- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа литературного кружка В мире современной литературы
Программа литературного кружка В мире современной литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кутайсова Н.И. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
1.Целенаправленность занятий - важнейшее условие глубокого воздействия на ум и чувства учащихся. Занятия литературой должны отвечать своему назначению, обеспечивая усвоение знаний и развитие школьников, совершенствуя навыки углублённого познания современного художественного произведения. Концепция подготовки учащихся в ходе работы литературного кружка «Алый парус» основывается на воспитании творческих начал личности каждого учащегося, сформированности у школьников представления о современном отечественном литературном процессе, мире отдельных писателей, усвоении наиболее характерных видов анализа литературного произведения, а также на формирование познавательной деятельности учащихся.
2.Актуальность. Данная программа является актуальной для учащихся, т.к. исходит из того, что доминирующим на занятиях кружка должен стать процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. В основу курса литературного кружка положено изучение современной отечественной литературы, которая является отражением современной жизни.
3.Новизна курса состоит в том, что предметом изучения современной литературы на занятиях кружка должно стать художественное произведение, созданное в конце ХХ - начале ХХI как эстетическая реальность в неразрывном единстве формы и содержания. Текст художественного произведения должен осмысливаться учащимися и учить их быть вдумчивыми читателями.
4.Цель работы кружка:
-
восприятие учащимися мира современной литературы
5.Задачи:
-
Образовательная: изучать современную литературу, формировать познавательный интерес старшеклассников к современной литературе; работать с литературоведческой терминологией.
-
Воспитательная: формировать осознанную читательскую позицию, воспитывать интерес к современным литературным произведениям, отражающим разные стороны нашей действительности.
-
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, развивать художественное мышление, художественный вкус, логически связанную речь.
6.Отличительными особенностями программы является возможность научить старшеклассников творческому чтению, восприятию современного произведения как эстетического и духовно-нравственного явления, а также включения личности каждого ученика в процесс постижения современного художественного произведения.
7.Возраст детей - 16 -17 лет (уч-ся 10, 11 класса).
8.Сроки реализации программы - 2 года.
9.Режим занятий: 34 занятия в год, 1 занятие в неделю.
10.Форма занятий - урочная, виды уроков разнообразные:
-
урок-исследование;
-
урок-лекция;
-
киноурок;
-
урок-игра;
-
компьютерный урок;
-
урок-семинар;
-
урок-беседа;
-
урок-дискуссия;
-
творческая мастерская и др.
11.Ожидаемые результаты. Члены литературного кружка «Алый парус» познакомятся с современным отечественным литературным процессом; будут иметь осознанную читательскую позицию; научаться творчески читать произведения ХХ - ХХI века, представлять современную жизнь с разных сторон; вдумываться в литературные образы; овладеют литературоведческой терминологией, которую смогут применить на едином государственном экзамене; разовьют навыки анализа текста, художественный вкус, логически связанную речь и т.д.
12. Формы подведения итогов: литературно-музыкальные композиции, учебно-исследовательские конференции, районные и областные конкурсы.
Содержание программы.
10 класс
Валентин Григорьевич Распутин. Очерк жизни и творчества. История создания повестей, их изучение: «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Женский разговор», «В ту же землю», «Нежданно-негаданно», «Пожар». Статья «России нужна литература, достойная Пушкина и Достоевского». Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность. Связь основных тем произведений Распутина с традициями русской классики. Мудрость Распутинских старух. Проблемы современного общества.
Евгений Иванович Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Яблочный спас». Доброта и милосердие в рассказе. Тяжёлая жизнь ветеранов Великой Отечественной войны.
Виктор Петрович Астафьев. Очерк жизни и творчества. «Людочка». Нравственные идеалы современной молодёжи. Есть ли выход в жизни? «Улыбка волчицы». Экологические вопросы в произведении и в жизни.
Вячеслав Иванович Дёгтев. Очерк жизни и творчества. Рассказы «Выбор», «Последний парад», «Псы войны». Простые и вечные истины в военной прозе В.И.Дёгтева. Образ «псов войны» - образ «потерянного поколения»?
Владимир Маканин. Очерк жизни и творчества. «Кавказский пленный». Ценность человеческой жизни. Тема человеческих судеб в Чеченской войне.
