Разработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. Стихосложение

Конспект урока может использоваться как в 5 так и 6 классе.Представленный материал посвящён теме по теории литературы "Стихосложение".Цель: продолжить формирование понятия о стихотворных размерах.Задачи: повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных и трехсложных размерах стиха; дать понятие о мужской,женской и дактилической рифме; отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха, навыка устного монологического ответа, навыка выразительного чтения, развиват...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. СтихосложениеРазработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. Стихосложение

Тема урока: Практикум по теории литературы. Стихосложение.


Цель: - продолжить формирование понятия о стихотворных размерах.

Задачи:

- обучающие: повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных и трехсложных размерах стиха; дать понятие о мужской и женской рифме;

-развивающие: отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха, навыка устного монологического ответа, навыка выразительного чтения, развивать интерес учащихся к стихотворной речи, их поэтический слух;

-воспитательные: создавать условия для формирования вдумчивого чтения художественных произведений; прививать любовь к поэзии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Приветствие.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

- Что необычного вы заметили в сегодняшнем приветствии? (Ответы детей)

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, так как урок сегодня мы посвятим именно ей, стихотворной речи.

- (Слайд) Прочтите название урока («Поэтическое искусство») и скажите, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

- Наша речь организована двумя способами: стихи и проза.

В обычной жизни мы больше говорим стихами или прозой?

- Чем, на ваш взгляд, отличается прозаическая речь от стихотворной? (Прозаическая речь более свободная, легко мы произносим предложения за предложениями, а стихотворная - особенная. Предложения лаконичны, чётки, построены в определённой форме, ритме, используется рифма.)

Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение К.Бальмонта «Как я пишу стихи» (Слайд)

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт внезапная другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И, право никогда - не сочиняю.

К.Бальмонт

- Как вы думаете, почему так легко удаётся Бальмонту писать стихи? (Ответы детей)

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже попробуете себя в качестве поэтов, и это получится у вас легко и просто.

III. Повторение теории литературы.

Без чего ещё, по-вашему, не могут существовать стихи? (Без рифмы. Без ритма)

- Что такое рифма? Что такое ритм? (Рифма - это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма - это созвучие на конце строк. Ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке.)

1.Разминка. «Кто быстрее!» Задание: Определить способ рифмовки. (Слайд)

Работа в парах. (Приложение 1)

  1. Великой скромности и воли

Шагал по жизни человек.

Кто не испил сиротской доли,

Тот не поймёт его вовек. (перекрёстная)

В.Саин

(Данное четверостишие написано поэтом, нашим земляком Владимиром Саиным, сыном известного поэта, родившегося в Акмолинской области Жумагали Саина, в честь которого названа улица в г.Кокшетау)

2. Ночевала тучка золотая 3. О чем, прозаик, ты хлопочешь?

На груди утёса-великана, Давай мне мысль какую хочешь:

Утром в путь она умчалась рано, Ее с конца я завострю,

По лазури весело играя. (кольцевая) Летучей рифмой оперю.. (смежная)

М.Лермонтов А.Пушкин

4. Ой, полна, полна коробушка, 5.Храни меня, мой талисман,

Есть и ситцы и парча. Храни меня во дни гоненья,

Пожалей, моя зазнобушка, Во дни раскаянья, волненья:

Молодецкого плеча! (перекрёстная) Ты в день печали был мне дан. (кольцевая)

Н.Некрасов А.Пушкин

6. Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло. (смежная)

С.Есенин

2. Задание: Определить стихотворный размер. 2 человека работают у доски, остальные в тетради. (Слайд)

Девочки:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

( _ _) (_ _) (_ _) _ 4-х стопный хорей с пиррихием

Мальчики:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) _

( _ _) (_ _) (_ _) ( _ _) 4-х стопный ямб

IV. Знакомство с мужской и женской рифмой. (Слайд)

Мужская рифма - с ударением на последнем слоге в строке (окно - давно).

Женская рифма - с ударением на предпоследнем слоге в строке (даром - пожаром).

Дактилическая рифма - с ударением на третьем от конца слоге в строке (странники - изгнанники)

(Слайд) На небе месяц - и ночная (женская)
Еще не тронулася тень, (мужская)
Царит себе, не сознавая, (женская)
Что вот уж встрепенулся день… (мужская)

Ф.Тютчев.

- Давайте вернемся к четверостишиям, с которыми мы работали в начале урока, и попробуем определить, какую рифму, мужскую, женскую или дактилическую использовали авторы.

V. Тренируем и развиваем правое и левое полушарие головного мозга. (Элементы кинезиологии)

- Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Разработка по литературе на тему Практикум по теории литературы. Стихосложение



VI. Практическая работа. (Слайд)

1. Задание: Сравните 2 предложения:


  1. Новый день, шумя, приходит в город…

  2. Шумя, в город приходит новый день…

- Смысл в обоих предложениях один и тот же?

- А чем же эти предложения отличаются друг от друга? (В одном речь стихотворная, а в другом - прозаическая. Вывод: нет ритма - нет стихотворения!)

- Значит, чтобы получилась стихотворная строка, необходимо равномерное повторение ударных и безударных слогов.

- А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы это предложение вновь зазвучало как стихотворение? (Нужно переставить местами слова.)

2. (Слайд) Задание: Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение.

Сосна засыпала зимою, Зимою сосна засыпала,
Покрывалась льдом река, Река покрывалась льдом,
И вьюга сосну обсыпала И вьюга сосну обсыпала
Кругом сугробами снега. Сугробами снега кругом. (А.С.Пушкин)

- Трудно? Конечно, трудно. И без таланта и знаний здесь не обойтись.

VII. Физминутка. Офтольмологический тренажер.

VIII. Просмотр фрагмента мульфильма « Незнайка - поэт».

IX. Ищем таланты! Проба пера.

- Сочините четверостишия по заданным рифмам, используя известные вам стихотворные размеры. (По вариантам)

(Слайд) …………………….. розы ………………………….темницу

……………………. мой ………………………… девицу

……………………...морозы ………………………… коня

……………………… рукой. ……………………….. дня.

X. Итог. Рефлексия. (Слайд)

Многие говорят, что поэзия - музыка души.

И действительно, поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение.

- А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии?

(Слайд) Продолжите фразу: «Для меня поэзия - это…»

- Давайте прослушаем фрагменты музыкальных произведений и попробуем определить свое душевное состояние, настроение на данный момент.

(Звучать три разные по темпу мелодии)

1 композиция - Марш Черномора из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

2 композиция - Колыбельная. И.Крутой

3 композиция - Весёлая детская кантри-музыка.

- А.С.Пушкин в своём романе "Евгений Онегин" так говорил о главном герое Евгении:

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

-Я буду очень рада, что вы у меня будете отличаться от Евгения Онегина. Как вы думаете, чем?

У каждого искусства свои правила. Чтобы создать настоящее произведение искусства, музыканту надо до тонкостей постичь особенности своего инструмента, певцу - много трудиться, чтобы поставить голос, художнику тоже нужно пройти серьёзную школу, чтобы создать достойное творение.

Поэт должен научиться умело пользоваться свойствами языка. Одно из этих свойств - умение придать своей фразе поэтическое звучание. Для этого и нужно знание существующих в родной поэзии размеров.

XI. Домашнее задание. (Слайд)

Сочините четверостишие. Определите стихотворный размер, способ рифмовки и рифму написанного стихотворения.
Саксофон, медальон, патефон, слон, телефон, микрофон, поклон, домофон, айфон, диктофон, фон.

Например: Старый слон купил айфон

В магазине «Мегафон»

Очень рад покупке слон.

Замечательный айфон!



© 2010-2022