Урок по тврчеству М. И. Цветаевой «Я – мятежница с вихрем в крови…», «Я вся – любовь…» М. И. Цветаева

       Марина Ивановна Цветаева родилась и выросла в Москве, в семье сына сельского священника, искусствоведа, филолога, основателя и собирателя Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн, одарённой пианистки, ученицы композитора Рубинштейна. В детстве будущая поэтесса побывала вместе с матерью в Италии, Швейцарии, Германии. Немецкий язык считала своим вторым родным языком. В гимназические годы Цветаева п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с Отечеством»

Урок по творчеству М.И. Цветаевой

Цели урока:

Образовательная: (обучающая)

рассказать о жизни и творчестве

М.И. Цветаевой, об основных темах и мотивах

цветаевской лирики; особенностях лирической

героини стихотворений; обучить анализу

лирического произведения, уметь находить

средства художественной выразительности.

Развивающая:

развить умение наблюдать и анализировать

произведение, способствовать формированию

аналитического мышления и интеллектуальных

навыков сравнения, обобщения, готовить

учащихся к исследовательской деятельности.

Воспитательная:

привить любовь к поэтическому слову, учить

понимать авторскую позицию, воспитание

чувства соучастия, сострадания, умения

понять боль другого человека, уважение к

нравственной стойкости, соприкоснуться с

миром музыки.

Оборудование:

Наглядные пособия (портреты М.И.Цветаевой, родственников, близких), тематический стенд.

Дидактический материал (текстовые фрагменты), справочники, листы само- и взаимоконтроля.

Книжный фонд (сборники стихов Цветаевой), книги о поэте.

ТСО, мультимедиа, видеофрагменты.

Опережающие задания:

1).Повторить рабочий словарь аналитической филологии (оксюморон, олицетворение, персонификация, сравнение, инверсия , патетическое обращение, окказионализмы, эллипсы и т.д.)

2). Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение, чтение наизусть.

3) Символы

Задачи урока:

1. Ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир Цветаевой.

2.Познакомить с лирическими стихотворениями Цветаевой.

Эпиграф:

«Я - мятежница с вихрем в крови…»,

«Я вся - любовь…»

М.И. Цветаева.

План урока

1. Мотивационная беседа (этап подготовки учащихся к усвоению материала, связь с предыдущим материалом)

2. Знакомство с биографией и творчеством М.И. Цветаевой.

3.Творчество.Чтение и краткий анализ стихотворений.

4Просмотр слайдов изученного. (Этап закрепления новых знаний), (мультимедиа - теор.)

5.Переход к анализу стихотворения «Тоска по родине! Давно» Этап закрепления новых знаний (практ.)

6. Рефлексия.

7. Мультимедиа. Заключение. Домашнее задание.

1. Мотивационная беседа.

( этап подготовки к усвоению материала, связь с предыдущими уроками)

Я пью за разорённый дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоём,

И за тебя я пью…

За ложь меня предавших губ,

За мёртвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что Бог не спас.

А.А. Ахматова.

Эти слова А.А.Ахматовой очень близки и к творчеству Цветаевой, т.к. и Анна Ахматова и Марина Цветаева обозначили своим явлением новый характер русской поэзии, её новый облик. У обеих была нелёгкая судьба. Отражение трагичной судьбы поэтов в стихотворениях о любви, о родной земле: странничество, неприкаянность, ностальгия по России у Цветаевой, мотивы страдания, жертвенности, самоотречения. Неразрывность связи родины с судьбой родного языка, родного слова, родной земли, патриотизм, мужество, глубина переживаний лирических героинь - всё это в их поэзии.

Обе утверждали новую поэтику, новое отношение к слову.

2. Знакомство с биографией и творчеством М.И. Цветаевой

Мультимедиа: Поэтический мир М. Цветаевой.

1слайд.

