- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы
Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быковская В.Е. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Быковская В.Е.
Формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности на уроках русского языка и литературы
Россия, Самарская обл., Сергиевский район, п.г.т. Суходол,
ГБОУ СОШ №1
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются технологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию отношения учащихся к здоровью как к ценности, показано их практическое применение на уроках русского языка и литературы. В работе представлен педагогический опыт, особенность которого состоит в комбинации известных методик по формированию сознательного отношения к ЗОЖ и усовершенствовании отдельных элементов методики развития познавательных способностей и мотивации обучения школьников в сочетании со здоровьесберегающими технологиями.
Одна из самых острых проблем сегодняшнего дня - здоровье нации и особенно здоровье детей. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования впервые определяет здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию сознательного отношения к ЗОЖ.
Проблема формирования культуры здоровья по своей научной и практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших проблем современной науки и образовании. В Федеральном законе «Об образовании» и «Концепции модернизации российского образования» определены задачи системы образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию у неё ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья, позволяющих реализовать эту ответственность.
Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является учебное занятие. Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей - все это порождает противоречие между существующей здоровьезатратной организацией школьного урока, с одной стороны, и необходимостью повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса, с другой.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является наиболее актуальным, поскольку от состояния здоровья во многом зависит и качество обучения.
Новизной данной работы- переход от здоровьесберегающего образования к здоровьеформирующему.
В современных условиях перед каждым учителем ставится цель:
Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся, воспитанию у них разумной потребности в здоровом образе жизни.
Из поставленной цели вытекают задачи :
-
Создание здоровьеформирующей среды, способствующей охране здоровья обучающихся
-
Формирование системы ценностно-смысловых знаний о здоровом образе жизни и деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья личности
-
Профилактика асоциальных явлений и вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни
-
Воспитание культуры здорового питания, безопасного образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов
Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными: доктором педагогических наук, профессором В.Н.Ирхиным (кафедра теории и методики физической культуры) и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Многими педагогами это воспринимается как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. В современных условиях ранее существующие педагогические технологии неспособны эффективно содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
В отчетах исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России утверждается, что лишь 14% школьников практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 34-40% - хронические заболевания.
Всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии. В преподавании своего предмета я стараюсь придерживаться теории развивающего обучения, соединяю проблемы языка, литературы и культуры. Урок состоит из нескольких видов деятельности. Изучая новую тему, ученик усваивает самое основное, запоминает и применяет на практике изученное. Я стремлюсь к созданию на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.
Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, цветотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: личностно-ориентированные, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.
Одна из важнейших задач учителя - формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности. Поэтому особенно учителям-словесникам необходимо включать в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Сюда входит демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Русский язык - богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения, пословицы и поговорки на все случаи жизни, в том числе и о здоровье. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». А потом использовать как предложения для синтаксического разбора в начале урока. Можно попросить ребят объяснить, как они понимают крылатое выражение или пословицу, например: Воздух, солнце и вода - три кита здоровья. На уроках развития речи при изучении описания, повествования рассуждения прошу учащихся написать сочинения на темы: «В здоровом теле здоровый дух», «Белая Олимпиада 2014 года», «Мой режим дня» и т.д. В качестве изложений и диктантов можно предложить тексты на спортивную тему. На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении числительных использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Анализируя стихотворения русских поэтов, мы обращаем внимание учащихся на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя, говорим о неповторимости красоты русской природы, о важности сохранения ее для нашего здоровья. При изучении биографий писателей показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Рассказываю о том, что сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Ученики убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.
Проводимые мной уроки русского языка и литературы открывают большие возможности для здоровьесбережения и развития познавательных процессов школьников, для формирования их интеллектуальных способностей, для расширения кругозора детей, их общего развития, в конечном результате повысить успеваемость учащихся.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
(Быковская В.Е,2015)
Список литературы:
-
Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. - М., 2001 год.
-
Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. - Красноярск, 2010 год.
-
Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование. - СПб., 2013 год.
-
Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. - М., 2009 год.
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2014 год.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2014 год.
-
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2015 год.