Алексей Варламов. Очерк жизни и творчества. Повесть «Рождение» - философская притча.
Юрий Щербак «Чернобыль». Мужество и героизм работников Чернобыльской атомной станции. Страдания людей.
Творчество Иеромонаха Романа. «Родная речь - Отечеству основа»
Дмитрий Бакин. Рассказы «Сын дерева», «Стражник лжи». Семейные связи, круг родных зависимость человека от близких - предмет писательского внимания.
Учебно-тематический план
№ п.п.
Тема занятия (названия разделов)
Количество
часов
Теория
Практика
№1
Литературная ситуация конца ХХ - начала ХХI века.
1
1
№2
В.Г.Распутин. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Женский разговор», «В ту же землю», «Нежданно-негаданно», «Пожар», «России нужна литература, достойная Пушкина и Достоевского».
2
8
№3
Е.И.Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Яблочный спас».
1
1
№4
В.П.Астафьев. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Людочка», «Улыбка волчицы».
1
3
№5
В.И.Дёгтев. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Выбор», «Последний парад», «Псы войны».
1
3
№6
В.Маканин. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Кавказский пленный».
1
1
№7
А.Варламов. Изучение произведения: «Рождение».
1
1
№8
Ю.Щербак. Изучение произведения: «Чернобыль»
2
2
№9
Творчество Иеромонаха Романа.
1
№10
Д.Бакин. Изучение произведений: «Сын дерева», «Стражник лжи».
1
3
11 класс
Возвращение к духовным истокам в современной литературе.
Веяния времени, нашедшие своё отражение в современной литературе. Значение уроков русского языка и литературы для современного молодого человека. Внутренние цели русской литературы. Мир - как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду.
Н.М.Рубцов. Очерк жизни и творчества. «С душою светлою, как луч…». Наблюдения над лирикой Николая Рубцова. Традиции поэта в современной поэзии. «Доволен я буквально всем!», «Русский огонёк», «Привет , Россия…», «Осенние этюды», «Утро утраты», и другие стихотворения (по выбору учащихся).
«Простой бумаги чистый лист…» Духовно-нравственный потенциал мастерской творческого письма «Молитва белому листу». Духовно-нравственное переживание в ходе работы над создаваемыми образами осени. Анализ стихотворений Е.Комиссаровой, А.Тарковского, В.Набокова, Н.Заболоцкого, Е.Наумовой и др.
Знакомство с творчеством поэтов-нижегородцев: В.Шамшуриным, А.Плотниковым, Ю.Адриановым и др. Традиции Н.Рубцова и С.Есенина в их творчестве.
Трилогия «Заветное» как сохранение духовного опыта в семейном чтении. В.П.Астафьев «Заветное», Г.В.Свиридов «Заветное», Д.С.Лихачёв «Заветное».
В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка». «Союз волшебных звуков, чувств и дум…». По произведению В.П.Астафьева и полонеза М.К.Огинского «Прощание с Родиной». «Ягоды для папы». Система символов в рассказе как одно из средств выражения авторской позиции.
Русская проза 1980- 2000 годов на перекрёстке мнений и споров. Б.Екимов «Пастушья звезда», «Ночь исцеления», «Фетисыч». Переоценка ценностей. Проблемы современного общества. В.Дёгтев «Георгий -Победоносец». Цена человеческой жизни. Терроризм в современном мире. Елена Наумова «Цветок папоротника». Рождение характера через испытания трудностями. В.Г.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». Художественная речь и речевое действие в повести.
Учебно-тематический план
№ п.п.
Тема занятия (названия разделов)
Количество
часов
Теория
Практика
№ 1
Возвращение к духовным истокам в современной литературе.
1
1
№ 2
Веяния времени, нашедшие своё отражение в современной литературе. Значение уроков русского языка и литературы для современного молодого человека. Внутренние цели русской литературы. Мир - как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду.
1
1
№ 3
Н.М.Рубцов. Очерк жизни и творчества. «С душою светлою, как луч…». Наблюдения над лирикой Николая Рубцова. Традиции поэта в современной поэзии. «Доволен я буквально всем!», «Русский огонёк», «Привет , Россия…», «Осенние этюды», «Утро утраты», и другие стихотворения (по выбору учащихся).
