- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспек урока Времена года в лиреке Б. Л. Пастернака
Конспек урока Времена года в лиреке Б. Л. Пастернака
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бузько А.В. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5
Открытый урок в 5 классе. Учитель А.В.Бузько.
Времена года в лирике Б. Л. Пастернака
Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства - природа. Нет, пожалуй, ни одного поэта, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Нам с вами очень повезло. Мы живём в средней полосе России, где ярко выражены все времена года. И это помогает жить. Ведь что бы ни случилось: войны, природные катаклизмы, уход близкого человека - мир стоит, и на смену зиме обязательно придёт весна. Борис Пастернак назвал это «врачующей непреложностью мира».
А с другой стороны смена одного другим всегда очень сложна, человеку трудно жить в такие переходные периоды, социальные или природные. А у нас четыре раза в год происходят эти переходы из одного в другое. И мне кажется, что это закаляет характер, делает нас более мужественными, сильными, стойкими.
Русская поэзия располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Давайте посмотрим, как же изображены четыре времени года в лирике Б.Л.Пастернака.
-
С какого стихотворения начнём?
-
Какой видится осень Пастернаку?
-
Зачем первое назывное предложение?
-
С чем ассоциируется осень у Пастернака?
-
Какова роль повтора: «…залы, залы, залы, залы»?
-
Какую функцию выполняют эпитеты?
-
Какое значение имеют метафоры?
-
Как идёт развитие словесных образов?
-
Каким размером написано стихотворение?
-
К чему подводит нас последняя строка?
Итак, зима. Я выбрала самое любимое стихотворение «Снег идёт». Давайте послушаем его в исполнении Кати Сорх.
-
Название стихотворения отражает тему или идею?
-
Какова роль этого завораживающего рефрена «снег идёт»?
-
Каким размером написано стихотворение?
Стихотворение написано хореем, но эта строчка:
Снег идёт, снег идёт -
сочетание хорея, спондея и ямба (четыре ударения на три слога!).
На протяжении всей строки Пастернак держит верхнее «до». Это притягивает внимание читателя к этой строке, повторяющееся в стихотворении 10 раз и помогает понять идею стихотворения: снег идёт, время идёт, поэтому надо спешить, жизнь не имеет черновиков, и надо каждый день, каждый час, каждую минуту жить начисто. Такие требования предъявлял поэт прежде всего к себе. Но какой бы долгой ни была зима, на смену ей обязательно придёт весна. И для весны я выбрала самое пастернаковское стихотворение из сборника «Сестра моя - Жизнь» «Ты в ветре веткой пробующем…»
-
Какие краски вы видите в первой строке стихотворения?
-
Но вот по саду пробегают первые лучи солнца, что изменилось?
-
Зачем поэту понадобилась зарисовка ночного сада?
-
А какой звук появляется?
По своей композиции стихотворение напоминает скрябинскую сонату, сопровождающуюся цвето-световыми эффектами. Сад, чаще всего плачущий, предстаёт у Б.Пастернака символом Рая небесного и недостижимого и непостижимого, как сама жизнь, рая земного. Это уже философский мотив стихотворения.
-
Чьё мировоззрение оказало колоссальное влияние на Б.Пастернака и подтолкнуло к созданию книги «Сестра моя - Жизнь».
Прочитав эту книгу, Марина Цветаева написала: «Я попала под неё, как под ливень. Ливень: всё небо на голову, отвесом: ливень впрямь, ливень вкось… ты ни при чём: раз уж попал - расти! Световой ливень».
-
Как вы понимаете эти слова?
Пастернак не склонен был предписывать искусству цели конкретные и практические. Но вся его поэзия, с моей точки зрения, исполнена большой внутренней целеустремлённости. Открыть человеку глаза на мир, на чудо творения - уже это одно создаёт вокруг неё нравственный ореол, утверждает красоту и добро в качестве основополагающих жизненных принципов.
Он хотел населить мир одухотворёнными вещами - и тем поднять всё сущее в глазах человека на новую ступень.
Стихотворение «Июль» напрямую связано с переделкинским домом.
-
Кто же герой этого стихотворения?
«Грудь поэта заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул её всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает её, но никогда не выдохнет», - писала Марина Цветаева.
«Но надо возделывать свой сад», - сказал французский философ Вольтер. Пастернак возделывал свой сад - сад поэзии. Однако свой ли только, если это не просто сад, и не просто стихи? Если это сад - вселенная, место жизни человека и человечества. Был на Руси художник Андрей Рублёв. Он писал «Троицу» - образ вселенского единства и всепобеждающей одухотворённой любви, - писал в эпоху жестоких междуусобиц внутри страны и диких нашествий извне. Поэзия Б.Пастернака утверждает жизнь как высшую одухотворённую ценность. Марина Цветаева в статье «Цветовой ливень» подводит итог своим размышлениям о пафосе поэзии Пастернака: «… И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать…».
-
Так зачем же читать стихи Бориса Пастернака?!