Ксения Степанычева-драматург и сценарист

Исследовательская работа  ученика знакомит с биографическими данными и творческим становлением нашей землячки Ксении Викторовны Степанычевой, российского драматурга, сценариста. Ее пьесы  ставят в разных городах России. По своей основной профессии Ксения Степанычева не писатель, а… менеджер-экономист. У нее нет литературного образования, зато есть первая премия на самом престижном в России конкурсе драматургов «Действующие лица». К её текстам пишут лестные предисловия и наш земляк, известный пис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ксения Степанычева-драматург и сценарист

Введение

Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая родина.

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее».

Моя исследовательская работа знакомит с биографическими данными и творческим становлением нашей землячки Ксении Викторовны Степанычевой, российского драматурга, сценариста. Ее пьесы ставят в разных городах России. По своей основной профессии Ксения Степанычева не писатель, а… менеджер-экономист. У нее нет литературного образования, зато есть первая премия на самом престижном в России конкурсе драматургов «Действующие лица». К её текстам пишут лестные предисловия и наш земляк, известный писатель и сценарист Алексей Слаповский, и популярнейший человек-театр Евгений Гришковец, а Станислав Говорухин снял по ее пьесе художественный фильм.

Цель исследования: изучить факты жизни и творчества Ксении Степанычевой, выявить основные направления её творчества, особенности писательской манеры.

Задачи исследования:

Познакомившись с литературой, изданной по данной теме,

  1. понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

  2. уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Биография.

Ксения Степанычева родилась в Саратове 4 ноября 1978 года в семье военнослужащего. Вместе с семьёй жила в гарнизонах в ГДР, на Украине, в Заполярье.

Детство прошло на Украине, в маленьком местечке по названием Белая Церковь. В интервью [1] 6 августа 2009 Ксения Степанычева рассказывает:

« Я ведь дочь военного, всю жизнь езжу, так что… Мне кажется, дети военных отличаются от тех, что живут на одном месте. Мне это даже удивительно: как так, вот дети растут в одном дворе, вместе ходят в один садик, потом вместе идут в школу, учатся там десять лет, заканчивают все вместе, ещё и переженятся… А я, например, ни в одной школе больше трёх лет не училась».

Мама - фармацевт, младший брат, можно сказать, почти профессиональный путешественник. Он с женой объездил уже полмира, причем по самым экзотическим странам.

В 17 лет начала писать стихи: «…начала их писать не от «несчастной любви», а потому, что меня вдруг прорвало, как-то само собой, и количество прочитанного за 17 лет переросло в необходимость высказаться самой. А пьесы начала писать в 19, и почти сразу поняла, что это у меня получается лучше, и что такая форма самовыражения мне больше подходит [2]».

В 2000 г. с отличием окончила Поволжскую академию государственной службы (Саратов) по специальности «менеджер-экономист». Живет в Саратове, работает драматургом и сценаристом.

Занимается драматургией с девятнадцати лет. Своими любимыми драматургами Ксения Степанычева считает Шекспира, Софокла, Еврипида, Плавта, Пьера Корнеля, А.С. Пушкина, Е.Л. Шварца, Теннесси Уильямса, Гарсиа Лорку, Жана Жироду. «Прочитанные книги, они ведь тоже расширяют кругозор. Фолкнер, Манн, Мэрдок, Толстой, Гоголь, Платонов - это далеко не полный список моих самых любимых авторов[3]».


