Программа литературного кружка В мире современной литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

1.Целенаправленность занятий - важнейшее условие глубокого воздействия на ум и чувства учащихся. Занятия литературой должны отвечать своему назначению, обеспечивая усвоение знаний и развитие школьников, совершенствуя навыки углублённого познания современного художественного произведения. Концепция подготовки учащихся в ходе работы литературного кружка «Алый парус» основывается на воспитании творческих начал личности каждого учащегося, сформированности у школьников представления о современном отечественном литературном процессе, мире отдельных писателей, усвоении наиболее характерных видов анализа литературного произведения, а также на формирование познавательной деятельности учащихся.

2.Актуальность. Данная программа является актуальной для учащихся, т.к. исходит из того, что доминирующим на занятиях кружка должен стать процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. В основу курса литературного кружка положено изучение современной отечественной литературы, которая является отражением современной жизни.

3.Новизна курса состоит в том, что предметом изучения современной литературы на занятиях кружка должно стать художественное произведение, созданное в конце ХХ - начале ХХI как эстетическая реальность в неразрывном единстве формы и содержания. Текст художественного произведения должен осмысливаться учащимися и учить их быть вдумчивыми читателями.

4.Цель работы кружка:

  • восприятие учащимися мира современной литературы

5.Задачи:

  • Образовательная: изучать современную литературу, формировать познавательный интерес старшеклассников к современной литературе; работать с литературоведческой терминологией.

  • Воспитательная: формировать осознанную читательскую позицию, воспитывать интерес к современным литературным произведениям, отражающим разные стороны нашей действительности.

  • Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, развивать художественное мышление, художественный вкус, логически связанную речь.

6.Отличительными особенностями программы является возможность научить старшеклассников творческому чтению, восприятию современного произведения как эстетического и духовно-нравственного явления, а также включения личности каждого ученика в процесс постижения современного художественного произведения.

7.Возраст детей - 16 -17 лет (уч-ся 10, 11 класса).

8.Сроки реализации программы - 2 года.

9.Режим занятий: 34 занятия в год, 1 занятие в неделю.

10.Форма занятий - урочная, виды уроков разнообразные:

  • урок-исследование;

  • урок-лекция;

  • киноурок;

  • урок-игра;

  • компьютерный урок;

  • урок-семинар;

  • урок-беседа;

  • урок-дискуссия;

  • творческая мастерская и др.

11.Ожидаемые результаты. Члены литературного кружка «Алый парус» познакомятся с современным отечественным литературным процессом; будут иметь осознанную читательскую позицию; научаться творчески читать произведения ХХ - ХХI века, представлять современную жизнь с разных сторон; вдумываться в литературные образы; овладеют литературоведческой терминологией, которую смогут применить на едином государственном экзамене; разовьют навыки анализа текста, художественный вкус, логически связанную речь и т.д.

12. Формы подведения итогов: литературно-музыкальные композиции, учебно-исследовательские конференции, районные и областные конкурсы.







Содержание программы.

10 класс

Валентин Григорьевич Распутин. Очерк жизни и творчества. История создания повестей, их изучение: «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Женский разговор», «В ту же землю», «Нежданно-негаданно», «Пожар». Статья «России нужна литература, достойная Пушкина и Достоевского». Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность. Связь основных тем произведений Распутина с традициями русской классики. Мудрость Распутинских старух. Проблемы современного общества.

Евгений Иванович Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Яблочный спас». Доброта и милосердие в рассказе. Тяжёлая жизнь ветеранов Великой Отечественной войны.

Виктор Петрович Астафьев. Очерк жизни и творчества. «Людочка». Нравственные идеалы современной молодёжи. Есть ли выход в жизни? «Улыбка волчицы». Экологические вопросы в произведении и в жизни.

Вячеслав Иванович Дёгтев. Очерк жизни и творчества. Рассказы «Выбор», «Последний парад», «Псы войны». Простые и вечные истины в военной прозе В.И.Дёгтева. Образ «псов войны» - образ «потерянного поколения»?

Владимир Маканин. Очерк жизни и творчества. «Кавказский пленный». Ценность человеческой жизни. Тема человеческих судеб в Чеченской войне.

