Программа кружка Литературное краеведение

В настоящее время изучение литературного краеведения в школе становится актуальной проблемой. Это связано с тем, что многие учащиеся совершенно не знают историю своего родного края. Данная программа подразумевает изучение истории города Магнитогорска на литературном материале. Все уроки проводятся в сопровождении одного из литературных произведений, автором которого является житель города Магнитогорска. В целях изучения родного края проводятся и уроки-экскурсии, выезды по уникальным местам город...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Задачи всемирного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, о людях проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду произведения, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Посещение мест воспетых писателем, вызывает обострённое чувство красоты природы.

Кружок «Литературное краеведение» объединяет учащихся 8-9 классов, которые проявляют интерес к изучению своего родного края. В методике изучения кружковых занятий сочетаются как коллективные работы учителя со своей группой кружковцев, так и индивидуальные занятия, где определяются творческие способности каждого обучающегося.

Используются разнообразные формы работы кружка:

  • Лекционные (обзорные лекции, беседы).

  • Семинарские.

  • Экспедиционные (сбор материалов).

  • Научно - исследовательские (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка рефератов).

  • Индивидуально - групповые.

Методы:

  • Словесные методы (устное изложение материала, беседа, анализ материалов).

  • Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций).

  • Практические методы (работа над рефератом).

  • Объяснительно - иллюстративные (выступления на конкурсах).

  • Частично - поисковые методы (работа в библиотеках города, в интернет залах).

  • Исследовательские методы (самостоятельная творческая работа ученика).

Практическая направленность реализуется за счёт введения в каждую тему практических занятий:

  • Экскурсии.

  • Встречи.

  • Описания.

  • Разработки и защиты текстов.

  • Презентации.

  • Показ видеофильмов.

Цели кружка:

  1. Создание условий для формирования реальных представлений учащихся о природных, социальных и экономических системах города Магнитогорска.

  2. Формирование представления об основных тенденциях развития литературного процесса; помочь учащимся увидеть объёмную картину литературной жизни города.

  3. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитания общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения.

Задачи кружка:

  1. Образовательные:

  • Способствовать овладению учащимися русской литературной культуры.

  • Обучать навыкам литературного мастерства.

  • Сформировать систему знаний, умений, навыков по литературному краеведению.

  1. Развивающие:

  • Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей.

  • Развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения.

  • Развитие интереса к жизни и творчеству писателей и поэтов города Магнитогорска.

  • Привитие учащимся любви к родной литературе; формирование их художественного вкуса.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание у молодого поколения патриотического качества: гордость, любовь, долг за историческое и природное наследие города.

  • Учить ребят эстетически переживать прочитанное.

Предполагаемый результат:

  • Участие в конференции городского научного общества «Искатели. Мыслители XXI века».

  • Участие в конференции районного краеведческого общества «Родной очаг».

  • Участие в конференции городского краеведческого общества «Исток».

  • Помощь школьному музею в оснащении раздела истории культуры родного края.

Знание истории родного края является неотъемлемой частью формирования полноценной личности и гражданина занимает важное место в воспитательной работе нашей школы. Над этой проблемой мы работаем уже много лет. Одной из важнейших сторон краеведения является ознакомление с литературным наследием нашего города.

Обращение фактам культуры нашего города на занятиях литературного краеведения вызывает у учащихся по началу удивление, а затем радость открытия. А в конечном итоге - любовь к своему городу, гордость за свою страну.

Материалы, собранные в ходе работы кружка могут в последствии быть использованы и другими учителями нашей школы, поскольку они осознают, что сегодня нельзя учить детей не обращаясь к региональному материалу, не извлекая из него всё лучшее, не формируя бережного отношения к национально - культурным ценностям.

Учебно - тематический план кружка «Литературное краеведение»

Программа кружка (содержание)

  1. Роль и место литературы в жизни народа.

Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью.

  1. Писатели и другие деятели культуры и наш край.

Пребывание писателей, художников, композиторов в нашем городе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Потомки писателей.

Практическое занятие: Знакомство с литературно - памятными местами города. Составление картотеки писателей и других деятелей культуры.

  1. Наш город в художественной литературе.

Прошлое и настоящее края в произведениях художественной литературы.

Практическое занятие: чтение художественных произведений, связанных с местным краем.

  1. Современная литературная жизнь нашего города.

Литературные объединения, кружки. «Литературные страницы» в местных газетах. Местные литературные музеи, их деятельность.

Практическое занятие: Встречи с местными писателями. Проведение конференций. Составление презентаций.

  1. Навыки литературно - краеведческой деятельности.

Поисково - исследовательская работа, запись воспоминай. Умение работать с книгой, в библиотеках города; конспектировать описание собранного материала, написание работы. Анализ собранного материала. Умение выразительно читать по памяти материал.

Практическое занятие: запись материала со слов рассказчика. Работать над рефератом.

Тематический план

Тема

Всего

Теоретические

занятия

Практика в классе

Практика на на местности

1

Роль и место литературы в

жизни народа

2

2

-

-

2

Писатели и другие

деятели культуры и наш

край.

8

4

2

2

3

Наш город в художественной

литературе.

8

3

3

2

4

Современная литературная

жизнь нашего города.

10

4

3

3

5

Литературные музеи.

