Конспект урока на тему Нравственные проблемы в повести А. Алексина «Раздел имущества (8 класс)

А. Моруа писал: "Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный". Я хочу предложить вам  материал  интегрированного урока по произведению А. Алексина  «Раздел имущества», проведенного два года назад в 8 классе. Необходимость такого урока возникла в результате подготовки выступления ученицы на Окружном семинаре по литературе «Духовно-нравственные истоки русской литературы». Ее сочинение по теме «Образ бабушки в произведениях русских писателей  я тоже решила опубл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Нравственные проблемы в повести А.Алексина «Раздел имущества».

Тип: урок внеклассного чтения; урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цели урока.

1.Продолжить работу над умением анализировать эпическое произведение.

2.Рассмотреть проблемы, поднятые А.А.Алексиным в повести, с позиции нравственности.

3.Продолжить отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

4.Воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями.

5.Формировать в учениках талант человечности.

Задачи:

Обучающая : обучать выразительному чтению, литературоведческому анализу текста;

Развивающая:

1) прививать навыки лингвистического анализа текста,

навыки работы со словом;

2)- умение логически мыслить;

3)-умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения;

4)развивать познавательные мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления;

5)развивать умение проводить рефлексию на основе самоконтроля и взаимоконтроля;

6)реализовывать коммуникативный подход обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем.

Воспитательные:

1)воспитывать бережное отношение к родному слову;

2)воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями;

3)формировать в учениках талант человечности;

Планируемые результаты:

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий:

• формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе и приобретение опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическое освоению умений, составляющих основу коммуникативной

компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели

партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий:

• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

-работать с текстом, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в нем информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов, синквейнов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, карт понятий -опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты

Оборудование: слайд-фильм, компьютер, проектор, учебная доска.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Эпиграфы: Надо учить не литературу, а литературой;

в мире не существует более сильного и прекрасного средства,

чтобы заставить людей прямо смотреть друг другу в глаза.

В.Каверин.


Нужен тот, кто нужен.

Нужен, когда нужен...

Нужен, пока нужен.


А.Алексин.





Подготовка к уроку:

ИНДИВИДУАЛЬНО:

1. Найти биографию А.Алексина, подготовить рассказ о жизненном и творческом пути писателя (подготовить презентацию).

2. Выяснить: представителям каких профессий интересна была книга с точки зрения специальности и почему.

3. Нарисовать портреты героев произведения для дальнейшей работы в классе.

Задание ДЛЯ КЛАССА по литературе.

1. Определить тему произведения.

2. Определить идею произведения.

3. Составить схему (устно) основных событий (сюжет), определить основной конфликт ( фабула).

4. Определить композицию.

5. Охарактеризовать главных героев.


На доске - тема урока: Нравственные проблемы в повести А.АЛЕКСИНА «РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА».

Ход урока.

I. Организация класса.

1. Орг.момент.

2. Введение в урок.

-Дома вы познакомились с произведением и биографией писателя А.Алексина

(СООБЩЕНИЕ БИОГРАФИИ).

- Произведение Алексина, как вы думаете, людям каких профессий б.бы интересно,с профессиональной точки зрения и почему? (Индивидуальное задание).

Медикам.

Психологам.

Ученикам. Интересно ли было читать это произведение вам? Почему?

-Как мы уже поняли, прочитав произведение, девочка получила «родовую травму», по мнению врачей, ей грозил «детский кретинизм». Бабушка, отказавшись от личного счастья, выходила девочку, помогла ей преодолеть последствия травмы. Совершила человеческий подвиг. Девочка взамен отдала ей сердце, назвав самым близким человеком. Девочка выросла, бабушка стала не нужна ее родителям. Приревновав дочь к свекрови , мать Веры, опираясь на поддержку мужа, решает от нее избавиться.

-Мы, конечно же, на уроке литературы рассмотрим последний аспект данного произведения.

Давайте попробуем сформулировать цели урока:

1. Рассмотреть проблемы, поднятые А.Алексиным в произведении с позиции нравственности.

2.Продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение.

3.Воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями.

Так как одной точки зрения у нас скорее всего не будет,то....

4. Продолжить отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

5.Формировать в учениках талант человечности.

Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки.

Объясните смысл этого слова. В интернете представлено несколько значений, какое вам ближе, почему:

Проектор:

Нравственность:

  • Устоявшиеся моральные требования, которые люди стараются выполнять;

  • Одно из условий жизни для человека;

  • Определенные правила культуры человека;

  • Свойство, которое человек приобретает со временем;

  • Дела, которые стараются выполнять люди.

  • Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.


Анализ художественного произведения.

Какие важные проблемы поднимает автор в повести "Раздел имущества"?

- проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;

- взаимоотношение между родителями и

детьми;

- проблема семейного счастья.

