Текст с грамматическим заданием по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

…Что такое язык…для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли…Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом- и ,уж конечно, тем буду умнее. …Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.

Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам , русским, потому что мы , высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка( язык- народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!) Но скажут: уж если пришлось «обучаться» живому языку, то все равно, что русскому, что французскому, - но в том-то и дело , что русский язык русскому все-таки легче….Чтобы усвоить русский язык, надо…уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен- из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка,- и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.

(Ф.Достоевский.)

1.Прочитайте отрывки из «Дневника писателя». В чем видит Достоевский назначение слова? Какие советы дает писатель тем, кто хочет хорошо усвоить родной язык?

2.Докажите, что это текст публицистического стиля.

3.Объясните значение слова ретроградство (в каком значении оно употреблено в тексте?)

4.Понаблюдайте, в каких значениях употребляются в тексте слова-омонимы язык.

5.Докажите, что слово - многозначное слово.

6.Найдите примеры употребления сравнительной степени прилагательных и наречий, укажите среди них грамматические омонимы.

7.Какова роль в тексте вводных слов? Подберите синонимы к слову бесспорно.

8.Составьте схему последнего предложения первого абзаца.

9.Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

10.Подготовьтесь к выразительному чтению текста.



© 2010-2022