(1892-1941)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

1916

Мультимедиа:

слайд №2 Биография (Московское детство)

Ученица(1):

Марина Ивановна Цветаева родилась и выросла в Москве, в семье сына сельского священника, искусствоведа, филолога, основателя и собирателя Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн, одарённой пианистки, ученицы композитора Рубинштейна. В детстве будущая поэтесса побывала вместе с матерью в Италии, Швейцарии, Германии. Немецкий язык считала своим вторым родным языком. В гимназические годы Цветаева проявила отнюдь не детскую строптивость и своеволие: её дважды исключали из гимназии за бунтарство, дурное влияние на учениц. В 16 лет она вдруг самостоятельно уехала в Париж, чтобы слушать лекции в Сорбонне.

Музыка и музей… Эти два центра, две стихии, шедшие от матери и отца сформировали Цветаеву, создали её поэтическую манеру, согласно которой она «как-то докрикивалась, доискивалась, докатывалась до смысла»

(из дневника 1921года).

Мультимедиа:

Слайд №2Биография (Московское детство)

Ученица (2):

В 1910 году Цветаева выпустила свой первый сборник стихов (за свой счёт) «Вечерний альбом». Он состоял из трёх разделов: «Детство», «Любовь», «Только тени». В сборнике отразилось и чтение Цветаевой дневника художницы из эпохи Тургенева Марии Башкирцевой, похороненной в Париже в 1884 году в возрасте 24 лет, с её безмерностью мечтаний, самовлюблённостью, бесконечным самоанализом, и знакомство с поэзией москвича В.Я.Брюсова. В дневнике Башкирцевой, хрупкой талантливой художницы, есть слова, которые могла бы сказать о себе и Цветаева: « Во мне бездна лишнего и недостаёт многого…»

Мультимедиа:

слайд №2Биография (Становление поэта-1абзац)

Ученица (3):

В 1911 году Цветаева принимает приглашение М.Волошина, хозяина своеобразной литературной виллы на берегу Чёрного моря, и едет к нему в Коктебель. Здесь происходит её знакомство с Сергеем Эфроном, сыном идеалиста-народовольца, юношей с романтической внешностью. В 1912 году она выходит замуж за него. В том же году появляется её вторая книга стихов - «Волшебный фонарь».

Мультимедиа:

слайд №2Биография (Становление поэта -2абзац)

( зачитать фрагмент из книги стр.13-14 М.Г. Ваняшовой)

Ученица (4):

В последующем судьба Цветаевой начала складываться весьма драматично. По многим причинам. С одной стороны, росла её «безмерность», самоупоение, крылатость души, сулившая ей одиночество в любом «царстве мер». Видеть мир по-своему - не всегда видеть правильно и точно. Она же уверена, что её стихам « настанет свой черёд». Везде она - «ничья»: и среди символистов, и среди акмеистов. Но в прозорливости ей не откажешь: она угадала фигуру будущего обновителя всей поэзии - Владимира Маяковского.

Впоследствии к числу обновителей стиха отнесёт и Б.Пастернака.

Мультимедиа:

слайд №2Биография( Поэтический мир и миф), -( полностью)

Ученик(5):

Главной же причиной возникновения её катастрофических состояний души стали события 1917 года. Февраль 1917 года она встретила созерцательно, нейтрально. О царе скажет: « Царь! Не люди - с вас Бог взыскал» и посоветует ему: « Есть - котомка, коль отнят трон».

Октябрь и начавшаяся вскоре гражданская война ввергли Цветаеву, уже мать двух детей Ариадны и Иры (последняя умрёт в 1920 году в промороженном детдоме), в состояние глубокой душевной депрессии, изменили, изломали всю её судьбу. Её возмущает торгашеский нэп, «жировой нарост» на романтической эпохе. Но печальнее всего - ощущение своей ненужности.

Мультимедиа:

слайд №2 Биография( После России)

Учитель:

Цветаева долго жила молитвами за С.Я Эфрона, ушедшего на Дон. В белую гвардию Корнилова, затем эмигрировавшего. В канун эмиграции она, автор «Лебединого стана» (1917 -1922), кульминации её романтических верований в рыцарей «белой идеи» скажет о своей судьбе:

…с эдаким в груди

Кремлёвским колоколом лгать нельзя.

