Авторская программа Родной край

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Тетеринская основная образовательная школа муниципального района город Нерехта и нерехтский район Костромской области



Авторская образовательная программа

для учащихся 6 - 8 классов


Номинация: программа факультатива «Родной край» для учащихся


Предмет: краеведение








Участник конкурса:

Афанасьева Галина Николаевна,

учитель первой категории















Нерехта, 2015



Содержание программы

Паспорт программы…………………………………………………………стр.3

I. Введение

1. Необходимость приобщение учащихся к национальной культуре ……стр.4

II. Основная часть

1. Основная проблема, актуальность программы факультатива ………….стр.4 - 5

2. Пояснительная записка…………………………………………………….стр. 6

3. Основные принципы построения программы факультатива ………….стр. 7

4. Участники программы …………………………………………………….стр. 7

5. Ожидаемые результаты…………………………………………………….стр. 7 - 9

6. Продолжительность и этапы реализации программы ………………… стр.9

7.Основные понятия………………………………………………………… стр.9

7. Структура программы факультатива …………………………………….стр. 10 - 14

8. Учебно - тематическое планирование 6 класс …………………………..стр. 15 - 28

9.Формы работы……………………………………………………………….стр.29

10.Способы оценки ………………………………………………………….стр.29

11.Условия эффективности учебно - воспитательной работы…………….стр.29

12.Ресурсное обеспечение……………………………………………………стр.29

13. Методическое обеспечение………………………………………………стр.30

III. Заключение……………………………………………………………….стр.31

1. Роль программы факультатива «Родной край» в развитии и воспитании учащихся.

IV. Приложение……………………………………………………………... стр.32 - 36





Паспорт программы

Анкета

1

Фамилия, имя, отчество

Афанасьева Галина Николаевна

2

Дата рождения

11 марта 1962 год

3

Домашний адрес (индекс, номер телефона, междугородний код, электронный адрес)

157800, Костромская область, город Нерехта, улица Мартюшова, дом №16. 8(494)31- 7 - 52 - 07,

Моб. тел. 8(961)- 127- 59- 73

[email protected]

4

Место работы, полный адрес организации

МОУ Тетеринская ООШ 157812, Костромская область, Нерехтский район, село Тетеринское ул. Мира,2

[email protected]

5

Должность

Учитель русского языка и литературы

6

Педагогический стаж

34 года

7

Преподаваемый предмет

Русский язык и литература

8

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

Смирнова Светлана Анатольевна

9

Название номинации

Программа факультатива

10

Тема работы

«Родной край»







I. Введение

1. Необходимость приобщение учащихся к национальной культуре.

Я понимаю, что истоки духовного возрождения России и прежде всего родного края, начинаются в школе, а значит, и система образования должна быть национально сориентирована. Возрождение страны, малого города Нерехты невозможно без возрождения традиций и культурного богатства его народа, без участия в этом подрастающего поколения.

Передо мной встала необходимость определения идеи, позволяющей формировать духовно богатого, физически и интеллектуально развитого, ответственного за свои поступки, умеющего адаптироваться в окружающей среде, способного к самосовершенствованию гражданина, патриота своего Отечества. Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения функционирования воспитательных и образовательных систем, с рядом воспитательных концепций убедил меня в том, что стержнем учебно - воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на традициях, на истории нерехтской земли, судьбах наших земляков, прошлом, настоящем и будущем своей Родины.

II. Основная часть.

1. Основная проблема, актуальность программы факультатива

«Если мы хотим вернуть обществу духовность, нравственность, гражданственность,

а нашей жизни - человеческую привлекательность, мы должны возродить русскую национальную школу»

Гончаров И.Ф.


Я считаю, что программа факультатива « Родной край» сформирует в душах подрастающего поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер. Такие качества, как доброта, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство можно воспитать благодаря знакомству с жизнью, природой и культурой родного края. Они способствуют нравственно - эстетическому воспитанию подростков, становлению их гражданственности, активности.

С учётом особенностей образовательной ситуации с одной стороны, сложившихся традиций с другой, предполагаемая модель обучения и воспитания в нашей школе предусматривает взаимосвязь двух компонентов - государственного и школьного.

Приобщение учащихся к национальной культуре в незначительной степени осуществляется через программы по письму и развитию речи, изобразительному творчеству, физической культуре, трудовому обучению. Учащиеся, так или иначе, уже имеют некоторые сведения о традициях и быте нерехтчан. Центральным, системообразующим звеном является преподавание уроков письма и развития речи, поэтому в программу по этому предмету внесены изменения с учётом того, чтобы родное слово воспринималось учащимися в полноте своего значения, как отражение творчества и духовности народа, как основа национального самосознания и культуры.

Многие педагоги применяют элементы вкрапления в изучаемые предметы школьного курса. Но лишь программа факультатива сможет в полном объеме систематизировать знания, умения и навыки учащихся, расширить их, глубже изучить вклад земляков в Победу в Великой Отечественной войне и других войнах, поднять пласт истории родного края, сохранить память о современниках - почетных людях города, чья жизнь стала его историей.

Приобщение учащихся к национальной культуре осуществляется также и через второе направление - введение дополнительных курсов, таких как «Истоки», СБО, кружков «Лепка из глины и пластилина», вырезание из бумаги «Вытынанки», ансамбля «Ложкари», танца и хореографии, мультипликации, культуры речи. Эти новые курсы помогают учащимся лишь незначительно понять свои корни, традиции, ремесла, овладеть умениями и навыками, получать знания о Родине и крае нерехтском. С учётом возрастных и физических особенностей учащихся школы, преемственности, занятия факультатива органично впишутся в учебный план, и результаты исследований будут способствовать целостному гармоничному развитию личности.

В программу факультатива входят темы о вкладе русских учёных в развитие науки (среди них и наши земляки). Придавая преподаванию более целостный характер, контакты между другими педагогами на этом этапе будут способствовать более точному сотрудничеству на пути реализации идеи воспитания учащихся на традициях, на истории нерехтской земли, судьбах наших земляков, прошлом, настоящем и будущем своей малой родины.

Поэтому своей целью в разработке программы факультатива «Родной край» ставлю: помочь ребенку стать личностью, ощутить ситуацию успеха, создавая условия и поддерживая его в развитии. Ученик изначально должен быть уверен, что учитель идет к нему с добром и любовью, с верой в его силы и возможности. В этом высокая духовная линия - не навредить природе ребенка, не сломать его лучшее будущее.

Содержание программы факультатива обладает значительным воспитательным потенциалом. Для ее реализации я тщательно продумала организацию воспитывающей среды, содержание и формы взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время.







Пояснительная записка.

Данный курс составлен по временному интервалу на 3 года, представляет собой экспериментальную разработку тем уроков для преподавания в 6 - 8-х классах школы, реализация которой рассчитана на 1 час в неделю вариативной части базисного плана. Программа составлена на материалах краеведческого музея, газетных статей, работах известных людей края и дополнена составителем.

Первый год обучения - « Краеведение» - рассчитан на учащихся 6 класса (1ч в неделю).

Второй год обучения - « Люди родного края»- рассчитан на учащихся 7 класса (1ч в неделю).

Третий год обучения - «Живой родник души» рассчитан на учащихся 8 класса (1ч в неделю).