1
2
№ 4
«Простой бумаги чистый лист…» Духовно-нравственный потенциал мастерской творческого письма «Молитва белому листу». Духовно-нравственное переживание в ходе работы над создаваемыми образами осени. Анализ стихотворений Е.Комиссаровой, А.Тарковского, В.Набокова, Н.Заболоцкого, Е.Наумовой и др.
1
1
№ 5
Знакомство с творчеством поэтов-нижегородцев: В.Шамшуриным, А.Плотниковым, Ю.Адриановым и др. Традиции Н.Рубцова и С.Есенина в их творчестве.
1
1
№ 6
Трилогия «Заветное» как сохранение духовного опыта в семейном чтении. В.П.Астафьев «Заветное», Г.В.Свиридов «Заветное», Д.С.Лихачёв «Заветное».
2
3
№ 7
В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка». «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» . По произведению В.П.Астафьева и полонеза М.К.Огинского «Прощание с Родиной». «Ягоды для папы». Система символов в рассказе как одно из средств выражения авторской позиции.
2
2
№ 8
Русская проза 1980-2000 годов на перекрёстке мнений и споров. Б.Екимов «Пастушья звезда», «Ночь исцеления», «Фетисыч». Переоценка ценностей. Проблемы современного общества. В.Дёгтев «Георгий -Победоносец». Цена человеческой жизни. Терроризм в современном мире. Елена Наумова «Цветок папоротника». Рождение характера через испытания трудностями.
6
4
№ 9
В.Г.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». Художественная речь и речевое действие в повести.
2
2
Литература, используемая для разработки программы
-
Айзерман Л.С. «Безумство храбрых» и «мудрость жизни»// Литература в школе № 2, 1991.
-
Журнал «Литература в школе» разных лет.
-
Журнал «Уроки литературы» разных лет.
-
Колова С.Д. Простые и вечные истины в военной прозе В.И.Дёгтева // Уроки литературы № 5, 2006.
-
Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. - М., Дрофа 2007.
-
Миронычева В.Ф., Пранцова Г.В. Актуальные проблемы современной литературы в старших классах. - г.Арзамас, 2004.
-
Основина Г.А. «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи» // Литература в школе № 2, 2006.
-
Педагогическая практика по литературе. Учебно-методическое пособие. - Арзамас: АГПИ, 2005.
-
Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания современных школьников. // Под редакцией Мигуновой Т.Л., 2010.
-
Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…» // Литература в школе № 4, 2006.
-
Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…»// Литература в школе № 4, 2006.
-
Севастова Л.С. К любви жертвенной, объединяющей…// Уроки литературы № 3, 2002.
-
Чалмаев В.А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрёстке мнений и споров// Литература в школе № 4, 2002.
Литература, используемая для организации образовательного процесса.
-
Адрианов Ю.А. Светорусье. - Н.Новгород, 1991.
-
Айзерман Л.С. «Безумство храбрых» и «мудрость жизни»// Литература в школе № 2, 1991.
-
Астафьев В.П. Последний поклон. - Красноярск, 1994.
-
Астафьев В.П. Ягоды для папы. Далёкая и близкая сказка.1
-
Дёгтев В.И. Георгий-Победоносец.
-
Екимов Б.Пастушья звезда. Фетисыч. Ночь исцеления.
-
Журнал «Литература в школе» разных лет.
-
Журнал «Уроки литературы» разных лет.
-
Колова С.Д. Простые и вечные истины в военной прозе В.И.Дёгтева // Уроки литературы № 5, 2006.
-
Лихачёв Д.С. Заветное.
-
Миронычева В.Ф., Пранцова Г.В. Актуальные проблемы современной литературы в старших классах. - г.Арзамас, 2004.
-
Наумова Е. Цветок папоротника.
-
Основина Г.А. «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи» // Литература в школе № 2, 2006.
-
Педагогическая практика по литературе. Учебно-методическое пособие. - Арзамас: АГПИ, 2005.
-
Плотников А.И. Земная чаша. - Арзамас, 1993.
-
Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания современных школьников. // Под редакцией Мигуновой Т.Л., 2010.