-(Групповая работа).Филологи по сути дела уже кратко пересказали произведение. Попробуйте охарактеризовать героев. Распределите (соедините) героев и их качества, допишите, если не хватает каких-то черт.

Приведите доказательства из текста.

Охарактеризуйте основных героев

Мать - бездушная, сухая, расчётливая, эгоистичная, властная, сумевшая подмять мужа под себя, не забывает выглядеть красиво. идет против своей совести, обижая близкого человека, «некачественные» принципы (слайд). Смысл её жизни - самолюбование «собственным подвигом».

Отец - слабый, тихий, потерявший лицо, интерес к жизни, уступивший жене право решать всё (......).

Бабушка - необыкновенно добрая, горячо любящая внучку, забывшая о себе ради девочки, помогающая девочке побороть болезнь, ничего не требуя взамен (слайд).

2-я бабушка - «Телефонное воспитание».

- Как живёт семья ? Какова цель?

Всё поставлено на карту. Главное - вылечить ребёнка.

Разные люди собрались под одной крышей. Если бы вам было предложено сфотографировать эту семью, как бы вы расположили героев?(индивидуальное задание)

- Охарактеризуйте главную героиню ( задание в паре).

-Какие два пути были у Веры в жизни?

- Есть два пути: 1) школа для умственно отсталых, плохая речь, ДЦП; 2) необучаемость.

- Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование Анисию Ивановну?

Он вводит героиню- бабушку Анисию.

-Вспомним, какова ее роль в жизни Веры, ведь у девочки две бабушки.

Следовательно, какой будет жизнь, зависит от тех, кто рядом.

Ребёнка может ожидать: 1) семья, которая упивается горем;

2) семья, которая относится к ребёнку как к здоровому.

Игровая мотивация является реабилитацией. Ответственность за ребёнка ложится на тех, кто рядом.

Но внутри семьи зреет конфликт.

-Подберите синоним к слову "конфликт"

-Каковы этапы развития конфликта?

Вехи развития конфликта:

  • несостоявшееся замужество бабушки;

  • уход от больницы;

  • смена профессии отцом;

  • смерть тёти Мани;

  • банкет;

  • сочинение.

-Проследите, как меняется отношение к бабушке Анисье в семье. В повести образуется два лагеря. Первый - родители. Ко второму лагерю относится бабушка.

-На чьей стороне вы? однозначен ли ответ?

-Каково отношение Веры к матери ?Найдите в тексте подтверждение своим размышлениям.(Бездумно мама....)

-Какое событие ,на ваш взгляд ,еще больше усугубило конфликт между Верой и мамой?(Приведите цитату из текста)....

- Почему Вера выбрала Анисью Ивановну на роль главной героини своего сочинения? Что оскорбило мать?(Прочитайте).

- Почему Вера назвала себя той частью имущества, которая отойдёт к бабушке?

- Откуда берется эта формулировка "часть имущества".

- Какова роль эпизодов, описывающих судебное разбирательство?

Конфликт, произошедший в семье Веры, не является исключительным. Недаром лейтмотивом в повести проходит тема суда молодого человека со своей матерью. «Судиться со своей матерью - самое лишнее на земле дело», - произносит бесстрастным голосом судья мужчине, «выдавленному из тюбика». Это предательство. Самое трудное в подобных ситуациях понять, что, нарушая любовь к ближнему, предаешь себя.

Обратимся к эпиграфу урока......Соотнесите его с основной мыслью произведения.

-Составьте, пожалуйста, синквейн:

девочки-отражающий основную мысль произведения;

мальчики- характеризующий Анисью Ивановну

Составьте ,пожалуйста, синквейн,1) отражающий основную мысль произведения,2) характеризующий Анисью Ивановну.

Индивидуальная работа - разукрасить героев. (Вариант: даны портреты героев. Необходимо разместить их так, как бы Вы хотели, чтобы они были размещены на фотографии).Обсуждение.

Обратимся к эпиграфу урока…Соотнесите его с основной мыслью произведения.

Сформулируйте идею повести (слайд).

Нельзя выбрасывать из своей жизни людей, словно ненужные, отслужившие вещи. Нужно уметь быть благодарным. Нельзя соперничать за душу ребёнка.

-Алексин поднимает проблему бездуховности, растаптывающую совесть и чувство долга. В современном мире нужны лишь те люди, которые могут пригодиться. Согласны ли вы с этим?

Домашнее задание.

1.Сочинение-рассуждение

« Самый главный человек в моей жизни».

2. Сочинение-рассуждение «В современном мире нужны лишь те люди, которые могут пригодиться».

-На доске появляется слайд "Диоген в бочке".

-Как вы думаете, какова связь этого образа с темой нашего урока? Зачем был нужен Диогену фонарь?(Найдите правильный ответ).