Программа предполагает овладение школьниками богатствами духовной и материальной культуры, созданной и накопленной предшествующими поколениями.

Краеведение - одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, оно занимает немаловажное значение в формировании нравственных ценностей. Изучая традиции, духовные ценности своей малой родины можно воспитать любовь к Родине вообще, гордость за свою страну. Когда-то на малых городах, как и сейчас, стояла и стоит русская земля. Этот курс пройдёт через чувства, эмоции, сердце, а значит, останется в душе ребёнка.

ЦЕЛЬ курса: ознакомление учащихся с историей края, наиболее яркими её страницами, замечательными людьми, памятниками архитектуры, промыслами и ремёслами, развитие самоутверждения и ресурса успеха

Задачи:

коррекционно - образовательные:

  • знакомить учащихся с выдающимися страницами истории родного края

  • учить понимать краеведческие термины, оформлять творческие работы

коррекционно - развивающие:

  • формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни

  • развивать творческие способности каждого участника, самоутверждение и ресурс успеха

коррекционно - воспитательные:

  • формировать личностно-ценностные отношения к своему родному краю, пробуждать деятельную любовь к родному месту жительства;

  • вызывать чувство прославления своего места, где живешь сам, твои родные и близкие, одноклассники

  • воспитывать высокие эстетические чувства, умение понимать и ценить памятники культуры, истории и архитектуры.

Материал даётся в основном в хронологической последовательности. Но главный акцент сосредоточен на понятии «Святыни земли Нерехтской». Это памятные места края, связанные с историческими событиями, жизнью замечательных людей края, памятники архитектуры, храмы - «каменное ожерелье города». Главная мысль всего содержания курса «Нерехта - город музей». Прослеживается тесная связь истории Нерехты с историей всего костромского края.

Основные принципы построения программы факультатива:

1.Принцип эмоционально-личностный.

Предполагает общение всех участников учебно-воспитательного процесса как полноправных субъектов свободной совместной деятельности.

2.Принцип природосообразности.

Целостное восприятие народной культуры как выработанного веками устойчивого и развивающегося во времени миропонимания.

3.Принцип системности.

Все стороны предмета предстают перед учащимися в их взаимосвязи. Разные виды народного творчества осмыслены как органические составные части единого целого, отражающего народный взгляд на мир.

4.Принцип научности и доступности.

Предполагает учет возрастных особенностей учеников средних классов, дозировка учебного материала на каждый урок. Не допускается искажение учебного материала во имя его доступности.

5.Принцип наглядности.

Предполагает образование у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений через устное народное творчество, предметы быта, проведение праздников, встреч, экскурсий.

6.Принцип сознательности и активности. Предполагает, что народная культура является источником развития творческих способностей.

Участники программы:

  • учащиеся 6 класса

  • учащиеся 7 класса

  • учащиеся 8 класса

  • классные руководители, педагоги

  • учителя - предметники

  • работники музеев

  • специалисты редакции газеты «Нерехтская правда»

Ожидаемые результаты:

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Знание основ отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории своей страны, в укреплении русского национального характера России.

История нашего края богата таким материалом: это и примеры героизма в годы нашествий, войны с Наполеоном, Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., это нерехтские умельцы, создавшие в крае 89 наименований ремёсел и промыслов, это имена учёных, поэтов, писателей, исследователей, купцов, предпринимателей, благотворителей, зодчих, это уникальные памятники архитектуры - семь нерехтских церквей. Каждый россиянин должен знать историю своей малой родины, гордиться тем, что и его предки внесли немалый вклад в развитие родного края. Сейчас у учеников появится такая возможность: в 2014 году город Нерехта отметил 800 - летний юбилей, 70 - летие Костромской области, открыт новый музей «Ансамбль Брюхановской больницы», храм Варвары Великомученицы передан православным жителям, открыты новые музейные экспозиции. Все материалы сосредоточены в краеведческом музее, библиотеках города, редакции газеты «Нерехтская правда», воспользоваться ими это счастливый билет.

В год празднования 70 - летия Великой Победы учащимися будут открыты новые, слабо изученные имена героев - земляков. «Благодаря их памяти, и мы продолжаем эти незаменимые семейные традиции. Пока есть возможность - нужно все записать и сохранить. Мой дедушка очень хотел привести в порядок фотографии, письма, документы, да как - то все времени не находил. Он умер, и я считаю своим долгом восстановить память о моих родственниках. Моим родителям уже за пятьдесят, если мы вместе не выполним задуманное дедом, значит, я больше ни откуда не узнаю о своих предках. Время не ждет. Уходят свидетели войны и их внуки. « Если мы войну забудем - вновь придет война »

Редеют ряды ветеранов:

Их старость уносит от нас,

Еще не зажившие раны

Да наша нечуткость подчас…»,- такую запись я прочитала из реферата двенадцатилетнего мальчика. И я с ним полностью согласна.

Быть компетентным, уметь рассказывать другим, знакомить с достопримечательностями родного города - это очень современно и актуально.

Изучение предмета

  • подготовит учащихся к более серьёзному восприятию краеведческого материала

  • поможет учащимся свободно владеть полученными знаниями

  • откроет новые имена, события из истории родного края

  • подготовит учащихся к проведению экскурсий для младших школьников и детей дошкольного отделения

  • расширит кругозор учащихся

  • воспитает самые лучшие качества в детях: любовь к родному краю, уважение к людям и заботу о старшем поколении, трудолюбие

  • способствует возрождению в России культуры и духовности

  • воспитывает бережное отношение к природе, гордость за свой народ и отечество

  • поможет поднять уровень национального самосознания.

  • учит беречь уникальную русскую природу, беречь ее святыни

  • чтить малую родину

  • анализировать общие черты, как положительные, так и отрицательные, присущие русскому народу

  • узнавать исторические корни, особенности русского характера

В результате реализации программы факультатива « Родной край» учащиеся будут знать:

  • Святыни земли нерехтской

  • имена героев Великой Отечественной войны и локальных действий

  • памятники архитектуры, культуры

  • имена заслуженных людей родного края (прошлого и настоящего)

уметь:

  • рассказывать об истории родного края

  • знакомить с событиями прошлого

  • выполнять творческие работы

  • составлять карту города

  • объяснять названия улиц города Нерехты (их современное название и как они назывались раньше)

  • самостоятельно добывать нужную информацию

  • проводить анкетирование

  • работать с источниками

  • подбирать материал для проведения воспитательных мероприятий

  • создавать презентации, буклеты

Продолжительность и этапы реализации программы

Продолжительность программы: 2015 - 2018 год

I этап- диагностико - организационный (май 2015 г.)

  • обоснование актуальности проблемы

  • изучение нормативно - правовой базы

  • анализ работы школы

  • разработка и написание программы

  • подбор содержания для реализации программы факультатива

II этап - практическая реализация (2015 - 2018 учебный год)

  • реализация плана основных мероприятий

  • выпуск буклетов, создание презентаций, публикации

  • обсуждение на МО, педсовете

III этап: итогово - аналитический (2017 - 2018 учебный год)

  • формулирование выводов

  • выявление проблем в ходе реализации

  • обобщение и презентация результатов работы

Основные понятия

Краеведение - комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края

Родной край - место, где человек родился, где живут его родственники

Святыни - то, что является особенно дорогим, глубоко чтимым и любовно хранимым.