Алексей Варламов. Очерк жизни и творчества. Повесть «Рождение» - философская притча.

Юрий Щербак «Чернобыль». Мужество и героизм работников Чернобыльской атомной станции. Страдания людей.

Творчество Иеромонаха Романа. «Родная речь - Отечеству основа»

Дмитрий Бакин. Рассказы «Сын дерева», «Стражник лжи». Семейные связи, круг родных зависимость человека от близких - предмет писательского внимания.





Учебно-тематический план

№ п.п.

Тема занятия (названия разделов)

Количество

часов

Теория

Практика

№1

Литературная ситуация конца ХХ - начала ХХI века.

1

1

№2

В.Г.Распутин. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Женский разговор», «В ту же землю», «Нежданно-негаданно», «Пожар», «России нужна литература, достойная Пушкина и Достоевского».

2

8

№3

Е.И.Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Яблочный спас».

1

1

№4

В.П.Астафьев. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Людочка», «Улыбка волчицы».

1

3

№5

В.И.Дёгтев. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Выбор», «Последний парад», «Псы войны».

1

3

№6

В.Маканин. Очерк жизни и творчества. Изучение произведений: «Кавказский пленный».

1

1

№7

А.Варламов. Изучение произведения: «Рождение».

1

1

№8

Ю.Щербак. Изучение произведения: «Чернобыль»

2

2

№9

Творчество Иеромонаха Романа.

1


№10

Д.Бакин. Изучение произведений: «Сын дерева», «Стражник лжи».

1

3



11 класс

Возвращение к духовным истокам в современной литературе.

Веяния времени, нашедшие своё отражение в современной литературе. Значение уроков русского языка и литературы для современного молодого человека. Внутренние цели русской литературы. Мир - как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду.

Н.М.Рубцов. Очерк жизни и творчества. «С душою светлою, как луч…». Наблюдения над лирикой Николая Рубцова. Традиции поэта в современной поэзии. «Доволен я буквально всем!», «Русский огонёк», «Привет , Россия…», «Осенние этюды», «Утро утраты», и другие стихотворения (по выбору учащихся).

«Простой бумаги чистый лист…» Духовно-нравственный потенциал мастерской творческого письма «Молитва белому листу». Духовно-нравственное переживание в ходе работы над создаваемыми образами осени. Анализ стихотворений Е.Комиссаровой, А.Тарковского, В.Набокова, Н.Заболоцкого, Е.Наумовой и др.

Знакомство с творчеством поэтов-нижегородцев: В.Шамшуриным, А.Плотниковым, Ю.Адриановым и др. Традиции Н.Рубцова и С.Есенина в их творчестве.

Трилогия «Заветное» как сохранение духовного опыта в семейном чтении. В.П.Астафьев «Заветное», Г.В.Свиридов «Заветное», Д.С.Лихачёв «Заветное».

В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка». «Союз волшебных звуков, чувств и дум…». По произведению В.П.Астафьева и полонеза М.К.Огинского «Прощание с Родиной». «Ягоды для папы». Система символов в рассказе как одно из средств выражения авторской позиции.

Русская проза 1980- 2000 годов на перекрёстке мнений и споров. Б.Екимов «Пастушья звезда», «Ночь исцеления», «Фетисыч». Переоценка ценностей. Проблемы современного общества. В.Дёгтев «Георгий -Победоносец». Цена человеческой жизни. Терроризм в современном мире. Елена Наумова «Цветок папоротника». Рождение характера через испытания трудностями. В.Г.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». Художественная речь и речевое действие в повести.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Тема занятия (названия разделов)

Количество

часов



Теория

Практика

№ 1

Возвращение к духовным истокам в современной литературе.

1

1

№ 2

Веяния времени, нашедшие своё отражение в современной литературе. Значение уроков русского языка и литературы для современного молодого человека. Внутренние цели русской литературы. Мир - как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду.

1

1

№ 3

Н.М.Рубцов. Очерк жизни и творчества. «С душою светлою, как луч…». Наблюдения над лирикой Николая Рубцова. Традиции поэта в современной поэзии. «Доволен я буквально всем!», «Русский огонёк», «Привет , Россия…», «Осенние этюды», «Утро утраты», и другие стихотворения (по выбору учащихся).

