- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку: Синонимы
Урок по русскому языку: Синонимы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Альжанова Ш.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока : «Синонимы»
Цель урока: формирование понятия о синонимах, о синонимическом ряде; развитие умения употреблять в речи, находить их в тексте; воспитание патриотизма.
Оборудование: Толковый словарь русского языка/С. Ожегова/, словарь
синонимов, карточки, рисунки.
Ход урока. I. Орг. момент II.Опрос:
1Что называется лексикой? 2.Однозначные и многозначные слова. 3.Что называется омонимами? 4.Что называется синонимами? 5.Что называется антонимами? 6.Работа по карточкам у доски. Синтаксический разбор, фонетический разбор иразбор по составу.
Карточка.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается.
7. Словарная разминка Что здесь лишнее?
Карточка. Желтый, белый, зеленый, мокрый. Шляпа, перчатка, пальто, шерсть. Смотреть, видеть, слушать, глядеть.
8. Докажи, что данные слова-антонимы. Приведи примеры на каждый случай.
Глухой-звонкий, ударный-безударный,сильный-слабый/звук/.
10.Закончи пословицы. Подчеркни антонимы.
1)Трудно в ученье,.... 2)По одежке встречают,....
III.Словарный диктант
Лексика,лексикология, однозначные слова, многозначные слова,антонимы, омонимы, синонимы, прямое значение, переносное значение.
IV. Объяснение нового материала. Синонимы. Продолжите ряд слов:
Метель, пурга, буран, вьюга
Красный, алый, малиновый, вишневый
Платок, шаль, косынка
Составление кластера:
Один из синонимов - главный
Слова, одной и той же части речи
СИНОНИМЫ
Составляют синонимический ряд
Обозначают одно и то же, но отличаются оттенками значений и употреблением в речи
Есть спец. словари синонимов
V. Работа по тексту «Родина» Отечеством зовем мы нашу страну потому, что жили в ней отцы и деды наши. Родиной зовем мы потому, что в ней мы родились. Матерью-потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов.
(По К.Д. Ушинскому)
Прочитать текст , найти слова -синонимы.
VI. Расположить синонимы в порядке возрастания признака, тдействия. Запиши.
1.Голубое,синее, голубоватое, лазурное (небо). 2. Хныкать, плакать, реветь 3.Злой, бессердечный,жестокий, безжалостный,бесчеловечный (человек). 4Улыбаться,смеяться, хохотать
VII. Разноуровневые задания. Задания 1 уровня:
Соединить синонимы стрелками:
Собака путь
Печаль пес
Дорога ложь
Неправда войско
Армия грусть
Огонь машина
Метель пламя
Автомобиль буран Задания 2 уровня: С какими словами из скобок можно соединить синонимы:
Толстый, полный ( человек, дерево); коричневый, карие (глаза, костюм); охранять, беречь (книги, здания); мрачный, темный (ночь, мысли).
Задания 3 уровня:
Замени все слова в предложении (кроме служебных) синонимами:
-
Доктор прописал пациентке инъекции.
-
Разъяренная вьюга замела тропинки.
-
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
-
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
VIII. Обобщение:
1.Что называется синонимами? (Для чего они употребляются в речи? )
Приведите примеры
IX. Домашнее задание: Составить текст, употребляя синонимы.