1.Василий Зимин. Интервью с Ксенией Степанычевой\\ Сайт «Культура Саратова». saratov-kultura.ru/pisatel/stepanycheva_i1.html

2. Андрей Рудалев. Частная жизнь \\ «Литературная Россия» № 12 от 21.03.2008. litrossia.ru/2008/12/02644.html

3. Светлана Микулина. Ксения Степанычева, имя под знаком «икс»\\ «Общественное мнение» № 12 (87), декабрь 2006 г

Некоторое время работала крупье. Этот опыт также попал в копилку драматурга. Пьеса «Стаф» «представляет собой описание одной рабочей ночи в казино. Но, конечно, она не может служить пособием «Как выиграть в казино миллион» - никаких практических сведений об игорном бизнесе она в себе не содержит. Казино в моей пьесе - это всего лишь рамка, в которую вставлены портреты ровесников, не более того», - рассказала К. Степанычева в интервью Андрею Рудалеву.[4]

Является вегетарианкой. Любит работать руками. «Они у меня умные. Могут шить, могут вышивать, могут пилить, могут из дерева вырезать… Мне всё равно - это женское ремесло, или мужское: и иголку, и дрель держу одинаково уверено. Сейчас делаю такие… как бы это сказать… композиции из металла, стекла и камня, на бетонной основе, и потом расписываю их. Всё-таки, драматургия - это сплошные чёрные буквы на белой бумаге, неважно, пишешь ты, или читаешь… Поэтому, даже психологически полезно поработать с красками, повозиться с разными цветами, оттенками. Наконец-то отдохнуть от чёрно-белого писательского труда!»[1]




1.Андрей Рудалев. Частная жизнь\\ «Литературная Россия» № 12 от 21.03.2008. litrossia.ru/2008/12/02644.html

2.Василий Зимин. Интервью с Ксенией Степанычевой\\ Сайт «Культура Саратова». saratov-kultura.ru/pisatel/stepanycheva_i1.html


Глава 2. Творчество.

Первая публикация (пьеса «2х2=5») состоялась в журнале «Современная драматургия» в 2005 году.

Автор пьес «2×2=5», «Частная жизнь», «Розовый бантик»], «Стаф», «Божественная пена», «Казачьи сказы», «Дни Победы».

В журнале «Современная драматургия» опубликованы пьесы: «2х2=5» (2005, № 2), «Божественная пена» (2006, № 1), «Частная жизнь» (2007, № 4), «Дни Победы» (2010, № 2). В журнале «Мир детского театра» опубликована пьеса «Розовый бантик». Сказка «Розовый Бантик» стала лауреатом всероссийского конкурса пьес для детей «Мы дети твои, Россия» (2007 г.).

В 2004 году с пьесой «2×2=5» Ксения Степанычева получила главную премию в ежегодном конкурсе драматургов «Действующие лица».

В апреле 2009 года совместно с другими молодыми драматургами: Александром Архиповым, Михаилом Дурненковым, Александром Родионовым - в рамках проекта «Открытый мир» побывала на стажировке в Принстонском университете (Нью-Джерси, США).

Пьеса «2×2=5» Ксении Степанычевой была поставлена в 2005 году в Саратовском академическом театре драмы (режиссёр Григорий Аредаков, сценография Юрий Наместников), в 2007 году в Московском театре «Школа современной пьесы» (режиссёры Ольга Гусилетова и Альберт Филозов), в театре-студии «ЮZ» (Донецк), в 2007 году в театре «В Университетской роще» (Томск). Детская пьеса «Розовый бантик» поставлена в Центре образования № 1408 (Москва).

Принимала участие в пятом, седьмом, восьмом и девятом Форумах молодых писателей России (Москва - Липки, октябрь 2005/2007/2008 г.), семинарах детской литературы (Спасское-Лутовиново, июль 2007 г., Старая Русса, июнь 2009 г.), проводимых фондом СЭИП.

Спектаклем по пьесе Ксении Степанычевой «Частная жизнь» Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова открыл 1 октября 2009 года свой 207-й сезон. Спектакль собирает аншлаги, пользуется любовью зрителей.

Ксения стала лауреатом VI театрального фестиваля «Золотой Арлекин» (сезон 2008/2009, 2009/2010 г.), получив приз критики «Дар речи» за пьесу «Частная жизнь».