Летописец - составитель летописи

Просветители земли - распространитель передовых идей и знаний.
Почетный житель города - гражданин, прославляющий свой город делами добрыми и полезными.

Самородки - народный умелец, гений.

Душа - термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Нравственный облик: 1.Относящийся к сознанию, к внутренней жизни человека. 2.Отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали.

Промысел - Ремесло или какое-л. другое занятие как источник средств существования.


Структура программы факультатива

Название программы

Класс

«Краеведение»

6 класс

Наименование раздела

Количество часов

Цель и задачи

1

История Нерехты с древнейших времен до середины XIX века.

14

Цель: знакомство с историей родного края с древнейших времен.

Задачи: коррекционно - образовательные: знакомить с историей первого упоминания о нашем городе, жизнью и бытом угро - финского племени меря, развитием ремесел и промыслов, с основными краеведческими понятиями;

коррекционно -развивающие: развивать умения и навыки учащихся в усвоении краеведческих понятий, участии в анкетировании, составлении презентаций и мини - сочинений;

коррекционно - воспитательные: воспитывать любовь к родному краю на примере жизни своих земляков.

2

Святыни земли нерехтской

11

3

Нерехтский край в ХХ веке.

8

Всего: 34 ч

« Люди родного края»

7 класс

1

Летописцы, просветители земли Нерехтской

16

Цель: знакомство с именами известных людей родного края с древнейших времен.

Задачи: коррекционно - образовательные: знакомить с жизнью и бытом угро - финского племени меря, развитием ремесел и промыслов, с основными краеведческими понятиями;

коррекционно -развивающие: развивать умения и навыки учащихся в усвоении краеведческих понятий, участии в анкетировании, составлении презентаций и мини - сочинений;

коррекционно - воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к людям родного края.

2

«Таланты, самородки земли русской»

10

3

«Нерехтчане - Герои Советского Союза, России »

2

4

«Славные люди нашего края»

6

Всего: 34 ч

«Живой родник души»

8 класс

1

Духовно-нравственный облик русского человека

6

Цель: формирование у учащихся личностной системы ценностей, построенной с учетом, нравственных ориентиров, той системы, которая поможет, научит ребят определять, находить и принимать то, что ценно и вечно связанно и незыблемо, в чем заключается главный духовный жизненный стержень.

Задачи: коррекционно - образовательные: знакомить с историей первого упоминания о нашем городе, жизнью и бытом угро - финского племени меря, развитием ремесел и промыслов, с основными краеведческими понятиями;

Коррекционно- развивающие: развивать умения и навыки учащихся в усвоении краеведческих понятий, участии в анкетировании, составлении презентаций и мини - сочинений;

коррекционно - воспитательные: воспитывать любовь к родному краю на примере жизни своих земляков.

2

«Природа и национальный характер»

6

3

«Красота. Красота человека. Различное ее понимание»

3

4

Колокола тревоги. «О чем болит душа?»

4

5

«Умом Россию не понять» Я хочу быть русским?

4

6

«Костромской край в творчестве писателей и поэтов XIX века »

4

7

Сказки писателей-костромичей.

2

8

Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей и поэтов Костромского края.

2

9

«Богат наш край историей своей.

Имя в истории края»

3

Всего: 34 ч

Структура программы курса 6 класс: «Краеведение»

Вводный урок. 1 час

  • Почему необходимо изучать историю родного края? (вводная экскурсия по музею).

I раздел. История Нерехты с древнейших времен до середины XIX в. (14 часов)

  • Древнейшие жители края (по материалам археологических раскопок)

  • Возникновение Нерехты.

  • Первое письменное упоминание о ней. Борьба за Нерехту московских князей, монастырей.

  • Занятия людей в древние времена. Солеварение

  • Нерехта в годы нашествия чужеземных завоевателей и стихийных бедствий (ХV -XVII вв)

  • Пахомий Нерехтский и основание Троице-Сыпанова монастыря.

  • Возрождение Нерехты к XVII в. Развитие различных ремёсел и промыслов.

  • Возникновение полотняных мануфактур и ткацкого производства ХVПI в.

  • Застройка Нерехты. Нерехта - уездный город.

  • Нерехта в XIX веке

  • Нерехта купеческая. Базары и ярмарки.

  • Жизнь и быт крестьян дореволюционного прошлого Нерехтского края.

II раздел. Святыни земли Нерехтской (11 часов).

  • «Каменное ожерелье Нерехты» (каменные храмы Нерехты).

  • Первый каменный храм в Нерехте церковь Сретенья Владимирской Божией Матери.

  • Церковь Богоявления (Никольская), Казанский собор, церковь Благовещенья - памятники архитектуры н. XVIII в.

  • С.А.Воротилов - местный архитектор - самоучка и его храмы.

  • Обобщающий урок по теме «Каменное ожерелье Нерехты».

  • Урок - игра «Мой древний город»

  • Замечательные люди нашего края.- М.Я.Диев - священник, историк, краевед, этнограф(1794 - 1866).

  • Е.А. Дьяконова писатель, публицист

  • Бошняк Н.К. - первооткрыватель земель, морской офицер

III раздел. Нерехтский край в ХХ веке. (9 часов)

  • Нерехта в н. ХХ века. Развитие революционного движения в крае

  • Установление Советской власти в крае.

  • Первые годы Советской власти.

  • Нерехта.в годы Великой Отечественной войны. Нерехтчане - Герои Советского Союза.

  • Нерехта в послевоенное время. Обычаи и нравы нерехтчан.

  • Практическая работа за второе полугодие и за год.

  • Урок-концерт «Не перестану я гордиться древним русским именем твоим»

Структура программы курса 7 класс: « Люди родного края»

Изучение раздела «Люди родного края» поможет учителю развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, выработку собственного взгляда, умения доказывать и отстаивать свое мнение.

1. Вводный урок. Понятие « Просветители родной земли».

I. Летописцы, просветители земли Нерехтской.

2-3. Сергий Радонежский и его ученики на костромской земле.

4. Диев М.Я. - историк, краевед, этнограф.

5. Грамматин Николай Федорович - поэт, переводчик, ученый-филолог, исследователь «Слово о полку Игореве» (1786-1827г.)

6. Селифонтов Н.Н. (1835-1900г) краевед, ученый археограф, создатель костромского архива и музея древностей.

7. Пушкин и его современники в нашем крае.

8. Ушинский Д.К. - народный педагог 19 в.

9. Тихомиров Д.И. - русский педагог, создатель «Букваря народных школ» (1844-1915гг).

10. Е.Дьяконова - писательница, публицист. Мир чувств и мыслей Е.Дьяконовой.

11. Великий подвижник, писатель, ученый В.И.Даль.

12. Павел Флоренский (1882-1937г.)- философ, богослов, мыслитель, этнограф, инженер.

13. Леонид Алексеевич Невский - учитель, труженик науки, краевед. (1895-1975).

14.Державин Владимир Васильевич (1908-1975гг) - поэт и переводчик.

15. Урок - игра «Составление кроссвордов на тему Летописцы, просветители России».

16. Срезовая работа за 1 полугодие

II. «Таланты, самородки земли русской»

17. Ф.Волков - отец русского театра (1728-1763гг).

18. Воротилов С.А. - архитектор-самоучка.

19. Первый фотограф России - А.Ф.Греков (1803-1855гг).

