Основы смыслового чтения и работа с текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы смыслового чтения и работа с текстом

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Падает ранее высокий статус писателя, и статус чтения во многих социальных группах.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе.

С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.

Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое).

Для того чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение).

Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение).

Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности и т.п., данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.

Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. Задача руководителя чтением - формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.

Учебная деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы


- определяют основные признаки текста: тему, идею (основную мысль), смысловую и композиционную целостность, тип текста;
- письменно пересказывают текст в форме ученического изложения (подробного, выборочного);
- пишут свободные диктанты;
- участвуют в коллективном диалоге - мини-обсуждении художественного произведения;
- проводят простейший литературоведческий анализ художественного произведения под руководством учителя по вопросам учителя и плану;
- выразительно читают текст вслух, по ролям, рецензируют выразительное чтение одноклассников;
- пересказывают текст от лица героев;
- ведут читательский дневник;
- участвуют в читательской конференции;
- характеризуют душевное состояние персонажей, сопереживает им;
- пишут сочинения, сочинения- зарисовки, этюды, художественные миниатюры;

- пишут отзыв о прочитанном произведении;
- создают собственный художественный текст (сказку, былину, рассказ)
- овладевает основами создания и редактирования собственных текстов различных типов, стилей, жанров.

Методы и приёмы смыслового чтения

  1. вопросно-ответные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

  2. восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам - фразу, по нескольким фразам - смысл целого абзаца или даже страницы.

  3. упражнение на дополнение - приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.

  4. исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

  5. сопоставление / нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

  6. перекодирование информации - приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

  7. «мозаика» - приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

  8. называние - приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).

  9. составление списка - приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

  10. множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

  11. конспектирование/составление кратких записей - приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

  12. деление текста на абзацы - деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

  13. составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

  14. предвосхищение/прогнозирование - приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

  15. викторина - опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

  16. логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

  17. заполнение таблицы - приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

  18. верные/неверные утверждения - содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста

Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.

№ п/п

Формирование

Ожидаемый

результат

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

1

определять тему и главную мысль текста

60%

2

делить части на смысловые части, составлять план текста

62%

3

вычленять содержащиеся в тексте основные события и восстанавливать их последовательность

45%

4

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

70%

5

понимать информацию, представленную в неявном виде

60%

6

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

60%

7

понимать текст, обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства языка

55%

8

использовать различные виды чтения

50%

9

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, справочниках

70%

10

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста

50%

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

1

сравнивать и противопоставлять информацию разного

характера

50%

2

соотносить факты с общей идеей текста

60%

3

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

55%

4

выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста

55-60%

Работа с текстом: оценка информации

1

сопоставлять различные точки зрения

75%

2

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

80%

3

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявить достоверную (противоречивую) информацию.

40%

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров

( реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.

Достижение планируемых результатов будет обеспечено благодаря использованию следующих технологий, форм работы:
- технологии проблемного обучения;
- интерактивных технологий;
- технологии критического мышления;
- методики работы с текстом «Плюс, минус, интересно»;

- приемов графической организации текста: кластер, таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».

Полноценное чтение - процесс, включающий не только овладение техникой чтения, но и совокупность ЗУН, приобретаемых на уроках по всем предметам с целью извлечения смысла, содержания текста.

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским, что « чтение - это один из способов мышления и умственного развития», так как чтение учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать - научимся мыслить! Научимся мыслить - станем успешными и в обучении, и в жизни!



© 2010-2022