В 2010 году режиссёр Станислав Говорухин снял по сценарию Ксении Степанычевой фильм, имевший рабочее название «Сердца четырёх». В прокат фильм вышел под названием «В стиле Jazz». Фильм был представлен в конкурсной программе 18-го фестиваля «Окно в Европу» проходящего в Выборге. Фильм получил приз «Золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счёт».

В 2010 году пьеса Ксении Степанычевой «Дни Победы» стала лауреатом Всероссийского конкурса драматургов «Факел памяти».

Пьеса «Частная жизнь» в 2011 году поставлена Сахалинским театральным центром имени А. П. Чехова.









Глава 3. Творчество драматурга в оценке критиков.

В этой главе представлены лишь несколько рецензий на спектакли по пьесам Ксении Степанычевой.


  1. Таги-заде Аида. Новые печки и лавочки // Огонек. 2008. № 46.

За пьесу «2×2=5» Ксения получила главную премию в ежегодном конкурсе драматургов «Действующие лица». Степанычева не затрагивает насущных «новодраматических» тем о потерянном молодом поколении, об однополой любви, черством и жестоком мире, в котором столько грязи, лжи, и т д. В ее тексте нет ненормативной лексики, а сюжет прост и актуален как сейчас, так и сто лет назад.

Спектакль состоит из бытовых зарисовок о любви, о жизни, полетах во сне и наяву, о печках-лавочках и прочих деталях из разряда «что вижу - то пою» - именно эта «простота» и вызвала, по-видимому, столь единогласный выбор жюри во главе с Иосифом Райхельгаузом. Перед нами разыгрываются небольшие сценки из жизни. […]

Режиссеры Альберт Филозов и Ольга Гусилетова обрамили неприхотливый текст Ксении Степанычевой в столь же легкие формы. Яркие краски, узнаваемые образы, смешные и парадоксальные ситуации, остроумные диалоги. Живая интонация драматурга позволяет зрителям сопереживать героям и ненадолго переместиться в предлагаемые обстоятельства - маленькие комедии о большой жизни.

2. Дина Годер . Дважды два о хорошем. // Время новостей. 2007. 30 ноября. № 220.

В театре «Школа современной пьесы» два дебютанта поставили комедию третьего.

Про комедию «2х2=5», поставленную в театре «Школа современной пьесы», известно не очень много: что три года назад пьеса получила главную премию на российском конкурсе «Действующие лица» и что ее автор, молоденькая дебютантка Ксения Степанычева, работает в Саратове экономистом. Удачную постановочную судьбу этому дебюту можно предсказать и не зная дальнейшего: «2х2=5» -- типичная «добрая пьеса», или, как пишут в рекламных листовках к спектаклю в театре «Школа современной пьесы», «один из радостных примеров того, как современная драматургия говорит о хорошем». А это, тем более в комедийном варианте, очень любят и зрители, и театры, боящиеся «новой драмы», которая не желает ни говорить о хорошем, ни быть доброй. Так вот, дебютную пьесу Ксении Степанычевой поставили тоже два режиссера-дебютанта, актеры Альберт Филозов и Ольга Гусилетова с выпускниками РАТИ, учениками руководителя «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. На этом вводную часть можно закончить и перейти к спектаклю, но тут обнаруживается, что про спектакль мало что можно сказать.

Дело в том, что пьеса Ксении Степанычевой, несмотря на честно заработанные премиальные семь тысяч долларов, в сущности, ни о чем. Это некоторое количество необязательных разговоров о любви и около, плюс маленький сюжет о начале романа между неприступной красавицей и богатым клиентом фирмы, где она работает. Если эту историю немного раздуть, то получится ходкая романтическая комедия, которую с руками оторвет любая антреприза. К счастью, автор раздувать ее не стала, и сюжетец встал в ряд с пьяноватой болтовней мужчин в автобусе, диалогом сельской красотки с ухажером и рассказом рисковой девахи о том, как она с похмелья познакомилась со своим нынешним мужем.