20-21. Третьяков - российский меценат (1832-1898гг).

Нерехтские предприниматели, купцы-предприниматели (Дьяконовы, Горбуновы, Брюхановы).

22. Попов К.А. - чайный король России.

23. Русские путешественники Невельской Г.И и Бошняк Н.К. (1833-1899г).

24.В. Всеволодов - отец русской ветеринарии.

25.Екатерина Персидская.

26. Художники, умельцы края в наши дни.

III. «Нерехтчане - Герои Советского Союза, России »

27-28. А.А.Новиков - дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации.

IV. «Славные люди нашего края»

29-30. Заслуженные люди нашего края.

31. Урок - игра. Решение кроссвордов. Игры.

32. Контрольная работа за год.

33-34 . Посещение выставок музея.

Структура программы курса 8 класс: «Живой родник души»

«Духовно-нравственный облик русского человека»

1. Вводный урок. Воспитание души

2. Духовность, душа, характер

3. Основные заповеди духовности

4.Имя и характер. Круг знакомств

5.История рода, родословная семьи, генеалогическое дерево…

6.История семьи «О чем поведала старая фотография» (на основе детских мини - сочинений)

«Природа и национальный характер»

1.« Пейзаж моего детства» Природные стихии, определяющие характер человека

2.Народный календарь (построение природного календаря)

3. Человек. Священный дар жизни. Ценность жизни человека.

4.Пантеон славянских языческих богов. Славянская мифология

5.Языческие символы и мотивы в прикладном искусстве (символика дома, вышивка, костюма и т.д.)

6.Русские народные художественные промыслы

«Красота. Красота человека. Различное ее понимание»

1.Русские женщины. Красота души.

2.«Мама, тебе эти строки пишу я…»

3. Нагорная проповедь.

Колокола тревоги. «О чем болит душа?»

1. Урок - размышление « Я и взрослые»

2. Ученье - свет

3. О шутах и скоморохах

4. Тепло родного дома

«Умом Россию не понять» Я хочу быть русским?

1. « И один в поле воин». Святые земли русской.

2.Кто он современный человек?

3. Православная семья.

4. Человек. Священный дар жизни. Ценность жизни человека.

«Костромской край в творчестве писателей и поэтов, художников XIX века »

1. Не примечать - хлебушка не видать

2. Н. А. Некрасов и костромской край

3. Костромские мотивы в творчестве русских художников: Саврасова, Кустодиева, Левитана.

4. Урок - путешествие «Поэтические версты»

Сказки писателей-костромичей.

1. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить (о предрассудках).

2. Сказки Е. В. Честнякова

Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей и поэтов Костромского края.

1. Патриот земли русской - Иван Сусанин.

2.Сердце свое слушай. Русский человек на войне.

«Богат наш край историей своей. Имя в истории края»

1.Нерехте - 800 лет!

2.Родной край на страницах газет.

3.Люди. События. Судьбы (по материалам Почетного жителя города Нины Петровны Родионовой, бывшего директора краеведческого музея)

Учебно - тематическое планирование 6 класс

Тема и задачи урока

Содержание

Наглядность

Планируемый результат

знать

уметь

I раздел. История Нерехты с древнейших времен до середины XIX в. (14 часов)

1 - 2

Древнейшие жители края.

Материалы археологических раскопок.

Музейные документы, экспозиции

Год образован Нерехты.

Понимать краеведч. термины

3 - 4

Возникновение

Нерехты.

Название города. Первое письменное упоминание о Нерехте в летописи Переяславско-Суздальского монастыря.

Архивный материал из фондов музея.

О поселении племени меря.

Рассказать о борьбе за Нерехту московских князей, монастырей.

5

Занятия людей в древние времена. Солеварение .

Способы добычи соли в нерехтском крае. Расцвет солеварения в 15 - 16 вв.

Презентация, выставка изданий журнала «Губернский дом»

О промысле.

Нарисовать солеварню.

6

Нерехта в годы нашествия чужеземных завоевателей и стихийных бедствий (ХV -XVII вв)

Битва у Святого озера. 1429 г. пожары в Нерехте.

Альманах «Костромская земля»,

вып. № 3, 1995.

О монголо татарском нашествии

Рассказать о судьбе Нерехты.

7- 8

Пахомий Нерехтский и основание Троице - Сыпанова монастыря.

Пахомий Нерехтский - сподвижник С.Радонежского - основатель монастыря

Презентация

«Пахомий батюшка - основатель монастыря»

Житие Пахомия Нерехтског

Рассказывать о жизни святого.

9

Возрождение Нерехты к XVII в. Развитие различных ремёсел и промыслов.

Кустарные промыслы края: корзиноплетение, валяльно-катальный,

суричный, гончарный,

домашнее ткачество,

вышивка.

Презентация Коллекция изделий ремёсел и промыслов в нерехтском музее.

89 наименований ремёсел и промыслов

Возрождение и сохранение ремёсел в

наше время.

ХVПI в. Отхожие промыслы в XIX в Кузнечное ремесло, ювелирный промысел в Сидоровском.

10

Возникновение полотняных мануфактур и ткацкого производства ХVПI в.

Подъём промышленного производства. Изготовление льняных тканей в крае.

Экспозиции музея

Возникновение первых мануфактур,

Отзыв оСуворове

1778 г., Стригалёвем 1799 (упр. Брюханов).

11

Застройка Нерехты. Нерехта - уездный город.

Нерехта - уездный город 1778 г.

Герб Нерехты.

Первый план застройки города

Доп. Инф.

12

Нерехта в XIX веке

Нерехта купеческая. Базары и ярмарки.

Война 1812 г. с Наполеоном и нерехтское ополчение.

Упадок льняного производства.

Банкротство купеческих домов.

1840 г. возрождение

льняной промышленности.

13

Жизнь и быт крестьян дореволюционного прошлого Нерехтского края.

Бунты крестьян. Нерехтское дворянство: Селифонтов Н.Н., Васьков А.Ф.

Онуфрий Бабанов, Иван Фатеич, атаман Гаранька.в книге Н.Власовой

Земельная реформа 1860 г. в уезде.

Двор усадьбы.

II раздел. Святыни земли Нерехтской (11 часов).

14

«Каменное ожерелье Нерехты» (каменные храмы Нерехты).

Что такое памятник

архитектуры. Культовая

архитектура.

Презентация

Культовая

архитектура. Символика и структура православных

храмов.

Первый храм

Нерехты.

15

Первый каменный храм в Нерехте церковь Сретенья Владимирской Божией Матери.

Сказание о двух чудотворных иконах Божией Матери, с которым связано строительство храма.

Урок в музее

Вклады царей Фёдора Алексеевича и Петра I на строительство храма.

Судьба

храма в годы Советской

власти.

16

Церковь Богоявления (Никольская), Казанский собор, церковь Благовещенья - памятники архитектуры н. XVIII

Царское разрешение Петра 1 на строительство

каменных храмов.

Разрушение храма в советское время и его реставрация.

Строительство церкви Благовещения в н. XVIII в.

1772 г.- перестройка трапезной и колокольни по проекту С.А. Воротилова.

Строительство церкви

Богоявления на средства купца Ф.Зимина (1710 1725 г) Роспись храма в к. Х VIII в. братьями Шустовыми из Ярославля.

