Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Быковская В.Е.

Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы

Россия, Самарская обл., Сергиевский район, п.г.т. Суходол,

ГБОУ СОШ №1

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются технологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию отношения учащихся к здоровью как к ценности, показано их практическое применение на уроках русского языка и литературы. В работе представлен педагогический опыт, особенность которого состоит в комбинации известных методик по формированию сознательного отношения к ЗОЖ и усовершенствовании отдельных элементов методики развития познавательных способностей и мотивации обучения школьников в сочетании со здоровьесберегающими технологиями.

Одна из самых острых проблем сегодняшнего дня - здоровье нации и особенно здоровье детей. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования впервые определяет здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию сознательного отношения к ЗОЖ.

Проблема формирования культуры здоровья по своей научной и практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших проблем современной науки и образовании. В Федеральном законе «Об образовании» и «Концепции модернизации российского образования» определены задачи системы образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию у неё ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья, позволяющих реализовать эту ответственность.

Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является учебное занятие. Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей - все это порождает противоречие между существующей здоровьезатратной организацией школьного урока, с одной стороны, и необходимостью повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса, с другой.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является наиболее актуальным, поскольку от состояния здоровья во многом зависит и качество обучения.

Новизной данной работы- переход от здоровьесберегающего образования к здоровьеформирующему.

В современных условиях перед каждым учителем ставится цель:

Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся, воспитанию у них разумной потребности в здоровом образе жизни.

Из поставленной цели вытекают задачи :

  1. Создание здоровьеформирующей среды, способствующей охране здоровья обучающихся

  2. Формирование системы ценностно-смысловых знаний о здоровом образе жизни и деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья личности

  3. Профилактика асоциальных явлений и вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни

  4. Воспитание культуры здорового питания, безопасного образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов

Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными: доктором педагогических наук, профессором В.Н.Ирхиным (кафедра теории и методики физической культуры) и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Многими педагогами это воспринимается как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. В современных условиях ранее существующие педагогические технологии неспособны эффективно содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

В отчетах исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России утверждается, что лишь 14% школьников практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 34-40% - хронические заболевания.

Всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии. В преподавании своего предмета я стараюсь придерживаться теории развивающего обучения, соединяю проблемы языка, литературы и культуры. Урок состоит из нескольких видов деятельности. Изучая новую тему, ученик усваивает самое основное, запоминает и применяет на практике изученное. Я стремлюсь к созданию на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.

Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, цветотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: личностно-ориентированные, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Одна из важнейших задач учителя - формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности. Поэтому особенно учителям-словесникам необходимо включать в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Сюда входит демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Русский язык - богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения, пословицы и поговорки на все случаи жизни, в том числе и о здоровье. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». А потом использовать как предложения для синтаксического разбора в начале урока. Можно попросить ребят объяснить, как они понимают крылатое выражение или пословицу, например: Воздух, солнце и вода - три кита здоровья. На уроках развития речи при изучении описания, повествования рассуждения прошу учащихся написать сочинения на темы: «В здоровом теле здоровый дух», «Белая Олимпиада 2014 года», «Мой режим дня» и т.д. В качестве изложений и диктантов можно предложить тексты на спортивную тему. На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении числительных использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Анализируя стихотворения русских поэтов, мы обращаем внимание учащихся на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя, говорим о неповторимости красоты русской природы, о важности сохранения ее для нашего здоровья. При изучении биографий писателей показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Рассказываю о том, что сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Ученики убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

Проводимые мной уроки русского языка и литературы открывают большие возможности для здоровьесбережения и развития познавательных процессов школьников, для формирования их интеллектуальных способностей, для расширения кругозора детей, их общего развития, в конечном результате повысить успеваемость учащихся.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

(Быковская В.Е,2015)

Список литературы:

  1. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. - М., 2001 год.

  2. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. - Красноярск, 2010 год.

  3. Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование. - СПб., 2013 год.

  4. Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. - М., 2009 год.

  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2014 год.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2014 год.

  7. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2015 год.


© 2010-2022