3 .Алиса Одинцова. Посмотрите на себя\\ «Богатей». 8 октября 2009г.
Жизнь прекрасна, а главное в ней - любовь! Эту истину в очередной раз доказали артисты академдрамы, с вдохновением сыграв сентиментальную комедию «Частная жизнь». Спектакль, наполненный оптимизмом и радостью, открыл театральный сезон академического театра драмы им. Слонова.
Наблюдая за действиями героев этой комедии, наверняка каждый зритель хоть раз да поймал себя на мысли, что этот эпизод - сцена из его повседневной жизни. И пусть нам не каждый день предлагают руку и сердце, мы не рыбачим на даче у шефа и наши дети не объявляют нам о намерении жить однополым гражданским браком, но в диалогах героев мы слышим свои словечки, видим свои жесты и понимаем, как глупо мы порой себя ведем! Автор пьесы Ксения Степанычева уже давно известна саратовским зрителям своим умением писать о нашей жизни легко и правдиво. Ее герои - саратовцы, которые живут на Большой Садовой, ездят в автомастерскую на Лермонтова и работают в местных компаниях. Они молоды душой, беспечны и хотят простого человеческого счастья. Несмотря на юный возраст, Ксения Степанычева умеет так представить героя, что веришь каждому его жесту, каждому вздоху и каждому слову. И еще одно очень ценное качество - Ксения понимает своего героя до мелочей, будь это молоденькая девочка или умудренный жизнью мужчина, и передает его состояние так тонко, что зритель тоже начинает видеть всю подноготную персонажа - комплексы, переживания, настроения (пусть о них в пьесе и не упоминается).


4. Елена Налимова. Игра в притворялки\\ «Взгляд». 8-14 октября 2009 г.

«2x2=5» - так назывался спектакль, поставленный по пьесе саратовской драматургессы Ксении Степанычевой. Это была первая инсценировка нашей землячки. В финале Ксения поднималась на сцену, как школьница, получающая аттестат зрелости. Одно ощущение дебюта дарило спектаклю непередаваемую юношескую прелесть. В среду на той же сцене драмтеатра состоялась вторая саратовская премьера Ксении. На этот раз зрители увидели пьесу уже зрелого автора, произведения которого ставят в Москве и Питере. «Частная жизнь» - так назывался спектакль в постановке московского режиссера Даниила Безносова, хотя лучше было бы назвать его «Найдите 10 отличий».
«Частной жизнью», в принципе, можно было бы назвать и первый спектакль по пьесе Ксении. Оба созданы в одной манере - набор зарисовок о наших современниках, даже ближе - соседях.
В «2x2=5» кадры частной жизни пронеслись перед зрителем цветной чередой с песнями, танцам и свежими шутками. В «Частной жизни» они стали напоминать наскучивший сериал, которые Ксения, как она признавалась нашему изданию, очень не любит. И, как второй глоток вина, окончательно раскрывающий его звучание, вторая пьеса обнаружила и другие своеобразные оттенки, свойственные автору. Без скидок на дебют.
Как много девушек хороших

5.Марина Зайонц. Как много девушек хороших. 12 ноября 2007 года biletexpress.ru/articles/1895.html

В "Школе современной пьесы" публику заверяют, что "2х2=5"

Пьесу Ксении Степанычевой, победившую несколько лет назад в конкурсе "Действующие лица", поставили сразу два дебютанта - актеры Альберт Филозов и Ольга Гусилетова. От большинства современных пьес "2х2=5" отличается разве только тем, что автор здесь без мата обошелся. А так все как у всех - привычный композиционный хаос, отсутствие сквозного сюжета, обрывки коротких сцен и отменный слух, удивительно точно современный разговорный сленг воспроизводящий. Вот только сидишь в "Школе современной пьесы" и Окуджаву вспоминаешь - мол, "давайте говорить друг другу комплименты". И вроде понимаешь, что спектакль не из крупных, не событие никакое, и не заметить его легче легкого, а все равно хочется комплименты говорить. Очень уж славный. Ни потрясений душевных, ни открытий, всего лишь смотреть приятно. Полтора часа проводишь в хорошей компании (милые молодые, никому пока не известные актеры играют) и все время улыбаешься. Или даже хохочешь, не пойми над чем. Теперь такое нечасто случается, оттого, наверное, и ценишь сверх меры.