-
Распутин В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана. - М., 2005.
-
Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…» // Литература в школе № 4, 2006.
-
Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…»// Литература в школе № 4, 2006.
-
Рубцов Н.М. Той девушке, которую люблю. - М.,2003.
-
Свиридов Г.В. Заветное.
-
Севастова Л.С. К любви жертвенной, объединяющей…// Уроки литературы № 3, 2002.
-
Чалмаев В.А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрёстке мнений и споров// Литература в школе № 4, 2002.
Материальное обеспечение программы
-
Портреты поэтов и писателей двадцатого века.
-
Костюмы для инсценирования фрагментов произведений.
-
Компьютерная техника.
-
Диски с записью произведений, презентаций.
Календарно-тематический план на 2011- 2012 учебный год
№ темы
№
занятия
Название темы
Кол-во уроков
Дата
Прим.
№ 1
№ 1
Возвращение к духовным истокам в современной литературе. (Повторение пройденного в 10 классе)
2
08.09
15.09
№ 2
Р.р.Творческая работа.
1
22.09
№ 2
№ 3,4
Веяния времени, нашедшие своё отражение в современной литературе. Значение уроков русского языка и литературы для современного молодого человека. Внутренние цели русской литературы. Мир - как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду.
2
29.09
06.10
№ 3
№ 5
Н.М.Рубцов. Очерк жизни и творчества. «С душою светлою, как луч…».
1
13.10
№ 6
Наблюдения над лирикой Николая Рубцова. Изобразительно-выразительные средства. Традиции поэта в современной поэзии.
1
20.10
№ 7,8
Традиции поэта в современной поэзии. «Доволен я буквально всем!», «Русский огонёк», «Привет , Россия…», «Осенние этюды», «Утро утраты», и другие стихотворения (по выбору учащихся).
2
27.10
10.11
№ 4
№ 9
«Простой бумаги чистый лист…» Духовно-нравственный потенциал мастерской творческого письма «Молитва белому листу». Духовно-нравственное переживание в ходе работы над создаваемыми образами осени. Анализ стихотворений Е.Комиссаровой, А.Тарковского, В.Набокова, Н.Заболоцкого, Е.Наумовой и др.
1
17.11
№ 10
Р.р. Творческая работа.
1
24.11
№ 5
№ 11,12
Знакомство с творчеством поэтов-нижегородцев: В.Шамшуриным, А.Плотниковым, Ю.Адриановым и др. Традиции Н.Рубцова и С.Есенина в их творчестве.
2
01.12
08.12
№ 6
№ 13,14
Трилогия «Заветное» как сохранение духовного опыта в семейном чтении.
2
15.12
22.12
№ 15
В.П.Астафьев «Заветное».
1
29.12
№ 16
Г.В.Свиридов «Заветное».
1
12.01
№ 17
Д.С.Лихачёв «Заветное».
1
19.01
№ 7
№ 18,19
В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка». «Союз волшебных звуков, чувств и дум…». По произведению В.П.Астафьева и полонеза М.К.Огинского «Прощание с Родиной».
2
26.01
02.02
№ 20,21
«Ягоды для папы». Система символов в рассказе как одно из средств выражения авторской позиции.
2
09.02
16.02
№ 8
№ 22
Русская проза 1980- 2000 годов на перекрёстке мнений и споров.
1
23.02
№ 23,24
Б.Екимов «Пастушья звезда», «Ночь исцеления», «Фетисыч». Переоценка ценностей. Проблемы современного общества.
2
01.03
15.03
№ 25
Р.р.Творческая работа по произведениям Б.Екимова.
1
22.03
№ 26,27
В.Дёгтев «Георгий -Победоносец». Цена человеческой жизни. Терроризм в современном мире.
2
05.04
12.04
№ 28,29
Елена Наумова «Цветок папоротника». Рождение характера через испытания трудностями.
2
19.04
26.04
№ 30,31
В.Г.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». Художественная речь и речевое действие в повести.
2
03.05
10.05
№ 32,33
Творческая работа по произведениям В.Г.Распутина.
2
17.05
24.05
№ 9
№ 34
Подведение итогов работы кружка.
1
30.05
1 Источник, приведённый без выходных данных, взят из материалов интернета.
12