1

2

№ 4

«Простой бумаги чистый лист…» Духовно-нравственный потенциал мастерской творческого письма «Молитва белому листу». Духовно-нравственное переживание в ходе работы над создаваемыми образами осени. Анализ стихотворений Е.Комиссаровой, А.Тарковского, В.Набокова, Н.Заболоцкого, Е.Наумовой и др.

1

1

№ 5

Знакомство с творчеством поэтов-нижегородцев: В.Шамшуриным, А.Плотниковым, Ю.Адриановым и др. Традиции Н.Рубцова и С.Есенина в их творчестве.

1

1

№ 6

Трилогия «Заветное» как сохранение духовного опыта в семейном чтении. В.П.Астафьев «Заветное», Г.В.Свиридов «Заветное», Д.С.Лихачёв «Заветное».

2

3

№ 7

В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка». «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» . По произведению В.П.Астафьева и полонеза М.К.Огинского «Прощание с Родиной». «Ягоды для папы». Система символов в рассказе как одно из средств выражения авторской позиции.

2

2

№ 8

Русская проза 1980-2000 годов на перекрёстке мнений и споров. Б.Екимов «Пастушья звезда», «Ночь исцеления», «Фетисыч». Переоценка ценностей. Проблемы современного общества. В.Дёгтев «Георгий -Победоносец». Цена человеческой жизни. Терроризм в современном мире. Елена Наумова «Цветок папоротника». Рождение характера через испытания трудностями.

6

4

№ 9

В.Г.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». Художественная речь и речевое действие в повести.

2

2

















Литература, используемая для разработки программы

  • Айзерман Л.С. «Безумство храбрых» и «мудрость жизни»// Литература в школе № 2, 1991.

  • Журнал «Литература в школе» разных лет.

  • Журнал «Уроки литературы» разных лет.

  • Колова С.Д. Простые и вечные истины в военной прозе В.И.Дёгтева // Уроки литературы № 5, 2006.

  • Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. - М., Дрофа 2007.

  • Миронычева В.Ф., Пранцова Г.В. Актуальные проблемы современной литературы в старших классах. - г.Арзамас, 2004.

  • Основина Г.А. «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи» // Литература в школе № 2, 2006.

  • Педагогическая практика по литературе. Учебно-методическое пособие. - Арзамас: АГПИ, 2005.

  • Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания современных школьников. // Под редакцией Мигуновой Т.Л., 2010.

  • Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…» // Литература в школе № 4, 2006.

  • Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…»// Литература в школе № 4, 2006.

  • Севастова Л.С. К любви жертвенной, объединяющей…// Уроки литературы № 3, 2002.

  • Чалмаев В.А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрёстке мнений и споров// Литература в школе № 4, 2002.

Литература, используемая для организации образовательного процесса.

  • Адрианов Ю.А. Светорусье. - Н.Новгород, 1991.

  • Айзерман Л.С. «Безумство храбрых» и «мудрость жизни»// Литература в школе № 2, 1991.

  • Астафьев В.П. Последний поклон. - Красноярск, 1994.

  • Астафьев В.П. Ягоды для папы. Далёкая и близкая сказка.1

  • Дёгтев В.И. Георгий-Победоносец.

  • Екимов Б.Пастушья звезда. Фетисыч. Ночь исцеления.

  • Журнал «Литература в школе» разных лет.

  • Журнал «Уроки литературы» разных лет.

  • Колова С.Д. Простые и вечные истины в военной прозе В.И.Дёгтева // Уроки литературы № 5, 2006.

  • Лихачёв Д.С. Заветное.

  • Миронычева В.Ф., Пранцова Г.В. Актуальные проблемы современной литературы в старших классах. - г.Арзамас, 2004.

  • Наумова Е. Цветок папоротника.

  • Основина Г.А. «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи» // Литература в школе № 2, 2006.

  • Педагогическая практика по литературе. Учебно-методическое пособие. - Арзамас: АГПИ, 2005.

  • Плотников А.И. Земная чаша. - Арзамас, 1993.

  • Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания современных школьников. // Под редакцией Мигуновой Т.Л., 2010.

  • Распутин В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана. - М., 2005.

  • Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…» // Литература в школе № 4, 2006.

  • Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…»// Литература в школе № 4, 2006.

  • Рубцов Н.М. Той девушке, которую люблю. - М.,2003.

  • Свиридов Г.В. Заветное.

  • Севастова Л.С. К любви жертвенной, объединяющей…// Уроки литературы № 3, 2002.

  • Чалмаев В.А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрёстке мнений и споров// Литература в школе № 4, 2002.

Материальное обеспечение программы

  • Портреты поэтов и писателей двадцатого века.

  • Костюмы для инсценирования фрагментов произведений.

  • Компьютерная техника.

  • Диски с записью произведений, презентаций.

Календарно-тематический план на 2011- 2012 учебный год

№ темы

занятия


Название темы

Кол-во уроков

Дата

Прим.

№ 1

№ 1

Возвращение к духовным истокам в современной литературе. (Повторение пройденного в 10 классе)

2

08.09

15.09

№ 2

Р.р.Творческая работа.

1

22.09

№ 2

№ 3,4

Веяния времени, нашедшие своё отражение в современной литературе. Значение уроков русского языка и литературы для современного молодого человека. Внутренние цели русской литературы. Мир - как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду.

2

29.09

06.10

№ 3

№ 5

Н.М.Рубцов. Очерк жизни и творчества. «С душою светлою, как луч…».

1

13.10

№ 6

Наблюдения над лирикой Николая Рубцова. Изобразительно-выразительные средства. Традиции поэта в современной поэзии.

1

20.10

№ 7,8

Традиции поэта в современной поэзии. «Доволен я буквально всем!», «Русский огонёк», «Привет , Россия…», «Осенние этюды», «Утро утраты», и другие стихотворения (по выбору учащихся).

2

27.10

10.11

№ 4

№ 9

«Простой бумаги чистый лист…» Духовно-нравственный потенциал мастерской творческого письма «Молитва белому листу». Духовно-нравственное переживание в ходе работы над создаваемыми образами осени. Анализ стихотворений Е.Комиссаровой, А.Тарковского, В.Набокова, Н.Заболоцкого, Е.Наумовой и др.

1

17.11

№ 10

Р.р. Творческая работа.

1

24.11

№ 5

№ 11,12

Знакомство с творчеством поэтов-нижегородцев: В.Шамшуриным, А.Плотниковым, Ю.Адриановым и др. Традиции Н.Рубцова и С.Есенина в их творчестве.

2

01.12

08.12

№ 6

№ 13,14

Трилогия «Заветное» как сохранение духовного опыта в семейном чтении.

2

15.12

22.12

№ 15

В.П.Астафьев «Заветное».

1

29.12

№ 16

Г.В.Свиридов «Заветное».

1

12.01

№ 17

Д.С.Лихачёв «Заветное».

1

19.01

№ 7

№ 18,19

В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка». «Союз волшебных звуков, чувств и дум…». По произведению В.П.Астафьева и полонеза М.К.Огинского «Прощание с Родиной».

2

26.01

02.02

№ 20,21

«Ягоды для папы». Система символов в рассказе как одно из средств выражения авторской позиции.

2

09.02

16.02

№ 8

№ 22

Русская проза 1980- 2000 годов на перекрёстке мнений и споров.

1

23.02

№ 23,24

Б.Екимов «Пастушья звезда», «Ночь исцеления», «Фетисыч». Переоценка ценностей. Проблемы современного общества.

2

01.03

15.03

№ 25

Р.р.Творческая работа по произведениям Б.Екимова.

1

22.03

№ 26,27

В.Дёгтев «Георгий -Победоносец». Цена человеческой жизни. Терроризм в современном мире.

2

05.04

12.04

№ 28,29

Елена Наумова «Цветок папоротника». Рождение характера через испытания трудностями.

2

19.04

26.04

№ 30,31

В.Г.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». Художественная речь и речевое действие в повести.

2

03.05

10.05

№ 32,33

Творческая работа по произведениям В.Г.Распутина.

2

17.05

24.05

№ 9

№ 34

Подведение итогов работы кружка.

1

30.05



1 Источник, приведённый без выходных данных, взят из материалов интернета.

12


© 2010-2022