плакса, егоза, обжора, неряха, ябеда, зануда, умница и т. д.
Как вы думаете, почему эти существительные имеют общий род?
Какие же существительные называются существительными общего рода? Давайте спросим умницу.
Слайд №6. Существительные общего рода (обычно они употребляются в разговорной речи) с окончанием -а, -я соотносятся как с лицом женского пола, так и с лицом мужского пола. Например: Катя молодчина и Ваня молодчина, Оля забияка и Саша забияка.
IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Слайд №7. Достаньте из конверта существительные общего рода.
Слайд №8. Отгадайте существительные общего рода и впишите их в клетки. После выполнения задания проверьте себя, нажав на ученого кота.
Слайд №9. Сверьте свои ответы с правильными. Чтобы перейти к следующему кроссворду, снова нажмите на кота.
Слайд №10. Снова отгадайте существительные общего рода и впишите их в клетки. После выполнения задания проверьте себя, нажав на ученого кота.
Слайд №11. Сверьте свои ответы с правильными. Чтобы перейти к следующему кроссворду, снова нажмите на кота.
Слайд №12. Путем перестановки подберите правильное толкование данных слов. Объясните, почему для этой работы выбраны именно эти слова. После выполнения задания проверьте себя, нажав на ученого кота.
Слайд №13. Сверьте свои ответы с правильными. Чтобы перейти к следующему кроссворду, снова нажмите на кота.
V. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕГО НА ПРАКТИКЕ.
Легко определить род исконно русских имен существительных. Труднее с существительными, пришедшими к нам из других языков. Давайте посмотрим в учебнике, как же определить род иноязычных имен существительных.
Слайд №14. Определите род имен существительных и поставьте их в нужный столбик.
Слайд №15. Определите род имен существительных и подберите к нему подходящее по смыслу прилагательное в нужном роде.
Слайд №16. Прочитайте текст, определите род иноязычных имен существительных и допишите окончания имен прилагательных, которые к ним относятся.
VI. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ (использование полученных знаний для выполнения конкурсных и олимпиадных заданий).
Слайд №17. Ответьте на вопрос: какое из этих существительных не того рода, что остальные? Докажите ваш ответ. Проверьте правильность вашего ответа, для этого нажмите на кота.
Слайд №18. Перед вами правильный ответ: корова.
Слайд №19. Можно ли существительное дом переделать так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и сохраняя мужской род, оно приобрело окончания -а, -е, -о? Проверьте правильность вашего ответа, для этого нажмите на кота.
Слайд №20. Перед вами правильный ответ: домина, домище, домишко.
Слайд №21. Назовите одушевленные существительные среднего рода (некоторые подсказки есть на экране). Чтобы проверить правильность вашего ответа, нажмите на знак вопроса.
Слайд №22. Перед вами несколько одушевленных существительных среднего рода: дитя, существо, чудовище, насекомое, животное, млекопитающее, пресмыкающееся. Вы можете дополнить их своими примерами? Конечно, сразу это сделать трудно, поэтому вам предлагается следующее домашнее задание.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сочините шуточный рассказ, используя в нем одушевленные существительные среднего рода.
Слайд №23. Спасибо за урок. Молодцы!
Литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
2. Евлампиева Е.А. Занимательные задания по русскому языку. Чебоксары: Клио, 1997.
3. Задания конкурса «Русский медвежонок». Киров, 2000 - 2007.
4. Львова С.И. За страницами школьного учебника: Русский язык: 5: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1998.
5. Олимпиадные задания по русскому языку// Русский язык в школе. 2000. №6; 2002. №1, №4.
6. Русский язык: Учебник для 5 класса / Под ред. Разумовской М..М., Леканта П.А. - М.: Дрофа, 2009 г.