6.Алла Шендерова. Плоско, как дважды два. biletexpress.ru/articles/1894.html

"2х2=5" в "Школе современной пьесы"

Спектакль по пьесе драматурга-дебютанта Ксении Степанычевой поставили также дебютировавшие в режиссуре актеры Ольга Гусилетова и Альберт Филозов. Побывавшей на спектакле АЛЛЕ ШЕНДЕРОВОЙ показалось, что она смотрит ремейк позднесоветских лирических комедий, приправленный шутками из передачи "Аншлаг". […] « Когда публика успевает перекусить и нахохотаться незамысловатым шуткам, создатели спектакля, оставив наконец целомудрие, позволяют Сергею схватить Ирину за зад. Тут появляется мама обеих сестер в милицейской форме и командует: всем сидеть! Герои спектакля вываливают на зрителей целый ворох частушек типа: "На горе стоит больница, / Пойду к доктору лечиться. / Доктор спросит, чем больна? / Семерых люблю одна". То есть утверждение "2х2=4" автор пьесы и создатели спектакля считают непроходимой банальностью, а избитые частушки и бородатые анекдоты - нет.»

Думаю, что ответом Ксении Степанычевой на эти публикации может служить ответ на вопрос Андрея Рудалева [1] : «В чём твоё кредо как драматурга?»


- Если воспользоваться готовой формулой, то, пожалуй, первое, что мне приходит в голову - это слова Пикассо: «Быть верным тому, что видишь». А если говорить о театре в целом, то вот в недавнем интервью Иосифа Райхельгауза, руководителя театра «Школа современной пьесы» я прочитала такое высказывание: «Назначение театра - помогать людям жить, и ничего больше». Я согласна с этим. Помогать людям жить, это не значит - писать и ставить только бессмысленно-смешные комедии положения, чтобы поразвлечь публику. Помощь, она бывает разная. Скажем, Гоголь, своим глубоким, хотя и горьким осмыслением нашей жизни помогает нам жить - здесь и сейчас. Или Островский. И ведь оба делают это, смеясь - хотя этот смех, зачастую, сквозь слёзы. Но мне совершенно чужд театр, от которого у меня возникает стойкое ощущение, что авторы сделали данный спектакль с единственной целью - помучить зрителя. Или выплеснуть на него свои внутренние психологические проблемы, а то и патологии - то есть, когда театр, или искусство вообще используется авторами как средство личной терапии, а зритель, читатель становится жертвой или заложником, неожиданно для себя самого оказываясь в роли такого «массового психотерапевта». Но у врача работа такая, ему, хотя бы, за это деньги платят - а зритель, наоборот, сам заплатил за билет, или за книгу, и его же используют как мусорную яму, куда можно слить любые психологические помои. Это, как минимум, нечестно.

1.Андрей Рудалев. Частная жизнь\\ «Литературная Россия» № 12 от 21.03.2008. litrossia.ru/2008/12/02644.html

IV. Заключение

В своей работе я исследовала биографию и творчество нашей землячки, драматурга К.В. Степанычевой. Выявила основную направленность её творчества: «Меня больше всего интересует обычная жизнь обычных людей, в которой, как мы все прекрасно знаем, много смешного, грустного, важного, нелепого, прекрасного, бессмысленного и, вообще, всего. Наша с вами общая жизнь, которая никогда больше не повторится. Поэтому мне хочется её зафиксировать, сохранить - и выразить себя при этом, так как это именно мой взгляд на нашу жизнь.[1]»









1.Андрей Рудалев. Частная жизнь\\ «Литературная Россия» № 12 от 21.03.2008. litrossia.ru/2008/12/02644.html



Список используемой литературы:



РЕЦЕНЗИИ И ОТКЛИКИ
  1. Дрекина Ирина. Большой успех маленьких комедий// Рампа. 2006. № 1.