Указ Петра 1 о строительстве Казанского собора 1709 г.

Строительство собора

1709 - 1713г.

Аритектурные особенности роспись собора 1780 г. бригадой М.А. Соплякова.

1805 - 1806 перестройка собора. Колокольня Казанского собора 40-е гг. XIX в трагедия судьбы собора.

Судьба в церкви в годы Советской власти и в настоящее время.

17

С.А.Воротилов - местный архитектор - самоучка и его храмы.

1770 - 1787 строительство церкви

Воскресения (Нерехта).

Фото галерея

С.А

.Воротилов - местный архитектор - самоучка и его храмы.

Рассказ

18- 19

Обобщающий урок по теме «Каменное ожерелье Нерехты».

Символика и структура православных

храмов.

Реставрация в 80 - 90-е г

ХХ в.

(урок в музее)

Первый храм

Нерехты. Царское

разрешение на

строительство храмов.

Судьба храмов в годы Советской власти.

20

Урок - игра «Мой древний город».

История Нерехты с древнейших времён до к. XIX века.

Карточки с заданиями.

Храмы города.

Провести экскурсию.

21 - 22

Замечательные люди нашего края.- М.Я.Диев - священник, историк, краевед, этнограф(1794 - 1866).


23 - 24

Е.А. Дьяконова писатель, публицист.

Детство Лизы. Учёба в Нерехтской Мариинской гимназии

Первые дневники.

Учёба в Нерехтской Мариинской гимназии

Заочная экскурсия.

25

Бошняк Н.К. - первооткрыватель земель, морской офицер.


III раздел. Нерехтский край в ХХ веке. (9 часов)

26

Нерехта в н. ХХ века. Развитие революционного движения в крае.

Штатный купеческий городок. Население города. Положение рабочих.

Выставка в библиотеке

Забастовки на фабрике Брюханова, Горбуновых Скворцова

Революционеры Студнов Д., Шагов Н., Подлипаев А(рассказ)

27

Установление Советской власти в крае.

Белышев А.,

Назаров Н.,

Лапшин Н. - участники штурма Зимнего.

Презентация

Февральская

революция в Нерехте.

Октябрь в Нерехте.

Строительство

Предприятий школ,

д/садов, культурных

учреждений, колхозов и совхозов.

28

Первые годы Советской власти.

Установление Советской власти

29 - 31

Нерехта в годы Великой Отечественной войны. Нерехтчане - герои Советского Союза.

Музейные документы, Книга Памяти.

Выставки

Нерехтчане - герои Советского Союза.

Мини - сочинение

32

Нерехта в послевоенное время. Обычаи и нравы нерехтчан.

Обычаи и нравы нерехтчан.

Презентация

Обычаи и нравы нерехтчан.

Доп. Инф.

33

Практическая работа за второе полугодие и за год.

карточки

34

Урок-концерт «Не перестану я гордиться древним русским именем твоим».

Худ. номера

Оформление

Историю края

Провести заочную экскурсию

Учебно - тематическое планирование «Люди родного края» 7 класс

1

1. Вводный урок. «Просветители родной земли».

Русские люди -носители «русского духа», духовного огня.

Д.С.Лихачев « Письма о добром и прекрасном» М. 1989г.

Понятие «Светочи»

Называть имена великих людей России.

I. Летописцы, просветители земли Нерехтской.

2-3

Сергий Радонежский и его ученики на костромской земле.

Сергий Радонежский - пример праведной жизни.

Презентация

Урок в музее (Никольский храм)

О подвижниках русской земли

Называть их имена.

4

Диев М.Я. - историк, краевед, этнограф.

Диев М.Я. - священник, коллекционер, историк, педагог, собиратель фольклора, этнограф.

Презентация

Урок в библиотеке

О работах М.Диева

Рассказать о нем другим.

5.

Грамматин Николай Федорович - поэт, переводчик, ученый-филолог, исследователь «Слово о полку Игореве» (1786-1827г.)

Дворянские корни. Грамматин Н.Ф. и нерехтский край

Выставка книг.

Исторические известия о предках

Рассказать о нем другим

6

Селифонтов Н.Н. (1835-1900г) краевед, ученый археограф, создатель костромского архива музея древностей.

Селифонтов - древний дворянский род. Усадьба с.Семеновско

Фотокопия портрета Селифонтова Н.Н.Фотокопия Усадьба Семеновское

О потомках рода Селифонтова

Работать с документами

7

Пушкин и его современники в нашем крае.

Друзья декабристы А.С.Пушкина из Нерехтского уезда: И.Д.Якушкин и его сын Е.И.Якушкин

Портреты друзей - декабристов.

О месте нашего края в жизни поэта

Находить дополнительный материал

8

Ушинский Д.К. - народный педагог 19в

Детство, гимназия. Поиски жизненного пути и Московский университет.

фотовыставка

Основоположник русской педагогической науки

Находить дополнительный материал

9

Тихомиров Д.И. - русский педагог, создатель «Букваря народных школ» (1844-1915гг).

Педагогическая, литературная просветительская деятельность Тихомирова.

Урок в музее

Трудный путь «Букваря народных школ»

Благотворительная деятельность Рождествено Нерехтского уезда.

Основатель педагогических курсов.

Идеал истинно народной русской школы.

10

Е.Дьяконова - писательница, публицист. Мир чувств и мыслей Е.Дьяконовой.

Первые дневники Лизы и первые произведения Стремление к образованию.

Урок-путешествие по городу.

1.Дом купцов Дьяконовых (г.Нерехта, ул Никольская)

2.Здание бывшей женской гимназии (ныне СЮТ)

3.Городское кладбище

могила Е.Дьяконовой

Е.Дьяконова - публицист, писательница.

1900г. серебряная медаль на конкурсе в Париже за рассказ «Под душистою ветвью сирени»

Е.Дьяконова «Дневник русской женщины» 1905г. (есть в музее).

О. Майорова «И ты, любовь моя прощай» ж. «Губернский дом» №1 2000г.

11

Великий подвижник, писатель, ученый В.И.Даль.

Даль - врач, этнограф, собиратель памятников народного творчества

Сборник «Пословицы рус народа» «Толковый словарь». Даль и Пушкин

Историч. справку

Подготовить устный рассказ о В.Дале

12

Павел Флоренский (1882-1937г.)- философ, богослов, мыслитель, этнограф, инженер.

Изучение народной жизни.

Собирание частушек Нерехтского уезда.

Фильм

Жизненный подвиг П.Флоренского и трагедия жизни.

Произведения П.Флоренского

13

Леонид Алексеевич Невский - учитель, труженик науки, краевед. (1895-1975)

Вклад Невского в изучение флоры и фауны нерехтского края.

Труды Л.А.Невского «Сезонная жизнь природы русской равнины - календарь природы»

Любитель и знаток природы действительный член рус. Ощества по распространению исторического образования.

Вклад Л.Невского в науку и его научный подвиг.

14

Державин Владимир Васильевич (1908-1975гг) - поэт и переводчик.

уроженец села Александровка Марьинской волости Нерехтского уезда.

Фотопортрет В.В.Державина

Первые печатные работы в московских журналах.

В.Державин - лауреат государственной премий Таджикской ССР и Якутской АССР, Армении, Узбекистана.

15

Урок - игра «Составление кроссвордов на тему Летописцы, просветители России».