Обратимся к 1-му эпиграфу.

-Попробуйте ответить на вопрос: что изменилось во мне сегодня?

Поставьте себе оценку за урок и оцените свой уровень "толерантности" (таблица).

Таблица1.

Черты толерантной личности

Вера

Я

Расположенность к другим

+

Снисходительность

Терпение

Чуткость

Терпимость к различиям

Умение владеть собой

Доброжелательность

Способность к сопереживанию

Умение не осуждать других

Умение слушать

Любознательность


Таблица 2.

Коммуникативное поведение на уроке

Я+/_

В работе на уроке принимали участие все члены группы

Я вел себя как член группы, а не как преподаватель

Я не вел себя так, как будто знал ответ на все вопросы

Обсуждение иногда уходило в сторону, но мы не сбились с пути.

Группа достигла поставленной цели.

Моя оценка по предмету на уроке.

2345

Моя оценка как толерантной личности.

2345



Приложение.

Сочинение на тему

«Образ бабушки в произведениях русских писателей»

ученицы 8 класса «Б» Гуськовой Дианы

Учитель Обозная Н.Ю.

У каждого из нас слово «бабушка» ассоциируется с совершенно конкретным образом близкого человека, члена семьи, который живет рядом и играет важную роль в нашей жизни. Но какой бы ни была наша реальная современная бабушка - активной, работоспособной, образованной, обладающей огромным жизненным опытом, или тихой, кроткой по природе своей, безгранично любящей свою семью, детей, внуков и правнуков, она была, есть и будет хранительницей семейных традиций, той «русской печкой», от которой исходит тепло и вкусный запах пирогов.

Бабушка… Исконно русское слово. Ни в одном языке не звучит оно так трепетно и нежно. Бабушка... Мягкое, теплое слово. В него хочется закутаться, как в пуховую шаль, забравшись в глубокое кресло и подобрав под себя ноги, и ощутить покой и защищенность.

Бабушки… Какую роль сыграли они в жизни великих людей?

Наверное, нет в нашей стране человека, который не любил бы произведения А.С.Пушкина. Однако не многие знают, что будущему гению выпала горькая доля быть нелюбимым ребенком для своих родителей. Мать мальчика видела в своем смуглом некрасивом сыне, похожем на арапчонка, черты своего отца, по вине которого она и ее мать очень страдали. К счастью, в жизни Пушкина появилась Мария Алексеевна Ганнибал - его бабушка, которая переехала в Москву и стала жить вместе с матерью поэта в их доме, когда мальчику не исполнилось и года. Она помогала дочери вести хозяйство и растить детей. Любящая бабушка окружила ребенка любовью и заботой. Саша называл ее мамушкой. Именно бабушка обучила внука родному русскому языку, так как в семье Пушкиных было принято говорить по- французски. Пройдя немало испытаний в жизни, она сохранила широту своей души, искреннюю доброту. Поэт с детских лет слушал чудесные русские сказки, рассказы об истории своего рода. Бабушка делилась с внуком всем тем, чем была богата ее щедрая душа.

Вот строки из его стихотворения, в котором поэт вспоминает бабушку:

« Люблю от бабушки московской

Я толки слушать о родне,

О толстобрюхой старине…»

Мария Алексеевна рассказывала внуку о своих предках, об арапе Петра Великого, о своем дедушке Ржевском, к которому приезжал сам царь Петр 1.Эти воспоминания оставили глубокий след в сердце поэта и нашли отражение в его творчестве.

В память о любимой бабушке Пушкин назвал свою дочь Марией.

В судьбе и воспитании другого знаменитого поэта - М. Ю. Лермонтова также большую роль сыграла его бабушка - Елизавета Арсеньева. Все детство Михаила Юрьевича прошло «на ее (бабушкиных) коленях». Именно бабушка спасла его от ссылки на каторгу, молила власти о помиловании внука. Но в своих произведениях Лермонтов ни разу не обратился к ее образу. Он не чувствовал духовного родства с этим близким человеком, и в огромном поэтическом мире места для бабушки не нашлось.

Одна из наиболее известных литературных бабушек - Акулина Ивановна из автобиографической повести М.Горького «Детство». Человек богатой души, мудрая, бескорыстная, героически бесстрашная в борьбе со стихией огня, когда во время пожара она спасала свой дом, хозяйство. Она стала лучом света для Горького, самым верным его другом.

Он написал о своей бабушке такие строки: « Вся она темная, но светилась изнутри… негасимым, веселым и теплым светом». Горький прошел школу жизни, щедрую и суровую, полную любви и ненависти. И рядом всегда были воспоминания о его замечательной бабушке.

