Конспект по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Синтаксис и пунктуация

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока: повторить и систематизировать знания и умения учащихся.

Образовательный аспект: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;

Развивающий аспект: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;

Воспитательный аспект: учить школьников культуре речи и поведения.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе

Основные модули урока на

деятельностной основе

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Универсальные учебные действия

1.

Внутренняя мотивация учащихся на самостоятельное принятие цели,

создание проблемной ситуации или

использование личностного опыта учащихся .

Интрига.

Принятие цели.

Приветствует учащихся, предлагает совместное путешествие в мир Синтаксиса и Пунктуации.

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. А какое путешествие может быть без карты?

Но перед нашим уроком возникла непредвиденная ситуация: пропала карта. Что же делать? Не будем отчаиваться, ведь самое главное, что у нас есть - это наши знания и желание преодолевать различные трудности, поэтому мы с вами справимся с этим испытанием.

Чтобы решить эту трудную задачу, мы ответим на вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит тот, у которого будет наибольшее количество жетонов. Важным условием будет соблюдение дисциплины. Всем понятно? Итак, мы начинаем!

Первая станция, которую мы должны посетить называется

« Теоретическая»

Приветствуют учителя.

Подготовка класса к работе.

Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение и создание способа решения проблемы поискового характера.

Регулятивные: целеполагание, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

2.

Совместное планирование с учеником деятельности

Замысел.

Учитель задаёт вопросы, корректирует совместно с учащимися ответы.

2. Эвристическая беседа (повторение теоретического материала по разделу).

  1. Что изучается в синтаксисе?

  2. 1. Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?

  3. 2. Какие предложения мы называем простыми?

  4. 3. Какие предложения мы называем сложными?

  5. 4. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?

  6. 5. При помощи чего связаны простые предложения в БСП?

  7. 6. На какие группы делится сложное союзное предложение?

Вы справились со сложной задачей, но приключения на этом не закончатся, впереди нас ждут много испытаний. Мы добрались до станции «Орфографическая

3. Словарная диктовка (с самопроверкой и взаимопроверкой)

Учитель диктует слова - термины.

Синтаксис, грамматика, предложение, пунктуация, обстоятельство, словосочетание, дополнение, приставка, определение, суффикс, фонетика, орфограмма.

4. Устный связный рассказ на тему «Члены предложения».

Учитель предлагает учащимся составить рассказ на одну из предложенных тем.

Ребята перебираемся на следующую станцию «Синтаксическая».

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины:

приставка, грамматическая основа, существительное, обстоятельство, запятая, словосочетание, части речи, предложение.

Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка - влево.

5.Синтаксическая пятиминутка.

  1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

  2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. Подчеркнуть все члены предложения.


Учащиеся делятся на группы, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Учащиеся записывают слова под диктовку, объясняют и обозначают известные орфограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся -взаимопроверка с сильными учащимися.

Учащиеся определяют для себя задание по уровню: сильные ученики составляют мини-текст, а слабые-словосочетание с последующим его синтаксическим разбором.

Учащиеся по вариантам составляют рассказ на грамматическую тему

  1. « Главные члены предложения.»

  2. «Второстепенные члены предложения.»

Защищают свои работы, ипользуя слайдовые презентации.

Учащиеся выполняют упражнения.

Учащиеся записывают предложения, строят алгоритм рассуждения, определяют количество грамматических основ, составляют схемы и объясняют наличие или отсутствие пунктограмм.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение решать проблемы.

Личностные: смыслообразование.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

3.

Организация групповой и самостоятельной деятельности учащихся по дифференцированным заданиям.

Вариативные дидактические материалы

Выбор, действие.

6. Групповая работа.

Сочинение на лингвистическую тему.

а) «Что даёт нам знание пунктуации?»

б) «Что дает нам знания о синтаксисе?»

Ребята мы завершаем своё путешествие на станции «Пунктуационная».

7.Расшифровка и конструирование предложений по схемам.

Учитель на интерактивной доске демонстрирует схемы предложений:


  1. 1. [ ], а [ ]. 2. [ ],(когда …). 3. А: "П".

  2. 4. "П", - а. 5. [О, …]!

8. Разбор сложных предложений, составление схем.

Каждой команде выдаются карточки с БПС, СПП и ССП.

  1. 1. В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят.

  2. 2. Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.

  3. 3. Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.

Учащиеся в группах презентуют домашние сочинения, делают устный анализ работ и оценивают выступления.

Учащиеся анализируют схемы, проводят пунктуационный разбор и составляют предложения,

отвечают на вопрос, делают вывод.

Учащиеся делают синтаксический разбор предложений, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы.

Ученики проходят тестирование, выбирая соответствующий уровень; проверяют в парах по ключу работу друг у друга.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание, преобразование информации из одной

формы в другую.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,учёт разных мнений.

Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: способность самооценки своих действий.

4.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо справились с испытаниями: проложили правильный маршрут путешествия, побывали в роли исследователей русского языка и показали хорошие знания.

1 . Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

2.Что вызвало затруднения?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас - три жетона: один - с улыбающимся личиком, второй - с безразличным выражением лица, третий - с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент. Учитель просит каждую команду подсчитать количество жетонов.

Ученики отвечают на вопросы,

делают вывод.

Учащиеся выбирают и демонстрируют тот жетон, изображение на котором соответствует их эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Учащиеся считают количество жетонов, выставляют с учителем оценки.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие для

самостоятельного формулирования учащимися итогов урока.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях.

5.

Домашнее задание и его инструктаж

Задаёт и объясняет домашнюю работу:

Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж учителя по выполнению задания.



© 2010-2022