Их роль в собрании, охране и

изучении культурного

наследия.

8

2

3

3

6

Навыки литературно

- краеведческой деятельности.

36

6

15

15

Итого:

72

21

26

25

Предлагаемый тематический план работы кружка рассчитан на 4 года занятий с учащимися 8 - 9 классов. В кружок принимаются все желающие заниматься литературной и краеведческой работой. Члены кружка являются и экскурсоводами школьного музея.

Занятия проводятся два раза в неделю (по четвергам и пятницам), 2 часа.

Методическое обеспечение

  1. Организация кабинета литературного краеведения.

Содержание

1

Книги, статьи по литературному краеведению

2

Карты, справочная литература о родном крае

3

Фотографии и рисунки

4

Презентации

5

Портреты писателей, поэтов нашего города

6

Методическая литература


  1. Формы работы с учащимися.

Содержание

Классы

Сроки

1

Уроки литературного краеведения.

5-11

См. программу

«Литературное

краеведение»

2

Работы кружка краеведческой направленности.

8-9

2 раза в неделю

3

Литературно - краеведческие вечера.

9-11

Раз в пол года

4

Конференция по книгам местных авторов.

9-11

Раз в год

5

Встречи с писательской интеллигенцией.

8-11

Раз в пол года

6

Книжные выставки.

4-11

Каждую четверть в библиотеке

7

Исследования (проектная деятельность).

8-9

(конкурсы)

Февраль, март, апрель


Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

Дата

1

Роль и место литературы в

жизни народа.

1.Вводное занятие.

Литература как

отражение жизни

народа. Понятие об

истории литературы.

2. Связь литературы с

общественной жизнью города Магнитогорска.

2

Лекционный

обзор,

беседа

2

Писатели и другие деятели

культуры и наш край.

1.Магнитогорск литературный. Экскурсия в музей имени

Б. Ручьёва.

2.М. Люгарин. Знакомство со

сборником « Лирика моих лет».

3.Р. Дышаленкова. « Уральская

Кадриль».

4.В. Машковцев. Поэт, прозаик,

публицист, атаман казачьего

войска.

5.В. Очеретин. Литературная

жизнь Урала.

6.Писатель - фантаст

К. Нефедьев.

7.А. И. Степанов. Книга

поэтических и прозаических

Миниатюр « Зернь».

8.Рассказы А. Турусовой.

8

Знакомство с литературно - памятными

местами города

(экскурсии).

Составление

картотеки.

3

Наш город в художественной литературе.

1. В. Тимофеев. Спортсмен или

писатель?

2.Поэтическая галерея

современников С. Пустовит.

Серия портретов магнитогорских мастеров слова.

3.Современная уральская поэзия.

А. Ерофеев.

4.Работа со сборником

« Современная уральская

поэзия».

5.А. Лозневой. « Магнитогорские

Пальмы».

6.А. Павлов. « Город и поэт».

7.Работа с литературным

альманахом ( приложение

к журналу «Берег А»).

8.Журнал « Берег А».

8

Чтение

Художественных

произведений,

связанных с

местным краем.

4

Современная литературная

жизнь нашего города.

1.И. Варламов. « Бестиарий».

2. Литературное объединение

« Пегас». Сборники стихов и

прозы.

3.Работа со сборником « Пробы

Пера».

4.Встреча с представителем

Лит. Объединения А. Коваль.

5.Встреча с В. Аристовым.

« Я люблю рисовать то, что

вижу».

6.А. Тупалова. Странички

творчества.

7.Встреча с Т. В. Тикановой

Писатель Милешин. . История

сбора материала.

8.Ю. Ильясов - руководитель лит. группы « Пегас».

9.Н. Соболева. Лирика.

10.Современная жизнь города.

10

Встреча с

местными

писателями.

Проведение конференций. Составление презентаций.

5

Литературные музеи.

1.Роль музеев в

собирании, охране и изучении культурного наследия города.

2.Экскурсия в музей Б. Ручьёва.

3, 4, 5.Экскурсии в краеведческие музеи города.

6.Музей ММК.

7.Картинная галерея.

8. Детская картинная галерея.

8

Экскурсии в музеи города.

6

Навыки литературно -

краеведческой деятельности.

1.2..Поисково - исследователь-

ская работа.

3.Выбор темы для работы.

4.5.6.7.8. Посещение ЦБ. Работа

с

печатными изданиями.

9.10.Посещение библиотек города.

11.12.13..Обработка материала.

14.15.16..Обсуждение собранного

материала.

17.18.19.20..Встреча с героем

работы. Запись воспоминаний.

21.22.23.24.25.26.27..Работа с собранным и

записанным материалом.

28.29.Сбор иллюстративного материала.

30.Работа над рефератом.

Умение выразительно читать

материал по памяти.

30+2

Запись материалов

со слов рассказчика.

Работа над

рефератом.

2 часа - экскурсионные поездки по городу и окрестностям

Литература

  1. Литература России. Южный Урал. \Хрестоматия (5-9 класс, 10-11 класс)\ Челябинск.: Взгляд.-2008.

  2. Литературное краеведение в школе.\ Пособие для учителя \ М.: Просвящение.-2005.

  3. Произведения магнитогорских поэтов и писателей.

  4. Рассказы и воспоминания очевидцев.

© 2010-2022