Героиня автобиографического цикла рассказов В.Астафьева «Последний поклон» - бабушка Катерина, сибирская крестьянка. Рассказ ведётся от лица её внука Витьки Потылицына, очень эмоционального до слёз мальчика, с открытой душой, чуткого и доверчивого. Для него бабушка- это та, которая «не отдаст, не отпустит, спрячет надёжно», «была… отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого…»

Герой горько винит себя за то, что не смог приехать на похороны бабушки, «чтобы закрыть глаза, отдать последний поклон» и нет у него слов для своего оправдания.

Обе бабушки в этих произведениях «большие», «величавые», мягкие, тёплые. К их телу хотелось прижаться, почувствовать себя защищённым. У Астафьева - «она вроде святой», у Горького «она точно большая кошка - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». «На этих бабушках держится хозяйство , они гостеприимные , неустанно хлопочущие по дому».

Нередко в прозе бабушки изображаются людьми из другой эпохи, из другой жизни, вызывающие у своих детей и внуков не сентиментальные чувства, а, напротив, брезгливость, равнодушие и жестокосердие. «Бабушки на лавочке» - словно пережиток прошлого, которые «нужны, пока нужны». Такими произведениями стали повесть А.Алексина «Раздел имущества» и рассказ А. Костюнина «Сострадание».

В повести «Раздел имущества» судьбы героев сплетены вокруг больной с рождения девочки Веры. И мама девочки, и отец, и бабушка - все любят ее, но только бабушка смогла «поставить её на ноги, сначала в прямом, а потом и в переносном смысле». Она верила, что внучка сможет стать физически полноценным человеком, если обращаться и воспринимать её как здоровую. И всё у неё получилось. Вера стала полноценной девушкой. Свои личные тайны она доверяла только бабушке. В школьном сочинении на тему «Главный человек в моей жизни» Вера написала о бабушке, ведь она подарила ей «второе рождение», стала второй мамой. Однако её родную мать это очень обидело, она стала ревновать девочку к бабушке и решила разменять квартиру через суд. Каждый хотел занять место в сердце девушки, но оно давно уже принадлежало только бабушке. В записке родителям Вера написала: «Я буду той частью имущества, которая по суду отойдёт к бабушке. Отец, видя состояние дочери, теперь уже обреченной на пожизненную инвалидность, пытается утешить ее словами своей матери, что ничего страшного не произойдет, ничего делить не будут. Но и он не понимает, что самое ужасное уже произошло. Уверенность девочки, как и любого ребенка, что «детство - любовь ко всем, ко всему, вера в то, что все любят всех и каждого» рушится. Суда, действительно, не было, но бабушка уехала в деревню. Повесть обрывается, но в душе надолго остаётся осадок горечи за оскорблённые чувства пожилого человека, за то, что сын оказался бесхарактерным и смог совершить такой поступок, ведь « судиться с матерью - самое лишнее дело на земле». Эта повесть заставляет нас честно ответить самим себе на вопросы: готовы ли мы прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную? Всегда ли мы чутки и внимательны к окружающим? Уважительно ли относимся к их интересам и их переживаниям? Сострадательны ли мы?

Короткий рассказ «Сострадание» А.Костюнина, нашего современника, заставил меня содрогнуться, ощутить не только физическую боль старой бабушки, но ещё острее - душевную. Мальчик, сын рассказчика, будучи в гостях, слышит, как пригласивший его товарищ в бешенстве кричит на психически больную бабушку, пытающуюся из последних сил помогать семье по хозяйству. Он называет её «дурой» только за то, что из-за неё облился молоком.

И уж совсем тяжело становится, когда внук «зло схватил тяжёлый сковородник и, выбегая из кухни, изо всех сил бросает им в бабушку», попав ей по опухшей ноге. Горько становится, когда старый человек плачет оттого, что его обидел, унизил внук.

Бабушка плачет… Но внука не трогают ее слезы: он растет злым и жестоким. А гость успокаивает себя: ««Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются». И в этом находит оправдание своему невмешательству. В тот момент ему становится просто гадко, а спустя много лет эти воспоминания бередят ему душу.

Как верно подметил критик Авдеев: «Рассказ «Сострадание» заставляет нас задуматься о том, что в жизни «хорошие и скверные поступки - всё специально подстроено для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе». Жизнь испытывает нас, ставит в такие условия, которые позволяют нам почувствовать боль другого, принять на себя страдания ближнего»…Эти слова и являются ответом на вопрос , который ставит Костюнин в своем произведении:«Почему мир несправедлив и жесток?»

Я уверена, что в человеке изначально заложено чувство сострадания, что прав был Ф.М. Достоевский «…нельзя верить, чтобы зло было нормальным состоянием человека» и задача взрослого - развить чуткое и внимательное отношение к людям, помочь ребёнку понять, что достойно жалости, любви, уважения. В рассмотренных мною произведениях роль такого «учителя» отводится бабушкам.


© 2010-2022