Летописцы, просветители России

Книги о великих просветителях, летописцах, писателях России и Нерехтского края.

Летописцы, просветители России».

Уметь составлять кроссворды

16

Срезовая работа.

«Летописцы, просветители России и земли нерехтской»

Карточки с заданиями

Отвечать на вопросы

II. «Таланты, самородки земли русской».

17

Ф.Волков - отец русского театра (1728-1763гг).

Мечта о своем театре.

Урок-беседа

1.Репродукции с портрета Ф.Волкова худ. .Лосенко

2.Портреты великих русских актеров: Жемчуговой, Ермоловой, Комиссаржевской и др.

Великих русских актеров и режиссеров

О Ф.Волкове.

18

Воротилов С.А. - архитектор-самоучка.

Творческий путь Воротилова. Его храмы в Нерехте, уезде, Костроме.

Презентация

С.А.Воротилов - архитектор самоучка и п.Большие Соли Нерехтского уезда.

Наследие Воротилова - храмы и их архитектурные особенности

19

Первый фотограф России - А.Ф.Греков (1803-1855гг).

Нерехта в XIX в. Новинки и изобретения в Нерехте.

Первые фотоателье в России

Мини-выставка

«В старом фотосалоне» (старые фотографии из семей учащихся»

Появление фотографии во Франции: (1784г. Жиль Луи. Крастьян - «физионатрас». 1 янв.1839 - Жозеф Ньес, Луи Дагер, Уильям Тальбог)

Рассказ о судьбе русского фотографа Грекова , сведения в справочниках о Левицком.

20 -21

Третьяков - российский меценат (1832-1898гг).

Нерехтские предприниматели, купцы-предприниматели (Дьяконовы, Горбуновы, Брюхановы).

Нерехтские купцы - благотворители (Дьяконовы, Брюхановы, Горбуновы)

Урок в музее, выставки.

Традиции и будущее российског меценатств

Отзыв об экскурсии

22

Попов К.А. - чайный король России.

Путь чая в Россию. Чайная торговля в России.

Презентация

Популярность чая Попова К.А. в России и за границей.

Написать рассказ.

23

Русские путешественники Невельской Г.И и Бошняк Н.К. (1833-1899г).

Экспедиция Невельского по Амуру, Н.К.Бошняка - сподвижник Невельского.

Выставка книг и фото.

Г.И.Невельской и Бошняк Н.К. - уроженцы Костромского края.

Память о Бошняке сегодня.

24

В. Всеволодов - отец русской ветеринарии.

Интерес к естественным наукам.

Урок в музее

Детство и годы учебы В.Всеволодова.

Учеба в духовной семинарии.

25

Екатерина Персидская.

Семья Персидских в Нерехте.

Урок - заочное путешествие по выставке скульптурных работ Е.Персидской

Учеба в Ярослав. художественной школе.

Рассказ.

26

Художники, умельцы края в наши дни.

В. Осипенко Путь художника к живописи.

Особенности живописи мастера.

И.Я.Огнева - художница, рукодельница участница выставки в Нерехте

Картины художников.

Фото с работ местных умельцев.

III. «Нерехтчане - Герои Советского Союза, России ».

27-28

А.А.Новиков - дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации.

выдающийся военачальник полководец, внесший большой вклад в дело разгрома Германии

Детство Новикова А.А.

Новиков А.А. в авиации. Первые боевые вылеты.

Крутые повороты судьбы маршала после окончания ВОВ

IV. «Славные люди нашего края»

29-30.

Заслуженные люди нашего края.

Почетные граждане г.Нерехты и района

Урок - встреча с интересным человеком.

Имена известных нерехтчан

Урок - встреча с интересным человеком.

31

Урок - игра. Решение кроссвордов. Игры.

кроссворды

Уметь составлять кроссворды

32.

Контрольная работа за год.

Инд. задания

33-34

Посещение выставок музея.

Урок в музее

Составлять отзыв

Учебно - тематическое планирование

«Живой родник души» 8класс

1

Вводный урок. Воспитание души.

Воспринимать мир. Уважение, привязанность своему народу

словари

Понятие душа

Объяснять

2

Духовность, душа, характер.

понятия о духовности, душе, характере

Иллюстрации

понятия о духовности душе, характере

Объяснять

3

Основные заповеди духовности.

Поиски высшего смысла жизни, искание правды на земле, обращение к вере

Презентация

Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать

Объяснять

4

Имя и характер. Круг знакомств.

Имя, откуда оно появилось, влияние имени на характер

Календарь православных имен

Имя, откуда оно появилось

Объяснять значение своего имени

5

История рода, родословная семьи, генеалогическое дерево…

История рода, родословная семьи,

фото

генеалогическое дерево…

Каждый знает

6

История семьи «О чем поведала старая фотография» (на основе детских мини - сочинений)

История семьи

старая фотография

История семьи

Составить ген.древо

«Природа и национальный характер»

7

« Пейзаж моего детства» Природные стихии, определяющие характер человека

В. О. Ключевский о влиянии природы, стихи о русской природе

Встреча с психологом

Картины художников

О своем характере

8

Народный календарь.

Знакомство с народным календарем и его историей

Книга А. А. Коринфского «Народная Русь»,

народные названиями месяцев,

народный месяцеслов

9

Человек. Священный дар жизни. Ценность жизни человека.

Священный дар жизни. Ценность жизни человека

Видеоролик «Сюжеты Библии»

О назначении человека.

Ответить на вопросы.

10

Пантеон славянских языческих богов. Славянская мифология

Древняя славянская мифология и ее влияние на рус. народ

Национальный костюм

Ее влияние на русский народ

Название Богов

11

Языческие символы и мотивы в прикладном искусстве (символика дома, вышивка, костюма и т.д.)

Роль символики в прикладном искусстве

Книга «История русского дома»

Роль символики в прикладном искусстве

Рисовать

12

Русские народные художественные промыслы

Познакомить уч-ся с русскими народными промыслами

Книга «Русские художественные промыслы»

Русские народные художественные промыслы

Доп. Инф.

«Красота. Красота человека. Различное ее понимание»

13

Русские женщины.

Красота души.

Рассказ о русских женщинах. Евпраксия Рязанская, Елизавета Федоровна и др.

Портреты

Красота внешняя и внутренняя на примере рассказа Вересаева.

Доп. Инф

14

«Мама, тебе эти строки пишу я…»

Роль матери в жизни человека В. Шукшин, Э. Асадов , И. Гончаров и др.

Презентация

Роль матери в жизни человека

Рассказывать о своей маме.

15

Нагорная проповедь.

Содержание Нагорной проповеди

Презентация

Знать о чем проповедал Иисус.

Доп. Инф.

Колокола тревоги. «О чем болит душа?»

16

Урок - размышление « Я и взрослые»

Отношение детей и взрослых сегодня. Всегда ли мы понимаем друг друга

Фильм

Как мы должны относиться друг к другу

Находить взаимопонимание

17

Ученье - свет

Рассказ о роли знаний в жизни русского человека

Выставка книг

о роли знаний в жизни русского человека

Доп. Инф

18

О шутах и

скоморохах

Зарождение театра

видеоролик

зарождение театра

Доп. Инф

19

Тепло родного дома

Место и роль родного дома в жизни человека

видеоролик

О роли родного очага для каждого

Доп. Инф

«Умом Россию не понять» Я хочу быть русским?