  2. Годер Дина. Дважды два о хорошем // Время новостей. 2007. 30 ноября. № 220.

  3. Егошина Ольга. Простая формула // Новые известия. 2007. 6 ноября.

  4. Таги-заде Аида. Новые печки и лавочки // Огонек. 2008. № 46.

  5. Андрей Рудалев. Частная жизнь\\ «Литературная Россия» № 12 от 21.03.2008.

  6. Василий Зимин. Интервью с Ксенией Степанычевой\\ Сайт «Культура Саратова».2009.

  7. Каминская Валерия. Любовь и остальные частности // Неделя области. 2009. 7 октября. № 51.

  8. Харитонова Ольга. Новые пьесы, полные залы // Современная драматургия. 2010. № 1.

  9. Федорчук Екатерина. Новые писатели: проза, поэзия, драматургия, критика // Знамя. 2012. № 4.

ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИКЕ
  1. 2х2=5 // Современная драматургия. 2005. № 2.

  2. Божественная пена // Современная драматургия. 2006. № 1.

  3. Розовый Бантик // Мир детского театра. 2007. № 1.

  4. Частная жизнь // Современная драматургия. 2007. № 4.

  5. Дни Победы // Современная драматургия. 2010. № 2.

  6. Казачьи сказы // Персонаж. 2012. № 2.

Интернет -ресурсы

  1. Ксения Степанычева на церемонии награждения конкурса «Золотой Арлекин». ru.enc.tfode.com/

  2. Ксения Степанычева Фото В.Зимина. saratov-kultura.ru

  3. Андрей Рудалев. Частная жизнь\\ «Литературная Россия» litrossia.ru/2008/12/02644.html

  4. Фрагмент спектакля «Розовый бантик»teatrsemya.ru/photo/spektakli/rozovyj_bantik/24

Приложение 1.

ПОСТАНОВКИ

Пьеса «2х2=5»:

  • театр «Школа современной пьесы», Москва (постановка - А. Филозов, О. Гусилетова, 2007),

  • Саратовский государственный академический театр драмы (постановка - Г. Аредаков, 2006).

Пьеса «Частная жизнь»:

  • Саратовский государственный академический театр драмы (постановка - Д. Безносов, 2009),

  • Сахалинский театральный центр им. А.П. Чехова (г. Южно-Сахалинск, 2011).

Пьеса «Розовый Бантик»:

  • детский театр-студия «Семь Я» (г. Долгопрудный, 2009),

  • Чайковский народный театр юного зрителя.






Приложение 2. фОТОГРАФИИ.


Ксения Степанычева-драматург и сценарист.

Ксения Степанычева Фото В.Зимина.

saratov-kultura.ru

Ксения Степанычева-драматург и сценарист.

Ксения Степанычева (в центре) на вручении наград конкурса «Действующие лица».

sfilatov.ru

Ксения Степанычева-драматург и сценарист. Ксения Степанычева на церемонии награждения конкурса «Золотой Арлекин». ru.enc.tfode.com/

Ксения Степанычева-драматург и сценарист.

4 апреля 2009 г. спектаклем «Розовый бантик» по пьесе Ксении Степанычевой театральная студия «Арлекино» г. Кронштадта заявила о своей новой работе. Состоялась премьера спектакля.. ddt-grad-tchudes.narod.ru

Ксения Степанычева-драматург и сценарист.Фрагмент спектакля «Розовый бантик» детской школы театральных искусств «СемьЯ» г. Долгопрудного .
teatrsemya.ru/photo/spektakli/rozovyj_bantik/24

Ксения Степанычева-драматург и сценарист.

Афиша фильма Станислава Говорухина

«… в стиле jazz»

Ксения Степанычева-драматург и сценарист.

Октябрь 2007 год. Пьеса Ксении Степанычевой

поставлена в московском театре. sfilatov.ru/work/



© 2010-2022