Читает учитель: Чтение стихотворения из книги « Лебединый стан» (стр. 534 хрестоматия).

… Белый был - красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белый стал:

Смерть побелила.

Есть своего рода обещание мужу в дневнике Цветаевой: « Если Бог сделает это чудо. Оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака»

Ариадна Эфрон, дочь поэтессы скажет, что « Мама дважды сломала жизнь из-за отца. Первый раз. Когда уехала за ним из России, второй - когда за ним же и вернулась».

Мультимедиа:

слайд№2Биография «Особенности поэтического языка»

Ученица(6):

В эмиграции (1921 - 1939) Цветаева с её потрясённостью революцией, восхищением Маяковским, стала чужаком для всех, кто жил слепыми надеждами на реставрацию старого. На Родине её тоже не принимали, но делали это вполне осознанно. Ведь для неё даже нарком просвещения Луначарский, писавший архиреволюционные пьесы, был вовсе не поэтом революции, а чиновником от революции. А вот Маяковского она искренне считала поэтом революции.

Мультимедиа:

слайд№2 Биография «Проза»

В 1939 году вслед за С.Я Эфроном и Ариадной Цветаева возвратилась в Москву. С.Я Эфрон, идеалист белого движения,- он, став агентом советской разведки, приняв участие в уничтожении предателя, перебежчика, врага новой России И.Рейса,- был в те годы обречён на трагическую концовку: в Москве его арестовали и расстреляли. Арестована и осуждена на 8 лет лагерей и Ариадна, видимо знавшая о тайне отца. В условиях начавшейся в июне 1941 года войны; эвакуации Марина Цветаева пережила острейший кризис - одиночества, усталости и переутомления, тревог за сына Георгия, которого она тоже привезла из Франции в Россию. Она покончила с собой в г. Елабуге 31 августа 1941года.

Мультимедиа:

слайд №2 Биография «Конец пути».

Затем показ слайдов с фотографиями Цветаевой в разные периоды жизни, слайд стихотворения с автографом.

3.Творчество. Чтение и краткий анализ стихотворений

слайд №3( Творчество).

видеофрагмент о тарусском братстве.

4.Просмотр слайдов - (этап закрепление изученного).

слайд №4 Отношение к миру.

слайд №5 Мировая война.

слайд №6 Смутное время

слайд №7 Лебединый стан

слайд №8 Смерть младшей дочери

слайд№9 Тема России и Москвы

слайд №10 Мотив странничества

с записью понятия (лирический герой, образ лирического героя, от лица которого передаются мысли, чувства, переживания).

слайд № 11, (1ч. )Тема любви:

Учитель читает:

Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего - разрыв, она не бывает счастливой.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый мир земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Слова М.Цветаевой.

продолжение слайд№11(2ч.)

Учитель: Любовная лирика Цветаевой неистова, внутренне драматична.

Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времён:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

слайд №12 Эмиграция

слайд №13 Тоска по Родине


  1. Переход к анализу стихотворения

Чтение стихотворения:

«Тоска по родине! Давно…»

Жанр стихотворения - лирическая исповедь, сильная, страстная.

Тема - лирическая героиня говорит о родине и чужбине. Состояние лирической героини - ощущается её полная отрешённость от всего, чувствуется её одиночество.

Предлагаю выделить два смысловых «полюса» -чужбина и родина - которые разделяют это стихотворение на условные части.

? - Почувствовали, где происходит это деление?

- 38 стихе:

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина…

? Что скажете об этой поэтической формуле?

- Но - союз противительный, следовательно - противопоставлены как «два полюса» условно выделенные части стихотворения.

Учитель. Итак, начнём с состояния, ощущения лирической героини.

? Каково оно?

(Одиночество, отрешённость от всего, безразличие ко всему, всё ясно, всё решено:

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!)