20

« И один в поле воин». Святые земли русской.

О роли святых людей в жизни русской земли

Книги жития святых

О роли святых людей в жизни русской земли

Доп. Инф

21

Кто он современный человек?

На примере произведени

Презентация

современный человек

Объяснять

22

Православная семья.

Православная семья

фильм

Православная семья

Объяснять

23

Человек. Священный дар жизни. Ценность жизни человека.

Ценность жизни человека

Священные книги

10 заповедей

Объяснять

«Костромской край в творчестве писателей и поэтов, художников XIX века »

24

Не примечать - хлебушка не видать.

Народная мудрость.

Презентация

Приметы

и поговорки

Рассказ.

25

Н. А. Некрасов и костромской край

Связь поэта с костромским краем

Выставка книг

Н. А. Некрасов и костромской край

Рассказывать

26

Костромские мотивы в творчестве русских художников: Саврасова, Кустодиева, Левитана.

История создания картин русских художников на костромском материале.

Портреты художников, репродукции их картин. Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Осень», Кустодиев «Масленица»

творчество русских художников

Доп. материал

27

Урок - путешествие «Поэтические версты»

Встреча с поэтами Нерехты

Презентация

творчество русских поэтов

Доп. материал

Сказки писателей-костромичей.

28

Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить (о предрассудках).

О приметах и предрассудках

Выставка книг

О приметах предрассудках

Находить отличие

29

Сказки Е. В. Честнякова

Знакомство с творчеством Честнякова,

Посещение выставки

сказки и репродукци картин.

Пересказ

Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей и поэтов Костромского края.

30

Патриот земли русской - Иван Сусанин.

Подвиг Ивана Сусанина

Презентация

О жизни и подвиге

читать

31

Сердце свое слушай. Русский человек на войне.

Б. Васильев, «А зори здесь тихие», М Шолохов «Судьба человека»

Встреча в литературном обществе «Лира»

О творчестве

читать

«Богат наш край историей своей. Имя в истории края»

32

Нерехте - 800 лет!

Праздничные события

Фильм

Основные даты из истории города Нерехты.

Проводить экскурсии

Родной край на страницах газет

(материалы о 70 летнем юбилее Костромской области)

О людях и их делах

Встреча в редакции газеты «Нерехтская правда»

Историю города Костромы. Основные памятники архитектуры , истории, культуры.

Рассказ, творческая работа.

33-34

Люди. События. Судьбы (по материалам Почетного жителя города Нины Петровны Родионовой, бывшего директора краеведческого музея)

Урок в музее, урок - беседа, праздник.

Экспозиции

Имена известных Почетных граждан города.

Рассказ, творческая работа.

Формы работы при реализации программы

  • Массовые (уроки, встречи, экскурсии, посещение выставок)

  • Групповые (беседа, работа в группах, парах)

  • индивидуальные (подготовка отзыва, реферата, индивидуального задания)

Теоретическая часть (уроки). Основная часть уроков проводится в музее. Источниками для них являются справочники, книга - путеводитель «Нерехта», работы этнографа М.Я. Диева, музейные материалы, газета «Нерехтская правда» с очерками и статьями о городе, знаменитых людях родного края.

Практическая часть. Выходы в музей с последующей записью впечатлений об экскурсии, иллюстрирование. Отчёт об экскурсии, составление рукописных книг с записями старинных песен, поговорок, старинных обрядов, обычаев, народных игр, фото зарисовки, записи воспоминаний людей о прошлом, составление карты - схемы города, сбор статей о родном городе, стихов и песен. Встречи с интересными людьми, нерехтскими народными умельцами, художниками, заслуженными людьми, почётными гражданами города станут неотъемлемой частью программы.

Типы уроков:

Урок - игра, урок - беседа, урок - путешествие, урок - экскурсия. Мини - конференция, урок - чтение, урок - постановка.

Способы оценки

  • Анкетирование, опрос всех участников (прил.)

  • Отзыв участников о проведенных мероприятиях

  • Таблица «Диагностика степени сформированности категориальной структуры

этического сознания у подростков » (прил.)

Условия эффективности учебно - воспитательной работы.

  • целенаправленность и систематизация учебно - воспитательной работы по краеведению

  • дифференцированный подход

  • широкое использование наглядных средств, игровых методов

  • коррекция и развитие познавательной сферы школьников и их интеллектуальных умений

  • взаимодействие с классными руководителями и социумом

Ресурсное обеспечение программы

1. Нормативно - правовое:

  • Конституция РФ

  • Конвенция о правах ребенка

  • Программа факультатива «Родной край»

2. Организационное:

  • электронная версия программы факультатива «Родной край»

3. Материально - техническое :

  • компьютерный класс, принтер, фотоаппарат, методические материалы по реализации программы

4. Информационно - методическое обеспечение

  • таблицы, вырезки из газет, презентации



Методическое обеспечение программы

Основными учебными пособиями для учащихся при изучении курса станут:

1. Архитектурное наследие и реставрация. Москва, 1988.

2. Андреев А., Большаков И., Магнитский М. «Нерехта», Кострома, 1963.

3. Большаков И., Михеев С., Бадин В. «Нерехта», Яросл. Верхне-Волжское

книжное изд-во, 1989.

4.Васьков А.Ф. Нерехтский уезд в 1857 г. Кострома, 1972.

5.Демидов С.В., Кудряшов, «Нерехта», 1996.

6. Демидов С.В., Кудряшов, «Нерехта», 1996. Булгаков К.А. «Костромской край», ч. 1.

7. Диев М.Я. Город Нерехта в ХУIII и первой четверти XIX вв.

(ксерокопия рукописи в нерехтском музее). Кострома, 1919.

8. Диев М.Я. История города Нерехты XIX век (из собрания ХУК КОИЛМЗ код 24761) (ксерокопия рукописи в нерехтском музее).

9. Диев М.Я. Костромская вифлиофика XIX век (из собрания ХУК КОИЛМЗ), (ксерокопия рукописи в нерехтском музее).

10. Журнал «Губернский дом» N2 1, 2000.

Журнал «Губернский дом» № 3, 1,20

Журнал «Губернский дом»№4 (93), 2013

11.Исаева Н.Н. Рудченко В.М. Смирнов Г.К. Щеболева Е.Г. Каталог. Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск №11. Кострома, 2009.

12. «Костромской край» под редакцией Миловидова В.Л., ч. 2, Ярославль, 1988.

Кудряшов Е.В. Ранние памятники промышленной архитектуры Нерехты.

13. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генштаба Костромской губернии. Сост. Крживоблоцкий, С - Петербург, 1861.

14. Мишагин И.В. Экономическое описание Нерехтского уезда Костромской губернии. Нерехта, 1927.

15. Полетаев Т.Н. Протоирей М.Я. Диев и его историко-археологические и этнографические труды. Кострома, 1891.

16. Сборник статистических сведений по костромской губернии, т. 1. Нерехтский уезд, 1901.

17. Книга Памяти 1 - 4 том (музей)

18.ИКТ: Презентации, фильмы.




III. Заключение

1. Роль программы факультатива «Родной край» в развитии и воспитании учащихся.

Программа факультатива «Родной край» позволяет более глубоко

  • формировать духовно - нравственные качества личности;

  • повышает уровень нравственной самооценки.

Таким образом, изучение программы факультатива «Родной край» позволяет школьнику продвигаться от элементарных знаний о родном крае к более высокому уровню его познания. Многие родители стали сами больше проявлять интерес к родному краю: посещают с детьми наш музей, помогают учащимся в выполнении творческих заданий. Все это говорит о том, что данные курсы должны быть в каждой школе и, возможно, это поможет всем нам воспитать в наших детях гордость за свой нерехтский край. Сегодня, мы живем в трудное, но и благое время духовного возрождения нашего Отечества. И оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению.

Каждый учитель пытается осознать духовно - нравственный смысл своей профессиональной деятельности, обобщить те крупицы опыта, которые помогают решать задачи, определённые концепций нашей школы, предполагающей её развитие на основе приобщения детей и взрослых к культурному и историческому наследию, содействие личностному, профессиональному и социальному самоопределению учащихся.

























































Приложения

1. Вопросник для беседы с очевидцем военных лет

1. Краткие сведения об опрашиваемом:

- Ф.И.О…………………………………………………………………………………………

- Место проживания…………………………………………………………………………..

- В каком родстве находились с опрашиваемым……………………………………………

- Краткие биографические данные…………………………………………………………...

2. Место проживания на начало войны, состав семьи…………………………………….

3. Где застала война? ………………………………………………………………………….

Из каких источников стало известно о начале Великой Отечественной войны?

…………………………………………………………………………………………………..

4. Кто из родственников стал участником войны? Какова их судьба? ……………………………………………………………………………

5. Изменилось ли место проживания после начала войны?...................................................

6. Была ли оккупирована территория, где проживал в начале войны? Что сохранилось в памяти о тех годах? ...................................................................................

7. Как помогала ваша семья фронту, участникам партизанского движения? .....................

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

8. Какова была материальная обеспеченность вашей семьи? ...............................................

9. Видели ли вы раненых советских воинов, партизан, пленных? ……………………….

Какую помощь оказывали им?..................................................................................................

10. Самые памятные события военных лет? ...........................................................................

11. Какие песни военных лет вам запомнились? От кого вы их слышали? ............................................................................................................

12. Кого из близких и дальних родственников вы потеряли в войну? .......................................................................................................................................................

13.Что знаете об их военной биографии? .....................................................................................

14. Когда вернулись с фронта ваши родственники? ..............................................................

Чем памятны эти дни? ………………………………………………………………………...

15. Какие материалы (фотографии, грамоты, газеты и т.п.), связанные с вашими родными имеются в вашей семье? ......................................................................................................................................................

16. Где застал вас День Победы? Чем памятен этот день? ……………………………...........................................................................................................

17. Как сложилась жизнь в послевоенные годы? ……………………………………………

Ваше участие в восстановлении разрушенного хозяйства? Памятные события тех лет? ………………………………………………………………….................................................

Примечание: При получении ответов делать записи о том, каким образом они получены (записаны ли со слов или в виде рукописных ответов - воспоминаний)

2.Памятка осмотра исторического памятника

  • местонахождение памятника;

  • происхождение его названия;

  • назначение объекта (в прошлом и сейчас);

  • современный внешний облик;

  • внутреннее убранство;

  • создатели объекта (архитектор, скульпторы, строители, реставраторы и т.д.);

  • сохранность объекта

  • ценность объекта для города и горожан

3.Методика «Работа с историческими документами»

Цель: развитие навыка работы с историческим документом.

Ход выполнения:

1. Разделить учащихся на 2 группы.

2. Раздать каждой команде текст документа: (например)

« Преподобный Пахомий, чудотворец Нерехтский, жил в XIVвеке, в одно время с преподобным Сергием Радонежским, и считается его учеником… »

3. Раздать карточки с заданиями для работы с данным документом.

Рабочая карточка.

1. Что это за документ?

Летописный источник;

Житие святого;

Литературное произведение;

Периодическая печать.

2. Какое время и событие описывается в документе?

3. Какие факты содержатся в документы?

4. Какие исторические личности упоминаются?

5. Каковы эмоциональные особенности части документа?

4. Выступления каждой команды.

5. Подведение итогов.

Выявление лучших, правильных ответов.





4.Социологический опрос на тему:

«С чем связано заглавие улицы, на которой вы живете?»

Итоги опроса приведены в таблице

Относительные группы

Количество улиц (%)

1.

Улицы и переулки, наименования которых связаны с именами выдающихся людей

17

2.

Улицы и переулки, наименования которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями

3

3.

Улицы и переулки, наименования которых произошли от названий культурных растений

2

4.

Улиц и переулки, связанные с географическим положением, а так же наименования улиц, связанные с реками и городами бывшего СССР

5

5.

Остальные

2

Всего

29

10





















5.Анкетирование

с целью выяснения роли и места факультатива «Родной край»

по формированию духовно - нравственных качеств учащихся

1. Какие предметы учат тебя добру?

2.Какие предметы учат тебя любви к Родине?

________________________________________________________________

3.Какие предметы учат тебя уважению к старшим, любви к своей семье?

4.На каких уроках учитель чаще всего интересуется твоим мнением?

5. Какие предметы для тебя самые важные?

_______________________________________________________________

Результат анкетирования

с целью выяснения роли и места факультатива «Родной край»

по формированию духовно - нравственных качеств учащихся

Какие предметы учат тебя добру?

Какие предметы учат тебя любви к Родине?

Какие предметы учат тебя уважению к старшим, любви к своей семье?

На каких уроках учитель чаще всего интересуется твоим мнением?

Какие предметы для тебя самые важные?

Краеведение

43%

Краеведение

57%

Краеведение

43%

Математика

61%

Математика

61%

Чтение и развитие речи -42%

Природоведение

39%

Другие предметы

40%

Письмо и развитие речи -17%

Краеведение

45%

Вывод: Большая часть детей отдают приоритет «Краеведению», как предмету, который учит добру, любви к Родине, уважению к старшим, любви к своей семье. А 45% детей считают предмет, изучающий родной край, важным для них предметом.


Диагностика

степени сформированности категориальной структуры

этического сознания у подростков

Учащимся 6 - 8 классов предложено объяснить понимание следующих категорий:

Понятия

Объяснили

Не объяснили

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

1. Счастье

13

100

11

97,95

нет

0

0

2,05

2. Свобода

6

88,9

4

89,8

7

11,1

7

10,2

3. Мудрость

6

95,2

6

93,9

6

4,8

6

6,1

4. Мужество

9

93,7

9

91,8

2

6,3

2

8,2

5.Справедливость

10

76,2

12

73,5

1

23,8

1

26,5

6.Добро

13

98,4

11

93,9

0

1,6

0

6,1

7.Зло

13

93,7

11

95,9

0

6.3

0

4,1

8.Милосердие

8

60.3

9

53,1

2

39,7

2

46,9

9.Долг

7

85,7

6

81.6

7

14,3

7

18,4

10. Вина

7

85,7

5

91,8

6

14,3

6

8,2

Анализируя проведенную работу, можно сделать ряд выводов:

  • В процессе жизнедеятельности подростка формируется категориальная структура духовно - нравственного сознания.

  • В процессе систематического школьного обучения категории, изучавшиеся на факультативе «Родной край», являются более сформированными.

38


© 2010-2022