? Как прочитаем эти строчки, какая интонация будет правильной? Почему?

(обратим внимание на поэтический синтаксис( строение предложений: назывное, неполное, восклицательное)

? Как развивается эта тема? С помощью каких средств?

(Повторы, поддерживающие строгую композицию, нагнетают до наивысшей степени состояние лирической героини

Совершенно всё равно

все равно

мне едино

мне безразлично)

? Что безразлично лирической героине?

( Где совершенно одинокой быть…

? Как усиливается ощущение полного одиночества?

( Состояние отрешенности передаётся средствами лексики

Брести с кошелкою базарной

Ощетиниваться

Быть вытесненной … в единоличье чувств.)

? С кем сравнивает себя лирическая героиня? Какие ассоциации, толкования рождают эти сравнения?

(Метафорические сравнения: пленный лев, животное свободное, дикое ,грозное, гордое; камчатский медведь без льдины, вне естественной среды обитания; остолбеневши, как бревно (бесчувственное), оставшееся от аллеи).

? Какой предметный ряд можно выделить ?

(Предметный ряд: камни, дом- казарм, госпиталь. Война и болезнь. А не покой и счастье.

Окружение: люди - толпа - читатели газетных сплетен.Поэт им противопоставляет себя:

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!


? Каков финал этой темы? Каков итог?

Все...равны…

Всё -равно….

(Игра слов. Прошлое (бывшее) и ровнее и роднее. Было роднее теперь ровнее, не тревожит, безразличнее всего. Знаки препинания: тире - соответствуют не требованиям синтаксиса, а напору чувств.)

? Слова с корнем - род - употребляются неоднократно. Найдите их в тексте.

? О чём это говорит?

( РОДИНА - это нечто большее, чем место рождения)

Но край не уберёг лирическую героиню, и вот уже ни примет, ни родимых пятен. Все «признаки», «меты» и «даты», т.е., связывает тебя с родиной, домом, «как рукой сняло», (т.е. отболело, ушло.) Это всё чужбина.

И вдруг перелом:

Но если на дороге - куст

Встаёт, особенно рябина…

? Что изменилось в нашем представлении о состоянии лирической героини?

(Она одинока, но все понятно, ничего не отболело, ничего не ушло, ничего не всё равно)

Уравновешиваются части стихотворения.

Замыкается по кольцу композиция.

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

и

Но если на дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина…

Е невысказанного, чем сказанного. Многоточие - значимо. Это многоточие - сорванный голос, комок в горле, мешающий говорить. Последнее двустишие заставляет прочитать стихотворение совсем по-другому и задуматься: тоска по родине, названная ранее «разоблачённой морокой», становится неизбывной БОЛЬЮ. Вот она, РОДИНА,

Родина бывает разная, но у всех одна. И связь с ней разорвать невозможно.

Об этом нас заставили говорить стихи Марины Цветаевой. Ей удалось переплавить глубоко личные чувства в общечеловечески значимый опыт.

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина -

Судьбина.

Горькая.

Рябина

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

М.И.Цветаева 1934

Это стихотворение написано во время работы над стихотворением «Тоска по родине! Давно….»Рябина для поэта - судьба, родина, Россия. Поэт и лирическая героиня навеки связаны с родной землёй, если даже куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной .

6. Рефлексия.

Что открыли нам стихи Цветаевой? Что поняли мы о связи с личности и Отечества?

Отечество это и любовь, и боль. Не было любимее, не было темы больней, не было связи прочнее, чем единство с духовностью, культурой своего народа.

Из письма к Тесковой: «Как Вы глубоко правы - так любить Россию! Старую, новую, красную, белую - всю! Вместила же Россия всё…Наша обязанность,

вернее, обязанность нашей любви -всю вместить»

7. Мультимедиа.

слайд №15 Заключение

Домашнее задание: наизусть стихотворения М.Цветаевой по выбору учащихся. Анализ статьи учебника стр.254-270, вопросы и задания стр.270.

© 2010-2022